«Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания»
Из опыта работы учителя
истории и обществознания Юсуповой Ч. Н.
Теоретическая часть опыта.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
во-первых, имея ограниченные возможности использования полученных по истории знаний вне класса, учащиеся, теряют интерес к ее изучению;
во-вторых, при использовании традиционной методики с ее идеей максимальной помощи детям в процессе обучения происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Таким образом, возникает конфликт между целями учения и стилем преподавания, который мешает развитию способности ребенка учиться.
Актуальность опыта заключается в том, что использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности и желания творческой самореализации.
Ведущей идеей своего
педагогического опыта вижу развитие личности, способной к
творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через
уроки истории и обществознания.
Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении
результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика.
Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение
учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим
технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое
использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что
способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.
Цели и задачи педагогического процесса.
Основная цель- повышение познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.
Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:
Задачи:
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная и систематическая поисковая деятельность учащихся и процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения, познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей. О значении проблемного обучения высказывались еще педагоги-классики. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины.
Методы и приёмы педагогической деятельности.
Для реализации проблемного обучения, в своей работе я использую следующие методы: проблемное изложение, эвристическая беседа и исследовательская работа.
Приём проблемного изложения — применительно к монологическому методу характеризуется спорадическим возникновением проблем. Так, излагая в старших классах тему " Новая экономическая политика», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие познавательные (проблемные) задания:
Показательный метод
Предполагает объяснение учебного материала путём постановки проблемы и показа учащимся логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе. Среди таковых могу назвать:
Приём логического изложения — формирует у учащихся понятие о логике и способах решения научной или практической проблемы. Так, на уроке изучения проблемы самостоятельности или искусственности образования Древнерусского государства, показываю при помощи фактического материала логику решения вышеназванной проблемы сторонниками норманнской или антинорманнской теорий, делая выводы и обобщения.
Приём предположения — учащимся предлагается после постановки проблемного вопроса, предположить на какие факты опираются, доказывая свою правоту, сторонники той или иной точки зрения. Такие умения необходимы для решения заданий ГИА.
Диалогический метод
Предполагает проведение сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися.
Так при изучении темы « Цена победы» на основе статистических данных предлагаю учащимся самим сформулировать проблемную задачу, которая решается ими самостоятельно.
Приём создания проблемной ситуации — в нём, в отличие от приёма проблемного изложения, проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоции.
Приём дискуссии — вырабатывает у школьников умение слушать и взаимодействовать с другими, демонстрирует характерную для большинства проблем многозначность решений. Подготовка к такому виду дискуссии идёт непосредственно на уроке. Источником аргументации и поддержки может быть материал учебника, рассказ учителя, дополнительные источники, предложенные учителем.
Приём ролевой дискуссии — ученикам предлагается встать на позицию какого-либо конкретного лица или группы лиц. Примером использования данного приёма может служить обсуждение вопроса Иван Грозный - тиран или реформатор?( форма урока- урок - суд, участники : Иван Грозный , судья , прокурор, адвокат , свидетели).
В проблемном обучении целесообразно использование творческих заданий для активации познавательной деятельности учащихся например составление кластера, написание эссе по обществознанию и по истории. Чаще всего эссе — завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома, а в классе проводятся конкурсы эссе.
Эссе- это результат творческой деятельности учащихся , который представляет собой новый продукт в виде размышления по заданной теме.
Приведу примеры тем , по которым учащиеся пишут эссе:
"Экономика- есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" (А. Пуанкаре).
Ещё одно творческое задание , которое дети выполняют с удовольствием – написание синквейна на заданную тему. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
Исследовательский метод
предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического, поэтому я использую, помимо классического варианта, отдельные приёмы организации исследовательской деятельности такие, например, как:
Приём проекта — приём предполагает практическое или теоретическое решение значимой проблемы путём поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ. Темами проектов, выполненных моими учащимися в разное время :
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников таких качеств, умений, компетенций :
Метод проектов, как средство стимулирования социальных инициатив и деятельности обучающихся, в отечественной педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии.
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. В моей педагогической практике реализация социально-образовательных проектов направлено на формирование успешной социализации личности и используется в работе с детьми, начиная с младшего школьного возраста.
Примеры использования метода проектов на уроках истории 5, 6 классах.
Приведем примеры зачетных проектов:
Содержание учебного материала |
Примерные темы проектов |
Содержание проекта. |
История в 5 классе |
||
Первобытные собиратели и охотники |
Один день древнего человека. |
Изготовление орудий труда древних людей из подручных материалов. |
Древний Египет |
Древний Египет |
Рукописный журнал |
Древний Восток |
Воображаемое путешествие в Древний Восток |
Рекламные плакаты стран Древнего Востока |
Древняя Греция |
По следам Одиссея. |
Создание карты путешествия Одиссея. |
Рим-сильнейшая держава Средиземноморья |
Рим – вечный город |
Презентации об отдельных районах Древнего города Рима |
История в 6 классе |
||
Становление средневековой Европы |
Путешествие во времена рыцарей |
Презентации по темам: Замок, доспехи, турнир |
Византийская империя, арабы и славяне в 6-11 веках. |
Культурное наследие Византии и Арабского халифата. |
Изготовление коллажа. |
Культура Западной Европы в Средние века |
Средневековое искусство |
Рукописный журнал |
Примеры учебных проектов представлены по темам: «Воображаемое путешествие в Древний Восток», «Древний Египет», «Путешествие во времена рыцарей», «Средневековое искусство».
На уроках «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе использую метод проекта. Например: «Священные сооружения», «Культура и религия»
Ежегодно учащиеся под моим руководством разрабатывают социальные проекты для муниципального конкурса «Я - гражданин России»
сроки |
Название проекта |
Авторы |
Результат |
2014 |
Сохраняя прошлое – строим будущее |
КариеваГ. |
участие |
2016 |
Исчезнувшие деревни в окресностях села Сараши |
ЗариповаМ., ЮсуповаЗ., Казнина Р. |
Грант 2000 |
2017 |
Цифровые фонды музея. Музей будущего. |
ЗариповаМ., ЮсуповаЗ., Казнина Р., Шарипова Л.Р. |
участие |
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Современные условия преподавания ставят перед учителем новые задачи, формы и методы преподавания школьных предметов. Использовать различные формы работы в рамках технологии проблемного обучения помогают информационные технологии.
Использую в работе учебные диски, презентации, видеоматериалы на уроке истории и обществознании при изучении нового материала, обобщении и повторении ранее пройденного ,при проведении консультаций по подготовке к ЕГЭ.
Использование ИКТ на уроках позволяет:
Я в своей работе использую видеоматериалы на уроках обществознания и истории.
Какие виды видео материалов существуют, как и для чего их можно использовать на уроках?
Виды видеоматериалов:
1. Художественные фильмы,
2. Документальные фильмы,
3. Образовательные фильмы.
Работа с видеоматериалом позволяет решать следующие задачи:
1. Научить обучающихся ориентироваться в информационном пространстве;
2. Формирование мировоззрения обучающихся, их нравственных и эстетических взглядов;
3. Развитие умения обучающихся ориентироваться в потоке современной информации и умение анализировать её;
Варианты использования видеоматериалов в учебном процессе:
1. Иллюстрация к рассказу учителя ;
2. При объяснении нового материала ,видеоматериал содержит новую для учащихся информацию, дополняющую объяснение учителя ;
3. Для проверки знаний (после просмотра учащиеся должны ответить на вопросы или выполнить задания на основе просмотренного и уже известного материала);
4. Для закрепления изученной темы (ответить на вопросы после просмотра материала
В своей работе я использую как уже готовые видеоматериалы с разноуровневыми заданиями , например, видеохрестоматия « Ожившая история», так и собственные видеоматериалы , приготовленные при помощи программы ВидеоМастер.
Применяю на уроке документальные фильмы по 20 минут .( см . Приложения)
Демонстрируя отрывок из фильма, на уроке мы уходим от простой иллюстрации картинок, живо предаём эмоции, чувства. Мы одновременно показываем костюмы, здания, утварь эпохи, взаимоотношения, обычаи и традиции.
Организуется беседа по содержанию, написание эссе.
В ходе работы с видеоматериалами мною разработаны уроки на тему « Пётр Первый- царь и человек», «Путешествие по Риму», « Римское войско», «Нашествие на Русь с запада в 13 веке».
Планирую продолжить работу по данной теме в дальнейшем. Ставлю перед собою задачи :
1. Повысить уровень подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию;
2. Развитие творческого потенциала учащихся через привлечение учащихся к участию в конкурсах по истории и обществознанию;
3. Воспитывать в каждом ребёнке желание стать исследователем.
Работа по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.
Диагностика.
III.Результаты участия в районных олимпиадах по истории и обществознанию.
Мониторинг результативного участия во всероссийских олимпиадах.
Учебный год |
Олимпиада предмет |
Уровень |
класс |
ФИО учащегося |
результат |
2015 - 2016 |
История |
Муниципальный этап |
9 |
Зарипова Нелли |
Призер |
|
экономика |
Муниципальный этап |
10 |
Халилов Арсен |
победитель |
2017-2018 |
Право |
Муниципальный этап |
11 |
Рангулова Айназ |
Призер |
|
Обществознание |
Муниципальный этап |
7 |
Алапанова Аиша |
Призер |
|
история |
Муниципальный этап |
7 |
Суфияров Руслан |
Призер |
Список используемой литературы.
