Тема «Использование различных приемов Системно-деятельностного подхода на уроках музыки»
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Его основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Существует много современных педагогических технологий, которые позволяют вовлечь ребенка в процесс открытия новых граней своей личности, которые ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие творческой личности, направлены на охрану здоровья учащихся.
Я расскажу Вам о технологиях, которые использую на своих уроках музыки:
Здоровьесберегающие технологии позволяют регулировать психоэмоциональное состояние учащихся, повышать уровень развития музыкальных и творческих способностей ребят, повышать уровень речевого развития, снижать уровень заболеваемости, утомляемости учащихся.
Например, приём
вокалотерапия и упражнения на дыхание - большое внимание уделяю воспитанию и развитию детских голосов. Слежу за тем, чтобы звук во время пения лился свободно, без напряжения и крика, был естественным и выразительным. Также я обязательно обращаю внимание на дыхание, так как дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
ритмотерапия – танец, мимика и жест, являются одним из древнейших способов выражения чувств.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
На уроках я использую упражнения
«Прогулка по сказочному лесу» (шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж),
«Праздничный марш» (представить себя идущим на праздник в нарядной праздничной одежде. Идти уверенным, решительным шагом. Спина прямая, голова приподнята),
«Делай, как я» (повторить произвольные движения, которые выполняет ведущий).
физкультурные минутки – и музыкальные в том числе. Например,
1. Если нравится тебе, то
делай так /приседаем/
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/,
Если нравится тебе, ты другому покажи,
Если нравится тебе, то делай так /приседаем/.
2. Меняем движение. Например: прыгаем.
3. Меняем движение. Например: топаем.
4. Меняем движение. Например: хлопаем.
5. Все движения повторяем поочереди.
музыкотерапия, сказкотерапия.
Технология критического мышления развивает способность добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.
Использую приемы:
«Корзина идей» - прием, который используется на стадиях вызова (когда идет актуализация знаний) и рефлексии (закрепление знаний, обобщение информации). Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины → учитель задает вопрос о том, что известно ребятам о поставленной проблеме → каждый ученик вспоминает и озвучивает то, что он знает → в виде тезисов записываются в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные → по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
«Кластер» - смысл приема заключается в систематизации имеющихся знаний. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы (звезду, планеты и их спутники). В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
«Синквейн» (пятистрочный стих) – прием составления стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу (стадия рефлексии).
1 существительное – тема синквейна.
2 прилагательных, раскрывающие тему.
3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – синоним темы (резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание).
Игровые технологии способствуют расширению поведенческого диапазона ученика, развивают коммуникативные способности, эмоциональную сферу, побуждают к творчеству. Игровые технологии тесно связаны с технологиями групповыми.
В практике я использую следующие игровые приёмы:
элементарное музицирование - позволяет играть многопланово: коллективно играть на простейших музыкальных инструментах (ложках, трещотках, маракасах), играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, фрагментов музыкальных произведений.
У ребят вызывает бурю эмоций игра «Звучащие жесты». Это игра звуками всего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье и др. Подобные формы ритмического сопровождения в том, или ином виде есть у всех народов мира. Использование звучащих жестов вносит элемент движения, так необходимого для ощущения музыки, для освоения детьми ее ритма, для развития координации движений.
Применение Информационно-Коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивать наглядность, привлекать к работе большее количество дидактического материала.
На уроках я использую «Цифровые образовательные ресурсы», как комплекс средств обучения, в который входят:
различные аранжировки музыкальных произведений,
видеоряд (фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников),
синтезированный зрительный ряд (портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства),
звуковые фонограммы музыкальных произведений и песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
Так же на уроках я использую мультимедийные презентации, которые позволяют обогатить содержание урока, иллюстрировать раскрытие темы красочными картинами, фотографиями, видеофрагментами, звуковыми фрагментами.
Мультимедийные презентации помогают и при организации проектной деятельности учащихся.
Я считаю, что все перечисленные мною технологии помогают решить проблему достижения результатов освоения основной образовательной программы по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.