ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.9
docx
математика
24.11.2019
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
мультимедиа.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Хабибулина Рима Тахировна– Узбекистан, Наманган, Туракурганский район

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции.

Когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно   становится в передовых учебных заведениях новым образовательным стандартом. Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающе-контролирующих  систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления  процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту  прямо включиться в интересующую его тему - это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.   

Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:

1.                     “Проникающая” технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).

2.                     Основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

3.                     Монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Функции компьютера в обучении:

- технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые, консультирующие, расчетно-логические);

- дидактические (компьютер как тренажёр, как репетитор, как ассистент, как устройство, моделирующее определённые ситуации; компьютер как средство, выполняющее функции: оперативного обновления учебной информации, получения оперативной информации об индивидуальных особенностях обучающихся; компьютер как средство корректировки, контроля и оценки их деятельности, её активизации и стимулирования).

Использование новых информационных технологий на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- облегчается процесс контроля и оценки знаний;

- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

- мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Современное обучение математике должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию мультимедийных форм обучения.

Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

На разных этапах уроков математики возможно применение программно-методического комплекса из серии “Компьютерное обучение. Семейный наставник”, с помощью которого можно внедрять разные компьютерные обучающие технологии. К основным программным модулям, которые входят в ПМК, относятся:

программа “Наставник”, предназначенная для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций, запуска программ “Тестировщик”, и “Корректор”;

программа “Тестировщик”, предназначенная для проведения тестирования;

программа “Корректор”, предназначенная для проведения звуковых математических диктантов и тест-диктантов.

Контроль усвоения знаний является существенным компонентом процесса обучения математики. В традиционной системе он реализуется в аудитории в форме контрольных работ, зачетов и экзаменов. При применении ПМК “Компьютерное обучение. Семейный наставник” часть контрольных мероприятий возлагается на компьютерные тестирующие программы.

Подсистема тестирования является весьма важной частью электронного учебника (под этим термином понимается весь комплекс интерактивных мультимедийных средств, предназначенных для изучения конкретной дисциплины), поскольку она частично берет на себя функции, в традиционной системе осуществляемые преподавателем. В зависимости от педагогической задачи, она может реализовывать различные варианты контроля:

“Изучение”;

- “Тренинг”;

- “Самоконтроль”;

- “Контроль”.

Режим тестирования определяет следующие параметры:

- доступ к справочной информации при тестировании;

- порядок предъявления заданий в тесте;

- наличие или отсутствие подтверждения при выполнении заданий;

- наличие или отсутствие моментального исправления допущенных ошибок.

При тестировании в режиме “Изучение” на экране появляется вся справочная информация, относящаяся к первому тестовому заданию. Если задание выполнено правильно, справочная информация повторно не предъявляется. Если для очередного задания предполагается новая справочная информация, она также сразу выводится на экран. Задания выполняются без подтверждения и с исправлением ошибок. Задания предъявляются в том порядке, в каком они вошли в тест. Все неверно выполненные задания предъявляются до тех пор, пока они не будут выполнены верно. Ошибки в этом режиме тестирования не фиксируются.

При тестировании в режиме “Тренинг” справочная информация на экране отсутствует, но может быть в любой момент получена при помощи кнопок на панели управления. Задания выполняются без подтверждения и с исправлением ошибок. В режиме “Фиксированный тренинг” задания предъявляются в том порядке, в каком они вошли в тест. В режиме “Произвольный тренинг” задания предъявляются в произвольном порядке. Все неверно выполненные задания предъявляются до тех пор, пока они не будут выполнены верно. Ошибки в этом режиме фиксируются.

При тестировании в режиме “Самоконтроль” справочная информация недоступна. Задания выполняются без подтверждения и с исправлением ошибок.

В режиме “Фиксированный самоконтроль” задания предъявляются в том порядке, в каком они вошли в тест. В режиме “Произвольный самоконтроль”задания предъявляются в произвольном порядке. В режиме “Самоконтроль с поощрением” после выполнения задания показывается небольшой анимационный фильм. Все задания выполняются только один раз. Ошибки в этом режиме фиксируются.

