Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников
Оценка 4.9

Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников

Оценка 4.9
docx
11.08.2024
Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников
44.02.02_МДК 01.07Лекция 1.docx

Лекция по МДК 01.07

Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников

 

1      Введение

 

В настоящее время значительное внимание в обучении уделяется решению таких вопросов как: повышение качества обучения, развитие личности младших школьников, а также формирование у них жизненно важных навыков. На формирование у детей младшего школьного возраста практических навыков направлена предметная область «Технология».

В предметной области «Технология» один из разделов программы отведён практической подготовке учащихся работе с природным материалом. Программа направлена на формирование у младших школьников знаний об инструментах и способах обработки природного материала, ознакомления с видами и свойствами природного материала, формированием творческого мышления и пространственного воображения.

Значимость уроков технологии, подтверждена деятельностью педагогов и ученых, таких как: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, В.В Выгонова, Э.М. Галямовой, Ж.А. Першиной, К.Ю. Цируль, Н.М. Конышевой.

Из работ вышеупомянутых авторов следует, что развитие навыков обработки различных видов природного материала на уроках технологии в начальной школе имеют благоприятную почву для эффективного всестороннего творческого развития личности младшего школьника.

 


2      Теоретические аспекты творческого развития младших школьников на уроках технологии

 

2.1           Особенности обучения предметной области «Технология» в современной начальной школе

 

Основная цель изучения предметной области «Технология» заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности [3, с.17]. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Из всех школьных предметов технология - это единственный учебный предмет, целиком основанный на преобразовательной предметно - практической деятельности самих обучающихся. Психологический механизм предметно-практической деятельности идеальным образом отвечает особенностям познавательной деятельности школьников в целом (которая находится у них в стадии формирования) [17, с.67].

Развивающие возможности урока технологии в системе общего образования: активизация познавательной деятельности; интенсификация развития интеллекта и личности в целом; гармонизация развития личности.

Воспитательные возможности урока технологии: эмоционально-эстетическое воспитание; гармонизация развития личности.

Духовно-нравственное воспитание: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека; изучение культурных традиций, отраженных в предметном мире; воспитание нравственного отношения к природе как первооснове предметного мира [20, с.91].

Содержание урока позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений: умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса [9, с.13].

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром. Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр. Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность [14, с.32].

 Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Особенность урока технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей [20, с.41]. Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями творческого развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Исследователем Н.М. Конышевой представлена следующая классификация типов уроков технологии:

а)               рационально-логический тип заключается в решении технических, технологических, логических задач. Они способствуют формированию конструктивных способностей, технического мышления, логических операций, аналитических качеств ума. Задания включают в себя операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и т.п. На таких уроках выполняют вычисления, эскизы, чертежи, схемы. Задания предполагают однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы;

б)               эмоционально-художественный тип содержит составление поиска и воплощение оригинального художественного образа, выражающего особое эмоциональное состояние, отношение, переживание. На таких уроках нельзя ограничиваться анализом образца и нацелить учащихся на его копирование. Педагог должен разбудить творческую мысль учеников, стимулировать возникновение собственного замысла и помочь в его воплощении. Ученик по возможности самостоятельно определяет цвет, форму отдельных деталей, их общую композицию. Он может самостоятельно подобрать материал и способы его обработки;

в)               практико-технологический тип направлен на отработку и освоение практических действий, способов работы, формированию новых приемов работы и закреплению уже известных. Большая часть времени уделяется демонстрации и поэтапной обработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, важные практические приемы. Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов;

г)               проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В целом урок технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно - преобразовательной деятельности [7, с.48].

Методистом Н.М. Конышевой представлены следующие планируемые метапредметные результаты по технологии [17, с.67]:

а)                 регулятивные: планировать предстоящую практическую работу; следовать при выполнении работы инструкциям педагога или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и презентациях;

б)                коммуникативные: организовывать совместную работу в группе под руководством педагога; формировать собственные мнения;

в)                познавательные: находить полученную информацию и её анализировать; анализировать устройство изделия; использовать знаково-символические средства в своей работе.

На уроках технологии педагог помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного [12, с.30].

