Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №64» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
«Использование образовательной технологии развивающих игр Никитиных по логико-математическому развитию детей дошкольного возраста»
методические рекомендации
Авторы – составители:
Лариса Николаевна Семеновых,
старший воспитатель,
Зульфия Ринатовна Муравьева,
Резида Гайфулловна Арсланова,
воспитатели,
МАДОУ «Детский сад №64»
ул. Революционная, 14 а, 8(3473)434558
Консультант: Шарапова Ольга
Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ Стерлитамакский
многопрофильный профессиональный
колледж, тьютор специальности 44.02.04
Специальное дошкольное образование,
сертифицированный эксперт чемпионата
Ворлдскиллс по компетенции
«Дошкольное воспитание»
Руководитель: Тихонова Лиана Сергеевна,
заведующий МАДОУ «Детский сад №64»
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ с. 3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБИКОВ НИКИТИНА
В ДЕТСКОМ САДУ с.8
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 35
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 36
ПРИЛОЖЕНИЯ с. 37
ВВЕДЕНИЕ
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
Способными и талантливыми? Тогда
Помогите им сделать первые шаги по
Ступенькам творчества, но…не
Опаздывайте и, помогая…думайте сами».
Б. П. Никитин
Актуальность.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Всестороннее развитие является одной из самых важных задач дошкольного учреждения.
Как известно, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.
В практике работы нашего дошкольного учреждения имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, дары Фребеля, занимательные игры «Танграм», конструкторы «Лего», позволяющие развивать у детей мыслительные операции.
Развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста и созданию условий для опережающего развития способностей способствуют развивающие игры Б.П. Никитина. С помощью развивающих игр дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения, они способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения и т.п.
Данная педагогическая технология не является инновационной для нашего дошкольного учреждения, так как педагоги уже не первый год используют предложенные развивающие игры в своей работе.
Задачи педагогической технологии таковы:
Обучающие:
ü Знакомить дошкольников с геометрическими фигурами и объемными телами.
ü Формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
ü Формировать навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления.
ü Учить создавать внутренний план действий.
ü Учить логическому и образному мышлению, умению распознать и построить образ.
ü Формировать умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.
Развивающие:
ü Развивать познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, логическое мышление, воображение).
ü Формировать психологические предпосылки для овладения исследовательской деятельности.
ü Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.
ü Развивать произвольное управление не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами.
ü Развивать переключаемость на разные виды деятельности.
ü Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию, воображение.
ü Развивать умение осознавать ход своей деятельности, анализировать свои успехи, затруднения, ошибки.
Воспитательные:
ü Воспитывать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
ü Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
ü Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Технология развивающих игр основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата интенсифицирующего развитие творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом ребенка.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами подачи информации.
Задачи располагаются в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей: от доступных двух-трехлетнему малышу, до непосильных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Особенности педагогической технологии:
*Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.
*Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.
*В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».
*Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.
*Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
*Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.
*Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.
*Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.
Методы и приемы технологии развивающих игр:
Игровые методы:
· вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации;
· принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью;
· выполнение практических действий по получению необходимой информации.
Диалогические методы: беседа, «вопросы – ответы», формулировка выводов.
Методы обучения:
· показ способа действия (после выполнения задания);
· проблемная ситуация;
· упражнение.
Хотим представить вам методические рекомендации, разработанные педагогами детского сада №64 г. Стерлитамак Республики Башкортостан по использованию «Развивающих игр Никитиных».
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
По мнению Никитиных, родителям или педагогам необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее.
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБИКОВ НИКИТИНА В ДЕТСКОМ САДУ
ЦЕЛЬ методической разработки: оказание методической помощи педагогам при использовании кубиков Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
1. Помочь педагогам в реализации работы с игровой технологией Никитина
2. Систематизировать знания по работе с кубиками Никитина
3. Показать какие игры и упражнения можно использовать при работе с кубиками Никитина
При игре в кубики, необходимо придерживаться основных правил:
Начинать заниматься можно уже в полтора - два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до 99 лет.
Задачи |
Что мы делаем и как |
С помощью каких игр и упражнений |
Источник (материал) |
|
От 1,5 до 2 лет: Знакомим детей с кубиками «Сложи узор» (СУ), «Уникуб»
|
1. Сначала знакомим детей с кубиками «Сложи узор», затем с «Уникубом». 2. Учим аккуратно доставать кубики из коробки. 3. Рассматриваем кубики. 4. Строим «башенки», «заборчики» и т. д. |
Кубики СУ, «Уникуб» 1. Взрослый достает аккуратно, неторопливо кубики вместе с ребенком. 2. Просит ребенка подать ему кубик. Берет в руки и тихо кладет на стол. 3. Берет кубик из коробки, подает ребенку, предлагает взять его и положить на стол. При этом ребенок проговаривает: «Кубик». 4. Ребенок использует кубики. Как строительный материал. |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», стр. 37 (по 2 — 4 кубика для ребенка и взрослого), стр. 63 |
|
5. Предлагаем найти такую же грань по цвету. |
Найди такой же» СУ, «Уникуб» Взрослый предлагает найти грань, н-р синего цвета и положить его синей гранью вверх, при этом проговариваем название цвета вместе с ребенком. |
|
||
6. Предлагаем сложить кубики в коробку – это может быть просто укладывание кубиков в коробку. - затем укладываем кубики, гранью с заданным цветом вверх. Если ребенок положил хоть один кубик гранью заданного цвета вверх, то задача считается выполненной. Следующим шагом необходимо добиваться, чтобы ребенок называл цвет верхней грани или озвучивал свои действия. - в игре «Уникуб», можно укладывать кубики слоями, н-р: низ — синим, середина — красный, верх — желтым. |
«Сложи кубики в коробку» СУ, «Уникуб» |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Сложи узор» стр. 37 (по 2 — 4 кубика для ребенка и взрослого), «Уникуб» стр. 63 |
||
Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические игрушки, группировать однородные предметы по одному из трех признаков. |
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань желтого цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Подбирать необходимое количество кубиков, сосчитывая их. |
«Что за желтые комочки» СУ Какая замечательная семейка — мама курочка, папа петушок и их детки цыплята. Как курица зовет цыплят? (ко-ко-ко) Какие цыплята? (маленькие, желтые). Где желтые кубики? Смотри, они превращаются в маленьких цыплят, а еще в желтое солнышко! (накладываем кубик на рисунок) Поиграем с цыплятами. Как клюют цыплята? (пальчиком стучим по столу: клю-клю) |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. |
|
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань желтого (синего, белого, красного) цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Подбирать необходимое количество кубиков. сосчитывая их. |
«На суку сидит сова» СУ Кто не спит ночью? (сова) Как она ухает? (у-ух) Какие у нее глаза? (большие, желтые) мы поможем сове сделать огромные глаза, как фонарики. (Желтые кубики накладываем на изображение) Поиграем в подвижную игру: повороты головы влево, вправо, машем ручками, как крыльями. |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. |
||
«Рябинка», «Мухомор», «Капля раз, капля два», «На полянку», «Виноград» СУ. |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. |
|||
«Телефон», «Телевизор», «Штанга», «Флажок», «Грибок», «Цыпленок», «Загадка», «Светлячки», «Коврики» «Человечек», «Подушки». СУ |
Альбом «Сложи узор» для малышей (2 - 3 года)
|
|||
Формировать представление о понятиях один — много.