Алексашкина, Л.Н. Н.И. Ворожейкина «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории» Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010.- № 4. – С. 14
Бестужев — Лада И.В. Творческая лаборатория школьника на уроке истории// Преподавание истории в школе. — 2004. — № 5.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя._ М.: Просвещение: Учеб. Лит.,1996.
Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов- на Дону.:" Феникс",1996
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с
Махмутов М.И. Проблемное обучение . Основные вопросы теории.М.: Педагогика, 1975
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
Урок истории в 10 классе по теме
«Петр I, царь и человек»
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: семинар.
Время урока: 45 минут.
Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.
Задачи:
Образовательные: Повторить и обобщить знания по теме " Правление Петра Первого";
Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи;
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.
Выдающиеся личности: Пётр Первый, П.А. Толстой, А.Д. Меньшиков
Понятия: новатор , реформатор, полководец.
Средства обучения: мультимедиа презентация с
использованием наглядного материала, документы, фрагменты художественных
фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»( режиссёр Александр Митта , 1976
год), « Пётр Первый» ( режиссёр Владимир Петров ,1937 год), « Пётр Первый.
Завещание ( режиссёр Владимир Бортко ,2011год).
Оборудование урока: Мультимедийная установка , ватман , 2 маркера.
Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и историческими источниками, видеоматериалом, обсуждение в группах, сообщение о результатах работы, общий вывод.
Этапы урока:
1. Организационный (1 мин.)
2. Вводно-мотивационный (2 мин.)
3. Организация работы в группах:
3.1. Работа в группах (6 мин.)
3.2. Практическая работа – выступление групп (20
мин.)
4. Первичное закрепление (2 мин.)
5. Рефлексия. Составление синквейна.(10 мин.)
6. Заключительное слово учителя.( 1 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент ( 1 мин.)
2. Вводно-мотивационный (2 мин.)
Слайд 1.Зачитываю эпиграф.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин.
Тема урока : Петр I, царь и человек .
Ставлю проблемную задачу.
Слайд №2 .Рассмотрите изображения на слайде
Вопрос к классу:
На каком, по вашему мнению, изображен русский царь?
Назовите причину, по которой вы не назвали царем человека со второго рисунка?
В чем его необычность?
За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценка деятельности царя-реформатора - а по суждениям некоторых историков даже «революционера» или «первого большевика» - и самой его личности была, естественно, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, и обходят молчанием те методы, с помощью которых он это сделал, другие гневно осуждают именно за эти методы, за самовластье, а подчас и самодурство, за тысячи жертв при строительстве Петербурга, за убийство собственного сына, упрекают его в отсутствии светских манер, в издевательстве над людьми, неразвитости эстетического вкуса.
Слайд№3.Проблемный вопрос на урок
Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
3. Работа с документами и учебным текстом в группах.
Класс делится на 6 групп, каждая из которых получает документы, словарик
( приложение№1) и памятку « Правила составления синквейна»
( приложение №2)
На стене ватман , содержащий надписи.
Пётр Первый |
|
Царь
|
Человек
|
По ходу работы учащиеся сами заполняют таблицу
3.1. Работа в группах (6 мин.)
Задаётся форма ответа на поставленный вопрос:
-Тезис ( вывод, сделанный группой)
-аргументы( факты или свидетельства очевидцев)
- повторение вывода ( запись на ватмане.)
3. 2. Практическая работа – выступление групп( 20 мин.)
1 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №1 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос :
-Как вы думаете на что жалуется боярин? ( на вводимые царём новшества , непонятные боярам)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь -новатор.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
2 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №2 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос :
-О чём идёт речь в видеофрагменте?
-Чему должны были обучаться дети дворян и бояр в Европе ? В каком году вышел указ
Об обучении детей бояр за границей? ( речь идёт о возвращении боярских детей из-за границы , где они обучались мореходному делу, указ был издан в в 1696 г)
Просмотр видеофрагмента №3 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Вопрос:
-Какие указы царя нарушил боярин? ( боярин нарушил указ 1701 года«О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел», "О бритии бород и усов всякого чина людям" от 16 января 1705 года)
Просмотр видеофрагмента №4 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Вопрос:
-Почему сын боярина по знатности рода не сидел в Сенате?
- Какое отношение было у бояр к реформам , вводимых царём?( Согласно « Табеля о рангах» ( 1722г.) единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение, поэтому сын боярина не сидел в Сенате, у бояр было негативное отношение к реформам Петра I
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого- новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь - реформатор.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
3 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №5 из фильма « Петр Первый . Завещание».
Вопрос:
- Какими способностями Петра Первого восхищался граф Пётр Андреевич Толстой? ( П.А. Толстова восхищал дипломатический ум Петра I, речь идёт о возросшей мощи России после Северной войны)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь – дипломат, военный теоретик, историк, полководец.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
4 группа.