На уроках у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Уроки технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Таким образом, рассмотрев основные особенности обучения предметной области «Технология» в современном начальном образовании, мы можем сделать вывод: уроки технологии играют важную роль в творческом развитии младших школьников, так как способствуют формированию у ребенка навыков практической деятельности и творческого подхода к делу. Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Так же обучение детей младшего школьного возраста работе с природным материалом на уроках технологии способствует практической подготовке к самостоятельной жизни, формирует знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации, повышает общий уровень творческого развития.

 

 

2.2           Способы художественной обработки природных материалов на уроках технологии

 

Все что окружает человека – парки, скверы, пляжи, леса, поля и даже клумбы и газоны возле дома, все это может служить неиссякаемым источником материалов для творчества.

При работе с различными природными материалами ребенок знакомится, познает среду в которой живет, учится бережно относиться к ней, наблюдает изменчивость, изучает разнообразие природных ресурсов.

В начальной школе обучающиеся знакомятся со следующими видами природных материалов: растительный материал, минеральный материал, монотипия.

На уроках технологии в начальных классах используются следующие растительные материалы: листья кустарников и деревьев, кора, цветы, шишки, жёлуди, орехи, каштаны и так далее [2, с. 72].

При проведении уроков технологии в начальных классах чаще всего используют растительный природный материал. Это связанно с тем, что растительный природный материал доступен, легок в работе и знаком младшим школьникам. Чтобы работа с растительным природным материалом у младших школьников была наиболее эффективной, необходимо ознакомить детей с наиболее распространенными видами используемых на уроках, с особенностями их художественной обработки. Только обладая этими знаниями, младшие школьники будут правильно использовать растительные природные материалы для своей работы, будь то аппликация, икебана или производство поделок и т.д. В пособии Ф.П. Филенко описывается очень подробно виды растительного материала, а так же особенности обработки растительного природного материала [19, c.45].

Учащихся 1 классов знакомят с наиболее простыми растительными природными материалами, которые они могут определить самостоятельно: рассматриванием или использовать уже накопившийся у них жизненный опыт.

Во время проведения опытного исследования и наблюдения дети узнают особенности работы с листьями деревьев кустарников и цветов. Учатся различать их по форме, размеру, плотности, окраске; узнают особенности работы с запущенными и свежими листьями. Так же дети знакомятся с плодами и семенами, такими как желуди, каштаны, шишки. Младшие школьники изучают особенности работы с ними, определяют какому растению принадлежит тот или иной плод [4, с.28].

Во втором классе происходит расширение ранее полученных знаний о растительных природных материалах. Дети знакомятся уже с сухоцветами, корой деревьев. Учатся обрабатывать данный природный материал. Идет усложнение подготовки материала для изготовления изделий [5, с.24].

В третьем и четвертом классах дети уже изучают такие растительные материалы, как мох, опилки, тополиный пух. Младшие школьники учатся изготавливать панно, икебаны и множество других изделий [6, с.43].

Дети опытным путем определяют к какому виду относится природный материал к растительному или минеральному.

Так же при проведениях уроков технологии используют минеральные природные ресурсы. Их используют уже в 3-4 классах, дети в этих классах уже более взрослые, и поэтому могут использовать материалы с которыми работать сложнее. И первый материал, который используется – это песок. Песок является очень доступным материалом, собрать его можно в ближайшей песочнице. В зависимости от места происхождения песок различается по структуре и цвету. Перед использованием его моют и сушат [13, с.125].

Следующий материал – это разнообразные ракушки. Жителям прибрежной зоны или отдыхающим на море можно без труда найти ракушки на берегу моря. Они бывают разных видов, форм и размеров. Так же на уроках еще используют обыкновенные камни. Любой камень с помощью фантазии и знаний можно превратить в произведение искусства используя только одну краску и лак. Камни можно склеивать, создавая целые замки, заборчики или колодцы [24].

Так же на уроках технологии в 4 классе дети знакомятся с техникой монотипия. Монотипия – многогранный вид искусства [21].

Монотипия - это отпечаток чего-то на лист бумаги. Оставлять красочный след на листе бумаге можно пальцами, ладошками, осенними листьями, мыльными пузырями и т.д. Даже можно отпечатать лист с красочным пятном о другой чистый лист.

