муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Щучье
Итоговый индивидуальный проект
«Влияние СМИ на развитие подростков»
Выполнила: Зеленская Анастасия
обучающаяся 9 класса
Руководитель: Клементьева Татьяна Сергеевна,
учитель истории и обществознания.
Щучье 2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………….3
Что такое СМИ…………………………………………………………5
История появления и развития СМИ……………………..……..……6
Способы воздействия СМИ на формирование подростка…..…..…..8
Анкетирование обучающихся школы о влиянии СМИ………...…...10
Заключение………………………………………………………….….18
Список литературы…………………………………………………….19
Приложение…………………………………………………………….20
Введение
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со СМИ. Они на столько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Значение СМИ в современной жизни трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества современно нового типа – информационного общества. СМИ в современном обществе занимают особое место. Их воздействие на людей начинают примерно с 10 лет и продолжаются всю оставшуюся жизнь. По сути дела, в мире СМИ взяли на себя довольно большую часть функций по развитию детей воспитание их вкусов, взглядов, предпочтений.
Данная тема является актуальной для меня, её массово изучают как в России, так и за рубежом, но пока нет единого мнения о природе влияния СМИ. Все то, что мы узнаем о нашем мире, в котором живём, мы узнаем из СМИ, так считает немецкий социолог Н. Луман. С другой стороны мы сами наслышаны о СМИ, что даже сами не можем доверять этому источнику. СМИ стали главным инструментом в распостранениях сообщений. По моему мнению, проблема влияния СМИ на такую социальную группу как подростки, достаточно актуально на сегодняшний день.
Проблема в том, что широкие возможности СМИ вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на подростков. Гипотезой исследования является предположение о том, что если изучать влияние интернета на подростка и разработать правила « Как сделать интернет другом», можно обезопасить подростка от отрицательного влияния интернета.
Цель проекта:
Выяснить, как влияют СМИ на развитие подростков.
Задачи:
1. Изучить историю появления и развития СМИ.
2. Найти способы воздействия СМИ на формирование подростков.
3. Провести опрос среди одноклассников, сделать выводы о положительном или отрицательном влияние СМИ на подростков.
4. Разработать памятку для одноклассников «В круговороте СМИ»
Методы исследования:
1.Сбор и обобщение информации.
2.Наблюдение.
3.Опрос
.
.
Что такое СМИ?
Средства массовой информации (СМИ) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
СМИ делятся:
По форме собственности (государственные, частные, корпоративные);
По широте распространения (центральные и региональные);
По стилю (серьёзные, бульварные или массовые, жёлтые или скандальные);
По периодичности;
По жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные);
По способу передачи и мощности радио- и телесигнала.
Функции СМИ
- Коммуникативная- (обобщающая интегрирующая функция.)
- Непосредственно-организаторская- ( проведение “круглых столов” в печатной периодике, радиопереклички и радио митинги, телевизионные программы с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу).
- Идеологическая- (является всесторонняя ориентация общества, способствующая развитию и формированию массового сознания.)
- Культурно-образовательная- ( является заключением в участии разного рода пропаганде и распространения в обществе разных культурных ценностей, что способствует культурному развитию человека.)
- Рекламно-справочная- (дающая информацию о товарах и услугах)
- Рекреативная-( является организацией свободного времени и отдыха, развитие интересов и потребностей членов семьи.)
История появления и развития СМИ
Первичные процессы информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность. В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в социум. Различные способы передачи актуальной, общественно-значимой информации, использовавшейся в древние времена, мы вправе считать прожурналистскими явлениями. Но изначально важнейшим носителем информации было слово, человеческая речь. Поэтому к прожурналистским явлениям мы относим ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и Римской империи. Есть все основания утверждать, что развитие риторики связано с возникновением государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена (Греция, III век до н.э.) и Цицерона (Рим, I век до н.э.). И отточили эти блестящие политические ораторы своё мастерство благодаря тому, что им было кому (аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно значимая информация) , как свидетельствует история, сказать с весьма значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской деятельности.