|
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань желтого цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Учим выполнять движения по образцу взрослого. |
«Ночка темная пришла» СУ Покажи на небе звездочки. Сколько их? (много) А месяц? (один) Помоги кубикам превратиться в звездочки. Какого цвета нужны кубики? (желтые) ночь пришла, все уснули. Покажи, как детки засыпают? Как месяц поет песенку? (баю-баю) «Что за желтые комочки», «Капля раз, капля два», «На полянку», «Виноград» СУ |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
|
Совершенствовать умения собирать двух- и трехчастные дидактические игрушки; подбирать соответствующие детали. |
1. Для активизации детского интереса подбираем стихи, потешки про поезд, дорожки. Можно подобрать подвижные игры, соответствующие возрасту. 2. Вместе строим дорожку (постройку) определенного цвета. 3. Можно предложить построить дорожку для какой-либо игрушки. |
«Поезд», «Дорожка» СУ, «Уникуб» Взрослый выкладывает дорожку, затем вместе с ребенком строит дорожку для зверюшки, игрушки. «Флажок», «Грибок», «Карандаш», «Стол» СУ |
Альбом: «Чудо — кубики «Сложи узор» (2 — 5 лет) Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры» - «Сложи узор» стр. 37 (по 2 — 4 кубика для ребенка и взрослого), «Уникуб» стр. 63 |
|
«Квадрат» СУ, «Уникуб» Вместе с ребенком строим квадрат одного цвета. (необходимо сделать цветовую схему, чтобы ребенок привычным путем (путем наложения смог попробовать самостоятельно решить задачу). |
||||
Третий год жизни. Первая младшая группа. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами. Создавать условия для формирования предпосылок режиссерской игры.
|
1. Продолжаем учить играть в д/и «Сложи узор), «Уникуб». Каждый раз, играя с ребенком с кубиками Никитина, необходимо начинать с повтора нескольких заданий предыдущей игры, чтобы у ребенка создавалась ситуация успеха и не вызывало опасений что-то сделать не так, что в дальнейшем может привести к отказу от игры с данным дидактическими пособиями. 2. Знакомим с новыми кубиками Б. П. Никитина «Уголки». (можно позже познакомить с кубиками «Собирайка») 3. Учим аккуратно доставать кубики из коробки. 4. Рассматриваем кубики. Определяем цвет. 5. Играем с необычными кубиками, как с предметами заместителями. На начальном этапе «уголок» может быть стульчиком для зайчика или ступеньками для белочки и т. д. В дальнейшем — забор, домик... |
«Покорми зайчика обедом» («Уголки») Взрослый проигрывает сюжет, озвучивает свою игру. Ребенок подражает игре взрослого. Манипулирует игрушками, озвучивая свои действия. |
Набор игрушек: столик (выполненная постройка из конструктора), зайчонок, зайчиха, д/и «Уголки» (для взрослого и ребенка). |
|
«Помоги белочке попасть в дупло» «Помоги мальчику достать котенка» детали д/и «Уголки» - это ступеньки. |
Набор игрушек: белочка (мальчик), макет дерева, д/и «Уголки». |
|||
Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше). Формировать представление о понятиях один — много. |
|
«Дорожка к сыру», «Дорожка к морковке», «Подарки», «Воздушные змеи», «Елочные игрушки», «Две юлы», «Горка». СУ |
Альбом «Сложи узор» от 2 до 3 лет. (СУ) |
|
«Паровоз, паровоз», «Осень, осень». СУ |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. |
|||
1. Читаем стишок поочередно играем с пальчиками ребенка. 2. Учим детей находить грань синего цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Развиваем самостоятельность, воображение, предлагаем перекрасить крылышки в другой цвет. 4. Все свои действия проговариваем. |
«Лето красное» СУ Посмотри какая речка! (длинная, синяя) Наши кубики хотят поплавать в речке. Давай им поможем. Обращаем внимание на бабочку. Какие у нее крылышки? Попробуй положить крылышки другого цвета. Как бабочка летает? (машем руками) а где пчелки? Как они жужжат, радуются солнышку? (ж-ж-ж) Сколько бабочек на полянке? (много) А солнышко? (одно) |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. |
||
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань красного цвета и накладывать ее на картинку |
«Как на нашей елке» СУ Какая наша елочка? (зеленая большая) А огоньки на ней какие? (синие, красные) Давай украсим елочку красными огнями. Посмотри сколько огней на елочке? |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
||
нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Можно предложить детям украсить елку разноцветными огнями. |
(много) А елочек сколько? (одна) Хочешь песенку споем елочке? (ля-ля-ля) |
|
||
1. Для активизации детского интереса используем потешку о футболе. 2. Учим детей находить грань красного цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Можно показать картинку мышки со схемой маленьких ворот синего цвета (изготовленной самостоятельно) и предложить построить ворота для мышки. |
«Футбол» СУ Посмотри, зайка играет в футбол. Построй большие ворота для зайки. Какого цвета надо взять кубики? (синего) Сколько кубиков? (много) Ворота какие? (большие, высокие — поднимаем руки вверх). Какого цвета ворота у мышки? (синего) Сколько кубиков? (много) Ворота какие? (маленькие, низкие — показываем руками) |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
||
1. Читаем потешку, рассматриваем теремок. 2. Играем в игру - скрепляем руки в замок, затем расцепляем. 3. Предлагаем ребенку показать маленькое, затем большое окошко. |
«Теремок» СУ Давай рассмотрим теремок. Посмотри какой у него замок. Как открывается замок? Играем в игру. Поищем окошко, дверь. Найди маленькое и большое. Какого цвета окошечки? (синего) Какого цвета дверь? (желтая) А где у нас кошечка? Как она мяукает? (мяу-мяу) |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
||
1. Рассматриваем чемоданы. 2. Находим сходства и отличия. 3. Предлагаем сосчитать чемоданы. 4. Подбираем кубики с нужными гранями и накладываем на картинку, проговаривая свои действия. |
«Чемоданы» (СУ) Сколько чемоданов? Чем они похожи? Чем отличаются? Какого цвета нужно найти грань для чемодана, находящегося на верху. |
Альбом «Сложи узор» от 2 до 3 лет. (СУ) |
||
«Роботы», «Рыбки», «Светлячки», «Бабочки», «Цветы», «Гусеницы», «Домики», «Конфеты». «Одеяла», «Парашюты» СУ |
Альбом «Сложи узор» от 2 до 3 лет. (СУ) |
|||
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань желтого и синего цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Выполняем задание вместе, затем предлагаем продолжить самостоятельно, постоянно поддерживая детский интерес и побуждая проговаривать его свои действия. |
«Гусеница» СУ Кто ползет по дорожке? Давай украсим гусеницу синими и желтыми кубиками. Покажи пальчиками рожки гусеницы. (делаем указательным и средним пальцами — рожки) А как летает бабочка? (бегаем, машем руками) |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ)
|
||
«Паровоз, паровоз», «Осень, осень», «По дорожке мы идем». СУ |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
|||
Учить детей соблюдать заданную последовательность.
