Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19»
«Использование приемов мнемотехники
в развитии речи обучающихся с ЗПР»
Сургут - 2020 г.
Подготовила:
учитель – дефектолог Кордюкова Л.В.
Проблемы речи детей с ЗПР
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
2
- Наглядность (Л. В. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.). Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. - Создание плана высказывания (Л. С. Выготский). Отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и развитие речи.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память,
зрительное и слуховое внимание,
воображение,
связную речь,
мелкую моторику рук.
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии,
а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать
знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать учащихся правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содействовать решению школьниками изобретательских задач
сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Задачи
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Мнемотаблицы
Работа над предложением
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Этапы работы по мнемотаблицам
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Выразительно прочитать стихотворение.
2. Объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
3. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Задать вопросы по содержанию стихотворения, помочь ребенку уяснить основную мысль.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Составление рассказа о зиме.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
20
Пересказ
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Объяснить ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста педагогом с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
Результаты
У учащихся с ЗПР:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
22
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.