«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный практический материал подобран в помощь учителям начальных классов. Его можно использовать на уроках для формирования здоровьесберегающей компетентности и здорового образа жизни детей.
Иконка файла материала здоровьесберегающие технологии.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Седово

Цель работы:  формировать здоровьесберегающую компетентность у школьников как приоритет и инновация в социальной сфере путём разработки и внедрения технологий

 

 

Задачи:

приобретение компетентности в физкультурно – оздоровительной среде;

•активизирование детской деятельности по здоровьесбережению;

•обучение приёмам, технологиям здорового образа жизни обучающихся;

•включение в детскую жизнь разнообразных физических упражнений;

•воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

 

 

 

 

Данный практический материал подобран в помощь учителям начальных классов. Его можно использовать на уроках для формирования здоровьесберегающей компетентности и здорового образа жизни детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Физкультминутки

Аннотация

Физкультминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физкультминутки.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели.

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг - скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

ЧУДЕСА У НАС НА СВЕТЕ

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали –

Великанами мы стали.

На зарядку солнышко

Вызывает нас.

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

•••

Мы по лесу идем,

Листья сыплются дождем,

Ветер поднимается,

Листья опускаются.

Мы шагаем, мы шагаем,

Никогда не отстаем,

Руки кверху поднимаем,

Приседаем и встаем.

•••

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

•••

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил лук

И скорей за парту плюх.

«Зарядка»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

«Маша-растеряша»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,  (руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

«Замри»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

Мы руки подаем (руки в «замок»)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

«Часы»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так  (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так  (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

«Три медведя»

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Конь меня в дорогу ждет , (руки за спиной сцеплены в замок)

•••

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок,

Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

«Медвежата»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так Выше лапы поднимали.

«Утренняя зарядка»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Мы - веселые ребята,  (ходят по кругу)

Спортом занимаемся,

С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз,

Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз)

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок! Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем - «Ш-Ш-Ш» скажем все потом, (вдох носом, не поднимая плеч)

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ

(Текст произносится до начала выполнения упражнений)

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз)

– Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем,

Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки,

 Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка.  При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз,

Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь. При наклонах ноги не сгибать)

– Будем считать,

Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков,

Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Ягоды считаем,

Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

•••

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ

У оленя дом большой.

Не пройти дом стороной.

Заяц по лесу бежит,

 В дверь к оленю постучит.

Тук, тук — дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне скорей давай.

Физкультминутка  «ЗАРЯДКА»

Чтобы быть всегда в порядке,

Утром делаем зарядку.

Щёки трём, разогреваем,

Шею тоже разминаем,

Уши надо растереть,

Вправо, влево посмотреть.

Пальцы крепко мы сжимаем,

А затем их разжимаем,

Растираем мы ладошки

И похлопаем немножко.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дальше продолжать.

Закрепим за шеей руки,

И не будет больше скуки,

Вправо, влево повернёмся,

Широко все улыбнёмся

И наклон вперёд-назад

Будем дважды повторять.

Раз, два… Раз, два…

Мы на пояс руки ставим,

Тело вправо наклоняем,

Влево тоже наклоняем,

Дважды всё мы повторяем.

Раз, два… Раз, два…

Дважды хлопнем мы в ладоши,

Раз, два…

По коленям хлопнем тоже,

Раз, два…

А потом присядем-встанем,

Дважды всё мы повторяем.

Раз, два… Раз, два…

Мы попрыгаем легко,

Пусть совсем невысоко,

Прыгаем как зайчики,

Девочки и мальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дальше продолжать.

Руки вверх мы поднимаем,

А затем их опускаем,

Повторяем раз пяток,

Поднимаясь на носок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дальше продолжать.

Вдох и выдох…Улыбнулись!

Ребятишки все проснулись?

Ну, конечно же, проснулись,

Широко все улыбнулись

И готовы все опять

Знанья вместе добывать.