|
||||
1. Игра сопровождается детской потешкой, обогащаем и активизируем речь детей. 2. Учим детей находить грань нужного цвета и накладывать ее на картинку нужной гранью вверх, проговаривая название цвета. 3. Выполняем задание вместе, затем предлагаем выполнить самостоятельно, постоянно поддерживая детский интерес и побуждая проговаривать его свои действия. |
«Грузовик» СУ Как гудит машина? (Би-би-би) Покажи, где колеса? Что везет? (груз) Давай загрузим машину. Какие кубики тебе нужны для этого? Покажи пальчиком в какую сторону едут машины. |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ) |
||
«Ежик», «Ромашка», «Скорая помощь», «У медведя дом большой». СУ |
Альбом «Разноцветный мир» от 1.5 до 3 лет. (СУ |
|||
Учить детей из частей собирать целое.
|
1. Для активизации детского интереса подбираем стихи, потешки по сюжетной картинке. Можно подобрать подвижные игры, соответствующие возрасту. 2. Рассматриваем образец 3. На первом этапе выполняем постройку вместе, затем предлагаем выполнить самостоятельно, побуждая ребенка сопровождать свои действия речью.
|
«Кресло», «Водяной пистолетик», «Коврики», «Большие коврики» СУ |
Альбом «Сложи узор» от 2 до 3 лет. (СУ) |
|
«Чья дорожка длиннее?», «Чья башня выше», «Чем отличаются ступеньки зверюшек», «Домик», «Свеча», «разноцветные камешки» (СУ) |
Альбом «Чудо — кубики» от 2 до 5 (СУ) |
|||
Серия СУ(а) с 3 по 7 задание («Квадраты», «Крест», «Цветок», «Ступеньки»)
|
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Сложи узор» стр. 37 (по 2 — 4 кубика для ребенка и взрослого), игрушки для обыгрывания. |
|||
1. На начальном этапе обращаем внимание детей только на верхнюю грань. 2. Затем в постройках из 2 — 3 кубиков обращаем внимание на вид спереди и сверху. Взрослый строит по образцу, ребенок как сможет. Но мы проговариваем и показываем ребенку, что н-р: дорожка вся желтая и находим те кубики, у которых есть две желтые грани. Ребенок, в силу своего возраст этого условия удержать не может и выкладывает чаще всего правильно только верхнюю грань. Наша задача вместе с ним выполнить постройку правильно. При этом всячески поощряя малыша. Создавая ситуацию успеха. |
Уникуб, задания с 1 по 2 «Сложи кубики в коробку»; «Сложи слоями: синий, желтый, красный», «Дорожка») |
«Уникуб» стр. 63, стр.71 подбор потешек, д/и «Уникуб» для построек (3-4 кубика на каждого ребенка, игрушки для обыгрывания) |
||
Четвертый год жизни. Вторая младшая группа. – Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру. - Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.
|
1. Продолжаем учить играть в д/и «Сложи узор), «Уникуб», «Уголки». Каждый раз, играя с ребенком с кубиками Никитина, необходимо начинать с повтора нескольких заданий предыдущей игры, чтобы у ребенка создавалась ситуация успеха и не вызывало опасений что-то сделать не так, что в дальнейшем может привести к отказу от игры с данным дидактическими пособиями. 2.Знакомим с новыми кубиками Б. П. Никитина «Собирайка» 3. Учим аккуратно доставать кубики из коробки. 4. Рассматриваем кубики. Определяем цвет. 5. Строим простейшие постройки. 6. Все свои действия сопровождаем речью.
|
«Что получиться?» («Уголки») 1. Взрослый ставит уголок («Уголки») на стол и спрашивает, что это? (На что похоже? Как можно использовать?)/ Стул, - на нем можно сидеть. - Для кого стул? Кого ты хочешь посадить на стул? (человечка, зайчика и т. д.) - К вам приходят гости? Куда вы предлагаете им присесть? (Кресло, диван) - А если придут гости к зайчику? Он сможем им предложить сесть? Что нужно сделать, чтобы зайка смог усадить гостей? /Ему нужно помочь построить мебель. - Как можно сделать кресло? (если ребенок затрудняется, предлагаем подсказку, рис. 3). - Можно ли построить кресло по - другому? (если ребенок затрудняется, предлагаем подсказку, рис. 4) - А теперь попробуй построить диван. Как это можно сделать? (если ребенок затрудняется, предлагаем подсказку, рис. 5) - Сколько зайчиков можно усадить на диван? - А теперь усади их на кресло. Получилось? Почему? (Ребенок усаживает, сравнивает, делает выводы). |
Кубики Никитина Б. П. «Уголки», набор мелких игрушек для обыгрывания. Инструкция к кубикам. З.А. Михайлова «от3 до 7» стр. 29. Образцы формата А5. |
|
«Тяни-толкай», «Батут», «Тахта», «Колодец» |
Кубики Никитина Б. П. «Уголки», набор мелких игрушек. Инструкция к кубикам. Образцы формата А5. |
|||
1. Взрослый соединяет два элемента так, чтобы получилась маленькая елочка из 3-х уголков. 2. Предлагаем ребенку построить такую же. 3. Построй высокую елочку. 4. Предлагаем сравнить елочки. |
«Елка» («Уголки») Ребенок строит елочки. Сравнивает. - Елочки одинаковые? Чем отличаются? - Как сделать, чтобы елочки стали одинаковыми. Ребенок обыгрывает постройки. |
Кубики Никитина Б. П. «Уголки», набор мелких игрушек. Инструкция к кубикам. З.А. Михайлова «от3 до 7» стр. 33. Образцы формата А5. |
||
1. Взрослый соединяет два элемента так, чтобы получился блок с окном. 2. Предлагаем ребенку построить два таких же. 3. Предлагаем соединить их, чтобы получился дом. 4. Желтый уголок используется для украшения дома (рис.6) |
«Строим дом из блоков» |
Кубики Никитина Б. П. «Собирайка», «Уголки», набор мелких игрушек. Инструкция к кубикам. Образцы формата А5. |
||
1. Используем сразу два набора «Уголки», «Собирайка». 2. Предлагаем построить домики из набора «Уголки» и «Собирайка» Взрослый соединяет два элемента так, чтобы получился блок («Уголки»). 2. Предлагаем ребенку построить два таких же. 3. Предлагаем соединить их, чтобы получился дом. 4. Один уголок используется для украшения дома. 5. Предлагаем построить дом из набора «Собирайка». 6. Предлагаем сравнить их. |
«Домики» («Уголки», «Собирайка») |
Кубики Никитина Б. П. «Собирайка», «Уголки», набор мелких игрушек. Инструкция к кубикам. З.А. Михайлова «от3 до 7» стр. 33. Образцы формата А5. |
||
|
|
«Арки», «Бассейны», «Кровати», «Кровати длинная, короткая», «Кровати узкая, широкая», «Колодцы» («Уголки», «Собирайка») |
Кубики Никитина Б. П. «Собирайка», «Уголки», набор мелких игрушек. Инструкция к кубикам. З.А. Михайлова «от3 до 7» стр. 33. Образцы формата А5. |
|
– Проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное. Освоение простых связей и отношений: высокий — низкий, узкий — широкий, длинный — короткий, больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру. - Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов. - Освоение приемов наложения. - Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3-5 предметов). Овладение умением ориентироваться на плоскости: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева). |
