Использование пословиц при изучении грамматики
Пословицы и поговорки используются на уроках русского языка при повторении отдельных тем или целых разделов грамматики. Организуя такой урок, учитель должен тщательно продумать домашнее задание, подготовить наглядные пособия. Последние могут изготовить сами учащиеся.
Так, в III классе повторяется тема «Правописание падежных окончаний имен существительных». Учитель накануне дает задание подобрать две-три пословицы со словом труд и записать их.
На уроке используется плакат с пословицами.
• Каков мастер, такова и работа.
• Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• По работе и мастера знать.
Учащиеся читают пословицы, находят слово, которое повторяется во всех пословицах, устно ставят вопрос, выделяют окончание, определяют падеж имени существительного.
После работы с плакатом учитель предлагает учащимся прочитать записанные ими дома пословицы, ставя к слову труд вопрос, определяя падеж и выделяя окончание. Затем все записывают пословицы:
• Труд кормит, а лень портит.
• Землю солнце красит, а человека — труд.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Суди о человеке по его труду.
• Белые ручки чужой труд любят.
• В труде рождаются герои.
После того как все пословицы будут записаны, учитель предлагает сравнить два слова труд и работа по значению и по окончаниям. Дети определяют, что по значению эти слова похожи (являются синонимами), но в одних и тех же падежах имеют разные окончания. После чего учащиеся делают вывод о том, что эти слова относятся к разным склонениям.
При повторении в III классе темы «Имя прилагательное» рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках.)
• (Маленькое) дело лучше (большого) безделья.
• (Родная) сторона — мать, (чужая) — мачеха.
• (Старый) друг лучше (новых) двух.
• (Черная) земля (белых) рук не любит.
• Зимой снег (глубокий) — летом хлеб (высокий).
• Не нужна соловью (золотая) клетка, а нужна (зеленая) ветка.
• У мудрого человека (длинные) уши и (короткий) язык.
Учащиеся отгадывают пропущенные слова, определяют, что они обозначают и какой частью речи являются.
На дом дополнительно дается задание: подобрать две-три пословицы со словами, обозначающими качество, признак предмета.
На следующем уроке устно разбирают несколько пословиц. Лучшие записывают, подчеркивая прилагательные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.