Методика Ч.Д. Спилбергера
на выявление личностной
и ситуативной тревожности
(адаптирована на русский язык Ю.Л.Ханиным)
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.
Исследование может проводиться индивидуально или в группе.
Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряжённости |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбуждён, и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
№ |
Суждение |
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда |
1 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я легко могу расстроиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я всё принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ключ
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
||||||||
СТ |
Ответы |
ЛТ |
Ответы |
||||||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
4 |
3 |
2 |
1 |
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
19 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 – 44 балла – умеренная;
- 45 и более - высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Список литературы
1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. — СПб.: Речь, 2005. С.44 − 49.
2. Диагностики эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. С.124 − 126.
3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121 − 122.
4. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Автор-составитель Г.И.Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С.222 − 225 – (Библиотека школьника).
5. http://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера - Энциклопедия психодиагностики.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.