Для создания композиции в технике монотипия с применением природного материала можно использовать листья различных пород деревьев (берёза, дуб, осина, клён, рябина) и кустарников (боярышник, орешник, смородина, сирень, жасмин, черноплодная рябина). Можно использовать и листья овощей (петрушка, морковь), но они требуют в работе аккуратности, так как очень тонкие и непрочные [23].

Методист Э.М. Галямова выявила виды монотипии по следующим критериям [1, с.82]:

а)               цветовое решение: монотипия бывает монохромной и полихромной. Монохромная монотипия чаще всего выполняется черной типографической или офсетной краской;

б)               способ нанесения рисунка: рисунок наносится на чистую форму или путем удаления остатков краски с основы;

в)               тип печатной формы: рисунок можно наносить на дерево, стекло, пластик, металл;

г)               тип основы для оттиска: отпечаток рисунка можно делать на холсте, картоне, бумаге;

д)               художественные материалы: для нанесения рисунка используются акварель, тушь, масло, акрил и т.д.

Монотипия – это отличный способ развить творческие способности как для взрослых, так и для детей. Развиваются такие способности как: развитие мелкой моторики движений; совершенствование мышления и воображения; расширение знаний об окружающем мире; развитие навыков самостоятельной работ.

Таким образом, изучив основные способы художественной обработки природных материалов на уроках технологии мы можем сделать вывод что существует множество способов художественной обработки природных материалов на уроках технологии. Они способствуют творческому развитию младших школьников, т.к. развивают мелкую моторику, чувство композиции, художественный и эстетический вкус. При знакомстве с растительными природными материалами обучающиеся так же знакомятся с их свойствами. Младшие школьники рассматривают что листья и цветы при высыхании под прессом незначительно меняют цвет, фиксируют свою форму, теряют эластичность. Они становятся хрупкими и твердыми. А минеральные природные материалы, как правило, уже готовы к художественной обработке. При работе с минеральными материалами младшие школьники знакомятся с их свойствами.

2.3 Особенности организации работы с природными материалами на уроках технологии в НОО

 

Школьная программа для начальных классов предусматривает проведение уроков технологии с использованием природных материалов в течении всего года. Кроме того, большую роль по созданию поделок из природных материалов можно проводить в кружках, группах продленного дня. Организуя такие уроки, надо заранее продумать меры воспитательного характера, направляющие сознание детей на осмысливание содержания поделок. Одновременно надо предусмотреть сбор, обработку и хранение природных материалов. Наконец, надо продумать сохранность созданных детьми поделок и популяризацию как самого творчества, так и смыслового содержания работы [22].

В начальной школе на уроках технологии при работе с природным материалом, учащиеся приобретают умения и навыки обработки природного материала, формирование и закрепление умения скреплять и склеивать между совой природные материалы, резать, окрашивать, красиво оформлять изделие, работать индивидуально и группами. Содержание работы с природным материалом должно опираться на учебную программу по предметной области «Технология» для начальных классов. Работая с природным материалом на уроках технологии, учащиеся учатся пользоваться ножницами, клеем, шилом, учатся соединять между собой природные материалы. Всё это считается подготовительной работой, без которой невозможно обойтись при изготовлении изделий из природного материала [8, с.43].

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса был и остается урок. Уроки технологии оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся младшего школьного возраста, формируют умение анализировать, делать выводы.

Наибольшую педагогическую эффективность имеют те уроки, на которых комплексно решаются проблемы обучения, воспитания и развития ребенка. Для того чтобы урок соответствовал современным требованиям, педагог должен умело использовать различные формы, приемы и методы обучения [5, с.48].

 По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки технологии в начальных классах имеют свои специфические особенности. Так Кузнецов В.П. и Р.Я. Андреевич выявили следующие специфические особенности уроков технологии:

а) основная масса учебного времени отводится на практическую работу;

б) практическая работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми поделки находят практическое применение в школе, семье;

в) работа режущими инструментами проводится при строгом соблюдении правил техники безопасности;

г) изготовление изделий требует на каждом уроке постановки четкой и конкретной дидактической цели;

д) само содержание работ воспитывает уважение к труду взрослых, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус [15, c.68].