1. Учим самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом. 2. Закреплям счет в пределах 4-х. 3. Учим сравнивать количество кубиков в каждой дорожке и количество дорожек (поровну, по 4, одинаковое количество). Учим аккуратно, пользоваться кубиками, после игры убирать их в коробку. |
СУ-А Разноцветные дорожки (СУа)1. 1.Выложи дорожки для зверушек по образцу. 2.Сравни длину дорожек. 3.Посчетай, сколько кубиков в красной дорожке, а, сколько в синей. 4.Что можно сказать о количестве кубиков в красной и синей дорожке? 5.Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую. 6.Подумайте, на что похожа полосатая дорожка (на заборчик, паровозик, шарфик…) |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Сложи узор» стр. 44 Кубики Никитина «сложи узор» (по 1-му набору на ребенка) карточки с заданием (4 разноцветные дорожки из 4-х кубиков каждая 4 игрушки разного цвета (синий, красный, желтый, белый) |
|
1. Выкладываем дорожки по памяти. 2. Учим выкладывать «коврик» (квадрат) по образцу. 3. Закрепляем счета в пределах 4-х Закрепляем понятия: верхний, нижний, правый, левый. |
Коврик (квадраты) для «Бабочки». 1.Выложите коврик для «божьей коровки». 2.Посчитайте, сколько кубиков в коврике, сколько красных, синих, желтых, белых кубиков. 3.Игра с «бабочкой» на ориентировку в пространстве. |
Игра на внимание «Что изменилось» (на ориентировку в пространстве) Игра «Кто от тебя находится справа, кто слева». Счет различных предметов в пределах 4-х Рассматривание изображения и игрушки –бабочки |
||
1. Выкладываем задание по образцу. 2. Сравниваем количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество. 3. Знакомим детей с составом числа 2 и 2 – 4 |
3.Квадраты (флажок, платочк) (СУа)3,4 1.Сложи для матрешки платочек, флажок, табуретку по образцу. 2.Посчетай, сколько желтых кубиков в платочке, сколько белых. Сколько всего кубиков в платочке. 3.Сколько красных, сколько синих кубиков во флажке, что можно сказать об их количестве? 4.Для тех, кто справился предложить выложить задание другим цветом (не так как на картинке) |
Кубики «Сложи узор» коробка на каждого ребенка Матрешка Карточки с заданиями
|
||
1. Выкладываем знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок) 2. Счет в пределах 4-х. 3. Сравниваем предметы (домики из кубиков) по высоте. 4. Выполняем действия с кубиками в соответствии со словесной инструкцией (строим домик в высоту одноэтажный, трехэтажный и четырехэтажный), выкладываем кубики снизу вверх.
|
«Домики» 1.Постройте синий домик в 3 этажа, белый – 1 этаж, красный – в 4 этажа. 2.Положите на белый домик кружок, на синий треугольник, а на красный квадрат. 3.Подумайте и скажите, кто может жить в домике с круглой крышей, с квадратной крышей, с треугольной крышей? 4.Скажите, какой домик самый низкий? Сколько в нем этажей? Какой домик самый высокий? Сколько в нем этажей? 5.Поставьте домики в ряд от самого низкого до самого высокого. |
Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка Круг, квадрат и треугольник по 1шт. на каждого Изображения предметов круглой, квадратной, треугольной формы |
||
1.Выкладываем по образцу лесенку, цветочек, пилу. 2.Счет в пределах 4-х. 3.Ориентировка в пространстве. 4. Выбор материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца. |
5.Ступеньки, цветок, пила (СУа)5,6,8 1.Посчитайте, сколько ступенек в лесенке, возьмите такое же количество кубиков. 2.Сколько лепесточков у цветка отсчитайте столько же кубиков. Выложите цветок другого цвета. 3. Рассмотрите картинку, где нарисована пила. Как раскрашены кубики? Сколько таких кубиков надо взять? 4.Посмотрите, куда смотрит синий уголок, а куда белый? Положите кубик так же, как на картинке. 5.Для тех, кто справился предложить построить другую лесенку |
Кубики «Сложи узор» по коробке на каждого ребенка Карточки с заданиями (лестница, цветок, пила |
||
1.Выкладываем по памяти (цветок, озеро). 2.Выкладывать бабочку и рыбку. 3.Счет в пределах 4-х. 4.Использовать кубики других цветов 5.Ориентироваться в пространстве (право, лево). |
Рыбка, бабочка (СУа) 11,12 1.Выложите цветочки, которые растут на поляне. 2.Посмотрите, какая бабочка прилетела к нам на полянку. Давайте выложим из кубиков ей подружек. Посмотрите и посчитайте, сколько и каких кубиков вам надо взять. 3.Рядом с поляной озеро, посмотрите какое. Выложите его из кубиков. 4.В озере плавают красивые рыбки. Давайте их сложим из кубиков. Рассмотрите картинку, из какого кубика выложим туловище, из какого хвост? 5.Аккуратно поверните рыбку и бабочку, посмотрите, на что теперь они стали похожи, в кого они превратились? |
Кубики «Сложи узор» по коробке на каждого ребенка Карточки-задания (рыбка, бабочка) |
||
Выкладываем домик, елочку, фонарик. 2.Счета в пределах4-х (пересчет кубиков). 3.Ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол). 4.Сравниваем предметы (елочки) по высоте. 5.Выкладываем узоры другими цветами, придумываем свои узоры). |
Домик, елочка, фонарик (СУа)10,13. 1.Это домик, в котором живет «Лесовичок», давайте его выложим из кубиков. 2.«Лесовичок» живет в лесу, рядом с его домом растут елки. Давайте выложим из кубиков елочки разные по высоте. 3.Давайте посчитаем, сколько больших треугольников в самой высокой елке, сколько в самой низкой. 4.Вечером становиться темно, и «Лесовичок» повесил возле домика на елочки фонарики. Давайте сложим из кубиков такие же фонарики, как на картинке. 5. Предложить детям, справившимся с заданием, выложить разноцветный фонарик. |
Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка Игрушки для обыгрывания. Карточки-задания (домик, елочка, фонарики |
||
1.Выкладываем лодку и крючок. 2.Выкладываем по памяти рыбка, озеро и домик. 3. Придумываем небольшие рассказы. |
Лодка, крючок (СУа) 12, 20 1.Выложите домик, в котором живет «Лесовичок». 2.Недалеко от домика находится озеро. Давайте выложим его. 3.«Лесовичок» отправляется на рыбалку и ему нужна лодка. Давайте выложим для него лодку такую же, как на картинке. 4.Для того, чтобы ловить рыбу, нужна удочка с крючком. Выложите крючок для удочки, как на картинке. 5.Выложите рыбок, которых поймал в озере «Лесовичок». 6.Придумайте рассказ о том, как «Лесовичок» ходил на рыбалку. |
Кубики «Сложи узор» по набору на ребенка Карточки-задания (лодка, крючок) |
||
– Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все синие; все двухцветные), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5 предметов).
