Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Яснозоренская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Подготовила: учитель
начальных классов
Демченко Ирина Фёдоровна
2019 год
Мы, с вами, прекрасно знаем, что в современном мире перед обществом стоит задача - вырастить деятельного человека, который умеет ставить перед собой цель и объективно оценивать свои действия для того, чтобы данную цель достигнуть.
Предлагаю вам вспомнить, какого выпускника начальных классов хотело бы видеть государство в условиях реализации ФГОС:
- любознательного, активно познающего мир;
- владеющего основами умения учиться, т.е. умеющего оценить себя, свои возможности, проанализировать свою работу;
- доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, высказать своё мнение.
К такому результату прийти нелегко, потому что многое зависит от общества, которое окружает ребёнка и от семьи, в которой он воспитывается. Но, мы с вами – учителя, всеми силами стремимся прийти к такому портрету выпускника.
Конечно, мы понимаем, что ребёнок не рождается на свет с каким-то определенным отношением к себе. Его самооценка складывается в процессе воспитания и обучения, под влиянием оценок со стороны окружающих, а также от того, как ребёнок осознает результаты своей собственной деятельности.
По мере того, как дети развиваются, они учатся давать оценку собственным качествам, учатся понимать себя. Это и называется самооценкой.
Самооценка – это оценивание человеком самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности, а также своего места среди других людей.
Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни. Хотелось бы сделать акцент на том, что именно в младшем школьном возрасте интенсивно формируется самооценка. В данном возрасте она ещё не постоянна и подвергается изменениям, так как на её становление влияет учебная деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. Именно от её хода и зависит как ребёнок будет себя оценивать. И особая роль в формировании самооценки младшего школьника на данном этапе отводится нам - учителям.
Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.
Формирующее оценивание используется для того, чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели. Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.
Основная цель введения элементов формирующего оценивания – это трансформация того, как учатся дети: мы это делаем для того, чтобы максимально усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, принципиально изменить их роль в учебном процессе. Мы хотим, чтобы ученики чувствовали и осознавали себя всё более ответственными за то, как они учатся, к каким результатам приходят и были уверены в том, добьются прогресса благодаря своим усилиям. Это центральный пункт. То есть мы, прежде всего, делаем акцент на учении и используем оценочные инструменты для того, чтобы поддерживать учение, улучшать его. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу.
При использовании формирующего оценивания убедитесь, что обратная связь налажена. Ученики должны знать, какую информацию получил учитель и как он вместе с ними может ее использовать для улучшения учебного процесса.
Методы формирующего оценивания
Методика «Карта оценки групповой презентации» используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.
при оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:
«+» – отличная работа (трудно улучшить);
«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);
«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).
Методика «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
1. Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Результаты анализа. Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе. Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно.
Использование подобных отчётов дает ученикам возможность проанализировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно. Анализируя отчёты, учитель может:
§ узнать об основных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;
§ получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса;
§ проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Помимо тех возможностей, которые данная методика представляет учителю, она позволяет ученику:
§ тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли;
§ задать существенные для него вопросы;
§ проанализировать собственные знания и процесс учения.
В некоторых случаях учитель решает, что третий вопрос менее информативен, чем первый и второй, тогда он может от него отказаться. В другом варианте можно предложить одну неделю отвечать на первый вопрос одной группе учащихся, а на второй и третий – другой группе, и каждую неделю эти группы менять. Обе эти стратегии сокращают нагрузку учителя.
Как анализировать отчёты
Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, может быть полезным проанализировать уровни сложности вопросов.
Можно выделить четыре таких уровня для вопросов: Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню»: например, «Что такое ……. .?».
Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню»: «Какая разница между ….. и ……….?».
Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «рабочему уровню»: «Как можно доказать, что ………?».