Еще одной важнейшей спецификой уроков технологии является их исключительное значение в формировании социально-значимых умений и творческих качеств личности.

Следует обратить внимание на то, что уроки технологии проходят в специально оборудованном классе, который должен отвечать требованиям СанПиН, а именно:

а) ориентация окон учебных помещений расположена на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта;

б) естественное и искусственное освещение кабинета обеспечено в соответствии с требованием СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному освещению;

в) в помещении имеется боковое левостороннее освещение;

г) запрещается загромождение световых проемов оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели;

д) классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением – софитами, предназначенными для освещения классных досок;

е) для образовательной области «Технология» выделяются помещение для 1-4 классов: кабинет художественного труда;

ж) специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), используются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ         [16, c.20].

Главная цель освоения образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях. Модернизация содержания технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО направлена на усиление:

а) формирования функциональной технологической грамотности, развитие процессуальных способностей и умений, на усвоение алгоритма действий по овладению обобщенными способами и средствами преображения окружающей действительности;

б) организации личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующих осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения при конъюнктуре профессий на рынке труда [25].

В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях округа, то есть политехнических знаний, лежащих в основе технических и технологических процессов. Это создает необходимые условия для формирования у учащихся способностей переноса знаний из области теоретического познания в их практическое применение [8, c.56].

При изучение образовательной области «Технология», начиная с начальной школы, должно с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а, с другой стороны, формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профориентацию школьников и подготовке их к будущей трудовой жизни.

С введением ФГОС НОО важно, чтобы каждый педагог понял, что урок необходимо строить на новых дидактических принципах, использовать усовершенствованные методы и приемы [18, с.92].

Содержание уроков технологии зависит от цели, задач и типа урока. Так педагог-методист Е.А. Лутцева выделяет следующие виды уроков:

а) урок-экскурсия. Данный вид урока должен иметь познавательное или исследовательское содержание. Урок-экскурсия познавательного характера, как правило, проводят в музеях или мастерских. Целью такого урока дать учащимся младших классов представление о процессе труда людей, сформировать в них уважение к этому труду. Так как тема нашего исследования работа с природными материалами, то урок-экскурсия был бы полезен, если бы младшие школьники посетили лес или парк.  Такая экскурсия покажет все разнообразие природных материалов, а педагог расскажет, какие изделия можно изготовить из того или иного вида материала [9, c.69]. Урок-экскурсия исследовательского характера, предполагает исследовательскую деятельность младшего школьника и связана с выходом на природу, улицу и т.д. В этом случае природа рассматривается как источник материала, с которым работают школьники;

б) урок-исследование. Такие уроки предполагают, что ребенок с помощью проб и ошибок, самостоятельно найдет, то единственное решение, которое необходимо для его работы. Например, при составлении тематической аппликации;

в) урок-практикум. Такие уроки включают в себя поисковые упражнения, наблюдение, наблюдение сложной конструкции в разборе.

Согласно выводам Е.А. Лутцевой, любой урок по технологии, требует подготовленности не только школьника, но и самого педагога. Поэтому она выделяет несколько шагов, которые необходимы для такой подготовки. А именно:

а) тщательная подготовка педагога к уроку;

б) глубокие знания содержания учебной программы;

в) знание свойств, технологии и приемов использования ручных инструментов (при работе с природным материалом – ножницы, шило и т.д)       [5, c.15].

В настоящее время педагогическая наука выделяет несколько типологий урока. В основу классификаций заложены разные признаки. В соответствии с ними выделяют такие типы уроков: вводные, раскрывающие содержание темы; контрольно-учётные; обобщающие; комбинированные.

Учитывая то, что система уроков технологии постепенно усложняется, как в практической части, так и умственной, педагог намечает себе те умения, знания и навыки, которыми должны овладеть школьники в течении учебного года. При этом уроки технологии, на которых происходит работа с природным материалом, должны использовать межпредметные связи и нести воспитательную нагрузку [11, с. 105].

Годовое планирование работы разбивают на два этапа:

1 этап – перспективное планирование, при котором в каждой четверти выделяют часы для работы с природным материалом;

2 этап – календарно-тематическое планирование, где указывают не только часы работы с природным материалом, но и темы будущих уроков [10, c.55].

