Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами
Оценка 4.6

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами

Оценка 4.6
docx
19.04.2020
Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами
Мнемотехника в запоминании слов. слов.docx

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами

1.     Метод фонетических (звуковых) ассоциаций

·        «Мнемонический» словарик.

          Дети с помощью родителей,  учителя или самостоятельно  (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют фразу или предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например:

Берёза. У берёзы белый ствол.

Дежурный. Дети дежурные.

Деревня. Дед в деревне.

Кастрюля. Каша в кастрюле.

Комната. Комната у Наты.

Костюм. Костя носит костюм.

Лопата. Лопата похожа на лопасть.

Мебель. Мебель из ели.

Медведь. Мёд ведает.

Пенал. У Пети пенал.

Пальто. Пальто носит папа.

Совет. Совушка даёт совет.

Товарищи. Том и Толик товарищи.

Улица. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

Февраль. Федя родился в феврале.

Ягода. Ем ягоды круглый год.

·        В слове спряталось другое слово:

Богатство – бог дал богатство.

Валенки – валенки у Ленки.

Горизонт – гори, зонт!

Лисица – братец Лис.

Ракета – рак летит в ракете.

Ужин – ужи на ужин.

·        «Маленькие кроссвордики»

  к              б             г              л             х          п  р

лимон     берёза    ворота    лопата    мороз    аромат

  с              л             л             п              л          х  з

  л              а                            а              о          н  а

  ы             я                            с              д          е

  й                                           т                          т

                                               ь

·        Рифмовка слов со словами МНОГО и МАЛО

Со словом мАло соединяются те слова, в которых в безударном положении должно писаться А, а со словом МНОГО – те слова, где в безударном положении пишется буква О.

МАло мАрмелАдА,

Но мнОго  шОкОлада.

 

МАло гАлет,

Но мнОго кОнфет.

 

МАло сАлАтА, бАнАнов, фАсоли,

Но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви.

 

МАло мАндАринов и стАкАнов,

Но мнОго Оврагов, Океанов.

 

МАло Акул, Антилоп, кАрАсей.

Но мнОго сОлОмы, кОрОв, кОраблей.

 

МАло кАртин и гАрдин,

Но мнОго Осин и кОрзин.

 

МАло кАрмАнов, кАфтАнов, кАштАнов,

И мАло шАкАлов, сАзАнов, фАзАнов.

 

МнОго сОбак и кОрОв,

А также лОпат, тОпОров.

 

·        Использование слов «бЕлый» и «сИний» для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными Е и И. Например:

БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы,

Но бывают разве бЕлые стрЕкозы?

БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

Встретишь только в сказках и в волшебных снах.

 

Синюю сИницу,сИнюю сИрень,

ВасИлёчки синие  вспоминал весь день.

 

СИний бИлет и бЕлый бЕрЕт.

 

·        Непривычное по смыслу зарифмованное сочетание слов. Например:

 

Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.

 

САлат не положишь в хАлАт,

В кАстрюле не варят кАнАт.

 

Наш милый КАрАбАс,

Садитесь в тАрАнтАс,

И вот вам АнАнАс.

 

Не нужен бАрАну бАнАн и бАшмАк,

БАрану понравился старый бАрАк.

 

Надел тАрАкАн большой сАрАфАн,

Взял бАрАбАн, пошёл в бАлАгАн.

 

На кАштАне не растут кАфтАны.

 

МОрОз на пОрОге – ОбОз на дОрОге.

 

Чай пьют с кОнфетами, а не с кОтлетами.

 

Бизоны не пьют из бИдонов.

 

Мелкий кАрАпуз съел большой Арбуз.

 

Спешил на бАлет – попал на бАнкет.

 

2.     Метод графических ассоциаций.

·        Чтение словарных слов:

- слова, имеющие ударную гласную А, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже А. Например:

кАрАндАш      бАклАжАн     кАлАнчА       АнАнАс

сАрАфАн         кАрАвАн       сАрАнчА       тАрАнтАс

тАрАкАн         кАрАвАй       цАрАпинА     фАлАнгА

бАлАгАн         кАрнАвАл     шАрмАнкА    кАнАвА

бАрАбАн        мАскАрАд     пАлАтА          мАкАкА

АтАмАн          пАнАмА         гАгАрА          шАрАдА

- слова, имеющие ударную гласную О, две остальные, не проверяемые ударением гласные -  тоже О. Например:

 мОлОкО          вОлОкнО        пОрОшОк       ОбОрОт

дОлОтО           тОлОкнО         пОтОлОк         пОвОрОт

пОлОтнО         хОрОшО         мОлОтОк         бОлОтО

 

- слова, где  обе сомнительные гласные являются безударными, но одинаковыми (две А или две О), что также облегчает запоминание слов. Например:

пАрАфин                    кАшАлот                сАхАрин

мАндАрин                  кАрАмель               кАвАлер

кАрАбин                    кАрАпуз                  мАргАрин

кАрАнтин                  бАрбАрис                бАтАрея

      

- слова с разными гласными:

сОлдАт                       фОнАрь                    вАгОн

крОвАть                     кОмАр                      тАлОн

вОкзАл                       вОлАн                       гАзОн

кОрАлл                      лОпАта                     кОмАнда

 

- слова с гласной Е:

шЕрЕнга               рЕцЕпт              сЕрЕнада               тЕлЕвизор

тЕлЕга                  пЕсЕц                 пЕлЕна                  тЕлЕфон

чЕрЕшня              мЕдвЕдь            чЕрЕпаха               тЕлЕскоп

прЕлЕсть              чЕловЕк            чЕрЕнок                 тЕлЕграф

тЕрЕм                   сЕрЕбро            бЕгЕмот                 тЕлЕграмма

 

- слова с гласной И:

фИнИш

фИтИль

СИбИрь

 

- слова с  гласными Е и И:

рЕдИска                 бЕнзИн

пЕрИла                  кЕросИн

пЕрИна                  дЕльфИн

 

- слова с гласными И и Е:

сИтЕц                      прИвЕт                      сИрЕнь

грИфЕль                 бИлЕт                        свИрЕль

бИсЕр                     жИлЕт                        сИрЕна

 

·        «Тематическое» запоминание групп слов, относящихся к одной и той же логической категории и имеющих одну и ту же не проверяемую ударением гласную в корне.

 

Фрукты

Овощи

Рыбы

Страны, города

А

О

А

А

Апельсин

Огурец

кАрАсь

АстрАхАнь

Абрикос

пОмидОр

сАзАн

АнАпА

мАндАрин

мОркОвь

сАлАкА

САмАрА

бАнАн

гОрОх

кАмбАлА

САрАтов

грАнАт

пОдсОлнух

АкулА

КАзАхстАн

Арбуз

 

 

МАгАдАн

 


 

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами 1

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами 1

Рак ета – рак летит в рак ете

Рак ета – рак летит в рак ете

БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

О, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже

О, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже

Абрикос пОмидОр сАзАн

Абрикос пОмидОр сАзАн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020