Использование пальчиковой гимнастики в развитии
коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста.
Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений; значительную часть времени проводят у компьютера и телевизора; высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает речь. Одной из задач, на решение которой направлено содержание образовательной области «Коммуникация», является развитие речи детей.
Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина) [5;с3]
Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. [2;с3]
Исходя из выше сказанного, мною была поставлена цель: «Стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук».
Достижение цели реализовалась путем решения следующих задач:
1. Практическое овладение детьми пальчиковой гимнастики.
2. Пополнение в группе уголка развития речи.
3. Практическое овладение детьми пальчиковым театром.
Пальчиковая гимнастика проводилась не менее 2 раз в день. Начинали с более простых игр – потешек, которые дают очень хорошую тренировку движений для пальцев рук.
-Пальчик – мальчик,
Где ты был?
-С этим братцем-
В лес ходил
-С этим братцем-
Щи варил
-С этим братцем-
Кашу ел.
Затем переходили к более сложным упражнением. Дети очень любят, когда движения сопровождаются песенкой.
Пау – паучина паутину сшил.
Вдруг закапал дождик
Паутину смыл,
Снова светит солнце
Стало припекать
Пау – паучина трудится опять.
Для тренировки пальцев также использовались упражнения и без речевого сопровождения «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Если ребенок затрудняется выполнить задание самостоятельно, то педагог берет его руки и действует вместе с ним.
Кроме гимнастики, предлагалось детям заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами; катать между большим и указательным пальцами; придавив поочередно всеми пальцами обеих рук с столу, стараться при этом делать вращательные движения; выкладывать крупу по контуру. Дети перекатывали между двух ладоней шестигранный карандаш. [1;с15]
Карандаш в руках катаю
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Игры со счетными палочками помогают ребенку развить внимание, воображение, познакомить с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Детям предлагались варианты рисунков, которые он может выложить из палочек на ровной поверхности.
Выкладывание фигурок сопровождалось стихами, для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. [3;с39]
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Игра в пальчиковый театр, во время которой ребенок манипулирует с куклами, одевая их на пальчики, развивает координацию кистей и пальцев рук, его умение слушать и выполнять движения в соответствии с текстом развивает воображение. Для некоторых детей этот вид театра был немного сложен. Сейчас же движения пальцев рук более умелые, ловкие. Дети показывают сказки «Колобок», «Репка», «Теремок».
К пальчиковым играм не стоит относиться как коррекционной деятельности, это интересное и веселое занятие, способное подарить ребенку первую радость маленьких побед. Поощряя любые достижения ребенка, вы даете возможность ему радоваться и гордиться своими успехами. [2;с5]
Таким образом, используя, пальчиковые игры дети стали более логично и понятно высказывать свои суждения, свою точку зрения. Они более свободно общаются со сверстниками и взрослыми. Понятно для слушателей отвечают на вопросы и задают их.
Список литературы:
1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – Москва АСТ Издательство, 1999
2. Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами – Москва Книголюб, 2008
3. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников – Москва АСТ Издательство, 1999
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь – Москва Центполиграф, 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.