•••

Чок – чок, каблучок!   (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.  (Покружиться)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться парами)

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения, как в гопаке)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали ножки!

•••

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать      

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

Ресурсы интернета:

1.nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/igrovye-fizminutki

2.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki-dlya-nachalnoi-shkoly

3.www.newsedu.net/2010/08/25/fizkultminutki-fizminutki-dlya-uchenikov-nachalnyx-klassov-fizkulturnye-minutki-dlya-detej

4. http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/fizminutki.html

5. www.proshkolu.ru/user/irina8778/folder/146413/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Пальчиковая гимнастика

Аннотация

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький - мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

•••

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.

•••

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять!

 «Теремок»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)

На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)

 «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

•••

Мы писали, мы писали,

А теперь мы тихо встали.

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Теперь пальчики сожмем

И опять писать начнем.

«ПАЛЬЧИКИ»

(Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения)

1 вариант

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали  (активное сгибание и разгибание пальцев)

Пусть немного отдохнут,

 Снова рисовать начнут  (встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)

Снова рисовать начнем.

2 вариант

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали,

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем, (плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями)

Ноги вместе, ноги врозь,

Заколачиваем гвоздь, (разводить и сводить ноги, притоптывая)

3 вариант

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили, (встряхивание кистями перед собой)

Пусть немного отдохнут,

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем, (отвести руки назад - вниз, отклонившись на спинку стула)

4 вариант

В прятки пальчики играли

И головки убирали, (сжимание и разжимание кистей)

Вот так, вот так,

Так головки убирали, (сгибание и разгибание 1 и 2 фаланг пальцев)

ЛАДОШКИ

Где ладошки? Тут?

Тут.

На ладошках пруд?

Пруд.

Этот палец большой —

Гусь молодой.

Указательный поймал,

Средний палец ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот.

А попал в живот.

- Вот!

•••

Вот помощники мои (руки вперед).

Их как хочешь поверни.

Покрутили, повертели

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

•••

Пальцы делают зарядку,

 Чтобы меньше уставать.

 А потом они в тетрадке

 Будут буковки писать.

 (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

 •••

Ёжик топал по дорожке

 И грибочки нёс в лукошке.

 Чтоб грибочки сосчитать,

 Нужно пальцы загибать.

 (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)

 •••

Две весёлые лягушки

 Ни минуты не сидят.

 Ловко прыгают подружки,

 Только брызги вверх летят.

 (Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)

 •••

 Дружно пальчики сгибаем,

 Крепко кулачки сжимаем.

 Раз, два, три, четыре, пять –

 Начинаем разгибать.

 (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

 •••

Только уставать начнём,

 Сразу пальцы разожмём,

 Мы пошире их раздвинем,

 Посильнее напряжём.

 (Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

 •••

Наши пальчики сплетём

 И соединим ладошки.

 А потом как только можно

 Крепко-накрепко сожмём.

 (Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

 •••

Пальцы вытянулись дружно,

 А теперь сцепить их нужно.

 Кто из пальчиков сильнее?

 Кто других сожмёт быстрее?

 (Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

«Дом»

а) Ладони соединить «крышей», большие пальцы прижать друг к другу и загнуть под «крышу»:

        Этот домик – просто сарай.

        Кто живет там, угадай!

б) Ладони соединить «крышей», большие пальцы положить один на другой, указательный палец выпрямить:

        Этот домик – с трубой,

        В нем живем мы с тобой.

Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы левой:

        В нем живет вся семья:

        Дедушка, бабушка,

        Папа, мама и я!

в) Руки «крышей» над головой:

            Этот дом большой – домище!

            Там жильцов не сразу сыщешь!

Бабушка кисель варила   (Правая рука «помешивает кисель»),

        На горушке     (Соединить кончики пальцев рук,  образуя гору),

        В черепушечке  (Округлить ладони, смыкая их, образовать горшочек),

        Для Андрюшечки  (Ладонь правой руки положить на грудь).