При тестировании в режиме “Контроль” справочная информация недоступна. Задания выполняются с подтверждением и без исправления ошибок. Задания предъявляются в произвольном порядке. Выполнение задания можно отложить (перенести на конец очереди). Для этого ребенку достаточно щелкнуть правой кнопкой в области задания. Задания выполняются только один раз. Ошибки в этом режиме фиксируются.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

(по системе РО)

ТЕМА: Составление формул с помощью букв, обозначающих свойства предметов и знаков “равно”, “неравно”, “больше”, “меньше”.

Рефлексия отношений.

ЦЕЛЬ: Обобщить знания и умения учащихся выделять свойства предметов через их сравнение и составлять отношения равенства и неравенства с помощью букв, обозначающих свойства предметов.

ЗАДАЧИ:

- развивать мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения;

- развивать умения употреблять в речи математические понятия;

- воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества (уважать мнения других, уметь слушать товарищей);

- прививать интерес к изучению математики.

ОБОРУДОВАНИЕ: медиопроектор, ПМК “Компьютерное обучение. Семейный наставник”, весы, 2 груза, 2 сосуда, карточки с заданием, 2 отреза ткани.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

А теперь проверь, дружок, 
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
(Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать).

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Начнём урок с зарядки для ума. Отгадайте ребус и тогда вы узнаете - какая умная машина будет помогать нам сегодня на уроке выполнять задания.

(решение ребуса – “компьютер”)

- Молодцы! Вы правильно отгадали ребус! И именно компьютер приготовил для вас первое задание.

(работа с блоком заданий “Определение признака сравнения” ПМК “Компьютерное обучение. Семейный наставник.”)

3. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- По каким признакам мы сравнивали геометрические фигуры?

(дети называют признаки, а учитель вывешивает таблички на доске: цвет, длина, высота, ширина, площадь).

- А по какому признаку нам помогает сравнивать этот прибор? (весы - масса)

- Посмотрите на мои 2 коробочки, чем они похожи? (цвет, форма, размер)

- Хорошо, во всём они одинаковые, значит и по массе тоже равные. (возмущения детей - по массе могут быть и не равны).

- Какую формулу запишем в тетрадь? (М1 < М2 )

- Смоделируйте эту формулу при помощи схемы в своей тетради (дети выполняют задание).

- А по какому признаку я могу сравнить эти 2 сосуда? (по объёму)

- И что вы можете сказать про объем этих сосудов, в каком отношении они находятся ? (гипотезы детей)

- А как проверить, кто же прав? (переливанием)

- Какую формулу запишем в тетрадь? ( V1=V2)

- Смоделируйте эту формулу с помощью схемы (дети выполняют задание).

- Девочки к уроку труда приготовили ткань. У Алисы и Даши вот такие отрезы ткани (девочки показывают). По какому признаку можем сравнить эти два отреза? (по площади)

- Как вы думаете, какие они по площади? (гипотезы детей)

- Как проверить? (наложением)

- Какую формулу запишем в тетрадь? ( S1>S2)

- Смоделируйте эту формулу с помощью схемы (дети выполняют задание).

4. ИГРА “Величина – хлопок, не величина - молчок”.

- Не все признаки сравнения являются величинами. Сейчас мы поиграем в игру, но сначала вспомните, что такое величина? (это то, что можно измерить)

- Я буду называть разные признаки сравнения, а вы будете хлопать, если этот признак величина, и тихо сидеть - если этот признак не величина.

(игра)

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (самоконтроль)

- Я вам приготовила задания на листочках. В левой части – рисунки, отображающие предметы в сравнении. По какому признаку сравнивали на первом рисунке? На втором? На третьем? На четвертом?

- А в правой части – формулы. Но в них пропущены знаки. Задание: посмотрите внимательно на рисунки и вставьте нужные знаки.

(выполнение задания)

- А теперь давайте проверим. Какой знак вставили в первую формулу? Во вторую? В третью? В четвертую?

6. ИТОГ УРОКА.

- А теперь переверните листочек. Если вам было трудно выполнять это задание, требовалась помощь учителя в выполнении задания, и вы допустили несколько ошибок – обведите грустную мордашку; если вы ошиблись только один раз, задумывались и чувствовали себя неуверенно – обведите серьёзную мордашку; а если вам было легко выполнять все задания, у вас всё правильно получилось, вы уверены в своих знаниях – обведите веселую мордашку.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2019