ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.6
docx
20.10.2020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Пуб.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Макушина Н.А.

Макушина Наталия Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 32, г. Краснотурьинск

Аннотация: в статье рассматриваются различные приёмы и методы технологии проблемно-диалогического обучения, приводятся фрагменты уроков. Ключевые слова: проблемно-диалогическое обучение, побуждающий диалог, подводящий диалог.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем цель - высокий результат образовательного процесса. В связи с этим возникает проблема: как добиться высоких показателей, какие ресурсы использовать. Сегодня даже начинающий учитель понимает, что основной ресурс - грамотное использование современных образовательных технологий. Современные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут школьникам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и научат его использовать полученные знания на практике. Стремительное время вынуждает школу готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться [1]. Мы должны не давать знания, а подталкивать ребёнка к поиску решения проблем возникающих у них на пути. «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей» - писал К.Д. Ушинский.

Применяя на уроках различные формы, методы и приёмы организации учебной деятельности, я стала замечать повышение интереса некоторых детей к учебе. Ребята приобретали навыки самостоятельной работы, пытались излагать свои мысли. Но, к сожалению, на уроках работали одни и те же учащиеся. Те, кому материал был непонятен, предпочитали отмалчиваться, теряли уверенность в себе, интерес к учёбе, боялись, когда спрашивал учитель, чувствовали себя не вполне комфортно.

Следовательно, передо мной встала проблема, как воспитывать и развивать активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять в нестандартных ситуациях.

Работу по данной проблеме я начала со знакомства современных педагогических технологий. Меня заинтересовали проблемно - диалогическое обучение. Мой выбор был неслучайным, т.к. я работаю по Общеобразовательной системе «Школа 2100», в которой реализуется технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология в основном применима на уроках изучения нового материала. Она позволила заменить урок объяснение нового материала, уроком, «открытия знаний» [2].

В сложном прилагательном проблемно - диалогическое первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны 2 этапа учебной деятельности: постановка учебной проблемы и поиск решения. Слово «диалогическое» означает, что на этих двух этапах осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога:

побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся [2].

Следовательно, поставить учебную проблему значит помочь ученикам сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом [2].

Приведу фрагмент урока с использованием подводящего к теме диалог.

Таблица 1. Русский язык. 1-й класс. Тема «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы»

Этапы Учитель Ученик

1. Словарная на доске: КСОКБАККА

работа. Игра - Какое слово зашифровано?- -Собака

«Шифровальщики» Как можно назвать собаку?

- Какие клички животных вы

2. Постановка знаете?

проблемы. - Запишите под диктовку Ребята пишут в

предложение: У крыльца тетрадях, один ученик

лежит шарик. - на доске.

- Поднимите руку, кто

написал так же, как на доске?

- А кто написал по-другому? -Шарик.

Какое слово?

Оба варианта записываются

на доске.

- Смотрите, одно и то же Если трудно, то

слово записано по-разному. прихожу на помощь.

Какой вопрос у вас - Почему слова,

возникает? которые звучат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Прочитайте тему урока. одинаково, написаны

по-разному: с

маленькой и большой

буквы?

- Чему мы будем учиться? - Распознавать, когда

слово пишется с

3. Поиск решения. большой буквы, когда

- с маленькой.

- Давайте выясним значение -воздушный шарик;

слова шарик. Это может быть: - кличка собаки;

-круглый предмет.

- Вернёмся к нашему

предложению. От чего

зависит, какую букву мы

выберем? - Большая

- Посмотрите на картинку с

собакой. - Маленькая.

- А теперь на картинку с

воздушным шариком. - От значения слова.

- От чего же зависит выбор

буквы?

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление

Таким образом, данные методы постановки учебной проблемы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: помочь ученикам «открыть» новое знание. На уроке существует две возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог [2].

Таблица 2. Фрагмент урока математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число», в котором использую побуждающий к гипотезам диалог (Использую фронтальную и групповую формы работы)

Учитель Ученик

- Найдите Б прям. Со сторонами 56 и 21 см. - Испытывают затруднения.