Следует отметить, что для начинающих педагогов, название уроков вызывает определенную трудность. Они часто называют тему в соответствии с тем изделием из природного материала, которое должно в итоге получиться. Любое изделие – это средства, которое позволять реализовать содержание урока.

Таким образом, выявив особенности организации работы с природным материалом на уроках технологии в начальном общем образовании, можем сделать вывод: важно, что школьники уже в младшем школьном возрасте проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами, узнают о профессиях. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания, выдвинутым в основных направлениях реформы общеобразовательной школы.


3 Выводы

 

а) рассмотрев основные особенности обучения предметной области «Технология» в современном начальном образовании, мы можем сделать вывод: уроки технологии играют важную роль в творческом развитии младших школьников, так как способствуют формированию у ребенка навыков практической деятельности и творческого подхода к делу. Обучение детей младшего школьного возраста работе с природным материалом на уроках технологии способствует практической подготовке к самостоятельной жизни, формирует знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации, повышает общий уровень творческого развития;

б) изучив основные способы художественной обработки природных материалов на уроках технологии, мы можем сделать вывод что существует множество способов художественной обработки природных материалов на уроках технологии. Они способствуют творческому развитию младших школьников, т.к. развивают мелкую моторику, чувство композиции, художественный и эстетический вкус. При знакомстве с растительными и минеральными природными материалами обучающиеся так же знакомятся с их свойствами.

в) выявив особенности организации работы с природным материалом на уроках технологии в начальном общем образовании, можем сделать вывод: важно, что школьники уже в младшем школьном возрасте проходят практическую подготовку, знакомятся с различными материалами и инструментами, узнают о профессиях. Это отвечает современным задачам трудового обучения и воспитания, выдвинутым в основных направлениях реформы общеобразовательной школы;

Общий вывод: использование на уроках технологии в начальной школе инновационных технологий, и нетрадиционных форм обучения повышают уровень творческого развития школьников при художественной обработке природного материала. В ходе уроков технологии обучающиеся улучшили умения и навыки по художественной обработке природного материала.

Список литературы

 

1.                 Галямова Э.М., Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. 2-е издание, М., Академия, 2014.

2.                 Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала – М.: Просвещение, 2004г.

3.                 Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе Ассоциация XXI век 2006. , с.17

4.                 Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: АСТ, 2015. – 458 с., с.48

5.                 Лиман Н.А. Особенности уроков технологии в начальной школе в свете ФГОС / Н.А. Лиман // Педагогика. – №3. – 2013. –  45-48 с., с.43

6.                 Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Технология. 2 кл.: учеб. Для общеобразоват. Организаций – 2-е изд. / Е.А. Лутцева, О.А. Куреева. – М.: Просвещение, 2014.–143 с., с.13

7.                 Махмутов П.И. Методика преподавания технологии в начальных классах. – М. ,2003. – с. 115

8.                 Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль: Академия развития, 2007г.

9.                 Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования / Е.А. Лутцева. – М.: Просвещение, 2013. – 225 с., с.32

10.            Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках технологии в начальных классах/Ф.П.Филенко – М.: Просвещение, 2005г. – 228с. , c.45

11.            Цирулик Н.А. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса / Н. А. Цирулик. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012. – 112 с., с.91

Приложение 1

 

Методика на выявление уровня творческого развития младших школьников (по Комаровой Т. С.)

                                                                          

Цель: выявление уровня творческого развития младших школьников.

Критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

а)        содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

б)       передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

в)       строение предмета (части расположены верно или нет);

г)        цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

д)       композиция (расположение фигур по всей доске, не продумана, носит случайный характер).

Анализ процесса деятельности.

а)        характер детского продукта (по частям, из целого куска, комбинированным способом);

б)       отношение к оценке взрослого (адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается); безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

в)       уровень самостоятельности (выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается);

г)        творчество (самостоятельность замысла; оригинальность изображения; стремление к наиболее полному раскрытию замысла).

Выделяют три уровня развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню развития творчества относятся те обучающиеся, которые полностью раскрывают тему, привносят что-то новое. Подходы характеризуются удачным композиционным и цветовым решением, достаточно высокой и разнообразной техникой исполнения, самостоятельностью, а также высокой эмоциональностью и оригинальностью. В работе проявляется индивидуальность.

