"Использование проективных методов, арт-терапевтических и телесно-ориентированных технологий в профилактике синдрома профессионального выгорания"
Оценка 4.6

"Использование проективных методов, арт-терапевтических и телесно-ориентированных технологий в профилактике синдрома профессионального выгорания"

Оценка 4.6
docx
29.10.2020
"Использование проективных методов, арт-терапевтических и телесно-ориентированных технологий в профилактике синдрома профессионального выгорания"
мастер-класс 1 шт.docx

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри, меня зовут Бородина Елена Эдуардовна. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Я делаю это так».

2 слайд

Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса подразумевает работу со всеми субъектами: как я работаю с детьми и родителями вы могли увидеть на занятии с детьми «Эффективный педагог», презентации проекта, а также на моём персональном сайте. А вот как же я осуществляю свою работу с педагогами и администрацией, когда в моей школе 86 педагогов?

3 слайд

А ведь это очень важный аспект нашей работы, которому, к большому сожалению, не во всех образовательных учреждениях уделяют должное внимание по ряду причин.

 

4 слайд

Говорят, что настроится на работу, хорошо помогают звуки природы. Кто любит слушать мелодию дождя? Тогда давайте вместе послушаем.

Игра-разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники повторяют за ведущим.

§     В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

§     Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

§     Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

§     Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

§     Но что это? Буря стихает. Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

§     Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

§     Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

§     Солнце! (Руки вверх). Улыбнитесь солнышку и друг другу!

Итак, данное упражнение я использую как с детьми, так и с группой взрослых.

Данная короткая разминка помогает настроиться на дальнейшую работу, потирание ладоней и похлопывания на телесном уровне помогает мобилизировать ресурсы организма, а самое главное, идет стимуляция вилочковой железы, которая у человека, кроме всего прочего, отвечает за внимательность и умение концентрироваться.

На уроках также рекомендую его использовать как нестандартное, но очень полезное начало урока или как разновидность физкультминутки.

 


 

5 лайд

Упражнение «Забота»

Итак, перед вами есть фломастер и листок бумаги.

Предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Забота».

Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за чью жизнь вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас составьте список этих людей, пусть это будет 5 человек.

Поднимите руку, у кого на первом месте вы сами? Я вас могу поздравить! Негативное влияние внешних факторов вам не грозит!

Если вы себя вовсе не включили в этот список, сделайте это прямо сейчас!

 

Первый, о ком вы должны заботиться – это вы сами! Ведь педагог - особая профессия. У педагога - разноплановая социальная ответственность: за обученность, воспитанность и развитие ребенка. Т.е. учитель, сеющий разумное, доброе, вечное, как наполненный сосуд передает часть себя ученикам: в мыслях, поступках… А как же быть, если сосуд этот будет истощен?

6 слайд

И вот эта «наполненность» - это наше с вами здоровье, которое состоит из физического, психологического и социального аспекта.

7 слайд

А что же может подорвать наше здоровье? Негативное влияние внешнего, окружающего мира - стрессовые ситуации. Или проще – стресс.

8 слайд

О нем мы сегодня и поговорим, а вернее, как правильно с ним справляться, ведь не так страшен стресс, как его малюют.

 

Давайте же выясним, испытываете ли вы стресс в какой-то сфере вашей жизни и если да, то в какой.

9 слайд

Ассоциативный тест «Цветные двери»

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идёте вперёд в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.

1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате?

2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.

3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?

4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?

Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Не забывайте, что главное — это ваши чувства, то, что вы почувствовали. В какой комнате, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее.

Те, кто испытал стресс за голубой дверью, я приглашаю вас на сцену. Те, кто испытал стресс за черной дверью, будем с вами работать непосредственно из зала. Ну а те, кто испытал стресс за зеленой и красной дверью, тогда уже на индивидуальную консультацию.

1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве.

2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест.

3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней.

4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам.

Данная методика является ассоциативной, в ней нет стандартных ответов, в ней апеллируют к чувствам, что делает ее доступной каждому, даже человеку без психологического образования.

 

10 слайд

Работа с фокус-группой на сцене:

Упражнение-тест «16 ассоциаций»

1

1

1

1

1

2

3

2

4

5

3

2

6

7

4

8

9

5

3

2

10

11

6

12

13

7

4

14

15

8

16

 


 

Работа с участниками в зале:

Уважаемая аудитория, я сейчас вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы с помощью сигнальных карточек дайте мне знак, является ли эта ситуация для вас стрессовой.

