Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Мастер - класс для педагогов
Оценка 4.8

Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Мастер - класс для педагогов

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитание
Детсад—3 кл
10.12.2021
Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Мастер - класс для педагогов
мастер - класс для педагогов
мастер-класс Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина.docx

"Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина"

Мастер - класс для педагогов

«Вы хотите, чтобы ваши дети

были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

 по ступенькам творчества,

но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами

Б.П.Никитин

 

Цель: ознакомление педагогов   с применением в образовательной деятельности   развивающих игр Б. П. Никитина.

Задачи:

1. Обучить   педагогов методике игровой деятельности с использованием игр Б. П. Никитина.

2. Закрепить на практике элементы применения развивающих игр.

 

Материал: игры Б. П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор».

Ход мастер- класса:

1.     Вводное слово.

Уважаемые коллеги, мы предлагаем, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под   девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Вашему вниманию мы хотим представить развивающие игры Бориса Павловича Никитина.

 «Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»  (Б. П. Никитин)

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая   игра представляет собой многоплановое, сложное   педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В   развивающих   творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения" от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности- " самостоятельно по способностям" . Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с   развитием   творческих   способностей:

 - игры   Никитина могут стимулировать   развитие   творческих способностей с самого раннего   возраста;

- задания- ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие   развитие способностей;

- ребенок   развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;  

- игры   Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые   игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- играя в   игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Сегодня я хочу познакомить с развивающими   пособиями Б. П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.

2. Основная часть. Знакомство с   развивающими играми Б. П. Никитина. Вот несколько самых популярных игр:

«Кубики для всех»

Игра учит мыслить пространственными образами(объёмными фмгурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинировке и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

«Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят ребенка  в мир трехмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей.

Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного – 2 заданий, в зависимости от возможностей ребенка.

И как всегда в развивающих играх, где вы главным образом наблюдаете, как ребенок строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо заинтересованное в успехе, как и сам ребенок. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть – чуть раньше, так как он не понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа.

 «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

1.     Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

2.     Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3.   Придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет на схемах, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

 

3.Практическая часть для педагогов №1.

Перед вами рисунок- задание, сложите и з кубиков такой же узор (лебедь, узор).

№ 2. Перед вами текст сказки, а по ходу прочтения вы должны выложить соответствующие узоры.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 3 принцессы. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся   развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

 

4.     Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моем мастер- классе, и хочу узнать ваше мнение о нём.

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер - классе.

Спасибо за внимание!


 

Использование развивающих игровых пособий

Использование развивающих игровых пособий

Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; - задания- ступеньки игр

Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; - задания- ступеньки игр

Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков

Сложи узор» Игра состоит из 16 одинаковых кубиков

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021