        Летел, летел соколок   (Ладони скрестить, большие пальцы рук зацепить друг за друга)

        Через бабушкин порог,

        Вот он крыльями забил  (Помахивание скрещенными ладонями),

        Бабушкин кисель разлил  (Руками несколько раз ударить по бокам),

        У старушечки

        На горушечке     (Соединить кончики пальцев рук,  образуя гору),

        Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»  (Покачивание головой влево – вправо.)

        Не плачь, бабуля, не рыдай!   (Руки «утирают слезы»)

        Чтоб ты стала весела,

        Мы наварим киселя    (Правая рука «помешивает кисель») –

        Во-о-от столько!  (Руки широко в стороны)

На двери висит замок

        Кто его открыть бы смог?   (Соединить пальцы рук в замок.)

        Потянули…    (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны.)

        Покрутили…(Волнообразные движения кистями рук.)

        Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.)

        И открыли!   (Пальцы разъединили.)

 

Ресурсы интернета:

1.nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/igrovye-fizminutki

2.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki-dlya-nachalnoi-shkoly

3.www.newsedu.net/2010/08/25/fizkultminutki-fizminutki-dlya-uchenikov-nachalnyx-klassov-fizkulturnye-minutki-dlya-detej

4. http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/fizminutki.html

5. www.proshkolu.ru/user/irina8778/folder/146413/

6. Сайт учителя начальных классов Кусовой Людмилы Анатольевны

7.Сайт учителя Богдановой Елены Геннадиевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел: Упражнения – энергизаторы

Аннотация

Упражнения, восстанавливающие энергию группы, класса. Они снижают уровень напряжения в группе, помогают установить контакт, создают обстановку доверия и доброжелательности, улучшают взаимопонимание между учителем и учениками. Данные упражнения делают обучение более эффективным, так как активизируют все важнейшие системы человеческого организма, создают ощущение стабильности и предсказуемости происходящего, позволяют ученикам проявить различные способности.

Преимущества использования энергизаторов заключаются в привлечении внимания учащихся, объединении нескольких методов обучения, включении абсолютно всех в активный процесс, получении удовольствия от процесса обучения.

Данные упражнения необходимо включать в план работы с классом. Их выбор и количество зависит от возраста учащихся, концентрации внимания, целей занятия, содержания методики. Упражнения целесообразно использовать после активной работы группы, класса.

«Лес»

(Движения выполняются по ходу стихотворения)

Однажды дети в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой ели подошли,

Там огромный гриб нашли.

Так были рады наши ребята!

И домой бегом обратно.

•••

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Мой мячик весело скачет, (движения, имитирующие постукивания рукой по мячу)

Моя машина едет без бензина, (имитация вращения руля)

Мой братишка еще малышка, (показывают рукой его рост)

Моя кошка поспит немножко, (наклон головы набок, руки под щеку)

 «Прыжки»

Поднимайтесь, девочки,

Поднимайтесь, мальчики!

Прыгайте, как зайчики!

Прыгайте, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок,

На травку присядем: тишину послушаем,

Морковку покушаем.

Немного отдохнем и дальше пойдем.

Выше-выше,

Прыгай высоко!

Не ленись, попрыгай

На носочках легко! Прыгай высоко!

 «Кузнечики»

Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп!

Сели, Травушку покушали,

Тишину послушали, (приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко, (прыжки на месте)

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился,

Ж- (вращательные движения руками перед собой)

К облакам поднялись,

И шасси убрались, (поочередное поднимание колен)

Вот лес - мы тут

Приготовим парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)

Толчок, прыжок,

Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны)

«Птицы»

Как головой между листвой

Дятел деревья долбит. (Движения головой вверх - вниз)

Как на рыбалку и вперевалку

Гусь за гусыней бежит. (Бег на месте с разведением рук)

Как удивились, остановились

Гуси у самой реки,

Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад)

И потихоньку пошли, (шаги на месте)

«Лошадки»

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой! (Руки вперед, пружинистые движения ног)

Вот река, широка и глубока,

Не достанешь до дна. (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперед)

А водица вкусна! Пейте! Хороша водица! Постучим копытцем! (Притопывание ногой)

Эй, лошадки, все за мной! (Руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)

Поскакали домой, (прыжки на месте) Гоп-гоп-гоп!

ВЕЛИКАНЫ ИЛИ ГНОМЫ

Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)

Гномы! (Все приседают).

Великаны! (Все встают, а учитель приседает).

ДУБ

Перед нами дуб широкий, (руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (наклоны головой)

Головами зашумели (хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

•••

Облако

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)

Поднялось над крышей.  (Поднять руки над головой)

Устремилось облако

Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками   над головой из стороны в сторону)

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу  (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

Индюк

Ходит по двору индюк      (Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача  (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал    (Потопать ногами)

Крыльями захлопал  (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар  (Руки на поясе)

Или медный самовар  (Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою   (Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.   (Бег на месте)

ПОПУГАЙ

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.  (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.   (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,   (делать приседания.)

Прыгал, кланялся, шалил,  (наклоны головы или туловища вперед.)

С малышами говорил.

«Стая птиц летит на юг»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

 «Натуралист»

Учитель рассказывает и показывает, учащиеся повторяют.

«Мы поехали на природу (рулят). Приехали (прыжок, «Ура!»). Поставили палатку. Открыли палатку, вошли, обули спортивную обув, взяли фотоаппарат («Чик – чик!»), вышли, закрыли палатку. Идём по высокой траве (по кругу, высоко поднимая ноги «Ших – ших!», по глубокой воде (плывут «Буль – буль!»), увидели белку («Чик – чик!»), едем по высокой траве, глубокой воде, увидели волка («Ой!»). Далее в обратном порядке убегают от волка.

«Дождь»

Выполняется сидя или стоя. Учащиеся по сигналу учителя (взгляду) повторяют движения до тех пор, пока учитель вновь не посмотрит на ребёнка и покажет новое движение.

Движения:

-потирание ладоней;

-постукивание по груди (коленям);

-топанье ногами;

-щелчки пальцами

В результате плавного поэтапного выполнения создаётся впечатление звуковой имитации дождя.

«Аплодисменты»

Учитель предлагает учащимся аплодировать:

-бурно, лениво, снисходительно, активно, восхищенно, неорганизованно.

«Кулак, палец, ладонь»

По сигналу учителя нужно правой рукой показать кулак, большой палец, ладонь. Задание заключается в том, чтобы максимальное количество учащихся показали одну позицию без договорённости.

«Весёлый шарик»

По кругу учащиеся передают воздушный шарик со словами:

Ты катись, весёлый шарик,

Быстро – быстро по рукам.

У кого весёлый шарик,

Тот покажет фант всем вам.

У кого в руках шарик на последних словах, тот исполняет песню, танец и т.п.

«Мы охотимся на льва»

Учитель рассказывает, а учащиеся показывают движения.

- Мы идём охотиться на льва (спокойный шаг по кругу).

- Не боимся ничего (отрицательные движения руками).

- Ой, а это что? Болото! Чав! Чав! Чав! (осторожный шаг, высоко поднимая ноги).

- Ой, а это что? Это море! Буль! Буль! Буль! (плывут)

- Ой, а это что? Поле! Топ! Топ! Топ! (топают)

- Ой, а это что? Это дорога обратно (меняют направление).

- Ой, а это кто? Такой большой, пушистый. Это же лев!

Учащиеся убегают от льва в обратном порядке (поле, море, болото).

«Луноход»

Все дети сидят в кругу. Один учащийся в центре круга передвигается и произносит «Я – луноход 1», кто из ребят засмеялся, становится рядом и говорит «Я – луноход 2» и т.д.

«Весёлая Вера»

1.Попросите участников встать в круг.