|
1. Вместе с ребенком рассматриваем образец, построенный взрослым. 2. Предлагаем ребенку построить дорожки. 3. Сравниваем построенные дорожки. 4. Если ребенок затрудняется в уравнивании дорожек, помогаем ему, показывая на своем образце, как можно это сделать путем добавления кубиков. Затем ребенок изменяет свою постройку. |
«Чья дорожка длинее?» (СУ) - Чья дорожка длинее? - А чья короче? - Сколько кубиков понадобилось для первой дорожки? - А для второй? Помоги волчонку построить такую же дорожку по длине, как у Гуся. - Из двух дорожек соберите одну длинную, полосатую. |
Альбом «Чудо — кубики» от 2 до 5 (СУ), кубики «Сложи узор». Мелкие игрушки для обыгрывания.
|
|
«Чья башня выше», «Забор широкий (узкий)», «Сколько окон у трамвая». (СУ) |
Альбом «Чудо — кубики» от 2 до 5 (СУ), кубики «Сложи узор». Мелкие игрушки для обыгрывания. |
|||
1. Проводим работу с сюжетной картинкой. 2. Предлагаем отгадать загадку. 3. Беседуем по картине. 4. Определяем необходимое количество кубиков для постройки ступенек, со стороной красного цвета. 5. Выбираем кубики для ступенек. 6. Строим ступеньки.
|
«Деревянная дорога» (СУ), («Уникуб») Наш зайка спешит к белочке в гости. - Где зайка? (внизу) - А где белочка (наверху) - Как зайчику добраться к белочке? (по лесенки) - Лесенка какая? (высокая) Покажи двумя пальчиками, как зайка будет прыгать по лесенке. Доложи ступеньки, чтобы зайка поднялся к белочке. - Какого цвета нам нужно выбрать стороны кубиков? (красные) - Сколько надо взять кубиков, чтобы построить следующую ступеньку? - Сколько надо взять кубиков, чтобы построить самую высокую ступеньку? - Покажи какая ступенька самая низкая? - Покажи ступеньку самую высокую. |
Альбом: «Разноцветный мир» от простого к сложному от 3-х лет. Набор кубиков «Сложи узор» («Уникуб»). Мелкие игрушки для обыгрывания. |
||
|
||||
1. Проводим работу с сюжетной картинкой. 2. Предлагаем отгадать загадку. 3. Проводим пальчиковую гимнастику. 4. Учим находить сходство о отличия. 5. Побуждаем придумывать свои узоры.
|
«Одеяльца» (СУ), «Уникуб» Весят одеяльца. Одно краше другого и держат их прищепки. Покажи двумя пальчиками, как прищепки прицепляют одеяльце. - Наложи на одеяльца узоры. - Посмотри, чем похожи одеяльца? - Что в них разное? - Сделай свои узоры |
Альбом: «Разноцветный мир» от простого к сложному от 3-х лет. Набор кубиков «Сложи узор», если схему увеличить до нужного размера, либо «Уникуб». Мелкие игрушки для обыгрывания. |
||
1. Взрослый придумывает сюжет. 2. Обращаем внимание детей на пространственное расположение кубиков. 3. Взрослый совместно с детьми зарисовывает узор, обращая внимание на сочетание цветов. 4. Создаем ситуацию оказания «помощи» взрослому при зарисовке узора. |
Игра «Сложи узор» 1. Лисенок попал под дождик, очень сильно намок. Прибежал домой. Мама его встретила., напоила горячим чаем с малиновым вареньем и уложила в кровать. Укрыла одеялом, но оно такое бледное, некрасивое. Давайте его раскрасим разными цветами. И в этом нам помогут разноцветные кубики. 2. Дети составляют узор по образцу. 3. Дети составляют узор. |
З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7» стр. 15 кубики «Сложи узор». Игрушки для обыгрывания. |
||
1.Выкладываем изображение по карточке-заданию. 2.Придумываем и выкладываем свои снежинки, использование кубиков других цветов). 3.Счета в пределах от 5-ти до 9-ти.
