Использование образовательного квеста на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету
Оценка 4.9

Использование образовательного квеста на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету

Оценка 4.9
docx
15.01.2021
Использование образовательного квеста на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету
Статья.docx

     Уважаемые коллеги!

     Предлагаю вашему вниманию материалы педагогической мастерской. Тема нашей работы  «Квест-технология.  Роль образовательного квеста в организации обучения и реализации ГОС».  (Слайд 1)

     Изменения, происходящие в современном информационном обществе, влияют на все сферы жизни человека, безусловно, и на образование. Наблюдается изменение целей и смыслов образования от передачи постоянно накапливающейся информации от поколения к поколению к освоению способов, средств мышления и умений разносторонне работать с большими потоками информации (уметь найти, анализировать, аргументировать, оценивать, интерпретировать, «уплотнять» информацию и др.), на основе чего самостоятельно и ответственно делать личный выбор.

     К современным образовательным технологиям относится квест-технология.  (Слайд 2)

     Впервые веб-квесты в образовательных целях были разработаны и применены Б. Додж  и Т. Марчем  (США, 1995). Термин «веб-квест» (WebQuest) был введён Б. Додж – профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего. (Слайд 3) Слово «квест» происходит от англ. quest – «поиск, искомый предмет, поиск приключений», т. е. означает целенаправленный поиск. Слово «веб», или «вэб» (от англ. web – «паутина, сеть») – интернет-пространство, т. е. WebQuest можно перевести как «поиски в интернет-сети». (Слайд 4)

    Концепцию веб-квеста далее развивал Т. Марч (США),  опираясь на труды Л. С. Выготского. Он приходит к выводу, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. (Слайд 5) Опоры (более образно в английском это выглядит как «леса, возводимые вокруг здания при реконструкции или строительстве» – scaffolding) ‒ это помощь учащимся в работе вне зоны их реальных умений. Опоры, или скаффолды, Марч определяет как «временные рамки, призванные помочь учащимся действовать за пределом своих возможностей». Опоры помогают учащимся правильно строить план исследования; вовлекают в решение проблемы; направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. (Слайд 6) По мере продвижения учащихся к достижению поставленных задач уровень «поддержки» снижается, так как умения претерпевают процесс интериоризации, т.е. ученик, общаясь с другими, способен оценивать себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход. (Слайд 7)

     Определяя суть веб-квеста, выделяют основные его характеристики:

·        Использование сети Интернет для поиска информации

·        Решение учебной задачи проблемного характера через активную познавательную деятельность обучающихся. (Слайд 8)

     В концепции модернизации образования указывается,  что мы должны формировать целостную систему УУД (универсальные учебные действия) и навыков, которые учитель формирует  только через активное вовлечение в практическую деятельность. А квест-технология предлагает нам  проведение интерактивной игры  и в этой игре дети меняют формы поведения и работы в сотрудничестве с другими, увлеченно и с интересом выполняют данные им задания. 

     Образовательный квест:

·        индивидуализирует процесс обучения;

·        задействует всё образовательное пространство;

·        создаёт условия для развития и самореализации участников образовательных отношений. (Слайд 9)

     Задачи для педагога во время организации и проведения образовательного квеста определить:

·        цели и задачи;

·        целевая аудитория;

·        количество участников;

·        сюжет;

·        форма;

·        сценарий;

·        пространство;

·        состав участников;

·        время проведения;

·        как заинтриговать участников. (Слайд 10)

     Квест достигает триединой цели: образовательной, развивающей, воспитательной.

Образовательная: вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Развивающая: формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная:  воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению, здоровьесбережение. (Слайд 11)

В квестах выделяют такие виды:

·        линейные, когда задачи решаются по цепочке, одна за другой;

·        штурмовые, когда участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

·        кольцевые, когда это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу. (Слайд 12)

     Основатели веб-квеста  предложили следующую  его структуру, которая может применяться при создании образовательного веб-квеста:

·         вступление, где чётко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

·        центральное задание проблемного характера и итоговый результат самостоятельной работы;

·        список информационных ресурсов, включающий ссылки на интернет-ресурсы, адреса веб-сайтов по теме и др.;

·        описание процедуры работы;

·        описание критериев и параметров оценки веб-квеста;

·        руководство к действиям, организующим учебную работу (временные рамки, рекомендации по использованию электронных источников, форме представления результатов и др.);

·        заключение, где суммируется приобретённый участниками квеста опыт и могут ставиться новые задачи. (Слайд 13, 14)

    Более подробно вы можете познакомиться со структурой веб-квеста в приведенной ниже технологической карте.

