«Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с ЗПР»
Оценка 4.7

«Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с ЗПР»

Оценка 4.7
Особые потребности
pptx
дефектология
1 кл—2 кл
08.02.2020
«Использование приемов мнемотехники  в развитии речи обучающихся с ЗПР»
Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Известно, что у детей с ЗПР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности: – ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения; – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции; – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением. При развитии выше перечисленных высших психических функций у детей с ЗПР, вполне обосновано использование творческих методик, технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик является мнемотехника.
приемы мнемотехники .pptx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19» «Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19» «Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19»

«Использование приемов мнемотехники
в развитии речи обучающихся с ЗПР»
 

Сургут - 2020 г.

Подготовила:
учитель – дефектолог Кордюкова Л.В.

Проблемы речи детей с ЗПР Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь

Проблемы речи детей с ЗПР Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь

Проблемы речи детей с ЗПР

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.

2

Наглядность (Л. В. Эльконин,

Наглядность (Л. В. Эльконин,

- Наглядность (Л. В. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. - Создание плана высказывания (Л. С. Выготский). Отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания»

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение,
связную речь,
мелкую моторику рук.

Развивать связную и диалогическую речь

Развивать связную и диалогическую речь

Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии,
а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать
знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать учащихся правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению школьниками изобретательских задач
сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Задачи

Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка

Мнемоквадрат Мнемотаблица Мнемодорожка

Мнемоквадрат

Мнемотаблица

Мнемодорожка

Мнемотехника
строится от простого к сложному

Мнемоквадраты Мнемодорожки Работа над словом

Мнемоквадраты Мнемодорожки Работа над словом

Мнемоквадраты




Мнемодорожки

Работа над словом

Работа над фразой

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы

Работа над предложением

«Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с ЗПР»

«Использование приемов мнемотехники  в развитии речи обучающихся с ЗПР»

Алгоритм режима дня

Алгоритм режима дня

Алгоритм режима дня

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Этапы работы по мнемотаблицам

Схемы для описательного рассказа

Схемы для описательного рассказа

08.02.2020

http://aida.ucoz.ru

12

Схемы для описательного рассказа

Описательный рассказ «Фрукты, овощи и ягоды»

Описательный рассказ «Фрукты, овощи и ягоды»

Описательный рассказ

«Фрукты, овощи и ягоды»
Название фрукта или ягоды.
Где растёт (на дереве, на кусте, грядке).
Размер.
Цвет.
Форма.
Количество плодов на стебле (черенке).
Каким является на ощупь и на вкус?
Способ употребления (варят, употребляют сырым).

Одежда» Название предмета одежды

Одежда» Название предмета одежды

«Одежда»
Название предмета одежды.
Цвет.
Материал
Строение (Составные части).
- по полу человека (мужская, женская);
- по возрасту (детская, взрослая).
5. Сезонность.
6. На какую часть тела одевают?

Описательный рассказ «Головные уборы»

Описательный рассказ «Головные уборы»

Описательный рассказ «Головные уборы»

Описательный рассказ «Времена года»

Описательный рассказ «Времена года»

Описательный рассказ «Времена года»

Описательный рассказ «Звук и буква»

Описательный рассказ «Звук и буква»

Описательный рассказ «Звук и буква»

Творческие рассказы

Творческие рассказы

Творческие рассказы

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
3. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Задать вопросы по содержанию стихотворения, помочь ребенку уяснить основную мысль.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег

Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег

Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

20

Пересказ Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста: 1

Пересказ Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста: 1

Пересказ

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Объяснить ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Результаты У учащихся с ЗПР: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек,…

Результаты У учащихся с ЗПР: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек,…

Результаты

У учащихся с ЗПР:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

22

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020