На рубеже XIX-XX вв. были сделаны революционные технические открытия, заложившие основу радио и телевидения - новых средств массовой информации. В 1885 г. преподаватель кронштадских минных классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприёмник. Через два года независимо от него изобретателем радио становится итальянец Г. Маркони. С появлением радио, которое практически сразу приобрело, благодаря возможности широкого охвата аудитории, большую популярность, его возможности стали активно эксплуатироваться заинтересованными кругами. Например, в течение I Мировой войны, первыми оценив возможности радиовещания, японцы использовали его в пропагандистских целях. В качестве подтверждения силы радио приведем случай, произошедший в конце 30-х годов XX века в Америке.
В 1888-1889 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление «внешнего фотоэффекта», опираясь на которое преподаватель Петербургского технологического института Б.Л. Розинг в 1907 г. создаёт катодную электронно-лучевую трубку - прообраз нынешнего кинескопа. В отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал своё изобретение, и сегодня он во всём мире признан основоположником современного электронного ТВ. Дата рождения «механического телевидения» в России - 1 мая 1931г. Механическое или малострочное ТВ использовало диск Нипкова для разложения изображения, а сигнал передавался при помощи широковещательных радиостанций. Однако в этом случае размер экрана и качество изображения были неудовлетворительными. Механическое телевидение оказалось тупиковой ветвью научного прогресса. В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные телецентры перешли на «развёртку» изображения в 625 строк, соответствующую нынешним стандартам отечественных телевизоров. В 50-60-е гг. в стране идёт бурный процесс развития местного ТВ. Появляется вторая программа - провозвестник телевизионной много программности.
Система средств массовой информации России представлена сегодня гигантской индустрией новостей, анализа современного общественного развития, развлечения и организации досуга наших сограждан. Неотъемлемой органичной составной частью этой могущественной информационно-пропагандистской системы стали рекламные агентства, без которых существование независимой коммерческой прессы было бы просто невозможно.[1]
Способы воздействия СМИ на формирование подростка
Сегодня средства массовой информации оказывают огромное влияние на подростков. Будь то телевидение, компьютеры, видеоигры, сайты социальных сетей – все это влияет на жизнь подростка. Но все не так плохо со СМИ. При правильном использовании они могут изменить жизнь к лучшему.
Рассмотрим влияние каждого вида СМИ на личность подростка.
ХX столетие считают веком телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством массовой информации. На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с ростом его влияния на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации . Согласно социологической теории, СМИ, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции: оперативное информирование об окружающей среде, мире; социализация, воспитание; развлечение, занимательный досуг; сплочение, интеграция аудитории, социума, общества.[2]
Следующий вид средств массовой информации — печатный. Интерес к газетам и журналам, предназначенным не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. Важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры. Таким образом, печатные издания должны содержать обширный материал по данной тематике, так как воспитание личности с высоким уровнем самосознания, готовой к самосовершенствованию и самовоспитанию, — очень длительный и трудоёмкий процесс[3]
Наиболее
актуальным видом СМИ является Интернет. Одним из негативных эффектов глобальной
компьютерной сети является широкое распространение различной информации
сомнительного содержания. По статистическим данным, 9 из 10 детей сталкивались
с порнографией в Сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы,
примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь.[4] Только 3%
подростков используют интернет в учебных стилях, та как им важна учёба, а не
СМИ.
Анкетирование обучающихся школы о влиянии СМИ
Для того, чтобы определить как СМИ влияет на подростков, я решила провести опрос среди обучающихся школы. В данном опросе приняли участие 20 человек в возрасте от 13 до 16 лет, из них - 9 юношей и 11 девушек.
Анкета состояла из вопросов:
1.У вас есть дома телевизор, телефон или компьютер?
2.Сколько времени вы проводите у телевизора, телефона или компьютера?
3.Какие передачи вы смотрите?
4.Какие фильмы вам нравится смотреть?
5.Вы читаете печатные издания (газеты, журналы, книги)?
6.Какой жанр литературы вы предпочитаете?
7.Откуда люди получают представление о мире?
8.Как вы проводите свободное время?
9.Какие сайты та предпочитаешь?
10.Какая информация наиболее часто становится предметом обсуждения среди сверстников?
В результате анкетирования я выяснила то, что больше всего СМИ влияет на девушек.
.
Диаграмма 1.Пол респондентов.
По полученным данным (см. Приложение 2), можно говорить о том, что большинство респондентов относятся положительно к средствам массовой информации (51%). Это объясняется тем, что в наше время без СМИ обходиться очень сложно. Невозможно представить жизнь без средств массовой информации, из которых мы узнаем большую часть информации.
