Использование подвижных игр в логопедической работе
Выполнила Кутузова Евгения Александровна, учитель-логопед МАОУ «СОШ №9»
Организуя занятия с детьми, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Нужно стараться, чтобы детям было интересно заниматься и приобретать новые умения и навыки.
Игра- наш незаменимый помощник в обучении младших школьников, один из важнейших приемов работы с детьми. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности.
Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.
В своей коррекционной работе учителя-логопеды широко используют различные дидактические игры. Значимое место среди них занимают подвижные игры.
Учеными доказано, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного материала на занятиях. При выборе игры необходимо учитывать лексическую тему, которую изучают дети с нарушениями речи.
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает преодолеть робость и застенчивость. В игре дети, подражая действиям товарищей, легко и непринужденно выполняют самые различные движения.
Развитие мотивации и речевой инициативы;Развитие слухового внимания;Расширение и активизация словаря, усвоение грамматических категорий;Развитие фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;Развитие высших психических функций, ориентировки в пространстве;Подвижные игры в работе логопеда могут быть использованы как часть занятия или в качестве динамической паузы.
Подвижные игры, соединенные с дидактическими задачами обучения, решают следующие образовательные задачи:
Подвижные игры, используемые в логопедической работе, условно можно разделить на 4 группы:
Подвижные игры, способствующие развитию фонематического слуха, звукового анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте. С помощью этих игр дети учатся дифференцировать на слух звуки по твердости/мягкости; определять первый звук в слове; подбирать слова, отличающиеся одним звуком («Волшебный колокольчик», «Живая стрелка», «Найди пару»). Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель которой развитие фонематического восприятия, дифференциация на слух звуков по твердости и мягкости, логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии, дети, услышав слово с твердым звуком, подбегают к синему цветку, с мягким звуком -к зеленому цветку, которые разложены на полу.
Игры, направленные на формирование грамматического строя речи. С помощью этих игр закрепляется умение употреблять в речи предлоги, развиваются пространственные представления («Прятки», «Построим круг, шеренгу, колонну»). Например, игра «Прятки». Цель: употребление в речи простых и сложных предлогов, выделение их из предложения, развитие пространственных представлений. Дети прячут игрушки. Логопед пытается их найти. Просит помочь ему, сказать куда спрятали. Дети говорят: -«Я спрятал игрушку под стол». Логопед спрашивает, какой предлог в этом предложении (или маленькое слово-в детском саду) и откуда ребенок достал игрушку.-«Я достал игрушку из-под стола». –«Назови предлог».
Подвижные игры, обогащающие словарь детей («Найди маму» по теме «Семья», «Во саду ли, в огороде» по теме «Сад-огород»). При проведении этих игр, закрепляются знания детей по лексической теме.
Подвижные игры, на автоматизацию звука («Ловишки», «Бег с барьером», «Золотые ворота»).
Исходя из условий организации логопедической работы(индивидуальной, фронтальной, подгрупповой), логопедами чаще всего используются игры малой подвижности, а также игры с мячом, так как они не требуют большого пространства и дополнительного материала, решая при этом те же дидактические задачи. Большинство вышеперечисленных игр можно адаптировать для игр с мячом и подобрать к лексической теме. Например, «Мяч бросай- животных называй», «Большой мяч», «Не прерывай цепочку» и т.д..
При проведении подвижных игр с речевым содержанием необходимо учитывать ряд особенностей:
в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания;
в конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений;
игра не должна быть длительной по времени;
игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки; следует развивать у детей навыки контроля чужой и своей собственной речи;
нужно добиваться активного речевого участия всех детей;
во время объяснения хода и правил игры нужно обратить внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, четко определить речевую задачу;
по ходу игры необходимо вносить коррективы и исправлять ошибки детей, в заключение обязательно поощрить всех детей;
следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре;
удобно использовать подвижную игру в качестве физкультминутки;
в условиях логопедической группы и кабинета лучше использовать игры средней и малой подвижности, при которых характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов). Игры большой подвижности лучше проводить во время прогулки или в физкультурном зале (для воспитателей);
во время проведения игр удобно использовать спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные повязки.
Любая работа эффективна тогда, когда ведется в системе. Поэтому, логопед, воспитатели, а также родители должны работать в тесном сотрудничестве. Логопед разучивает какую-либо игру; воспитатели закрепляют ее в свободное время, на коррекционных занятиях, в вечерние часы, на прогулке; родителям предлагается поиграть в эти игры дома.
Наиболее тесное сотрудничество возможно с инструктором по физической культуре, так как в процессе любой подвижной игры могут быть решены задачи как физического развития, так и речевого.
