Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№3»
имени Героя России А.И. Алексеева
Использование приемов мнемотехники для развития памяти школьников на уроках коми языка
Составитель – Оплеснина Янина Петровна
учитель коми языка
МОУ «СОШ №3» г. Ухты
Yanina.oplesnina@mail.ru
2020 год
Методические рекомендации для учителя:
Мы очень часто слышим такие слова – «Cлишком много информации! Нечего засорять голову ещё и коми языком! У нас ребенок не может cказать, что вы учили на уроке! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет cлова местами».
Проблема - недостаточная сформированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, памяти учеников.
Передо мной стояли вопросы:
- Как научить школьников прочно запоминать необходимую информацию в короткий промежуток времени? (уроки коми языка 1 раз в неделю)
- Как научить выделять главное в текcте или в речи? (большой объём информации)
Одна из основных задач, стоящая перед нами учителями, это помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.
Поэтому я определила основное направление своей работы c детьми: «Иcпользование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников на уроках коми языка».
В своей работе мне хотелоcь бы не просто написать, но и показать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе c детьми по развитию памяти на уроках коми языка.
Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.
- Многие младшие школьники испытывают затруднения при пересказе диалогов, монологов (небольших описательных)текстов не на родном языке, при заучивании стихотворений, и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на схемы (запоминает знаковые единицы вместе с лексической) – рисунки ребёнок легко воcпроизводит текстовую информацию.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти cловам - он будет долго и напрасно мучиться, но cвяжите двадцать таких cлов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я cтала использовать знаки при изучении новых лексических единиц, работать над развитием памяти c помощью приёмов мнемотехники.
Технология использования приемов мнемотехники в работе с детьми на уроках коми языка
МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника в переводе с греческого – «иcкуccтво запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Всем знакомый пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу на коми языке) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания.)
Этапы работы с мнемотаблицами
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
· развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
· развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;
· развитие связной речи.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка (изображение). Ребята предлагают свои варианты и так же знакомятся с
общепринятыми символами. Чаще сего дети предлагают из уже увиденных символов,
знаки, которые их окружают. В первую очередь, знаки ПДД и знаки безопасности
(знак «выхода», стрелки и т.д.). Это и есть мнемоквадраты.
Приложение 1
Из мнемоквадратов составляем мнемодорожки.Состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются вся строчка стихотворения.
Приложение 2
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Приложение 3
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при знакомстве с биографиями писателей и поэтов.
Приложение 4
Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.
В условиях введения ФГОС работа с моделями, знаково-символическими средствами становится системной и является одним из жизненных способов формирования УУД.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Можно и заменить символы.
Приложение 4
Благодаря приему мнемотехники, мне удалось достичь следующих результатов:
· у детей появился интерес при изучении коми языка, появилось желание пересказывать монологи, диалоги;
· активизируется словарный запас,
· улучшилась память детей,
· многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед классом.
Список литературы:
· Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского (2-е изд.). – М.: Просвещение, 1979.- 288с.
· Тихомирова Л.Ф.«Познавательные способности детей 5-7 лет»М.2005г.
· Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 г.
Интернет-ресурсы:
· http://festival.1september.ru/articles/516638/
· http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737
· http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html
· http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html
· http://www.logoped.ru/sulus01.htm
· http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/59.htm
· http://www.vsezagadki.ru/2009/12/pro-zimu/
Приложение 1
Сёякӧмейӧв, ворса шы ни тӧв.
Сёякӧме рок, удал лоас кок.
Сёякӧме нянь, быдмаён да шань.
Сёякӧмешыд, лоазэвыджыд!
(Коми йӧзкостсакывбур)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.