Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина. Мастер - класс для педагогов

  • Мероприятия
  • docx
  • 10.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

мастер - класс для педагогов
Иконка файла материала мастер-класс Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина.docx

"Использование развивающих игровых пособий Б.П. Никитина"

Мастер - класс для педагогов

«Вы хотите, чтобы ваши дети

были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

 по ступенькам творчества,

но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами

Б.П.Никитин

 

Цель: ознакомление педагогов   с применением в образовательной деятельности   развивающих игр Б. П. Никитина.

Задачи:

1. Обучить   педагогов методике игровой деятельности с использованием игр Б. П. Никитина.

2. Закрепить на практике элементы применения развивающих игр.

 

Материал: игры Б. П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор».

Ход мастер- класса:

1.     Вводное слово.

Уважаемые коллеги, мы предлагаем, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под   девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Вашему вниманию мы хотим представить развивающие игры Бориса Павловича Никитина.

 «Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»  (Б. П. Никитин)

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр. Развивающая   игра представляет собой многоплановое, сложное   педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В   развивающих   творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность- удалось объединить один из основных принципов обучения" от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности- " самостоятельно по способностям" . Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с   развитием   творческих   способностей:

 - игры   Никитина могут стимулировать   развитие   творческих способностей с самого раннего   возраста;

- задания- ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие   развитие способностей;

- ребенок   развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;  

- игры   Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые   игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- играя в   игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Сегодня я хочу познакомить с развивающими   пособиями Б. П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.

2. Основная часть. Знакомство с   развивающими играми Б. П. Никитина. Вот несколько самых популярных игр:

«Кубики для всех»

Игра учит мыслить пространственными образами(объёмными фмгурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинировке и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

«Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят ребенка  в мир трехмерного пространства, развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей.

Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного – 2 заданий, в зависимости от возможностей ребенка.

И как всегда в развивающих играх, где вы главным образом наблюдаете, как ребенок строит из кубиков модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший – лицо заинтересованное в успехе, как и сам ребенок. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть – чуть раньше, так как он не понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачам, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа.

 «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

1.     Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

2.     Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3.   Придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет на схемах, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

 

3.Практическая часть для педагогов №1.

Перед вами рисунок- задание, сложите и з кубиков такой же узор (лебедь, узор).

№ 2. Перед вами текст сказки, а по ходу прочтения вы должны выложить соответствующие узоры.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 3 принцессы. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся   развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

 

4.     Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моем мастер- классе, и хочу узнать ваше мнение о нём.

На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер - классе.

Спасибо за внимание!