«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»
Оценка 4.7

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Оценка 4.7
Лекции
docx
24.10.2020
«Использование приемов критического мышления  на уроках в начальных классах»
критическое мышление.docx

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района  Саратовской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

 

Мастер-класс

«Использование приемов критического мышления

на уроках в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

          Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 МАОУ СОШ № 7

Осипова Марина Петровна

 

 

 

2020.

Мастер-класс

«Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

 

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

 

Цель: Ознакомление учителей начальных классов  с приёмами критического мышления (из опыта работы).

Задачи:

·        расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

·        показать приемы критического мышления в своей практической работе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки - листочки.

Ожидаемые результаты:

·        познакомить  педагогов с приёмами критического мышления;

·        уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: учителя начальных классов.

Ход мастер-класса

      Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд 1.)Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Уважаемые коллеги! Я желаю вам радости, любви и неугасимого творческого огня в душе!

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды)

          Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам.

Здравствуйте те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто хоть раз был на курсах.

Здравствуйте те, кто умеет мечтать...

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит сладкое!

— Предлагаю рассмотреть десерт (Слайд 2.), изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.

     В своих карточках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах».

2. Теоретическая часть. Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах?

Но для начала я хотела с вами провести приём, который называется «Микрофон».

— Что такое мышление?

— Что такое критическое мышление?

— Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления?

— Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления?

— А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках?

(Слайд 3. ) Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла….(вопросы);

-вырабатывать разнообразные, подкрепляющие…(аргументы);

- применять независимые продуманные… (решения).

      Применять приёмы критического мышления можно на всех учебных предметах. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,    осмыслить и применить.

     (Слайд 4.)Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце ХХ века в США – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения. А также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

         Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

         Технология критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. (Слайд 5.)

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа).

      Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).

   На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

    Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.  Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

      Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы:

«Верите ли Вы, что...?»,

«Проблемный вопрос»

«Загадка»

«Корзина идей»,

«Знаю-хочу»,

«Мозговой штурм»

«Авторский стул»

«Корзина» идей, понятий, имён"

«Кластер»

«Ассоциации»

«Дерево предсказаний»

«Перепутанные логические цепочки»

«Верные и неверные утверждения»

«Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем)

   Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:

«Инсерт»,

«Чтение с пометками»

«Кластер»,

«Чтение с остановками»,

«Толстые и тонкие вопросы»...

«Знаю — Хочу знать — Узнал»

Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы:

«Метод 6 шляп»,

«Авторский стул»

Кластер

Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал)

«Синквейн»

«Пятиминутное эссе»

«Толстые» и «тонкие» вопросы

«Перепутанные логические цепочки»

«Ромашка вопросов или ромашка Блума»

3. Практическая часть мастер-класса

      Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами технологии критического мышления, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.

Урок литературного чтения. Тема Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1.     Психологический настрой «Кувшин счастья»

    Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

                  Участникам коллегам раздаётся одинаковый текст, по которому участники группы будут работать.

       Стадия «Вызов» (Слайд 6.)

      Приём «Корзина понятий», идей портрет Л. Н. Толстого (На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

    Приём «Мозговой штурм» по картинке. (Слайд 7.)

— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

— Определите тему рассказа.

— Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.

— Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать?

— Кто написал это произведение?

— Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»?

— О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный? (предположения участников коллег)

Приём «Верите ли, что..»

— Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите « + », если нет, то  «  - » . (Работа в группах по карточкам можно индивидуально)

• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.

• Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.

• Верите ли, что лев полюбил собаку.

• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.

• Верите ли, что собака умерла.

• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

Метод «Инсерт» (Обращение к портрету)(Слайд 8.)

— Мы прочитаем автобиографию Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях.

— Мы прочитаем автобиографию Л. Н. Толстого. При чтении будем карандашом выставлять пометки на полях:

«V» — уже знал

«+»— узнал новое

«-»  думал иначе

«?» — хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).

б) Проверка (озвучивание пометок).

— Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Лев и собачка»

— Какие еще произведения Л. Н. Толстого читали?

Работа над новым материалом.

Стратегия «Чтение с остановками» (работа в группе).

— Читать текст будем по частям, с остановками. Чтение 1-ой части. «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»

— Что произойдет дальше?

— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

— Как он к ней относился?

Чтение 2-ой части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).

— Какие у вас возникли чувства?

— Что произойдет дальше?

Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 

Кто….

Что…

 

Когда …

Может…

Будет…

Мог ли…

Как звали…

Согласны ли вы…

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

 

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если…

Стадия «Рефлексия» (Слайд 8-9.)

Приём «Синквейн».

     Для  работы можно предложить написать синквейн (со словами лев, собачка, дружба, друзья) составить,

     Работая по технологии критического мышления, я отмечаю следующие преимущества: (Слайд 11.)

• учащиеся становятся более  восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивает активное слушание;

• повышает самооценку.

— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами критического мышления, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Наше занятие закончено! Давайте будем в течение всего этого года радоваться каждому дню: просыпаться утром и думать, какие встречи нас ждут, какие возможности Всевышний нам даровал — каждый день не похож на предыдущий! Каждый день мы можем проявлять свои таланты, способности, свое творчество! Каждый день нас ждут десятки светлых детских глаз.

Рефлексия. Приём  «Шарики успеха»

— Было интересно...

— Сегодня на мастер - классе я узнал, что...

— Больше всего мне понравилось...

-   Новым для меня стало...

— Возьму с собой…

— Особенно мне понравилось…

— Что нового я узнал?

— Где мне было легко?

— Что давалось с трудом?

— Реально ли применить это на своих уроках?

— Что вам понравилось и что вы возьмете с собой?

— Что еще не совсем понятно и к чему вернетесь

-    Что не понравилось или не понятно?

Уважаемые коллеги! Я желаю вам радости, любви и неугасимого творческого огня в душе!  Благодарю вас за плодотворное сотрудничество.  На этом наш мастер-класс закончен. Спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.

Использованная литература

1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

2. Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.

3.   Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.

4. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.


 

Комитет образования администрации

Комитет образования администрации

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Слайд 3. ) Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла…

Слайд 3. ) Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла…

Рефлексия» (размышление).

Рефлексия» (размышление).

Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»

Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»

Стадия «Вызов» (Слайд 6.)

Стадия «Вызов» (Слайд 6.)

Мы прочитаем автобиографию Л. Н

Мы прочитаем автобиографию Л. Н

Кто…. Что… Когда … Может…

Кто…. Что… Когда … Может…

Сегодня на мастер - классе я узнал, что

Сегодня на мастер - классе я узнал, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020