Работа с видеоматериалом.
Просмотр видеофрагмента №6 из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Вопрос:
- Какими чертами характера обладал Пётр Первый? ( простой в обращении, энергичный, трудолюбивый)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
На основании прочитанного материала сделайте вывод какое из нижеперечисленных эпитетов больше подходит для характеристики Петра Первого-новатор, реформатор , полководец, дипломат, военный теоретик , историк, труженик.
Аргументируйте свой выбор примерами из текста.
Вывод группы : Пётр I царь - труженик.
Делается запись на ватмане в первой колонке.
5 и 6 группы
Просмотр видеофрагмента №7 из фильма «Пётр Первый».
Вопрос:
- Какими чертами характера обладал Пётр Первый? ( целеустремлённый , жёсткий , трудолюбивый)
Заслушиваются ответы учащихся на поставленный вопрос к документам:
Прочитайте документы. Какие черты характера отмечают современники и историки в личности Петра Первого?
Заполняют вторую колонку таблицы
Пётр Первый |
|
Царь Новатор Реформатор Дипломат Труженик Военный теоретик Историк полководец |
Человек
Великан Силач Трудолюбивый Любознательный Способный Необыкновенный Умный Простой Грубый Неугомонный Решительный Злой Жестокий Добрый Честный искренний |
4. Первичное закрепление (2 мин.)
Используя таблицу отвечаем на проблемный вопрос урока:
- Какие необычные для русских царей черты можно отметить в личности Петра I?
( как царь- талантливый , разносторонне развитый , « труженик на троне»; как человек- противоречивый характер).
5. Рефлексия. Составление синквейна.(10 мин.)
Прочитайте памятку составления синквейна.
Составьте свой синквейн : Пётр Первый, царь и человек.
Пример синквейна учителя :
Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор
Синквейны закрепляются на ватмане.
6.Заключительное слово ( 1 мин.)
В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то
же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до
скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и
нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный
фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная
деятельность Петра.
При всей пестроте черт характера Петра он был удивительно цельной натурой. Идея
служения государству, в которую глубоко уверовал царь и которой он подчинил
свою деятельность, была сутью его жизни. Она пронизывала все его начинания.
Если иметь это в виду, то кажущаяся несогласованность и подчас противоречивость
его мероприятий приобретают определенное единство и законченность.
Нельзя не заметить, что Петр действительно много сделал для России, как нельзя
отрицать и то, что, как замечает Гумилев, Петр был человеком своего времени,
должным появиться и осуществить все свои деяния именно тогда, а не за100 и не
через 100 лет.Народ по сей день помнит Петра, величает Великим, и считает его
наиболее близким к народу по духу, чем другие цари.
В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:
"... и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах
наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем
верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой.
Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному
бесстрашию и правде учились от него".
МОУ Байдулинская средняя общеобразовательная школа
МО " Тереньгульский район" Ульяновской области.
Учитель истории и обществознания
Ватина Татьяна Николаевна
Урок истории в 5 классе по теме
Римское войско.
Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: семинар.
Время урока: 40 минут.
Цель: создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Образовательные: ответить на вопрос: римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Развивающие: развитие воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий по предмету;
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому зарубежных старан.
Основные понятия темы: легион, легионеры туника, манипула, гастаты, принципы, триарии.
Средства обучения: мультимедиа презентация с использованием наглядного материала, видеоматериалы( фрагменты фильмов: « Рим» , режиссёр Майкл Эптед,2005-2007 гг;
« Орёл девятого легиона», режиссёр Кевин МакДональд,2011; « Времена и воины», режиссёр Фил Грабски,1994) , документы.
Оборудование урока: Мультимедийная установка .
План урока:
1. Организационный момент ( 4 минуты).
2.Основная часть . Работа в группах с документами и видеоматериалом ( 25 минут).
3.Рефлексия ( 4 минуты).
4. Подведение итогов ( 2 минуты).
Ход урока:
1.Организационный момент ( 4 минуты) .
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде №1.
Вопрос .Скажите кто изображён на слайде? Почему вы так решили?(На слайде изображён воин, потому что он одет в доспехи и вооружён.)
Учитель называет тему урока:
Правильно ребята . Этот воин- римский легионер. Тема нашего
урока «Римское войско». (слайд №2) .Мы выясним, что представляет
собой римское войско, определим его сильные и слабые стороны.
Вступительное слово учителя. (слайд №3)
Древний Рим – государство, возникшее на Апеннинском п-ве в 8 в . до н.э., покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной , блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе , пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.
Как вы думаете , что позволило римлянам завоевать такую огромную территорию?