Средний уровень характеризуется частичным раскрытием темы, попытками привнести что-то новое, работы характеризуются ошибками в композиционном и цветовом решении, небрежностью в техническом исполнении, что приводит к утрате эмоциональности. Ребенок не всегда выполняет задание самостоятельно, затрудняется. Эмоции выражены слабо.

Низкий уровень предполагает неумение раскрыть тему, неудачное композиционное решение, отсутствие эмоциональности. Ребенок не может выполнить работу без помощи взрослого.

Для оценки обозначенных характеристик использовались следующие баллы:

11-15 - 3 балла - высокий уровень;

7-10 - 2 балла - средний уровень;

1-6 - 1 балл - низкий уровень.



 

Скачано с www.znanio.ru

Лекция по МДК 01.07 Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников 1

Лекция по МДК 01.07 Использование природных материалов на уроках технологии как средство творческого развития младших школьников 1

Теоретические аспекты творческого развития младших школьников на уроках технологии 2

Теоретические аспекты творческого развития младших школьников на уроках технологии 2

Содержание урока позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений: умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного…

Содержание урока позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений: умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного…

Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их…

Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их…

Они способствуют формированию конструктивных способностей, технического мышления, логических операций, аналитических качеств ума

Они способствуют формированию конструктивных способностей, технического мышления, логических операций, аналитических качеств ума

Методистом Н.М. Конышевой представлены следующие планируемые метапредметные результаты по технологии [ 17 , с

Методистом Н.М. Конышевой представлены следующие планируемые метапредметные результаты по технологии [ 17 , с

Уроки технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие

Уроки технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие

В начальной школе обучающиеся знакомятся со следующими видами природных материалов: растительный материал, минеральный материал, монотипия

В начальной школе обучающиеся знакомятся со следующими видами природных материалов: растительный материал, минеральный материал, монотипия

Учатся обрабатывать данный природный материал

Учатся обрабатывать данный природный материал

Можно использовать и листья овощей (петрушка, морковь), но они требуют в работе аккуратности, так как очень тонкие и непрочные [23 ]

Можно использовать и листья овощей (петрушка, морковь), но они требуют в работе аккуратности, так как очень тонкие и непрочные [23 ]

Они становятся хрупкими и твердыми

Они становятся хрупкими и твердыми

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса был и остается урок

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса был и остается урок

СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному освещению; в) в помещении имеется боковое левостороннее освещение; г) запрещается загромождение световых проемов оборудованием или другими предметами

СанПиН 2.4.2.2821-10 к естественному и искусственному освещению; в) в помещении имеется боковое левостороннее освещение; г) запрещается загромождение световых проемов оборудованием или другими предметами

В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях округа,…

В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях округа,…

Такая экскурсия покажет все разнообразие природных материалов, а педагог расскажет, какие изделия можно изготовить из того или иного вида материала [9, c

Такая экскурсия покажет все разнообразие природных материалов, а педагог расскажет, какие изделия можно изготовить из того или иного вида материала [9, c

Годовое планирование работы разбивают на два этапа: 1 этап – перспективное планирование, при котором в каждой четверти выделяют часы для работы с природным материалом; 2…

Годовое планирование работы разбивают на два этапа: 1 этап – перспективное планирование, при котором в каждой четверти выделяют часы для работы с природным материалом; 2…

Выводы а) рассмотрев основные особенности обучения предметной области «Технология» в современном начальном образовании, мы можем сделать вывод: уроки технологии играют важную роль в творческом развитии…

Выводы а) рассмотрев основные особенности обучения предметной области «Технология» в современном начальном образовании, мы можем сделать вывод: уроки технологии играют важную роль в творческом развитии…

В ходе уроков технологии обучающиеся улучшили умения и навыки по художественной обработке природного материала

В ходе уроков технологии обучающиеся улучшили умения и навыки по художественной обработке природного материала

Приложение 1 Методика на выявление уровня творческого развития младших школьников (по

Приложение 1 Методика на выявление уровня творческого развития младших школьников (по

Выделяют три уровня развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий

Выделяют три уровня развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2024