Диаграмма 2.Отношение подростков к СМИ.
Исходя из полученных ответов (см. Таблица 1), можно заметить, что опрошенные чаще всего используют интернет (65%), реже всего – радио (5%). Это обусловлено тем, что в интернете молодёжь получает намного больше информации, чем по радио. Также в интернете эту информацию можно получить в любое время, в отличие от радио. Можно заметить, что в современном обществе интернет является самым известным, распространяемым и используемым средством массовой информации.
Таблица1. Частота использования СМИ.
Согласно полученным данным (см. Диаграмма 3), можно утверждать, что большинство подростков предпочитают шоу развлекательного характера (61%). Этот результат был ожидаем, так как мы проводили опрос среди подростков от 13 до 16 лет. К сожалению, они не уделяют внимание политическим программам и мало интересуются познавательными телепередачами. В отличие от данных программ, развлекательные не влияют на развитие подростков.
Диаграмма 3. Предпочитаемые жанры телепередач.
Анализируя данные (см. Диаграмма 4), можно говорить о том, что участники опроса оценили свое использование СМИ по 5-ти бальной шкале. При выполнении домашнего задания, 78% из 234 опрошенных во многих случаях используют интернет, 17% используют СМИ очень редко, 8% не используют СМИ при выполнении домашнего задания, 22% из 234 человек делают свои домашние задания в библиотеке или ищут нужную им информацию в газетах, книгах и т.д. Интернет используют для выполнения домашнего задания из-за его быстроты и большого количества информации.
Диаграмма 4. Частота использования СМИ при выполнении домашнего задания.
Чтобы убедиться, что СМИ ещё больше влияют на молодое поколение, мы решили узнать, сколько времени подростки проводят за компьютером. По полученным данным (см. Диаграмма 5), можно утверждать, что молодёжь проводит время за компьютером в основном по 3-7 часов (64%), есть и такие подростки, которые сидят за компьютером более 7 часов. Это очень плохо сказывается на их здоровье. Интернет притягивает молодое поколение и большинство становятся зависимыми от него.
Диаграмма 5. Ежедневное времяпрепровождение в компьютере
Анкетирование №2
Свободное времяпровождение.
Телепередачи
Сайты
СМИ
Часто обсуждаемая информация
Книги
Благодаря респондентам, я смогла выявить различные влияния СМИ на
молодое поколение: положительное и отрицательное.
Отрицательное влияние:
Психические проблемы: неуравновешенность, зависимость, замкнутость;
Существует «телевизионное насилие»; СМИ - источники пошлой информации;
Физические проблемы: усталость и ухудшение зрения; головные боли; отсутствие физической нагрузки.
Положительное влияние:
Получение большого количества информации с мгновенной скоростью;
Повышение культуры населения.
Заключение
Говоря о влиянии СМИ на развитие подростка, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роль, благодаря которым приобретаются весьма разнообразные противоречия, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. СМИ фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМИ наиболее интенсивно используют люди в подростковом возрасте. Большую роль СМИ играют в развитии ребенка. Появление каждого кардинально нового источника информации вызывало споры о том, во благо он или во вред человеку.
В процессе работы над проектом я узнала, что средства массовой информации могут влиять положительно так и отрицательно на каждого человека.
В своей работе я сделала вывод, что подросткам, как, впрочем, и другим людям нужно как меньше проводить времени в социальных сетях, так как некоторые сайты могут наталкивать ребенка употребление табачных изделий и наркотической зависимости.
Мне удалось доказать, что средства массовой информации не так вредны, но в них можно проводить как можно меньше времени и использовать в научных целях.
Список используемой литературы.
1. Журнал «Молодой учёный», выпуск №3, Москва,2018.
2. https://moluch.ru/archive/189/47856/
3. Журнал «Молодой учёный», выпуск №3, Москва,2018.
4 . https://moluch.ru/archive/189/47856/
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
[1] Журнал «Молодой учёный», выпуск №3, Москва,2018
[2]https://moluch.ru/archive/189/47856/
[3] Журнал «Молодой учёный», выпуск №3, Москва,2018.
[4] https://moluch.ru/archive/189/47856/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.