Ставлю проблемную задачу. (слайд №4)
Проблемная задача:
Римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Чтобы решить эту задачу вы будете работать военными историками. Каждая команда получит документы для изучения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команды соперники могут дополнять ответы друг друга, получая дополнительные баллы.
2. Организация работы в группах . (20 минут)
Каждая группа получает пакет документов ,которые учащиеся должны проанализировать на предмет поиска ответа на главный вопрос урока:
1 группа военных историков(слайд № 5 )
Организация римского войска
Вопросы:
1.Из каких структурных элементов состоял римский легион?( Основной тактической единицей был легион. В IV веке до н.э .Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки.) .Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.
2. Кого в римской армии называли гастатами, принципами и триариями? (Молодые воины – гастаты, в бою они принимали на себя первый удар врага. Если консул видит, что первой линии не сдержать натиск, он приказывает отступить в промежутки второй линии. Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними – готовые к бою воины второй линии - принципы. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Там находились храбрейшие и опытнейшие воины – триарии) .
2 группа военных историков . (слайд № 6 )
Вооружение римского войска.
Вопросы:
(Высшие командиры носили меч на поясной портупее. Так как им не приходилось пользоваться щитом, меч они могли носить и слева.
Центурионы отличались посеребренным чешуйчатым панцирем и тем, что часто носили вышедшие из общего употребления поножи. Гребень на шлеме центурионов крепился поперечно. Знаком отличия центурионов и одновременно орудием наказания была виноградная лоза — трость (vitis). Меч центурионы носили слева, кинжал справа.
Оборонительное снаряжение (arma) легионера состояло из шлема, панциря и щита. У легионера шлем более увеличенным задним козырьком, на шлеме горизонтальное ребро жесткости, крепившееся к надлобной части шлема (наподобие современного козырька), защищающее лицо от нисходящего удара меча. Тело защищал пластинчатый панцирь, состоявший из металлических полос, скрепленных изнутри кожаными ремешками. К наступательному оружию пехоты относились меч, пилумы и метательные копья. Солдаты носили с собой: кошелек., баклага для воды, миска и котелок, кирка, лопата, мотыга, пила (дротик), сундучок для личных вещей , кожаная бутыль для вина или воды, калига, фурка – шест для ношения багажа во время похода.)
3 группа военных историков .
Обучение и дисциплина в римской армии.
Вопросы:
1.За какие проступки наказывали римских воинов? Как вы думаете почему за сон на посту было самое суровое наказание?( Невыполнение приказа, за сон на посту , за трусость в бою. За сон на посту солдата забивали камнями насмерть , потому что внезапное нападение врага грозило гибелью всего легиона.)
2. Какие награды были в римском войске? (Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами.)
4 группа военных историков .(слайд № 7)
Командный состав римской армии.
Вопросы:
1.Кто командовал римской армией, центурией? (Во времена республики римской армией командовали консулы. Каждой центурией командовал центурион).
2.Что представляли собой римские знамёна? (Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Легионные орлы изображались с расправленными крыльями и изготавливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром.)
3.Почему в трудную минуту полководцы кидали знамёна гущу врагов? (Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, распускался и прекращал свое существование. Как особые святыни почитались также значки отдельных подразделений, входивших в состав легиона. Чтобы переломить ход сражения полководцы кидали знамёна в гущу врагов.)
5 группа военных историков .
Римский лагерь
(Римский лагерь действительно можно назвать достижением военного
искусства, так как, во-первых, мы не встречали такого в армиях других народов,
во-вторых, устраивая свой лагерь, римляне всесторонне изучили возможные
опасности и организовали охрану так, чтобы воины могли спокойно отдохнуть и
пополнить свои силы;
Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на
одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это
квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились
палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца;
здесь же происходил суд и сбор войска. Перед палатками через весь лагерь
проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12
метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и
катапульты. По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря
войска могли без сутолоки и беспорядка выступить в поход)
Вопрос: Какие города были основаны на месте римских лагерей?( На месте некоторых римских лагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.).
Работа с видеоматериалом.
Вопросы по видеоматериалу направлены ко всему классу .
Вопрос к видеофрагменту №1-2:
•В чём преимущество римской армии в сравнении с варварами?
Вопрос к видеофрагменту №3:
•Как вы понимаете слова иудейского историка Иосифа Флавия : « …Их учения – бескровные битвы , а битвы кровавые учения…»? Чему обучали солдат в римской армии?(Их учения были постоянными и хорошо организованными , приближенными к боевым. Римских солдат обучали владеть мечом и копьём, тактике ведения боя. Воспитывали выносливость ,беспрекословное подчинение приказам центуриона)
Вопрос к видеофрагменту №4:
-Как вы думаете в чём сходство и в чём различие римской армии и армии современной?
3. Подведение итогов( 4 минуты)
(слайд №8-9 )
Вопрос к классу:
Какой вывод вы сделали на основе изученного?
Римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Учащиеся предлагают свои выводы на основе изученного материала.
•Чётко продуманная организация войска.
•Железная дисциплина.
•Обучение воинов.
•Строительство хорошо укреплённых лагерей.
•Разработанная тактика ведения боя.
4. Рефлексия (2 минуты)
( слайд № 10)
Учитель предлагает вместе составить синквейн на тему «Римский воин».
Римский воин
Легионер,
Выносливый, обученный, жестокий,
Сражается , наступает, захватывает,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Завоеватель.
Команды подсчитывают баллы. Определяется победитель.
Римское государство изначально создавалось как военизированное,
и каждый гражданин Рима считал своим почетным долгом состоять в войске, служить
Отечеству. Благодаря новшествам, совершенной системе ведения боя, римская армия
стала лучшей армией своей эпохи. Но создана она была в первую очередь не для
защиты Отечества, а для захвата и присоединения новых территорий.
Используемые видеоматериалы на уроках истории.
Класс |
Тема урока |
Название фильма |
Вид видеоматериала |
5класс |
Религия древних египтян |
«Фараон Эхнатон» |
Документальный фильм из серии « В поисках бессмертия» |
Первый властелин единого Китая |
«Великая китайская» стена |
Документальный фильм из серии « Великие творения людей» |
|
Поэма Гомера «Одиссея». |
«Одиссея» |
Видеохрестоматия « Ожившая история» |
|
Поэма Гомера «Илиада». |
« Троя» |
Видеохрестоматия « Ожившая история» |
|
Олимпийские игры в древности. |
«Олимпийские игры» |
Документальный фильм из серии « В поисках бессмертия» |
|
Поход Александра Македонского на Восток |
« Александр Македонский» |
Видеохрестоматия « Ожившая история» |
|
Вторая война Рима с Карфагеном. |
« Пуническая война» |
Документальный фильм « Великие империи древности» |
|
6 класс |
В рыцарском замке |
«Айвенго» |
Фрагмент художественного фильма |
Завоевание турками – сельджуками Балканского полуострова |
«Храм святой Софии» |
Документальный фильм из серии « Чудеса священные и загадочные» |
|
8 класс |
Искусство второй половины 19 века |
Эйфелева башня |
Документальный фильм из серии « Великие творения людей» |
9-11 класс |
Экономический кризис 1929 года. |
« Великая депрессия» |
Документальный фильм |
Культура первой половины 15 века |
Архангельский собор |
Документальный фильм |
|
Правление Петра Первого |
фрагменты
художественных фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»( режиссёр
Александр Митта , 1976 год), « Пётр Первый» ( режиссёр Владимир Петров ,1937
год), « Пётр Первый. Завещание ( режиссёр Владимир Бортко ,2011год). |
||
Великая отечественная война |
Солдаты победы |
Документальный фильм |
Урок истории в 5 классе
« Путешествие по Древнему Риму»
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Форма урока: урок -викторина.
Время урока: 40 минут.
Цель урока: создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Образовательные: Повторить и обобщить знания по теме " Древний мир";
Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи;
Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям;
Понятия: республика, плебеи, патриции, сенат, легионер, право « вето»
Выдающиеся личности: Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август, Траян, Марк Аврелий , Веспасиан;
Правила игры: Класс делится на две команды, выбираются судьи. Командам раздаются блокноты для работы над задачами и флажки для определения момента готовности команды к ответу. Судьи получают карточки оценок команд, в которых отмечают количество набранных баллов, фиксируют нарушения дисциплины и назначают штрафы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Средства обучения: мультимедиа презентация с использованием наглядного материала, документы, фрагменты художественных фильмов из видеохрестоматии « Ожившая история».
Оборудование:
План урока:
1. Организационный момент ( 5 минут).
2.Основная часть ( 30 минут).
3. Подведение итогов ( 5 минут).
Ход урока: 1.Организационный момент( 5 минут)
Знакомлю детей с правилами игры. Делимся на команды
2.Основная часть ( 30 минут).
Конкурс «Найди соответствие».
На слайде №2 записаны определения, к ним необходимо подобрать термины.
(за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)
2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)
3) римские воины (легионеры)
4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)
5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)
6) общественные бани (термы)
7) личная охрана императора (преторианцы)
8) римляне незнатного происхождения (плебеи)
9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)
10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)
11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)
12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)
Конкурс «Крылатые выражения»
На слайдах №3-6 записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены: (за правильный ответ присуждается 1 балл)
1) «Горе побежденным!» (Галльский вождь Бренн во время осады Капитолия в 390 г. до н.э.)
2) «Жребий брошен!» (Гай Юлий Цезарь перед походом на Рим в 49 г. до н.э.)