К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «Почему …»
Методика «Составление тестов»
Методика «составление тестов» – универсальная процедура. Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В этом заключается основа данной процедуры, а вокруг нее выстраивается большое число переменных, которые могут иметь важное педагогическое значение. Эти переменные определяют, на каком этапе учебного процесса проводится тестирование, какие требования к объему и виду тестовых вопросов предъявляются, какие ответы на эти вопросы ожидаются, кого опрашивают и т.д. составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Задачи этой методики можно определить так:
§ Повысить качество выполнения домашнего задания.
§ Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
§ Развивать критическое мышление.
§ строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
Как организовать работу с методикой
Методика используется как элемент серии уроков.
Первый урок – получение домашнего задания и комментарии нему (3 минуты).
Второй урок – сбор домашнего задания, индивидуальные консультации по качеству вопросов (на перемене до или после урока), обсуждение собранных вопросов. Ребята имеют возможность знакомиться с вопросами одноклассников, сравнить разные по ложности и дизайну вопросы, определить наиболее интересные содержательные.
Третий урок – написание проверочной работы, разработанной а основе детских вопросов (10–12 минут). На этом же уроке и/или а следующем (четвертом) подводятся итоги проверочной работы, разбор ответов к вопросам, вызвавшим затруднение, и анализ критических замечаний к неудачным вопросам (5–12 минут). Это должны быть вопросы на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Вопросы могут быть сформулированы в тестовом виде, в таком случае к ним должны предлагаться несколько вариантов ответов. Самые простые вопросы такого плана имеют два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет». Тестовые вопросы могут быть закрытой формы, тогда в качестве ответа будет число или словосочетание. Также можно использовать вопросы, требующие объяснения (начинаются со слова «почему?»). Впоследствии удачные вопросы будут включены в проверочную работу по данной теме. Тот, кто придумает больше хороших вопросов, будет лучше подготовлен к этой работе.
Как проводить оценивание
Критерии оценивания могут меняться по мере возрастания опытности учащихся в разработке вопросов. поначалу можно оценивать только то, подходит вопрос для включения в проверочную работу или нет. Впоследствии можно присваивать удачным вопросам различное количество баллов, в зависимости от их сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно придумать вместе с учениками.
Примеры таблиц самооценивания
Карта оценки групповой презентации
Фамилия, имя: ___________________________________________
Дата: __________________
Группа, которую наблюдал: _______________________________
Группа работала над темой
презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
презентация была понятной и визуально ясной – она помогла мне лучше понять тему
Все члены группы участвовали в презентации
Все участники отнеслись к проекту серьезно
Группа подробно и детально отвечала на вопросы
презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
я узнал новые вещи из презентации
презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый человек знает свою часть)
Выступающие говорили ясно и громко, так что всем было слышно.
Форма отзыва о презентации
Ваше имя, фамилия: ______________________________________
имя, фамилия рецензируемого:
_________________________________________________________
название проекта: _______________________________________
Две похвалы работе:
__________________________________________________________
_________________________________________________________
Два предложения по работе:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
я не вполне согласен с тем, что ...
я хочу знать больше деталей о ...
Другие идеи и замечания: _________________________________________
__________________________________________________________
Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)
Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ / –« или оцени работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)
Самооценка |
+/- |
Взаимооценка |
+/- |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары). |
|
Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).
|
|
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу |
|
Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. |
|
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. |
|
Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы |
|
Я подавал группе правильные ответы. |
|
Он давал группе правильные ответы.
|
|
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
|
Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы. |
|
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим. |
|
Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим. |
|
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
|
Лист самооценки ____________________________________
№ п\п |
Критерии оценивания |
Оценка |
||
Всё получилось |
Не совсем всё получилось |
Не получилось (почему) |
||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке. |
___________________________________________
|
Лист самооценки творческого дела
Ф.И. ученик ________________________________________
|
Необыкновенный результат, его будет сложно повторить
|
|||
|
Очень доволен, так как результат отличается от обычного
|
|||
|
Доволен, похоже на то, что делаю обычно
|
|||
|
Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе
|
|||
Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике?»), обучить способам ее осуществления («как учиться?»).
Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий. Достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Результаты должны продемонстрировать сами дети в созданных для них условиях. Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себя людьми.
В своей педагогической деятельности применяю следующие формы учета достигнутых результатов: отметка, балльная система, самооценка. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
На своих уроках применяю следующие виды самооценки:
1. Морской бой
Вид рабочего поля учащегося:
|
|
|
|
|
Устный счет
|
|
|
|
|
Решение задачи № …
|
|
|
|
|
Повторение темы «……»
|
|
|
|
|
Математический диктант ( проверка по шаблону) |
|
|
|
|
Итог урока
|
|
|
|
|
1. В начале урока учитель озвучивает основные этапы, на которых учащийся должен оценить свою работу (поставить знак или оценку в пустую клеточку).
2. В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочее поле самостоятельно.
3. При подведении итогов урока учитель выставляет оценки с учётом заполненных в таблице полей. Рабочая карта урока может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока.
Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и спланировать работу с ним, дает возможность учителю увидеть, что удалось, а чему следует уделить больше внимания в классе. Накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала.
2. «Человечки»
Данная карточка рассчитана на 5 уроков (по количеству уроков в изучаемой теме).
Учащиеся их пронумеровывают. И в конце каждого урока ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки. Также можно проставить оценку человечку (за работу на уроке, математический диктант, самостоятельную работу).
3. «Дерево роста»
Данное дерево есть у каждого ученика.
Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы.
Например, «Обыкновенные дроби». На данную тему отведено по плану 34 часа.
Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке - закрашивает человечка.
Есть он, усвоил тему урока - закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.
И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ.
А учителю легко проследить усвоение материала учеником на уроке.
Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в среднем звене является актуальным в настоящее время.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки учащихся использую следующие формы на уроках русского языка и литературного чтения
1. «Лесенка успеха»
1-я ступенька: ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступенька: у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька: ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
2. «Мои успехи»
Таблица состоит из двух колонок: в перовой колонке записаны следующие формулировки: Всё понял, могу этот материал объяснить другому. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. Для полного понимания мне нужно повторить тему. Я ничего не понял. Во второй колонке - баллы за каждый результат.
Самооценка деятельности |
Баллы |
1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. |
5 |
2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. |
4 |
3.Для полного понимания мне нужно повторить тему. |
3 |
4.Я ничего не понял. |
2 |
3. «Терем успешности»
При изучении устного народного творчества уместно рисовать терем. Вспомнили сказку «Сивка-бурка», в которой герой должен был допрыгнуть до самого высокого этажа, чтобы поцеловать царевну. Так, учащиеся на уроке нарисовали терем (количество этажей от 3 до 5) и по окончании работы должны были отметить этаж (уровень знаний), которого им удалось достичь. При дальнейшем изучении произведений можно изменять терем на другой объект (например, при изучении басен И.А.Крылова – «Дерево успеха», сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина - «Терем успешности»).
Виды самооценки:
§ Ретроспективная – самооценка ученика предшествует оценке учителя.
§ Рефлексивная – основой данной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях.
§ Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»
Приемы ретроспективной самооценки
«Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй другое лицо.
«Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает внешне измерительный прибор.
Такая система оценивания:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.
«Оценочные суждения»
1. Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал.
2. Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения.
3. Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.
4. Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим….
Приемы рефлексивной оценки
«Незаконченное предложение»
Я знаю…
Я понимаю…
Я научился…
Мне легко…
Мне сложно…
Осталось непонятным…
«Кто сможет?»
Учитель говорит задание и спрашивает «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность.
Представлены 3 вида карточек: На «5», «4» и «3». Ребята выбирают то задание, которое, по собственной оценке, смогут выполнить.
Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамическим во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении. Оценочный компонент становится внутренним символом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники стимулирования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.