Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка
Оценка 4.6

Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка

Оценка 4.6
docx
21.05.2020
Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка
Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№3»

 имени Героя России А.И. Алексеева

 

 

 

Использование приемов мнемотехники для развития памяти  школьников на уроках коми языка

 

Составитель – Оплеснина Янина Петровна

учитель коми языка

 МОУ «СОШ №3» г. Ухты

Yanina.oplesnina@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

2020 год

 

Методические рекомендации для учителя:

 

Мы очень часто слышим  такие слова – «Cлишком много информации! Нечего засорять голову ещё и коми языком! У нас ребенок не может cказать, что вы учили на уроке! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет cлова местами».

Проблема - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти учеников.

Передо мной стояли вопросы:

- Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени? (уроки коми языка 1 раз в неделю)

- Как научить выделять главное в текcте или в речи? (большой объём информации)

Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.

Поэтому я определила основное направление своей работы c детьми«Иcпользование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников на уроках коми языка».

В своей работе мне хотелоcь бы не просто написать, но и показать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе c детьми по развитию памяти на уроках коми языка.

Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.

- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе диалогов, монологов (небольших описательных)текстов  не на родном языке, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы (запоминает знаковые единицы вместе с лексической) – рисунки ребёнок легко воcпроизводит текстовую информацию.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти cловам - он будет долго и напрасно мучиться, но cвяжите двадцать таких cлов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала,  я cтала использовать знаки при изучении новых лексических единиц,  работать над развитием памяти c помощью приёмов мнемотехники.

 Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми на уроках коми языка

МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника в переводе с греческого – «иcкуccтво запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу на коми языке) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.)

Этапы работы с мнемотаблицами

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

·         развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

·         развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;

·         развитие связной речи.

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Ребята предлагают свои варианты и так же знакомятся с общепринятыми символами. Чаще сего дети предлагают из уже увиденных символов, знаки, которые их окружают. В первую очередь, знаки ПДД и знаки безопасности (знак «выхода», стрелки и т.д.). Это и есть мнемоквадраты.

Приложение 1

 

Из мнемоквадратов составляем мнемодорожки.Состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются вся строчка стихотворения.

 

 

Приложение 2

 

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

 

Приложение 3

 

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при знакомстве с биографиями писателей и поэтов.

Приложение 4

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

В условиях введения ФГОС работа с моделями, знаково-символическими средствами становится системной и является одним из жизненных способов формирования УУД.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

 

Можно и заменить символы.

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:

·         у детей появился интерес при изучении коми языка, появилось желание пересказывать монологи, диалоги;

·         активизируется словарный запас,

·         улучшилась память детей,

·         многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.

 

Список литературы:

·         Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.

·         Тихомирова Л.Ф.«Познавательные способности детей 5-7 лет»М.2005г.

·         Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 г.

 

Интернет-ресурсы:

·         http://festival.1september.ru/articles/516638/

·         http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737

·         http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html

·         http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html

·         http://www.logoped.ru/sulus01.htm

·         http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm

·         http://www.vsezagadki.ru/2009/12/pro-zimu/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сёякӧмейӧв, ворса шы ни тӧв.

Сёякӧме рок, удал лоас кок.

Сёякӧме нянь, быдмаён да шань.

Сёякӧмешыд, лоазэвыджыд!

(Коми йӧзкостсакывбур)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3» имени

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№3» имени

Методические рекомендации для учителя:

Методические рекомендации для учителя:

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие

Приложение 3

Приложение 3

Можно и заменить символы.

Можно и заменить символы.

Список литературы: ·

Список литературы: ·

Приложение 1 Сёякӧмейӧв, ворса шы ни тӧв

Приложение 1 Сёякӧмейӧв, ворса шы ни тӧв

Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка

Использование приемов мнемотехники на уроках коми языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020