                     Технологическая карта образовательного квеста

                             (по Е. А. Игумновой, И. В. Радецкой)  (Слайд 15, 16)

Элементы структуры

             Требования к разработке квеста

Название квеста

Должно быть кратким, привлекательным и оригинальным

Направленность квеста

Указывается учебный предмет или одно из направлений воспитательной деятельности как приоритетное – патриотическое, экологическое, эстетическое или др. (моноквест) или группа учебных предметов и комплекс воспитательных направлений (междисциплинарный или комплексный квест)

Цель и задачи

Цель носит обобщённый характер, должна быть диагностичной. При определении цели и задач ориентиром выступают образовательные стандарты

Продолжительность

Образовательный квест может быть разработан на один урок, серию уроков, неделю, лагерную смену или другой временной промежуток (краткосрочный или длительный)

Возраст учащихся/ целевая группа

Учёт возрастных особенностей обучающихся (дошкольников, учащихся начальной, основной или старшей школы, молодёжи, взрослого населения) и их образовательных потребностей, включая специфику здоровья

Легенда

Легенда представляет собой вымышленную историю о событиях или личностях, предшествующую началу игры. При её разработке приветствуется творчество: преувеличение событий, изменение известных героев и т. п. Так, благодаря фантазии, в квесте можно оказаться в любом месте или создать планету

Квест-герои

Авторы квеста предлагают список героев и их характеристики. Персонажи квеста могут быть как полностью вымышленными, так и реальными. Выбор ролей участников квеста прописывается правилами: жеребьёвка, разделение по какому-либо признаку в зависимости от цели и содержания квеста

Основное задание/ основная идея

Основное задание должно быть проблемного характера. При разработке основного задания можно учитывать типы заданий Дж. Э. Фэррени. Творческий подход и вдохновение помогут вам разнообразить типы заданий

Сюжет и продвижение по нему

Представляет ряд событий в игре (базовую схему), например, последовательность этапов, станций, для прохождения которых разрабатываются правила продвижения, могут применяться бонусы или штрафы. Желательно включить в сюжет традиционные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжет ограничен по времени как в историческом плане (игра может происходить в любую историческую эпоху), так и физически (см. пункт «Продолжительность»)

Задания/препятствия

Для продвижения по сюжету наряду с основным заданием разрабатываются дополнительные задания различного характера; желательно, чтобы среди них предлагались проблемные.

Навигаторы

Различные подсказки, метки, ориентиры, способствующие организации целенаправленного поиска, направленного на решение как основного, так и дополнительных заданий.

Ресурсы

Для выполнения квеста обучающимся могут быть предложены различные ресурсы: список литературы, включая интернет-источники, образовательные сайты; мультимедиапрезентации; ролики, в том числе социальные; электронные гаджеты; приборы и материалы и др.

Критерии оценивания деятельности обучающихся

Критерии разрабатываются учителем в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта». Так, для разработанных мультимедиапрезентаций, исследований и др., в литературе можно найти требования и заранее познакомить с ними обучающихся

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т. п. Образовательным «продуктом» может быть социальный ролик, буклет, результаты исследования и т. д.

Рефлексия организуется педагогом как в различных аспектах (когнитивном, эмоционально-ценностном, волевом и социальном), так и с использованием разнообразных приёмов (рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.). Выбор вариантов рефлексии зависит от целей и задач квеста

  Рассмотрев технологическую карту,  мы видим, что квест-технология как любая педагогическая технология имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению, отражёнными в технологической карте. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т. д. с учётом педагогического мастерства, специфики обучающихся и возможностей образовательной организации.

   При работе с квест-технологией учитель помогает учащимся формировать важные и необходимые для обучения компетенции:

·        использование ИКТ для решения поставленных задач;

·        самообучение и самоорганизация;

·        работа в команде;

·        решение проблемы несколькими способами;

·        навык публичных выступлений. (Слайд 17)

     Современное поколение школьников увлеченно проводят время в компьютере, учитель проведением образовательных квестов использует возможности интеактивной игры, вовлекая в нее учащихся. 

     Квесты также помогают снять напряжение и нервную нагрузку, переключают внимание, а работа в группе, в команде учат детей избегать конфликтов, прислушиваться к мнению другого.

     Умения и навыки, полученные при выполнении разнообразных образовательных квестов,  учащиеся смогут применять в различных жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.

     Проводиться квесты могут как в замкнутом помещении, так и в открытом пространстве, на природе.

      Проектирование образовательного квеста в логике системно-деятельностного подхода предполагает при определении цели и задач квеста, его содержательного и инструментального наполнения ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта: предметные, метапредметные и личностные результаты, заданные ГОС. (Слайд 18)

Р.S.  Давайте вспомним игры, в которые играли мы, наши дети. «Казаки-разбойники», «Знамя», «Найди клад». Да, это линейный, штурмовой  квест. Новая педагогическая технология образовательный квест – это хорошо забытое старое. Тем легче использовать его в своей работе.

Уважаемые коллеги! Желаю творческих успехов!

 

 

 

 

 

                                         Список источников

Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании : учеб. пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2016. – 164 с.

Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

https://womanadvice.ru/interiorizaciya-v-pedagogike-i-psihologii

Интериоризация в педагогике и психологии

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0  

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материалы педагогической мастерской

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материалы педагогической мастерской

Образовательный квест: · индивидуализирует процесс обучения; · задействует всё образовательное пространство; · создаёт условия для развития и самореализации участников образовательных отношений

Образовательный квест: · индивидуализирует процесс обучения; · задействует всё образовательное пространство; · создаёт условия для развития и самореализации участников образовательных отношений

Слайд 13, 14) Более подробно вы можете познакомиться со структурой веб-квеста в приведенной ниже технологической карте

Слайд 13, 14) Более подробно вы можете познакомиться со структурой веб-квеста в приведенной ниже технологической карте

Основное задание/ основная идеяОсновное задание должно быть проблемного характера

Основное задание/ основная идеяОсновное задание должно быть проблемного характера

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия

Список источников Игумнова

Список источников Игумнова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021