«Использование приемов мнемотехники в развитии речи обучающихся с ЗПР»

  • Особые потребности
  • pptx
  • 08.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Известно, что у детей с ЗПР существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности: – ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения; – нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции; – отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением. При развитии выше перечисленных высших психических функций у детей с ЗПР, вполне обосновано использование творческих методик, технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик является мнемотехника.
Иконка файла материала приемы мнемотехники .pptx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19»

«Использование приемов мнемотехники
в развитии речи обучающихся с ЗПР»
 

Сургут - 2020 г.

Подготовила:
учитель – дефектолог Кордюкова Л.В.

Проблемы речи детей с ЗПР

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.

2

- Наглядность (Л. В. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. - Создание плана высказывания (Л. С. Выготский). Отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи.

Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение,
связную речь,
мелкую моторику рук.

Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии,
а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать
знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать учащихся правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению школьниками изобретательских задач
сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Задачи

Мнемоквадрат

Мнемотаблица

Мнемодорожка

Мнемотехника
строится от простого к сложному

Мнемоквадраты




Мнемодорожки

Работа над словом

Работа над фразой

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы

Работа над предложением

Алгоритм режима дня

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Этапы работы по мнемотаблицам

08.02.2020

http://aida.ucoz.ru

12

Схемы для описательного рассказа

Описательный рассказ

«Фрукты, овощи и ягоды»
Название фрукта или ягоды.
Где растёт (на дереве, на кусте, грядке).
Размер.
Цвет.
Форма.
Количество плодов на стебле (черенке).
Каким является на ощупь и на вкус?
Способ употребления (варят, употребляют сырым).

«Одежда»
Название предмета одежды.
Цвет.
Материал
Строение (Составные части).
- по полу человека (мужская, женская);
- по возрасту (детская, взрослая).
5. Сезонность.
6. На какую часть тела одевают?

Описательный рассказ «Головные уборы»

Описательный рассказ «Времена года»

Описательный рассказ «Звук и буква»

Творческие рассказы

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
3. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Задать вопросы по содержанию стихотворения, помочь ребенку уяснить основную мысль.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

20

Пересказ

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Объяснить ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Результаты

У учащихся с ЗПР:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

22

Спасибо за внимание!