|
Серия (СУб) Выложите снежинки, используя кубики других цветов. 2.Посчитайте, сколько кубиков в вашей снежинке. 3.Придумайте и выложите свои снежинки. «Лесовичок» раскладывает карточки-символы по обручам и просит детей найти дом, где живет их фигура. Дети с фигурами в руках отходят от обручей и закрывают глаза. «Лесовичок» перекладывает карточки, дети ищут свой дом. Игра повторяется 3 раза. |
Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка Игрушка «Лесовичок» Карточки-задания (снежинки). Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», стр. 45. |
||
1.Выкладываем по образцу птичку и сосульки. 2.Счет в пределах 5-ти. 3.Сравнивать количество кубиков 4 и 5 (что больше, меньше). 4.Выкладываем по памяти лодочки. 5.Сравниваем предметы («сосульки») по длине |
Бабочка (СУб) 4,7,10 Наступает весна, повсюду лужи. «Лесовичок» не знает, во что можно играть на улице. 1.Давайте сложим для него кораблик из кубиков. Где можно пускать кораблик? 2.Выложим лужу для кораблика, как мы выкладывали озеро. 3.Скоро начнут прилетать птицы из теплых стран, проснуться насекомые. Давайте выложим птичку и бабочку по картинке для «Лесовичка». Придумайте свою птичку, бабочку. 4.Снег на улице тает, на крышах появляются сосульки. Давайте сложим их из кубиков (длинные и короткие). 5.Посчитайте, сколько кубиков в длинной сосульке, сколько в короткой. Где больше, где меньше? Какое число больше, какое меньше? |
Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка Игрушка «Лесовичок» Карточки-задания (птичка, бабочка) |
||
1.Выкладываем из кубиков разнообразные цветы по образцу. 2.Выкладываем по памяти цветка белого цвета. 3.Счета в пределах 5-ти. 4.Сравниваем количество кубиков (лепестков). 5.Использем кубик другого цвета придумываем свои узоры). |
Цветок (СУб)4 «Лесовичок» гулял по лесу и увидел много красивых подснежников, он сфотографировал их и прислал нам фотографии. 1.Давайте выложим свой подснежник (цветок из белых кубиков). 2.Теперь выложим цветок, который увидел «Лесовичок». 3.Сколько кубиков вам понадобилось? 4.В каком цветке больше кубиков? 5.Сколько лепестков в каждом цветке? Одинаковое ли их количество? 6.Тем детям, которые справились со всеми заданиями, предложить более сложное задание. |
Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка Карточки-задания Письмо от «Лесовичка». |
||
1. Загадываем загадку про поезд. Показываем схему поезда из кубиков. 2. Рассматриваем схему. Беседуем по схеме. 3. Схему располагаем перед ребенком вертикально. 4. Учим ребенка, на своем примере, находить кубики с двумя — тремя красными гранями. 5. Строим поезд. (Если ребенок сделает красными только крыши вагонов, а стенки получаться не у всех вагонов красными, похвалите его: Хорошо маляры покрасили крыши — все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки». 6. Проводим указательным и средним пальчиком вдоль поезда. |
Уникуб», У - 3 «Красный поезд» - Поезд какого цвета ты видишь на картинки? - Что нам нужно взять, чтобы построить поезд? - Сколько кубиков нам нужно для постройки? (Можно длину поезда не учитывать, она может зависеть от настроения машиниста) - Какого цвета кубики? - Правильно, крыши, стены вагона, электровоз — красные. - Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: «Отправлять ли вагон на перекраску?» Решение должен принять сам машинист. (Варианты: желтый, синий поезд.) «Желтая квадратная коробка» (Варианты: Красная, синяя, прямоугольная, узкая — широкая) У — 4.
|
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Уникуб», стр. 64. маленькие человечки, для обыгрывания. Кубики «Уникуб», схема формата А5. |
||
Пятый год жизни. Средняя группа - Знакомим с кубиками Б. П. Никитина «Хамелеон», развиваем память, внимание, зрительный анализатор, архитектурную точность. - Учить различать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздание фигур из частей. - Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), длиннее — короче, уже — шире, выше — ниже, определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий). – Развивать умение сравнивать предметы, выделят отличия и сходства по 2-3 признакам. Развиать графические навыки. Формировать представление о использовании числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупности предметов, сравнения их по количеству, размеру, воспроизведения групп предметов по образу, количеству деталей. - Учить использованию эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).
Формировать умение пользоваться схематическим изображением.
|
1. Ставим перед детьми домик. Предлагаем на рисунках найти изображение схожее с увиденным. Выясняем почему они выбрали разные рисунки. Обращаем внимание на вид сбоку, спереди. 2. Рассматриваем с ребенком окраску кубиков. Обращаем внимание, что три грани одного цвета сходятся в одной вершине, и три грани другого цвета также сходятся в одной вершине. 3. Рассматриваем различные способы постановки кубика 1, 2, 3, 4. Напоминаем, что необходимо обращать внимание на вид сбоку, спереди, сверху) 4. Предлагаем поставить так же. 5. Строим с ребенком фигуры из двух — трех кубиков (задания №5 - 12). 6. Учим проверять правильность постройки, сверяя ее с изображением. Чтобы было ребенку интереснее, взрослый придумывает сказочный сюжет. |
Знакомство с кубиками «Хамелеон» При знакомстве с кубиками можно поиграть в игры: «Построй такую же», «Узнай, что изменилось», «Найди ошибку», «Найди отличия» (предварительно построив две постройки) и т. д. «Построй дорожку» (из 4-х, кубиков) «Желтый (синий) поезд» и т. д. «Желтая (синяя) коробочки» по аналогии с «Уникубом» см. выше |
Инструкция к кубикам «Хамелеон», набор кубиков «Хамелеон», схемы формата А 5 на каждого ребенка. Мелкие игрушки для обыгрывания.
|
|
1. Чтобы поддержать детский интерес необходимо взрослому обыграть, придумать сюжет к схеме. Можно с детьми к любимой сказке или сочинить вместе с детьми свою сказку и предложить выложить из кубиков героев, какие-то значимые объекты. 2. Взрослый предлагает вспомнить какие узоры они уже выкладывали, просит придумать интересный свой узор из 9 кубиков. 3. Взрослый участвует в игре, допускает ошибку. 4. Побуждаем, чтобы дети исправили ошибку. |
«Выложи по образцу», «Что не так?», «Что изменилось?», СУ — б (17 — 24), СУ — в (1 - 4) |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Сложи узор», стр. 45. З. А. Михайлова «от 3 до 7» стр. 52, 54, 60. |
||
1. Чтобы поддержать детский интерес необходимо взрослому обыграть, придумать сюжет к схеме. Можно с детьми к любимой сказке или сочинить вместе с детьми свою сказку и предложить выложить из кубиков героев, какие-то значимые объекты. 2. Взрослый предлагает вспомнить какие узоры они уже выкладывали, просит придумать интересный свой узор из 9 кубиков. 3. Побуждаем детей зарисовать свою постройку. |
«Придумай и зарисуй» (СУ) |
Набор кубиков «Сложи узор», мелкие игрушки, лист бумаги, карандаши. |
||
1. Взрослый загадывает загадку. 2. Беседа о море, знают ли дети какое оно? 3. Выясняем сколько кубиков нужно взять, чтобы выполнить задание, какого цвета. 4. Дети строят остров и море.
