Метод проекта на уроках осетинской
литературы.
На уроках осетинской литературы используются технологии, направленные на гарантированные достижения намеченных результатов. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельные, игровые, групповые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов.
Метод проектов в последнее время приобретает большую популярность. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную субъективную позицию. Метод учебного проекта способствует раскрытию личности учащихся, их самостоятельности, активности, а также развитию навыков исследовательской работы.
В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, так же полное и ограниченное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний и умение использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта.
Учебный проект можно выстроить так:
· Проблема (мотивация)- почему?
· Цель проекта – зачем?
· Задачи проекта – что?
· Методы и способы – как?
· Результат – что получится?
Проектная деятельность по осетинской литературе способствует патриотическому воспитанию личности учащегося. Проявлению любви к родному краю, к осетинскому языку и литературе.
В эффективности метода учебных проектов я убедилась на своей практике.
Во время изучения Нартских сказаний, учащиеся 5 класса проявили большой интерес к происхождению осетинского пива. Это и подтолкнула к созданию учебного проекта. Учащимся, объединенным в 3 группы, дается задание: подготовить коллаж из рисунков – учащихся по теме, узнать у старших и записать рецепт напитка. Кроме этого, ребята должны представить, защитить свой проект. Выполнение этой работы потребовало от учащихся не только творческого подхода, но и организаторских и коммуникативных умений.
Во время изучения осетинского народного творчества (сказки), учащиеся проявили большой интерес к сочинению авторских сказок. Сперва ученики придумали темы , затем названия, потом нарисовали к своим произведениям иллюстрации. Подобного вида задания вызывают большой интерес у учащихся, оживляют учебный процесс. Ученики, как правило, хорошо справляются с такими заданиями. Так же, такая работа помогает учителю распознать индивидуальные способности учащихся.
Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся в рамках предметов регионального компонента.
Для изучения нового материала, можно заранее(за неделю) обозначить проблему. В 9 классе учащиеся подготовили учебный проект по теме «Еще раз, о Коста Хетагурове – художнике» Учащиеся самостоятельно подготовили весь материал по теме и презентовали его . В процессе работы над проектом, ученикам неоднократно приходилось обращаться к региональным интернет –ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучает работать с информацией.
Учебный проект, предложенный учащимся класса – «Построй свою башню» выполнялся после изучения очерка И.Канукова «В осетинском селе». Учащиеся провели огромную исследовательскую работу в группах. Изучили большое количество материала по истории родного края, села, семьи, школы… Проведя такую большую работу, учащиеся лучше узнали культуру своей родины. Во время изучения рассказа Басиева М. «Исса Плиев» , учащиеся принесли фотографии своих родственников – фронтовиков, рассказать о них. Где они воевали, какие награды и звания имеют. Презентация проекта совпало с празднованием 70-летия Победы. Подобная работа сближает поколения. Ученики приходят к выводу о том, как история нашей родины, народа отразилось в судьбах их предков, какой вклад внесли они в историю своего народа. Кроме того, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора информации. Это позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке. Таким образом, работа над проектом- это путь к саморазвитию личности через сознание собственных потребностей.
Нет смысла доказывать, что проектная деятельность помогает сделать урок эффективным, результативным, а процесс получения знаний – интересным и продуктивным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.