Таким образом, следует отметить, что подвижные игры:
Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста подвижности на занятиях;
Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
Развивают общую и мелкую моторику; ориентировку в пространстве;
Нормализуют эмоционально-волевую сферу;
Развивают глазомер, силу, ловкость, внимание, быстроту реакции;
Развивая мышечную силу, усиливают работу легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Волшебный колокольчик
Задачи: Развивать умение разли-
чать громкие и тихие звуки.Воспитывать самостоятельность.Оборудование: колокольчик.Описание игры:Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу.
Ушки на макушке
Задачи: Развивать умение раз-
личать на слух звучащие предметы:
бубен, колокольчик и другие
предметы.Развивать быстроту реакции.Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, колокольчик, дудка.Описание игры: Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте.Дудки – покружись.Колокольчика – подними руки вверх.
Цветы и бабочки
Задачи: Развивать умение
различать на слух твердые и мягкие
звуки.
Воспитывать честность, выдержку.Оборудование: синие и зеленые цветы, вырезанные из картона. Квадраты синего и зеленого цветов.Описание игры:По группе разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.
Живая стрелка
Задачи: Закреплять умение определять
в слове первый звук, давать ему
характеристику. Упражнять в беге по кругу и
остановке по сигналу.Воспитывать целеустремленность.Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.Описание игры: В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:Наша стрелка оживилась, Быстро, быстро закружилась!Сделай круг и обернись,А теперь остановись! «Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из сумки «Стрелки» картинку, определяет в нем первый звук и дает ему характеристику.
Умный мячик
Задачи: Упражнять детей в
дифференциации твердых и
мягких звуков.Развивать глазомер, ловкость. Учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.Оборудование: синий и зеленый мячи.Описание игры: Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).
Ловишка
Задачи: Формировать быстроту
и ловкость движений.Воспитывать целеустремленность.Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.Описание игры:Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие двигаются по кругу и говорят:Мы ребята мы ребята,Бегать любим и скакать!Ну, попробуй нас догнать!Раз, два, три – лови!На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.Педагог дает задание каждому «Фанту»- Повторить цепочку слогов: са-са-за зо-со-зо- Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт санки коза- Назови в слове первый звук: зима сом замок сито
Найди себе пару
Задачи: Упражнять детей в подборе
слов, отличающихся одним звуком.Развивать быстроту реакции.Воспитывать самостоятельность.Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза – коса, миска – мишка, крыша – крысаОписание игры:Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.
пар
бар
Найди свой домик
Задачи: Закреплять умение опреде-
лять количество слогов в слове. Обога-
щать словарный запас детей.Развивать ориентировку в пространстве.Воспитывать самостоятельность.Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами. Предметные картинки, сундучок.Описание игры:В разных местах группы расставлены домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами – слова с двумя слогами, с тремя окнами – слова с тремя слогами.Дети берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога разбегаются по группе, по следующему сигналу находят домики для картинок.
Один, два, три
Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове.Упражнять детей в построении и перестроении.Развивать произвольность внимания.Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.Описание игры: Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове.
С мячом
«Звук в начале, в середине и в конце». Цель: учиться подбирать слова с заданной позицией звука.
«Доскажи словечко». Взрослый начинает слово, называя первый слог, ребенок договаривает словечко.
«Подбери слова на каждый звук». Цель: учиться подбирать слова на заданный звук, развитие общей моторики, учиться ловить мяч, развивать реакцию, внимание.
«Из чего - какой?»
Из металла – металлический, из картона - картонный и т.д.
«Чей? Чья? Чьё?»
Хвост медведя - медвежий, уши у собаки - …, морда у коровы -…., туловище у змеи - ... и т.д.
«Назови одним словом»
Тарелка, ложка, чашка – и т.д. (по разным лексическим темам)
«Я знаю 5 видов …. деревьев и т.д.»
«Что лишнее?»
Собака, корова, петух, овца – (петух)
«Скажи наоборот» (чистый — грязный, мелкий - глубокий и т.д.)
«Скажи по другому» (грязный — чумазый, испачканный, пыльный и т.д.)
«Отгадай слово». Цель: учиться подбирать слова по заданным буквам.
Для этой игры нужен мел. Пишется первая и последняя буква слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если слово дети не могут отгадать, добавляется вторая буква и т.д. Даем простые по слоговому составу слова.
«Слово запуталось». Цель: учиться слоговому чтению, собирать слово из разбросанных слогов. Воспитатель печатает на асфальте слоги, дети составляют правильное слово: ка-даш-ран (карандаш), ло-го-ва (голова).
Игру «Колечко-колечко, выйди на крылечко» можно проводить с любыми заданиями, в зависимости от цели, поставленной на начало игры. Ведущий держит колечко между ладоней и проводит ими среди ладоней остальных играющих, оставляя незаметно колечко одному ребенку. Затем ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Остальные дети должны догадаться, кому оставили колечко и задержать его. Если ребенок сумел выйти, то ему дается задание. Например, сосчитать количество слогов в слове, или определить позицию звука и т.д. Выполнив задание, он становится водящим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.