|
«Остров» (СУ) - А вы знаете, что в море встречаются необитаемые острова. - Какой остров называется необитаемым? - Вот такой остров нашел наш дельфин. Этот остров со всех сторон окружает море. Кистями рук покажите, как качаются волны. - Посмотрите какой он необычный. Может мы попробуем собрать остров? |
Альбом «Разноцветный мир». От простого к сложному, от 3-х лет. Игрушка дельфин. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. |
||
«Рыбки», «Фрукты», «Корабли», «неразлучный круг подруг». |
Альбом «Разноцветный мир». От простого к сложному, от 3-х лет. Игрушка дельфин. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. Альбом «Чудо-кубики» (СУ) от 2 до 5 лет. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. |
|||
«Гирлянда», «Чем похожи эти цветы», «Змея», «Елочки», «Сова», «Помоги Петрушке переодеться», «Сколько птичек на картинке», «Кто сидит справа?», «Домик и ворота», «Сколько собачек?», «Ковер», «Сколько насекомых ты увидел на картинке?», «Построй замок». |
||||
«Яблоко», «Жук», «Ракета», «Птичка» «Елочка», «Петрушка», «По морям по волнам», «Собака», «Цветочек», «Цветок», «Конфетка». |
Альбом «Чудо-кубики» (СУ) от 4 до 8 лет. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. |
|||
1. Для поддержки интереса детей придумываем ситуацию, сказку, проблему (подбираем потешки). 2. Даем возможность детям самостоятельно найти решение. 3. Если ребенок затрудняется, даем подсказку-схему. 4. Все свои действия проговариваем. |
«Уникуб» У — 5 «Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков?» (Варианты: желтая, красная, синяя) У — 6 «Синюю квадратную площадку из 16 кубиков?» «Кто красную сложит квадратную площадку из 25 кубиков» У — 7. «Разложите кубики по сортам» У — 8. |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Уникуб», стр. 64. Кубики «Уникуб» по коробке на ребенка |
||
1. Учим аккуратно доставать кубики из коробки. 2. Рассматриваем кубики. Определяем цвет, находим сходства их с предметами формами. 3. Показываем способы присоединения одной части к другой (освоение занимает длительное время). 4. Показываем, что присоединять части можно по разному. Присоединять одну деталь к другой надо так, чтобы получилась объемная фигура, имеющая сходство с постройкой, предметом, геометрической фигурой, образцом. 5. Присоединив одну часть к другой получаем какую-либо объемную фигуру. 6. Просим детей найти сходство с предметами. (н-р: соединив 1 и 2 детали можно получить кровать, лестницу, ворота и т. д.) |
Знакомство с кубиками Б. П. Никитина «Кубики для всех» (КВ) |
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» стр. 105 (рекомендовано план-программой образовательно-воспитательной работы в детском саду — библиотека программы детство стр.76), набор «Кубики для всех» на каждого ребенка. Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», «Кубики для всех», стр. 131. Кубики «Кубики для всех» по коробке на ребенка. |
||
«Кубики для всех» КВ-2. |
||||
Шестой год жизни. Старшая группа
- Учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), освоению способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; развивать умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины). - Учить использовать приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как …; столько же, сколько …), порядка (длинный, короче, еще короче…), включения (часть и целое). - Учить понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью. Учить пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка. - Формировать умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, пересчитывать и отсчитывать по одному. - Развивать умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные зависимости.
|
1. Рассматриваем схему-образец, делим его на составляющие элементы, при необходимости подсчитываем количество элементов. 2. Предлагаем сложить такую же фигуру. Если ребенок затрудняется можно построить фигуру и предложить выполнить по образцу. 3. Упражняем в анализе формы, строения объемной фигуры. 4. Когда дети безошибочно научаться анализировать и составлять объемную фигуру, видеть части в целом, только тогда можно перейти к складыванию фигур по схемам без цветового обозначения, придумыванию новых и зарисовыванию их, выполнению постройки по памяти. |
«Уголки» и «Собирайка» («Чум», «Поезд», «Тоннели», «Замок», «Гусеница», «Мальчик», «Девочка», «Робот», «Теремок», «Рыбка») |
Инструкция к кубикам «Уголки» и «Собирайка», наборы «Уголки» и «Собирайка» на каждого ребенка. |
|
1. Уточняем правила игры: 2. Рассматриваем схему-образец, делим его на составляющие элементы, при необходимости подсчитываем количество элементов. 3. Предлагаем сложить такую же фигуру. Если ребенок затрудняется можно построить фигуру и предложить выполнить по образцу. Построив одну, он переходит к более сложной. Таким образом ребенок решает две задачи: 1. Выбирает из 7 фигур только 2 — 3, необходимые для постройки. 2. Упражняем в анализе формы, строения объемной фигуры. |
«Кубики для всех» серия КВ-3. КВ-4, К В-5 |
Б. П. Никитин Книга «Ступеньки творчества или развивающие игры», Рекомендовано план-программой образовательно-воспитательнойработы в детском саду — библиотека программы детство стр. 92, 105, 119. Набор «Кубики для всех» на каждого ребенка |
||
«Цветные льдинки» КВ «Собаки», «Посылка» |
З. А. Михайлова «От 3 до 7» стр. 115 (118,155). Набор «Кубики для всех» на каждого ребенка. |
|||
1 Взрослый предлагает набор открыток с изображением морских обитателей. 2. Дети рассматривают их, представляют, как рыбки плавают вокруг подводной лодки. 3. Выкладывают силуэты рыб. Если дети испытывают затруднения, взрослый предлагает образцы СУ-д золотой рыбки, водяной змеи, рака. 4. Лучшие детские фантазии — вырисовываются. |
«Сложи узор» «Отгадай название поодводной лодки» (серия СУ-В, морская тематика)
|
З. А. Михайлова «От 3 до 7» стр. 100. образцы из книги Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 46. Набор кубиков «Сложи узор». |
||
Игра «Составь!» (СУ) |
З. А. Михайлова «От 3 до 7» стр. 101. образцы из книги Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 49. Набор кубиков «Сложи узор». |
|||
«Животные в Атлантиде» (СУ)
|
З. А. Михайлова «От 3 до 7» стр. 110. образцы из книги Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 50. Набор кубиков «Сложи узор». |
|||
«Неваляшка», «Мельница», «Улитка», «Ваза с цветами», «Рукавички», «Пугало», «Самолеты» |
Альбом «Разноцветный мир». От простого к сложному, от 3-х лет. Игрушка дельфин. Кубики «Сложи узор» каждому ребенку. |
|||
1. Взрослый продумывает сюжет. Для стимуляции детского интереса. 2. Побуждает ребенка на фантазирование, придумывание объектов, сюжетов, небылиц, иллюстрирование понравившихся произведений. 1. Взрослый предлагает помочь звездочету составить из кубиков карету. 2. Рассматриваем схему- образец. 3. Закрепляем счет. По возможности, соотносим число и количество необходимых кубиков. |
Задания № 13 — 25 (СУ) |
