Использование различных приемов системно-деятельностного подхода на уроках музыки

  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • docx
  • 07.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Его основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Я расскажу Вам о технологиях, которые использую на своих уроках музыки.
Иконка файла материала Моё выступление.docx

Тема «Использование различных приемов Системно-деятельностного подхода на уроках музыки»

 

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Его основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Существует много современных педагогических технологий, которые позволяют вовлечь ребенка в процесс открытия новых граней своей личности, которые ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие творческой личности, направлены на охрану здоровья учащихся.

Я расскажу Вам о технологиях, которые использую на своих уроках музыки:

 

Здоровьесберегающие технологии позволяют регулировать психоэмоциональное состояние учащихся, повышать уровень развития музыкальных и творческих способностей ребят, повышать уровень речевого развития, снижать уровень заболеваемости, утомляемости учащихся.

 

Например, приём

вокалотерапия и упражнения на дыхание - большое внимание уделяю воспитанию и развитию детских голосов. Слежу за тем, чтобы звук во время пения лился свободно, без напряжения и крика, был естественным и выразительным. Также я обязательно обращаю внимание на дыхание, так как дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

ритмотерапия – танец, мимика и жест, являются одним из древнейших способов выражения чувств.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

На уроках я использую упражнения

«Прогулка по сказочному лесу» (шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж),

«Праздничный марш» (представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята),

«Делай, как я» (повторить произвольные движения, которые выполняет ведущий).

 

физкультурные минутки – и музыкальные в том числе. Например,

1. Если нравится тебе, то делай так /приседаем/
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.

2. Меняем движение. Например: прыгаем.

3. Меняем движение. Например: топаем.

4. Меняем движение. Например: хлопаем.

5. Все движения повторяем поочереди.

 

музыкотерапия, сказкотерапия.

 

Технология критического мышления развивает способность добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.

 

Использую приемы:

«Корзина идей» - прием, который используется на стадиях вызова (когда идет актуализация знаний) и рефлексии (закрепление знаний, обобщение информации). Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины → учитель задает вопрос о том, что известно ребятам о поставленной проблеме каждый ученик вспоминает и озвучивает то, что он знает → в виде тезисов записываются в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные → по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«Кластер» - смысл приема заключается в систематизации имеющихся знаний. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы (звезду, планеты и их спутники). В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

«Синквейн» (пятистрочный стих) – прием составления стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу (стадия рефлексии).

1 существительное – тема синквейна.

2 прилагательных, раскрывающие тему.

3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – синоним темы (резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание).

 

Игровые технологии  способствуют расширению поведенческого диапазона ученика, развивают коммуникативные способности, эмоциональную сферу, побуждают к творчеству. Игровые технологии тесно связаны с технологиями групповыми.

В практике я использую следующие игровые приёмы:

элементарное музицирование - позволяет играть многопланово: коллективно играть на простейших музыкальных инструментах (ложках, трещотках, маракасах), играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, фрагментов музыкальных произведений.

У ребят вызывает бурю эмоций игра «Звучащие жесты». Это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки, для освоения детьми ее ритма, для развития координации движений.

 

Применение Информационно-Коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать наглядность, привлекать к работе большее количество дидактического материала.

На уроках я использую «Цифровые образовательные ресурсы», как комплекс средств обучения, в который входят:

различные аранжировки музыкальных произведений,

видеоряд (фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников),

синтезированный зрительный ряд (портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства),

звуковые фонограммы музыкальных произведений и песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

Так же на уроках я использую мультимедийные презентации, которые позволяют обогатить содержание урока, иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями, видеофрагментами, звуковыми фрагментами.

Мультимедийные презентации помогают и при организации проектной деятельности учащихся.

 

 

Я считаю, что все перечисленные мною технологии помогают решить проблему достижения результатов освоения основной образовательной программы по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта.