Тема урока: |
Буквы ч и щ в суффиксах –чик- --щик- |
Класс: 6 |
|
Учитель: Кустова О.С., МКОУ Кармаклинская СОШ Барабинского района НСО |
|
Учебник под редакцией М.М. Разумовской. |
|
Тип урока: урок «открытия нового знания». Методы: диалогический, коллективный, работа в парах, написание творческих работ, самопроверка, коррекция знаний, учебный диалог, анализ языковых средств. |
|
Предметные результаты: |
Учащиеся научатся: · определять способ действия при выборе букв ч-щ в суффиксах существительных -чик---щик-; · применять данное правило на практике; · строить рассуждение, объясняющее условия выбора букв ч и щ в данных суффиксах. |
Метапредметные результаты обучения: |
Личностные: формирование внимательного отношения друг к другу, интереса к выбору будущей профессии. Регулятивные: ориентирование в ситуации, умение планировать своей деятельности, контроль, самооценка. Познавательные: стремление применить полученные знания на практике; выбор критериев для сравнения, построение речевого высказывания Коммуникативные: совершенствовать умение выделять проблему, формулировать вопросы, взаимодействовать в парах, владеть навыками ведения диалога. построения рассуждения. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
||||||
1. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Приветствие. (СЛАЙД 1. Фотография нашей школы). Проверка готовности к уроку: Здравствуйте, ребята, садитесь. В жизни каждого человека бывают события. Они разные: радостные или грустные, а, может быть, совсем не вызывающие никаких эмоций. Может, кто-нибудь хочет поделиться с друзьями событиями из своей жизни. (Я тоже принимаю участие в диалоге). Создание учебной ситуации. События случаются не только в личной жизни. Но и на уровне школы, села, района, области. После летних каникул мы вернулись в обновлённое здание школы. Вы заметили, как обновилась наша школа? Без людей строительных специальностей мы бы не получили сегодня столько поводов для радости. Дома вы работали с мини-проектом «История устаревшего слова: градостроитель». |
Учащиеся обмениваются событиями.
Комментируют: говорят об обновленной крыше, новых окнах, реставрированном спортивном зале, новой дорожке и ограждении на территории школы и детского сада.
|
Регулятивные УУД: умение организовать диалог. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, развитие навыков ведения диалога. Личностные УУД: формирование внимательного отношения друг к другу, интереса к выбору будущей профессии.
|
||||||
II. Проверка домашнего задания.
|
Предлагаю оценить проекты по критериям: 1. Умение работать с Толковым словарём -0б.,1б. 2. Умение работать с Этимологическим словарём-0б.,1б. 3. Умение определять строение слова-0б,1б. 4. Умение конструировать предложения с предложенным словом-0б,1б. 5. Самостоятельность при выполнении работы-0б,1б. |
Учащиеся представляют проекты. |
Регулятивные: контроль знаний. Предметные: способы образования слов. Познавательные: получении информации из разных источников.
|
||||||
III. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока.
|
А задумывались ли вы, сколько людей задействовано в строительстве этого объекта? Люди каких специальностей трудятся на строительстве такого объекта? Я предлагаю называть и записывать их. Если сомневаетесь какую букву писать-ставьте многоточие. (У МЕНЯ НА СЛАЙДЕ (СЛАЙД 2) ЗАПИСАНЫ И СКРЫТЫ ДО ОПРЕДЕЛЁННОГО МОМЕНТА СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРОФЕССИЙ, НО ЕСТЬ И ЛИШНИЕ) Предлагаю поделиться содержанием записей, дополнить записи словами, вынесенными на слайд. Среди записанных слов слово: градостроитель. Поднимите руки, кто испытал трудности при написании слов. Какую проблему нам предстоит решить? Как мы это можем сделать? Обозначаем тему урока (СЛАЙД 3), договариваемся о плане действий.
|
Выходят к доске и записывают: стропальщик, каменщик, грузчик, экскаваторщик, крановщик, кровельщик, бетонщик, сварщик, облицовщик. (Работа с документами) переводчик, учётчик, укладчик, водопроводчик, наладчик, смазчик, газопроводчик Формулировка проблемы. Запись в тетрадь темы урока. Предложения по плану решения проблемы. Формулируют цель урока: выяснить правило написания суффиксов –чик- и –щик-. |
Регулятивные УУД: формулировка проблемы, плана действий.
|
||||||
IV. Актуализация знаний.- Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи, связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.
|
Предлагаю приступить к решению проблемы. В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Наблюдение: А как нам научиться правильно писать суффиксы –чик- и –щик-? Работа в группах. Предлагаю карточки, включающими слова с суффиксами –чик-, -щик-: переплётчик, барабанщик и т.д. Попробуем разбить по группам слова: в один столбик слова с –ЩИК-, в другой с –ЧИК-. Посмотрите внимательно, какая закономерность выявлена (5 букв) Итак, буквы обозначены. Я предлагаю создать алгоритм правописания суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- ( на столах у каждой пары по листу бумаги, фломастеры) в удобной для запоминания форме. Можете использовать при этом учебник, параграф 52. По результатам готовности выйти к доске и представить его для одноклассников Сколько букв нам надо запомнить? С чем ассоциируется цифра 5? Оказание консультативной помощи.
|
Делят слова на 2 группы, наблюдают, выявляют закономерности в написании. Рассматривают слова, вставляют буквы и видят, что пишется перед –чик-, а что перед -щик-Ещё раз называют 5 согласных. Учащиеся представляют придуманные алгоритмы (карточки-помощницы). Если перед ч стоят буквы З,С, Д,Т,Ж-пиши Ч.