3) «Карфаген должен быть разрушен!» (сенатор Катон после второй Пунической войны)
4) «Лучше умереть от железа, чем от голода!» (Спартак)
Конкурс «Древние рукописи».
За верное, аргументированное решение 5 баллов.
Текст 1. « И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
(Речь идет о земельном законе, предложенном Тиберием Гракхом в 133 г. до н.э.)
Текст 2. «В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».
О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие?
(Речь идет о борьбе плебеев с патрициями и уходе плебеев на Священную гору в 494 г. до н.э.)
Конкурс «Кто есть кто?»
Учащимся предлагается по предложенным характеристикам определить исторических деятелей. За правильный ответ с первой фразы – 6 баллов, со второй – 5 баллов, с третьей – 4 балла
Портрет 1.
1. После его убийства римский оратор Цицерон произнес: «Тиран убит, а тирания жива».
2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.
3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.
4. О могуществе и славе мечтал с юных лет. По его мнению, «лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
5. Носил титул «Отца Отечества».
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь)
Портрет 2.
1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.
2. Под видом «заботы» о законах и правах людей жестоко пресекал любое недовольство и заговоры. С гордостью писал, что захватил и передал рабовладельцам для казни 30 тысяч беглых рабов.
3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.
4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.
5. Носил титул «Священный». День его рождения был объявлен праздником.
6. В его честь был назван один из месяцев года.
(Гай Юлий Цезарь Октавиан Август)
Портрет 3.
1. Античный автор Светоний считал, что «не было на свете лучшего раба и худшего господина», чем этот римский император.
2. Самолично участвовал в гладиаторских боях (это считалось уделом отверженных и рабов). Руководствовался принципом: «Мне можно все в отношении всех».
3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.
4. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!»
5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.
6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.
(Гай Цезарь Клавдий Калигула)
Портрет 4.
1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.
2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.
3. Был первым императором, лишенным власти при жизни. Сенат объявил его «Врагом Отечества».
4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.
5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.
6. Для этого человека лавры актера были желаннее, чем власть. Перед своей смертью произнес слова: «Какой великий артист умирает!»
(Тиберий Клавдий Нерон)
Портрет 5.
1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.
2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.
3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.
4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.
5. Обладал единственным пороком – скупостью. Вводил многочисленные налоги, в том числе с общественных уборных, что привело к появлению крылатого выражения «деньги не пахнут».
6. На смертном одре произнес фразу: «Увы, кажется, я становлюсь богом».
(Тит Флавий Веспасиан)
Портрет 6.
1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.
2. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Плиний писал, что при нем «страх внушают не доносчики, а законы».
3. Желал быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: «Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо».
4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.
5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.
6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.
(Марк Ульпий Траян)
Портрет 7.
1. По легенде, победил своих соперников в борьбе за власть, повелев изобразить знак креста на щитах своих воинов, т.к. накануне решающей битвы увидел на небе яркий крест с надписью «Сим победишь».
2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.
3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.
4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов.
5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.
6. Основал новую столицу государства, названную его именем.
(Гай Флавий Константин I Великий)
Портрет 8.
1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.
2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.
3. Его перу принадлежит философское сочинение на греческом языке «К самому себе».
4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.
5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.
6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.
(Анний Вер Антонин Марк Аврелий)
Конкурс «Смекалка»
За правильный ответ начисляется 5 баллов.
1. Награда.
В 390 г. до н.э. на Рим обрушилась страшная беда. Галлы захватили город, устояла только крепость на Капитолийском холме. Изнуренные голодом и усталостью защитники крепости спали, не подозревая о готовившемся штурме. Внезапно тишину нарушил гогот священных гусей храма богини Юноны. От их гогота и хлопанья крыльев проснулся Марк Манлий, знаменитый воин, бывший консулом три года назад. Среди всеобщего смятения он кинулся вперед и ударом щита сбил вниз галла, уже стоявшего на вершине. Покатившись вниз, галл в падении увлек за собой тех, кто поднимался вслед за ним, а Манлий разил остальных. Но вот на помощь подоспели другие римляне. Капитолий был спасен, а смелый воин получил самую высокую награду, какая могла быть в осажденной крепости.
Предположите, какую награду получил Марк Манлий?
(Каждый принес к нему в дом по полфунту муки и по кварте вина, что в условиях голода было величайшим доказательством любви и признательности)
2.Меч и циркуль.
В VI в. до н.э. Ксенофан по поводу того, что все почести достаются не мудрецам, а атлетам говорил: «Напрасный и несправедливый обычай – давать предпочтение силе перед благой мудростью». История разрешила этот спор в городе Сиракузы, показав, на какие чудеса способна человеческая мысль, направленная на благородную цель защиты своего отечества. Долгим сопротивлением римлянам город был обязан не полководцу, а величайшему ученому древности.
