Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Оценка 5

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Оценка 5
docx
23.09.2024
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста.docx

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому важно уделять особое внимание формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.

Для достижения данной цели используются педагогические развивающие технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Какие развивающие технологии используют при обучении грамоте в детском саду?

При работе с детьми дошкольного возраста можно выделить следующие образовательные (развивающие) технологии:

1)    ТРИЗ-технология

2)    Метод наглядного моделирования

3)    Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

4)    Игровой метод

5)    Проектный метод

Поговорим про каждую технологию подробно.

 

ТРИЗ-технология

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология при подготовке к обучению грамоте позволяет воспитывать и обучать у ребенка гибкость мышления. Основная задача использования ТРИЗ-технологии при обучении навыкам чтения и письма – это привитие ребенку радости речевых открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуаций.

Для решения поставленных задач можно использовать примерные задания по подготовке к обучению грамоте:

«Вычитание букв»

Цель: развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в письме и чтении. 

Например: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА, БЫК, БАК, РАК

«Новые истории»

Цель: активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение.

Например: ЛИСА – Лида искала солёный арахис. (На каждую букву данного слова придумать слова, которые будут связаны друг с другом по смыслу)

                   Рома играл сам – РИС.  (Составить из первых букв слов одно новое слово)

Первый вариант, когда ребёнок самостоятельно придумывает предложение, сложнее, т.к.  ребёнок должен активно задействовать навыки фонематических представлений (это придумать слово на конкретный звук), а также связать слова между собой так, чтобы был смысл (т.е. получилось предложение).

«Четвертый – лишний»

Цель: научить находить лишнее (букву, слог, слово) по какому-либо признаку (по количеству слогов, букв (звуков), наличию/отсутствию какого-либо звука, по местоположению какого-либо звука и пр.)

На начальных этапах следует ребёнку помогать, озвучивать по какому признаку он должен найти лишнее слово. Затем ребёнок самостоятельно ищет лишнее и объясняет свой выбор.

Из ряда слогов, слов ребёнок может выбрать одно лишнее по одному признаку, а другое – по-другому. Главное, чтобы ребёнок логически обосновал свой выбор.

Метод наглядного моделирования

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Использование при обучении чтению и письму наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, значительно облегчает обучение.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.

При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.

Перед использованием моделей и схем ребёнка обязательно знакомят с понятиями звук, слог, слово, предложение. Также важно, чтобы ребёнок понимал, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. В это как раз и помогают наглядные модели.

Существует большое количество моделей, обозначающих тот или иной признак. Например:

1) Модели, отражающие качественную характеристику звуков

(модель гласного звука (красная фишка), модель согласного твердого звука, модель согласного мягкого звука)

2) Модели, отражающие местоположение звука в слове (модель нахождения звука в начале слова, в середине и в конце)

3) Модели, отражающие слоговую структуру слов (модель слова, состоящего из одного, двух, трёх слогов)

4) Модели, обозначающие структуру предложения (модель предложения из одного, двух, трёх слов) и др.

Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:

- Расскажи, какие звуки есть в слове, и обозначь их фишками на модели.

- Подбери схему к слову/названию предмета

- Придумай слово (предложение) к схеме.

- Нарисуй схему данного слова.

- Нарисуй схему, которая обозначает, где находится звук в слове (начало, середина, конец)

- Подбери картинку/предмет к схеме, обозначающей количество слогов и пр.

Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

 

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение ИКТ в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.

Использование компьютерных презентаций, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, позволяет ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, что в настоящее время является огромным преимуществом.

Использование игр-презентаций при организации занятий позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

При использовании ИКТ повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.

 

Игровой метод (игровые технологии)

В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в детском саду используют следующие игровые приемы и формы:

- занятия-путешествия, занятия-экскурсии, и другие формы организации детей.

- использование литературных персонажей, которые приносят задания, просят детей о помощи, помогают детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают герою, например, отобрать картинки, в названиях которых есть заданный звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова.

- использование стихотворных текстов.

Например, игра «На что похожа буква»

1.Палочка, рядом две ровные дужки – вот и готовы очки для лягушки. Какая это буква? На что похожа?

2.Перед нами буква Г стоит подобно кочерге. На что похожа буква «г»?

3.Это – Ж, а это – К, целый жук и полжука. На что похожа буква?

- разгадывание ребусов (закрепляет образ букв, развивает мышление, развивает навык синтеза частей в единое целое)

- использование изографов- картинок, на которых слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором пойдёт речь.

- использование дидактических игр и игровых упражнений

Например, игра «Доскажи словечко»; поднимись и спустись по ступенькам, добавляя слоги, чтобы получились слова; хлопни, когда услышишь звук …, «Живые буквы» (детям дают карточки с буквами. Воспитатель называет слог, слово. Дети строятся так, чтобы получился слог или получилось слово из букв, которые они держат.)

- настольно – печатные игры, например, игра «Найди букву» (зашумлённые изображения), лото «Азбука в картинках», игра «Подбери предметы, названия которых начинаются на заданный звук/в названии которых есть заданный звук»

- пальчиковые игры, например, «Изобрази букву»

- символическое изображение букв из подручных средств: пластилина, счетных палочек, пуговиц, фасоли. Затем продолжить игру – «Узнай букву на ощупь».

Проектный метод

В настоящее время в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности. Проектный метод — это педагогическая технология, ориентированная на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

Совместная работа педагога и детей увлекает практически каждого ребенка. Дошкольник старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его. Это позволяет не только развивать умения и навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах.

Например, проекты по подготовке к обучению грамоте, по обучению грамоте могут называться «Звук, который запомнился», «Грамотеи», «Абвгдейка», «Игры со словами» и др.

Систематическое применение различных развивающих технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс.

Успехов!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Цель: развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в письме и чтении

Цель: развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в письме и чтении

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте

Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте

Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность

Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность

Например, игра «На что похожа буква» 1

Например, игра «На что похожа буква» 1

Например, проекты по подготовке к обучению грамоте, по обучению грамоте могут называться «Звук, который запомнился», «Грамотеи», «Абвгдейка», «Игры со словами» и др

Например, проекты по подготовке к обучению грамоте, по обучению грамоте могут называться «Звук, который запомнился», «Грамотеи», «Абвгдейка», «Игры со словами» и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2024