5. Учащиеся называют руку, отметку в дневнике Работают над материалом учебника ( параграф 52 на стр.153), отвечают на вопросы, читают правило, работают с таблицей, приводят примеры. (ЛИСТЫ КРЕПЯТ при помощи магнитов на доску). Представители групп выходят к доске представлять свой алгоритм. ПРОВЕРКА, вывод. |
Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.
|
||||||
V. Закрепление учебного материала Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.
|
Строительство-это важное и нужное дело. Красивую школу мы уже имеем. Предлагаю продолжить работу по благоустройству нашего села, привлечению дополнительного потока туристов и рыбаков. А нужно ли нам это? Предлагаю открыть стройку базы отдыха на озере Сартлан.
А сейчас я снова предлагаю снова вернуться к словам, которые мы записали с пропусками в начале урока (строительные профессии). Поработаем в парах. Должны научиться уважительно относиться к людям труда, не допускать ошибок в написании их профессий. Обращаю внимание на графическое выделение орфограммы. -Для начала стройки нам необходимо укомплектовать штат сотрудников. Предлагаю дать объявление о вакансии специальностей для строительства базы отдыха на берегу озера Сартлан. (перед вами листы бумаги. Оформить объявление). А как ещё можно привлечь работников?
Физминутка.
Строим эко-домик для отдыхающих. Задание: определить последовательность построения дома, записать профессии людей, которые будут участвовать в строительстве домика. Объясните написание записанных слов.
|
Учащиеся говорят о том. Что село станет краше. У их родителей появится дополнительный источник заработка. Благоустройство территории позволит избежать экологических проблем.
Вставляют пропущенные буквы, графически объясняя написание.
Составляют объявление, оформляют на листе бумаги. Используют алгоритм написания суффиксов –чик—щик-. Дать объявление в бегущую строку на телевидении, разместить в сети Интернет.
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Делают рисунок и подписи к нему. Начинают с фундамента. Траншею под фундамент роет экскаваторщик, разводит бетон бетонщик, стены возводит каменщик, окна стеклит стекольщик, крышу возводит кровельщик. Записывают в тетрадь слова, выделяя орфограмму и комментируя её. |
Личностные результаты: развитие умения работать в команде. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.
|
||||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
|
Работа по карточкам. Предлагаю самостоятельно выполнить разноуровневые задания. Провести самооценку по заданным критериям, выставить отметку. Осуществление контроля и коррекции. Карточка 1 группа. Базовый уровень. Вставьте пропущенные суффиксы (-чик-/ -щик-). Графически обозначьте изучаемую орфограмму. Зачин…ик, уклад…ик, камен…ик, сбор…ик, газет…ик, рассказ…ик, стеколь…ик, бетон…ик, разнос…ик, уголь…ик, набор…ик, водопровод…ик, полиров…ик, компьютер…ик, забастов…ик, сортиров…ик, извоз…ик, бакен…ик, перевод…ик, буриль…ик, забой…ик.
Карточка 2 группа Повышенный уровень. Распределите слова, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по столбикам. Выделите в словах суффиксы –чик- / –щик.
Развед..ик, диван..ик, стуль..ик, обман..ик, доклад..ик, подпис..ик, стакан..ик, зачин..ик, шарман..ик, газет..ик, бетон…ик, кафтан..ик, смаз…ик, перевод...ик, вагон..ик, лёт..ик , магазин..ик, портфель.ик, совет..ик. Дополнительные задания: - Какое значение суффиксов -чик-/-щик- мы рассмотрели? - Вопрос ко второй группе. Какие слова попали в третью колонку? Какое значение в них имеет суффикс -чик-? Вывод: эти примеры доказывают, что суффикс –чик- имеет еще одно значение: уменьшительное. 3. «Четвертый лишний». Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ. 1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огур…ик. 2. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик. |
Выполняют задания, производят самопроверку по предложенному эталону, оценивают. Проговаривание слов, вызвавших затруднения. |
Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
|
||||||
VII. Итог урока (рефлексия деятельности). Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности
|
Пора подвести итоги урока. Всё ли у нас получилось на первом уроке? Перед вами карточки трёх цветов. Пожалуйста, оцените себя. Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Выставляют оценки.
|
Личностный результат УУД: способность к самооценке
|
||||||
VIII. Домашнее задание. Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.
|
Проводится инструктаж домашнего задания. Предлагается право выбора: 1. В газете «Барабинский вестник», других источниках найти информацию о строительных профессиях, востребованных в нашем городе. (Источник информации подтвердить). 2. Выполнить упражнение: Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, дать графический комментарий. Выполнить морфемный разбор слов с индексом 2. В этом уд_вительном необыч(?)ном доме ж_ли со св_ими артелями подря_чики стр_ительных работ: плотники камен(?)_ики2 маляры ст_кол(?)_ики штукатуры. (З,с)десь же были десятки бел_швейных м_стерских с портнихами в_зал(?)щицами2 и прач(?)ками. Тихие чистенькие квартирки до отказа были набиты уч_никами и уч_ницами. Их прив_зили из деревень и отд_вали в учен_е на четыре-пять лет без жалован_я. Лишь немногие девоч(?)ки ст_новились м_стерицами2, как немногим из мальчиков, отданных в трактиры и лавки, удалось2 стать буфетчиками или прика__ками. 4. Благоустройте территорию нашего эко-домика. Составьте словарный диктант из слов, обозначающих предметы благоустройства, графически обозначьте орфограмму в словах с суффиксами –чик—щик-. |
Выбирают и записывают домашнее задание. |
Личностный результат УУД: формировать привычку к самоконтролю. Познавательные УУД: применение полученных знаний на практике
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.