Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами
1. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций
· «Мнемонический» словарик.
Дети с помощью родителей, учителя или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют фразу или предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например:
Берёза. У берёзы белый ствол.
Дежурный. Дети дежурные.
Деревня. Дед в деревне.
Кастрюля. Каша в кастрюле.
Комната. Комната у Наты.
Костюм. Костя носит костюм.
Лопата. Лопата похожа на лопасть.
Мебель. Мебель из ели.
Медведь. Мёд ведает.
Пенал. У Пети пенал.
Пальто. Пальто носит папа.
Совет. Совушка даёт совет.
Товарищи. Том и Толик товарищи.
Улица. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
Февраль. Федя родился в феврале.
Ягода. Ем ягоды круглый год.
· В слове спряталось другое слово:
Богатство – бог дал богатство.
Валенки – валенки у Ленки.
Горизонт – гори, зонт!
Лисица – братец Лис.
Ракета – рак летит в ракете.
Ужин – ужи на ужин.
· «Маленькие кроссвордики»
к б г л х п р
лимон берёза ворота лопата мороз аромат
с л л п л х з
л а а о н а
ы я с д е
й т т
ь
· Рифмовка слов со словами МНОГО и МАЛО
Со словом мАло соединяются те слова, в которых в безударном положении должно писаться А, а со словом МНОГО – те слова, где в безударном положении пишется буква О.
МАло мАрмелАдА,
Но мнОго шОкОлада.
МАло гАлет,
Но мнОго кОнфет.
МАло сАлАтА, бАнАнов, фАсоли,
Но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви.
МАло мАндАринов и стАкАнов,
Но мнОго Оврагов, Океанов.
МАло Акул, Антилоп, кАрАсей.
Но мнОго сОлОмы, кОрОв, кОраблей.
МАло кАртин и гАрдин,
Но мнОго Осин и кОрзин.
МАло кАрмАнов, кАфтАнов, кАштАнов,
И мАло шАкАлов, сАзАнов, фАзАнов.
МнОго сОбак и кОрОв,
А также лОпат, тОпОров.
· Использование слов «бЕлый» и «сИний» для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными Е и И. Например:
БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы,
Но бывают разве бЕлые стрЕкозы?
БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах
Встретишь только в сказках и в волшебных снах.
Синюю сИницу,сИнюю сИрень,
ВасИлёчки синие вспоминал весь день.
СИний бИлет и бЕлый бЕрЕт.
· Непривычное по смыслу зарифмованное сочетание слов. Например:
Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.
САлат не положишь в хАлАт,
В кАстрюле не варят кАнАт.
Наш милый КАрАбАс,
Садитесь в тАрАнтАс,
И вот вам АнАнАс.
Не нужен бАрАну бАнАн и бАшмАк,
БАрану понравился старый бАрАк.
Надел тАрАкАн большой сАрАфАн,
Взял бАрАбАн, пошёл в бАлАгАн.
На кАштАне не растут кАфтАны.
МОрОз на пОрОге – ОбОз на дОрОге.
Чай пьют с кОнфетами, а не с кОтлетами.
Бизоны не пьют из бИдонов.
Мелкий кАрАпуз съел большой Арбуз.
Спешил на бАлет – попал на бАнкет.
2. Метод графических ассоциаций.
· Чтение словарных слов:
- слова, имеющие ударную гласную А, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже А. Например:
кАрАндАш бАклАжАн кАлАнчА АнАнАс
сАрАфАн кАрАвАн сАрАнчА тАрАнтАс
тАрАкАн кАрАвАй цАрАпинА фАлАнгА
бАлАгАн кАрнАвАл шАрмАнкА кАнАвА
бАрАбАн мАскАрАд пАлАтА мАкАкА
АтАмАн пАнАмА гАгАрА шАрАдА
- слова, имеющие ударную гласную О, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже О. Например:
мОлОкО вОлОкнО пОрОшОк ОбОрОт
дОлОтО тОлОкнО пОтОлОк пОвОрОт
пОлОтнО хОрОшО мОлОтОк бОлОтО
- слова, где обе сомнительные гласные являются безударными, но одинаковыми (две А или две О), что также облегчает запоминание слов. Например:
пАрАфин кАшАлот сАхАрин
мАндАрин кАрАмель кАвАлер
кАрАбин кАрАпуз мАргАрин
кАрАнтин бАрбАрис бАтАрея
- слова с разными гласными:
сОлдАт фОнАрь вАгОн
крОвАть кОмАр тАлОн
вОкзАл вОлАн гАзОн
кОрАлл лОпАта кОмАнда
- слова с гласной Е:
шЕрЕнга рЕцЕпт сЕрЕнада тЕлЕвизор
тЕлЕга пЕсЕц пЕлЕна тЕлЕфон
чЕрЕшня мЕдвЕдь чЕрЕпаха тЕлЕскоп
прЕлЕсть чЕловЕк чЕрЕнок тЕлЕграф
тЕрЕм сЕрЕбро бЕгЕмот тЕлЕграмма
- слова с гласной И:
фИнИш
фИтИль
СИбИрь
- слова с гласными Е и И:
рЕдИска бЕнзИн
пЕрИла кЕросИн
пЕрИна дЕльфИн
- слова с гласными И и Е:
сИтЕц прИвЕт сИрЕнь
грИфЕль бИлЕт свИрЕль
бИсЕр жИлЕт сИрЕна
· «Тематическое» запоминание групп слов, относящихся к одной и той же логической категории и имеющих одну и ту же не проверяемую ударением гласную в корне.
Фрукты |
Овощи |
Рыбы |
Страны, города |
А |
О |
А |
А |
Апельсин |
Огурец |
кАрАсь |
АстрАхАнь |
Абрикос |
пОмидОр |
сАзАн |
АнАпА |
мАндАрин |
мОркОвь |
сАлАкА |
САмАрА |
бАнАн |
гОрОх |
кАмбАлА |
САрАтов |
грАнАт |
пОдсОлнух |
АкулА |
КАзАхстАн |
Арбуз |
|
|
МАгАдАн |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.