Альбом «Разноцветный мир» от 4 до 8 лет. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. |
||
«Уникуб» У-10 — У -33
|
Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 64 — 65, 72 — 74. Набор кубиков «Уникуб» |
|||
«Карета» «У-32» |
З. А. Михайлова «От 3 до 7» стр. 135. образцы из книги Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 74. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
1. Уточняем правила игры: 2. Рассматриваем схему-образец, подсчитываем необходимое количество кубиков для постройки. 3. Соотносим число и количество. 4. Определяемся с цветом граней кубиков. 5. Предлагаем сложить такую же фигуру. Если ребенок затрудняется можно построить фигуру и предложить выполнить по образцу. Построив одну, он переходит к более сложной. Важно следить за точностью постановки (выкладывания) кубиков, т. о. Вырабатываем навык архитектурной точности, умения видеть части и из частей создавать целое. |
Кубики «Уникуб»
|
Набор кубиков «Сложи узор». |
||
«Построим мебель для куклы Кати» В игре перед детьми ставится задача: кукла Катя пришла в магазин. и не знает, какую мебель ей необходимо подобрать для кухни (спальной комнаты, зала). Дети выбирают необходимые карточки и строят. |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
«Посудная лавка» Предлагается пойти в магазин и приобрести ее. В посудной лавке есть только образцы посуды. Дети должны выбрать образец и пойти заказать мастеру, чтобы тот выполнил работу. После выполнения мастером работы, заказчик смотрит, все ли верно выполнено. В случае положительного результата платит деньги и забирает изделие. Если же мастером допущены ошибки, исправляют вместе. |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
«Разговор двух гусениц» (Звучит музыка и под музыку рассказывается сказка, затем предлагается детям договорится между собой кто что будет строить, так чтобы все элементы сказки присутствовали.) |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
«В некотором царстве» |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб».. |
|||
Седьмой год жизни. Подготовительная группа - Развивать умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать схемы, условные обозначения как общепринятые, так и предложенные детьми. - Развивать мелкую моторику, графические навыки, трехмерное восприятие объекта, что является предпосылками развития навыков черчения. - Формировать особый интерес к цифрам, как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Учить практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т.ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач. Формировать умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма. |
1. Поощряем инициативу детей в придумывании своих образов. 2. Учим фиксировать продукт деятельности детей. |
Детям загадываются загадки после чего предлагается из кубиков выложить число по заданному образцу, либо придумать и выложить своё число. Во втором варианте предлагается ещё и зарисовать. |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|
Игра предназначена для использования в подготовке к обучению грамоте. |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
Кубики «Уникуб» задание № 45 — 59 |
Таблицы к игре. Набор кубиков «Уникуб». |
|||
«Придумай и зарисуй» («Уникуб») |
Набор кубиков «Уникуб», простой, синий, желтый карандаши, листок в клетку. |
|||
«Уникуб» задания № 34 — 60 |
Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 65 — 68, 74 — 81. Набор кубиков «Уникуб» |
|||
«Кубики для всех» КВ — 6, 7. |
Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 135 — 136, 137. Набор кубиков «Кубики для всех» |
|||
«Сложи узор» серия СУ-Г, Д
|
Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» стр. 47 — 50. Набор кубиков «Сложи узор»
|
|||
1. 1.Учить детей выполнять постройки согласно устной инструкции взрослого. 2. 2. Развивать воображение, память, мышление, умение пользоваться своим жизненным опытом.
|
«Построй 4 треугольника разного цвета» (квадрата) «Построй трапецию» «Как построить круг» (овал, многоугольник и т. д.) |
|
||
«Геометрические головоломки» «Найди корабль и выложи его» «Колейдоскоп»
|
Альбом «Разноцветный мир». От простого к сложному, от 3-х лет. Игрушка дельфин. Кубики «Сложи узор» каждому ребенку.
|
|||
Задания № 26 - 61 |
Альбом «Чудо-кубики» (СУ) от 4 до 8 лет. Кубики «Сложи узор» по коробке на ребенка. |
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы очень надеемся, что данные методические рекомендации пригодятся и послужат хорошим подспорьем для педагогов, которые заинтересуются данной методикой.
Важно проникнуться главными идеями игр. Они совсем не сложные и вышли из практики жизни с детьми:
- двигайтесь от простого к сложному, не торопясь, по ступенькам – и до потолка возможностей, своих и своего ребенка;
- играйте вместе с ребенком, но не делайте за ребенка того, что он может и должен сделать сам;
- помните - только самостоятельное решение приносит пользу;
- это и дидактический материал, и тест, и упражнения, и занятия для взрослых, но, главное, это игры, которые должны приносить удовольствие и радость, как настоящая творческая работа.
Интеллектуальные игры Никитиных - мощный стимулятор, настоящие дрожжи творческой активности, если они органично вписываются в жизнь вашей группы. Это ни в коем случае не единственный и не самый важный стимул в развитии ребенка. Все, что вы делаете вместе с ребенком: играете в интеллектуальные игры, лепите из пластилина, ходите на лыжах, моете посуду, складываете оригами... – создает ту единственную атмосферу вашей семьи, которая развивает и ваших детей, и ваши с ними отношения.
Если интеллектуальными играми Никитиных заниматься до школы, а затем и в школе – они помогают быстрее и легче адаптироваться ребенку в школе, снимают психологический стресс. Увлечение интеллектуальными играми взрослых людей и особенно пенсионеров поддерживает в них работоспособность, творческие силы и жизнерадостность.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбом «Чудо-кубики» (СУ) от 2 до 5 лет. – ООО «Корвет», 22 с.
2. Альбом «Чудо-кубики–2» (СУ) от 2 до 5 лет. – ООО «Корвет»,
22 с.
3. Альбом «Сложи узор» для малышей - ООО «Корвет», 22 с.
4. Ковалева И.Ю., Шатохина Л.Н. Альбом Разноцветный мир. От простого к сложному, от 1,5 до 3-х лет. - Обнинск: ПК «Световид», 22 с.
5. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - пресс», 2016. – 144 с., ил. - (Библиотека программы «Детство»).
6. З. А. Михайлова «От 3 до 7» - Детство-Пресс, 2009 г., 176 с.
7. Никитин Б.П. Развивающие игры.-М.: Педагогика, 2003г.
8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1990.-160 с: ил.-ISBN 5-09-003932-1
9. Шатохина Л.Н. Альбом Разноцветный мир. От простого к сложному, от 3 - х. - Обнинск: ПК «Световид», 22 с.
10. Шатохина Л.Н., Давлетгараев А.К. Альбом Разноцветный мир. От простого к сложному, от 4 до 7 лет. - Обнинск: ПК «Световид», 22 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.