- Вы смогли выполнить задание?

- В чём затруднение? Чем это задание не - Здесь надо умножить на двузначное

похоже на предыдущее? (Побуждаю к число, а мы такие примеры не решали.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осознанию противоречия)

- Какова сегодня тема урока. (Побуждаю к

формулированию проблемы) - Умножение на двузначное число.

- Сейчас работаем группами. Решите

пример 56*21 =

Способ решения запишите на листке. Закончив работу, группы вывешивают на

- Подхожу к каждой группе. доску и озвучивают свои гипотезы.

- Какие есть гипотезы?

- С чего нужно начать?

- Воспользуйтесь распределительным

свойством умножения 56 * 20 + 6 * 1 = 1006

- Вы предложили 2 разных способа 56 * 20 + 56 * 1 = 1176

умножения. Как узнать какой из них

верный?

- Может быть, воспользуемся каким-то

прибором? Можно проверить на калькуляторе.

- Делайте.

- Что у вас получилось?

- Значит, как надо умножить на двузначное

число? - Формулируют правило.

-Сравните свой вывод с правилом в

учебнике.

Таким образом, побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности. Следовательно, по средствам диалога помогаю учащимся сформулировать тему урока, тем самым вызываю интерес, а затем в диалоге же организуется открытия школьниками знания, добиваясь действительного понимание материала, ибо нельзя не понимать то, что открыл сам.

Технология проблемно-диалогического обучения обеспечивает формирование «зачатков» определённых ключевых компетенций учащихся начальных классов [3]:

Инструментальные: способность к анализу и синтезу, коммуникативные навыки, базовые знания, способность решать проблемы и принимать решения, способность к организации и планированию.

Межличностные: способность к критике и самокритике, способность работать в команде.

Системные: способность применять знания на практике, способность к адаптации в новых условиях, способность исследовать, способность к лидерству.

Подводя итог работы, по результатам применения технологии проблемно-диалогического обучения могу достоверно утверждать, что она эффективна:

1. в воспитании активной личности. На первых этапах обучения активно работали 27% учеников, теперь - 86%;

2. в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

3. в прочности усвоения знаний, так как путём постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путём поиска решения достигается полное понимание материала.

Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний». Технология проблемно-диалогического обучения не только сохраняет этот огонёк, но и даёт ему возможность разогреться.

Список литературы

1. Костюченкова Е.И. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории, 2013. № 1.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками // Пос. для учителя. М., 2012.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. С. 168.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТНОШЕНИЙ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Зверева М.А.

Зверева Мария Александровна - магистрант, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация: понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления. Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы. Ключевые слова: качество обучения, психологическая безопасность, взаимодействие.

Повышение качества обучения в начальном образовании в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем психологии и педагогики. В то же время многие специалисты и ученые, занимающиеся данной проблемой, указывают на серьезные трудности в ее решении. Ежегодно не уменьшается количество младших школьников, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. Среди основных причин школьной неуспеваемости одно из первых мест занимает недостаточно адекватное отношение к школе, к обязанностям и роли ученика, низкий уровень мотивации обучения и «психологической безопасности» школьника [2].

Понятие «психологическая безопасность школьника» в психологии является мало изученным и разработанным. До сих пор специалисты и ученые не пришли к единому пониманию феноменологической сущности данного явления.

В изучении феномена психических состояний усиленное внимание уделяется рассмотрению их роли в психической жизни человека. Рассмотрев взгляды различных авторов, можно выделить следующие функции психических состояний:

• уравновешивают человека с внешней средой;

• являются тембром (фоном) психической деятельности;

• сохраняют взаимодействие и динамику подсистем психики и сомы;


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО

Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся [2]

Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся [2]

Давайте выясним значение -воздушный шарик; слова шарик

Давайте выясним значение -воздушный шарик; слова шарик

Какие есть гипотезы? - С чего нужно начать? -

Какие есть гипотезы? - С чего нужно начать? -

Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний»

Сухомлинский писал: «Берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний»
Скачать файл