Цель: ознакомление педагогов с применением в образовательной деятельности развивающих игр Б. П. Никитина.
Задачи:
1. Обучить педагогов методике игровой деятельности с использованием игр Б. П. Никитина.
2. Закрепить на практике элементы применения развивающих игр.
Материал: игры Б. П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Ход мастер- класса:
1. Вводное слово.
Уважаемые коллеги, мы предлагаем, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
Вашему вниманию мы хотим представить развивающие игры Бориса Павловича Никитина.
«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б. П. Никитин)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения" от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности- " самостоятельно по способностям" . Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
- задания- ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Сегодня я хочу познакомить с развивающими пособиями Б. П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.
2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина. Вот несколько самых популярных игр:
«Кубики для всех»
Игра учит мыслить пространственными образами(объёмными фмгурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинировке и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
«Уникуб»
Эти универсальные кубики вводят ребенка в мир трехмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей.
Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного – 2 заданий, в зависимости от возможностей ребенка.
И как всегда в развивающих играх, где вы главным образом наблюдаете, как ребенок строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо заинтересованное в успехе, как и сам ребенок. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть – чуть раньше, так как он не понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа.
«Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
1. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
2. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.
3. Придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет на схемах, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
3.Практическая часть для педагогов №1.
Перед вами рисунок- задание, сложите и з кубиков такой же узор (лебедь, узор).
№ 2. Перед вами текст сказки, а по ходу прочтения вы должны выложить соответствующие узоры.
«Сказка про золотую рыбку»
Жили – были 3 принцессы. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
4. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моем мастер- классе, и хочу узнать ваше мнение о нём.
На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер - классе.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.