2.Предложите каждому представиться, произнося своё имя и какое – либо прилагательное, характеризующее его личность и начинающееся на ту же букву, что и имя. Например: Вера – весёлая.

«Море»

Учащиеся сидят. Учитель рассказывает, дети выполняют движения.

- На море тишина.

- Летит чайка (руки на крест, лёгкие движения локтями).

- Плывёт рыбка (руки вместе вперёд, движение «змейкой»).

- Вот подул ветерок, и морская гладь чуть заметно зарябила (покачивание головой и плечами).

- Побежала волна (берутся за руки имитируют движение волны).

- За ней ещё одна (по очереди встают).

- Кружатся чайки.

- Начался шторм (учащиеся встают и меняются местами в произвольном порядке).

Далее учитель повторяет всё в обратном порядке до полной тишины.

 

 

Ресурсы интернета:

1.nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/igrovye-fizminutki

2.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki-dlya-nachalnoi-shkoly

3.www.newsedu.net/2010/08/25/fizkultminutki-fizminutki-dlya-uchenikov-nachalnyx-klassov-fizkulturnye-minutki-dlya-detej

4. http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/fizminutki.html

5. www.proshkolu.ru/user/irina8778/folder/146413/

 

 

 

 

 

 

Раздел: Звуковая гимнастика, артикуляционные упражнения

Аннотация

Мышцы  речевого аппарата ребёнка развиты не очень хорошо и при большой речевой нагрузке, которая бывает в школе, чрезмерно устают и работают медленно. Артикуляционная и звуковая гимнастика  укрепляет мышцы и готовит к большой нагрузке, повышает работоспособность и скорость работы.  Если Вы хотите научить ребенка быстрому чтению, то надо уделить внимание артикуляционной гимнастике, занимаясь по несколько минут в день,  и как можно чаще разучивать и проговаривать скороговорки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и залогом правильного чтения. Хорошее развитие артикуляционного аппарата  необходимо для  быстрого и выразительного чтения, для развития техники чтения.

Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.

Прилетел веселый жук: ж-ж-ж.

Гуси шеи выгибают,

Клювом перья расправляют.

Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.

Ветер ветки раскачал: р-р-р.

Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

«Жук»

(Дети имитируют движения по ходу текста стихов)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

 Низко-низко наклоняюсь.

«Части тела»

(Дети должны показывать части тела в соответствии с текстом стихотворения)

Вот со звуком [л] слова: Лоб, затылок, голова,

Кулаки, ладошки, локти,

Звука [л] нет в слове «ногти».

Глазки, тело и лопатки,

Звука [л] нет в слове «пятки».

•••

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

ОКОШКО

Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

МЕСИМ ТЕСТО

А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить!» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

ДУДОЧКА

 И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

ЗАБОРЧИК

Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

«Часы»

Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы:

"Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат: тики-тики-тики-так!"

«Лодочка»

Сделать упражнение «Лопаточка». Кончик и боковые края языка загнуть вверх (язык высоко не поднимать).

Лодочку могу свернуть

И на ней отправлюсь в путь,

Как не высока волна,

Лодке не страшна она!

«Качели»

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать).

Вот весёлые качели –

Выше крыши подлетели,

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

«Барабан»

(Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДДД).

Язычок мой крепким станет,            

 Барабанить не устанет.

 Барабана страшный гром

 Оглушит огромный дом!

 

 

Ресурсы интернета:

1.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki-dlya-nachalnoi-shkoly

2.www.newsedu.net/2010/08/25/fizkultminutki-fizminutki-dlya-uchenikov-nachalnyx-klassov-fizkulturnye-minutki-dlya-detej

3. http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/fizminutki.html

4. www.proshkolu.ru/user/irina8778/folder/146413/

5. http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/artikuljacionnaja-gimnastika-skazka-o-vesjolom-jazychke.html

6. http://www.liveinternet.ru/users/5117382/rubric/3944704/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также