«Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ»
Оценка 4.8

«Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ»

Оценка 4.8
doc
12.04.2020
«Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ»
зд.технологиии для детей с овз.doc

«Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с ОВЗ»

 

        Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положительного эмоционального настроя, достижение положительных результатов в учебном процессе. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, Су–Джок терапия, кинезотерапия, биоэнергопластика, музыкотерапия, релаксационные упражнения.

     Проблема сохранения здоровья детей и подростков является остроактуальной для современного социума. Но в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с увеличением количества детей, имеющих хронические заболевания. По данным Научно-исследовательского института гигиены охраны здоровья детей количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии, и заболеваемости среди детей ежегодно увеличивается на 4–5 %.

     Определяющим фактором в системе   укрепления, сохранения здоровья школьников является образовательный процесс, построенный с учетом норм  способствующих укреплению сохранению   здоровья учащихся  включение в системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.               Предлагаемые  здоровьесберегающие технологии можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Первые из вышеописанных достаточно изучены  повсеместно используется в образовательном процессе. К ним относятся: упражнения на общую также мелкую моторику, зарядка, артикуляционную мускулатуру; физкультминутки; уроки физкультуры и ритмики различные подвижные игры. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим подробно нетрадиционные здоровьесберегающие компоненты, применяемые в нашей педагогической деятельности:

1. Элементы Су-Джок терапии — воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а с целью общего укрепления организма. Во время коррекционной деятельности следует стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики), позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.Непосредственно такую работу можно проводить перед выполнением заданий  которые связаны с рисованием, а также письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.

 2. Кинезотерапия. - В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов которые  синхронизируют работу двух полушарий коры головного мозга. Методы кинезотерапии положительно влияют как на здоровых детей, и детей с нарушениями развития. Так рекомендуется использовать кинезелогические упражнения детям с ДЦПзаболеваниями опорно-двигательного аппарата. Где  индивидуальные , а также групповые занятия данными упражнениями благотворно воздействуют на психическое состояние. Комплекс кинезеологических упражнений рекомендуемый к применению перед началом работы: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», «Замок», «Лезгинка». Так эффективно в структуру коррекционных занятия включать несколько кинезиологических упражнений направленных на развитие точности движений пальцев способности к переключению с одного движения на другое.

3. Биоэнергопластика  -  Предлагаемая  технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергопластики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушенными кинестетических ощущений ускоряется, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используется комплекс динамических упражнений, направленный на нормализацию мышечного тонуса, переключаемости движений: “Качели”, “Утюжок”, “Футбол”, “Часики”, а также комплекс статических упражнений, способствующий развитию мышечной силы, динамической организации движения: “Улыбка”, “Хоботок”, “Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка”, “Парус”. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти.

 4. Музыкотерапия - Данный метод предполагает использование музыки в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений.  В коррекционно-образовательный процесс следует включать прослушивания музыкальных произведений.  НО следует учесть, что музыкальная терапия противопоказана детям с предрасположенностью к судорогам, а также повышенным внутричерепным давлением. Примерный список произведений классической музыки, рекомендуемый для прослушивания детьми с ограниченными возможностями здоровья: - «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна (используется для уменьшения чувства тревоги. И неуверенности). - «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена (используется для уменьшения раздражительности). - «Симфония № 6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, - «Аве Мария» Шуберта (используется для общего успокоения, расслабления). - «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена (используется для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности). - «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, - «Симфония № 5» Мендельсона (используется для повышения концентрации внимания,

 5. Релаксация -  Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации которую необходимо усвоить. Активная умственная деятельность  излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Наиболее эффективно использовать комплекс релаксационных упражнений, который предполагает расслабление мышц лица, плечевого пояса, мышц шеи, корпуса. Все релаксационные упражнения для детей выполняются в игровой форме. Комплекс релаксационных упражнений состоит изблоков:

Ø  Релаксационный настрой. Добиваемся с помощью упражнений: “Воздушные шарики”, “Облака”, “Лентяи”, “Водопад”.

Ø  Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Можно использовать следующие упражнения: “Спящий котенок”, “Шишки”, “Холодно — жарко”, “Солнышко. И тучка”.

Ø  Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица. Применяются следующие упражнения: “Улыбка”, “Солнечный зайчик”, “Пчелка”, “Бабочка”. Для достижения нужного эффекта достаточно по 1–2 упражнению из каждого блока, упражнения выполняется 2–3 раза.

 Таким образом, рассмотрев некоторые виды нетрадиционных здоровьесберегающих технологий которые можно использовать в педагогической  работе и сделать вывод о том, что использование данных технологий целесообразно в достижении положительных результатов в учебном процессе. Эффективность использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий состоит в том, что они: - благотворно влияют на состояние физического, психического здоровья обучающихся и - повышают работоспособность.

 

 Используемая литература: Кузнецова А. В. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе [Текст] / А. В. Кузнецова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 381-383.


Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с

Использование нетрадиционно здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для обучающихся с

Кинезотерапия. - В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов которые синхронизируют работу двух…

Кинезотерапия. - В коррекционной работе можно использовать некоторые кинезиологические упражнения, направленные на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов которые синхронизируют работу двух…

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020