На уроке развлекайся,
Анекдоты изучай,
Жалко, не дают на русском
Крепкий, ароматный чай.

 

А на музыке, дружище,
Ку-ка-ре-ку распевай,
Если телефон запикал,
То ему ты подпевай.

 

Выполнить задание на дом –
Вот про это ты забудь,
Твой учитель обойдется
Без проверок как-нибудь.

 

А учителю на кресло
Самый крепкий клей намажь,
Педагог уж встать не сможет
Хоть пойдет на абордаж.

 

11 слайд

Отлично, вот такие статистические данные были получены мною, опросив педагогов своей школы.

12 слайд

Кстати, Обработка более удобна в онлайн-формате с помощью приложения Пликерс. В знакомом для меня классе, школе с моим оборудованием, я бы использовала именно его. Данная программа позволяет с помощью смартфона отсканировать QR  код с ответами участников. Рекомендую воспользоваться! Особенно учителям-предметникам, чтобы не обрабатывать большое количество тестовых материалов.

13 слайд

И следующие методы борьбы со стрессом предложили мне коллеги: просмотр телевизора, встреча с друзьями, прогулки или спорт, музыка, душ, вкусная еда и т.д. Но все ответы сводятся к тому, что человек невольно что-то делает. Не анализирует ситуацию, которая вызвала стресс, а выполняет определенную работу. И это также имеет свою определенную эффективность. Сейчас объясню почему (круги «эмоции», «чувства», «мысли», «тело»).

Приглашаю всех на зарядку против стресса, которую вы можете проводить как физкультминутку в классах, тем самым проводя профилактику стресса и у себя, и у детей.

1)    Зажимы лица

2)    Зажимы голоса

3)    Зажимы плеч

4)   Дыхательное упражнение «Спокойствие»

5)   Точка роста

6)   Стирка

7)   Спина

 

 

Ну что, фокус-группа, как ваши успехи?

14 слайд

А теперь секрет этой методики.

Тест помогает выявить глубинные истоки любой проблемы, докопаться до сути, настоящей причины имеющейся у вас проблемы.

Прообразом теста служит метод свободных ассоциаций, который использовал Карл Юнг. Со временем метод трансформировался в методику по работе с проблемами. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем.

15 слайд

Помочь прийти к осознанию проблемы могут еще и ассоциативные картинки, какими являются метафорические карты. Использовать их могут не только психологи, а просто любой желающий. Проблема в том, что колода метафорических карт - очень дорогое удовольствие, но вы можете, как я скачать приложение на телефон и пользоваться электронной версией. Вытягивайте карту, на какие мысли наталкивает вас эта карта, какие ассоциации вызывает, постарайтесь связать ваше главное слово с картинкой.

Итак, как же мы можем предостеречь себя от негативного влияния стресса? Во-первых, это работа с мыслями, во-вторых, это работа с телом.

Работа с мыслями заключается в осознании того, что стрессовые ситуации, например, как конкурс Педагог года, не является чем-то негативным, а напротив, существует для мобилизации всех наших ресурсов, служит толчком для роста и развития.

А вот работа с телом заключается в раскрепощении мышечных зажимов, ведь эмоции, чувства, мысли и тело – это единое целое.

Создание мячика-антистресса своими руками

 

16 слайд

Итог – Интеллект-карта (физическое, психологическое, социальное)

 

  • Принимайте  и признавайте несовершенства. Многие из нас ставят перед собой  недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно расстраиваются, не реализовав их. 
  • Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом. 
  • Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях. 
  • Используйте естественные способы саморегуляции:  длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
  • Откажитесь от черно-белого мышления
  • Не пытайтесь все контролировать

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри, меня зовут

Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри, меня зовут

Упражнение «Забота» Итак, перед вами есть фломастер и листок бумаги

Упражнение «Забота» Итак, перед вами есть фломастер и листок бумаги

Те, кто испытал стресс за голубой дверью, я приглашаю вас на сцену

Те, кто испытал стресс за голубой дверью, я приглашаю вас на сцену

Работа с участниками в зале:

Работа с участниками в зале:

Зажимы плеч 2) Дыхательное упражнение «Спокойствие» 3)

Зажимы плеч 2) Дыхательное упражнение «Спокойствие» 3)

"Использование проективных методов, арт-терапевтических и телесно-ориентированных технологий в профилактике синдрома профессионального выгорания"

"Использование проективных методов, арт-терапевтических и телесно-ориентированных технологий в профилактике синдрома профессионального выгорания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020