Департамент образования Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное
образовательное учреждение
“Губкинский горно-политехнический колледж”
Доклад
по теме: «Использование образовательных технологий на уроках истории»
Автор: С.В. Козленко
преподаватель общественных дисциплин
Губкин 2021
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.
Целью образовательного процесса считаю: создание условий для развития гражданских компетенций учащихся через организацию урочной и внеурочной, исследовательской и проектной деятельности. Модернизация современного образования, определила нам задачи:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:
-изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;
-использование инновационных достижений в образовании (электронные учебники, Интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные технологии).
2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, обучающихся государственным стандартам и запросам современного общества.
3.Формирование гражданских компетенций у обучающихся через организацию проектной и исследовательской деятельности.
Важную роль в обучении истории играет методическое обеспечение учебного процесса. Я постоянно работаю над пополнением учебно-методического материала. С учётом потребностей обучающихся, я разработала: задания для практической и самостоятельной работы, задания повышенной сложности для дополнительной подготовки учащихся, материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты, вопросы к зачёту и др.). Мною собраны материалы исторических документов, позволяющий организовать практическую работу с историческим текстом. На основе УМК и требований ФГОС я разрабатываю рабочие учебные программы по истории.
В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход. В рамках этого подхода я применяю современные педагогические технологии, ориентированные на применении активных форм и методов обучения:
-личностно-ориентированное обучение;
-проблемное обучение;
-исследовательский метод;
-технология проектного обучения;
-информационно-коммуникационные технологии;
-традиционные технологии и др.
Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует преподавателя на поиск и применение различных приёмов с целью создания благоприятной развивающей образовательной среды и реализации ФГОС нового поколения. Обучающиеся становятся соавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели урока, самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи. Главным условием применения личностно-ориентированного подхода является опора на индивидуальные особенности учеников, учёт специфики их памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь на каждом уроке создать положительный эмоциональный настрой.
Применяя технологию проблемного обучения, ввожу в урок проблемные вопросы в виде «незаконченного предложения» или «ситуативной задачи». Например: «Октябрьский переворот или…», «Сталин вождь народов или...», «Распад или развал СССР…». Например: с целью активизации познавательного процесса, я применяю методы: «мозговой штурм», метод синквейна, дебаты и т.д. На проблемном уроке создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения. Поводом к дискуссии могут быть: легенды, притчи и афоризмы, как источники вариантов мнений.
Это позволяет всех учеников вовлечь в образовательный процесс. Можно использовать факты, идеи, вызывающие «интригу» на уроках истории: «А было ли монголо-татарское иго на Руси?», «А был ли на Руси рабовладельческий строй?». Использую приём «реставрации событий». Например: при изучении темы «Февральская буржуазная революция» предлагаю написать свой сценарий развития февральской буржуазной революции в России. При изучении важнейших этапов Великой Отечественной войны учащимся предлагается выполнить практическую работу по историческим источникам: официальные директивные документы, статьи, воспоминания участников войны. Изучив предложенные источники, учащимся необходимо сформировать собственные оценочные суждения по данному вопросу, разрешить поставленные проблемы.
В проблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательских методов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методов добывания знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую информацию. В этом случае проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. На уроке организуется мини-исследование. Например: в истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Все версии учеников активно обсуждаются и доказываются. Исследовательский метод реализуется через приём: «реконструкции прошлого», когда учащимся предлагается воссоздать исторический период по фотографии, предмету быта, семейной реликвии, историческому памятнику и т.д.
Как в урочной, так и во внеурочной деятельности активно применяю технологию проектного обучения. Данная технология предполагает выполнение практических заданий по заданной тематике. Проекты могут быть как индивидуальные так и групповые. Во внеурочной деятельности я являюсь инициатором проведения конкурсов проектов по выбранной тематике с целью формирования дополнительных знаний по истории России и краеведения. Метод проектов позволяет развивать ключевые компетенции учащихся, навыки публичного выступления. Так же положительным результатом проектной деятельности является защита проекта, которая позволяет обучающимся проявить себя и почувствовать свою значимость.
В связи с расширением информационных возможностей, на каждом уроке актуально применение информационно-коммуникативных технологий. Мною сформирован информационный ресурс мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда: презентации в программе Microsoft Power Point, видеофильмы, контролирующие и методические материалы. Это позволяет мне создать эффективную образовательную среду в урочной деятельности.
Технологии деятельностного подхода позволяют, в рамках одного урока, применять различные формы учебной деятельности. Проведение уроков с применением технологий системно-деятельностного подхода предполагает развитие у обучающихся внутренних мотивов учебной деятельности, что даёт позитивные личностные изменения в процессе учения. Данные технологии предполагают также формирование универсальных способов действий и практических навыков.
Использованные источники:
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.
3.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.