Предположите, о каком ученом идет речь?
(Сиракузы защищались с применением технических изобретений Архимеда)
3. Хитрость Ганнибала.
Полководец Ганнибал был мастером военных хитростей, устраивал своим врагам многочисленные ловушки. Во время войны с Римом войска Ганнибала захватили несколько поместий римских богачей, в том числе поместье командующего римской армией. Ганнибал приказал своим воинам спалить и разграбить все кругом, но запретил трогать поместья командующего. Более того, он приставил стражу, чтобы там ничего не повредили и ничего оттуда не похитили.
Предположите, в чем заключалась хитрость Ганнибала?
(Суть хитрости заключалась в том, чтобы опорочить командующего в глазах римлян)
4. Кто лучший полководец древности?
В сочинениях Плутарха есть рассказ о последней встрече двух врагов – Сципиона и Ганнибала в Сирии. В беседе, затрагивались вопросы военного искусства. Сципион попросил Ганнибала назвать трех лучших полководцев всех времен и народов. Ганнибал первым назвал Александра Македонского, вторым – царя Пирра, третьим – себя. Сципион был уязвлен, но не показал этого, улыбнулся и спросил, на какое место поставил бы себя Ганнибал, если бы одержал победу над ним, Сципионом. Ответ понравился римлянину больше предыдущего, потому что Ганнибал во втором случае поставил на первое место себя, на второе – Александра Македонского, а на третье – Пирра.
Предположите, почему последний ответ понравился Сципиону?
(Ганнибал дал понять Сципиону, что считает его непревзойденным полководцем и самым опасным врагом)
5. Последний триумф Цезаря.
Победив своих противников в гражданских войнах, Цезарь в 45 г. до н.э. отпраздновал в Риме свой последний триумф. Однако этот триумф не обрадовал римлян, а крайне огорчил их. Многие говорили, что Цезарю следовало бы стыдиться такой славы, а не гордиться ею.
Предположите, чем объяснялось такое отношение римлян к последнему триумфу Цезаря?
(Последняя победа Цезаря была одержана над римлянами)
6. Марк Аврелий и заговорщики.
Римский император Марк Аврелий был человеком высоких моральных принципов, обладал глубоким умом и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. Однажды против него поднял восстание один из полководцев. Восстание подавили, полководец был убит, но письма, адресованные его сторонникам из числа приближенных императора, попали в руки Марка Аврелия.
Предположите, как поступил император с попавшими в его руки письмами?
(Марк Аврелий приказал сжечь их, не распечатывая)
7. Запреты на горячую пищу.
В многоэтажных домах Рима, где жила беднота, не было возможности приготовить горячую пищу. Харчевни были местом, где люди встречались, ели горячую похлебку, беседовали, отдыхали. Между тем императоры издавали указы, которые запрещали или ограничивали торговлю горячими блюдами в харчевнях.
Предположите, в чем причина императорских запретов на торговлю горячей пищей?
(Императоры опасались заговоров и подозревали их всюду, где могли собираться кампании людей, даже в харчевнях)
8. На особом положении.
Эти люди имели большие преимущества по сравнению с другими жителями Рима. Все уступали им дорогу. В цирках и амфитеатрах им предоставлялись почетные места. Если осужденного вели на казнь и на пути встречали этого человека, то казнь отменялась. Однако немногие родители желали бы подобной судьбы своему ребенку.
Предположите, о ком идет речь?
(Речь идет о весталках – жрицах богини огня и домашнего очага Весты)
9. Неизвестный продукт.
По подсчетам археологов, этому продукту 6 тысяч лет. Его применение напрямую связано со знаменитыми термами. Римляне взяли его у галлов, использовавших для этого растительное масло и красную земляную краску. В России оно получило распространение со времен Петра I.
Предположите, о чем идет речь?
(Речь идет об обыкновенном мыле)
10. Драгоценный дар.
Аларих, вождь готов, потребовал от римлян «все золото, все ценности, всех рабов» в обмен на единственный дар с его стороны.
Предположите, что пообещал Аларих римлянам?
(В обмен на огромный выкуп он оставлял им жизнь)
Конкурс « Ожившая история»
За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу ( максимальное количество баллов- 4)
Фрагмент №1.
Вопросы:
Ответы:
Фрагмент №2.
Вопросы:
3. Подведение итогов ( 5 минут).
Подсчитываются баллы и подводятся итоги викторины.
Список использованной литературы.
1. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. М., 1996.
2. Драхлер А.Б. Всеобщая история. (Вопросы к олимпиаде). М., 2002.
3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996.
4. Литвинов А.В. История становится ближе. М., 1996.
5. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. М., 1998.
6. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М.,1990.
7. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1994.
8. Трухина Н.Н. История Древнего Рима. М., 1993.
9. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.
10. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 2002.
11. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М., 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.