Использование психогимнастики на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
17.11.2021
Использование психогимнастики на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Использование психогимнастики на уроках в начальной школе.docx

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе.

                                                                         Черных Н.А.,

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МБОУ Заворонежской СОШ

             Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема состояния здоровья наших детей.  Психологическая неуравнове­шенность всего общества, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, социальные потрясения ве­дут к росту тревожности, раздраженности  и, как следствие, к росту числа психосоматических заболеваний у населения. Основной группой риска явля­ются дети дошкольного и школьного возраста. В самом начале своей педаго­гической деятельности я заметила, что у большинства современных детей наблюдается повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперак­тивность, трудности в общении со сверстниками.

             Здоровье лежит в основе благополучия наших детей. Обучение и здо­ровье находятся в тесной связи, поэтому для полноценного включения ре­бенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать эмоционально-воле­вую сферу, нейтрализовать страхи и эмоцио­нально отрицательные пережи­вания. Передо мой возникла проблема: как по­мочь ребёнку справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, а главное - сохранить психическое и физическое здоровье.
            С этой целью на своих уроках я использую элементы психогим­насти­ки.

  Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познаватель­ной, так и эмоционально-личностной). Термин психогимнастика появился в начале 60-х годов XX в.  Одна из первых методик была разработана Г.Юно­вой в 1929г. в Чехословакии. Методика предназначалась для психотерапев­тического воздействия на подростков. Среди современных методик известны работы М.И.Чистяковой, Е.А. Алябьевой и др.  В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990). Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Я включаю различные психогимнастические упражнения в урочную и внеурочную деятельность детей. Достаточно легко найти место таким уп­ражнениям на уроках, так как они занимают 2-3 минуты. Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищённость ученика, его ком­фортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для реше­ния этих задач и используется метод психогимнастики. Её можно включать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С пси­хогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в дей­ствие, после которого легко переключают внимание на тему урока или дру­гую деятельность.
      Сухомлинский писал, что «ум ребёнка находится на кончиках его паль­цев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние ока­зывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (например, уп­ражнение «Солнышко - луна»: пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно//быстро одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучи­ками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется), что де­лает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что чело­век может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необ­ходимо движение. Неподвижный ребёнок не обучается!           

 Занятие по психогимнастике состоит из трех фаз:

Ø подготовительная (снятие напряжения, страхов, развитие внима­ния);

Ø пантомимическая (мимические и пантомимические этюды);

Ø заключительная (снятие напряжения, возникшего во время заня­тия, повышение сплоченности группы, формирование уверен­ности).

            Подготовительную фазу я  включаю в организационный момент урока. Например, урок математики начинается так:                                                                    Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ручки,                                                                                    Разомните пальчики.
Мы будем сегодня считать,
Складывать и вычитать.
И задачи, задачи решать!
Прозвенел уже звонок.                                                                                           Начинается урок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       А теперь улыбнитесь друг другу и скажите: «Я рад тебя видеть!» И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем ра­ботать сегодня на уроке.

Мои ученики с большой охотой выполняют это задание, их настроение улуч­шается, снимается  напряженность.

            Пантомимическая фаза может быть тесно связана с темой урока. На­пример, на уроке литературного чтения,  при чтении стихотворения, ребята стараются с помощью мимики и жестов передать его содержание. По жела­нию, ученики могут выходить к доске  и демонстрировать  свои успехи перед классом. Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.

  Заключительная фаза совпадает с концом урока.

 Например: я предлагаю детям оценить их работу на уроке аплодисментами или улыбнуться соседу по парте.

           Психогимнастические упражнения я использую не только на уроках, но и на переменах, в конце учебной недели, в конце четверти и т.д.

Например, упражнение «Что было хорошего за неделю?»

Я предлагаю выполнить упражнение, при этом каждый ребенок должен ска­зать классу, что порадовало его за минувшую неделю.

           Очень полезно использовать музыку, сообразную тем настроениям, которые «отыгрываются» на занятии, использовать дыхательные техники и т.д. Этюды на выражение гнева, радости, удивления и других чувств и эмо­ций вызывают у детей большой интерес и они готовы каждый поучаствовать в выполнении задания.

           Психогимнастика и коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

 Первое время при проведении этих упражнений не все дети были го­товы принять участие в игре. Я не настаивала на этом, но постепенно, глядя на других, более активных и раскрепощенных детей, эти ребята проявили желание «поиграть». Они сами становились более открытыми для общения, уверенными в себе, у них появились друзья. Некоторые упражнения мне приходилось выполнять вместе с моими учениками, выступать в роли участ­ника, демонстрируя движения. Сейчас мои ученики стали добрее друг к другу, им стало проще общаться между собой, легче выражать свои чувства и понимать чувства других. У ребят постепенно вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость и др.), развивается воображение и творческое мышление.

 В настоящее время работа в этом направлении продолжается, но уже есть положительные результаты:

число обучающихся с высокой степенью удовлетворенности школьной жизнью (Методика Андреева А.А.) возросло на 10%;

 понизился уровень тревожности по всем показателям;

 повысилось качество знаний на 15%.

 На уроках увеличивается объем выполненной работы, что позволяет включать больше дополнительного материала развивающего характера и повышенной сложности. Усиливается стремление к творческой активности. Улучшается общий психологический климат на уроках: дети не боятся отвечать, не боятся публичных выступлений, помогают друг другу, участвуют в различных классных и школьных мероприятиях.  

 Очень важен тот факт, что на уроке каждый ребенок ощущает свою значимость, работает в меру своих сил и очень радуется своим победам.

Ребята всячески поддерживают друг друга. Процесс обучения протекает в атмосфере доверия, одобрения и доброжелательности.

Таким образом, психогимнастика помогает ребёнку справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а главное - сохранить психическое и физическое здоровье. Ведь формирование ЗОЖ и профилактика заболеваний более актуальны и значимы, пока детский организм растёт и формируется. Поэтому мы, учителя начальных классов, не имеем права бездействовать, мы должны использовать любую возможность сохранить здоровье наших детей и предупредить заболевание.

Информационные ресурсы:

1. Лазаренко О.И.
    Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс-упражнений:   

    2012г.       

2.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990

3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.:        

    Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.

    




 

Скачано с www.znanio.ru

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе

Для реше­ния этих задач и используется метод психогимнастики

Для реше­ния этих задач и используется метод психогимнастики

Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени

Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени

Таким образом, психогимнастика помогает ребёнку справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а главное - сохранить психическое и физическое здоровье

Таким образом, психогимнастика помогает ребёнку справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а главное - сохранить психическое и физическое здоровье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2021