Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.
Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому важно уделять особое внимание формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.
Для достижения данной цели используются педагогические развивающие технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Какие развивающие технологии используют при обучении грамоте в детском саду?
При работе с детьми дошкольного возраста можно выделить следующие образовательные (развивающие) технологии:
1) ТРИЗ-технология
2) Метод наглядного моделирования
3) Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
4) Игровой метод
5) Проектный метод
Поговорим про каждую технологию подробно.
ТРИЗ-технология
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология при подготовке к обучению грамоте позволяет воспитывать и обучать у ребенка гибкость мышления. Основная задача использования ТРИЗ-технологии при обучении навыкам чтения и письма – это привитие ребенку радости речевых открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуаций.
Для решения поставленных задач можно использовать примерные задания по подготовке к обучению грамоте:
«Вычитание букв»
Цель: развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в письме и чтении.
Например: РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА, БЫК, БАК, РАК
«Новые истории»
Цель: активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение.
Например: ЛИСА – Лида искала солёный арахис. (На каждую букву данного слова придумать слова, которые будут связаны друг с другом по смыслу)
Рома играл сам – РИС. (Составить из первых букв слов одно новое слово)
Первый вариант, когда ребёнок самостоятельно придумывает предложение, сложнее, т.к. ребёнок должен активно задействовать навыки фонематических представлений (это придумать слово на конкретный звук), а также связать слова между собой так, чтобы был смысл (т.е. получилось предложение).
«Четвертый – лишний»
Цель: научить находить лишнее (букву, слог, слово) по какому-либо признаку (по количеству слогов, букв (звуков), наличию/отсутствию какого-либо звука, по местоположению какого-либо звука и пр.)
На начальных этапах следует ребёнку помогать, озвучивать по какому признаку он должен найти лишнее слово. Затем ребёнок самостоятельно ищет лишнее и объясняет свой выбор.
Из ряда слогов, слов ребёнок может выбрать одно лишнее по одному признаку, а другое – по-другому. Главное, чтобы ребёнок логически обосновал свой выбор.
Метод наглядного моделирования
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.) Использование при обучении чтению и письму наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, значительно облегчает обучение.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст делится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Перед использованием моделей и схем ребёнка обязательно знакомят с понятиями звук, слог, слово, предложение. Также важно, чтобы ребёнок понимал, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков. В это как раз и помогают наглядные модели.
Существует большое количество моделей, обозначающих тот или иной признак. Например:
1) Модели, отражающие качественную характеристику звуков
(модель гласного звука (красная фишка), модель согласного твердого звука, модель согласного мягкого звука)
2) Модели, отражающие местоположение звука в слове (модель нахождения звука в начале слова, в середине и в конце)
3) Модели, отражающие слоговую структуру слов (модель слова, состоящего из одного, двух, трёх слогов)
4) Модели, обозначающие структуру предложения (модель предложения из одного, двух, трёх слов) и др.
Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:
- Расскажи, какие звуки есть в слове, и обозначь их фишками на модели.
- Подбери схему к слову/названию предмета
- Придумай слово (предложение) к схеме.
- Нарисуй схему данного слова.
- Нарисуй схему, которая обозначает, где находится звук в слове (начало, середина, конец)
- Подбери картинку/предмет к схеме, обозначающей количество слогов и пр.
Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Поэтому применение ИКТ в работе по обучению грамоте становится все более актуальным.
Использование компьютерных презентаций, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, очень нравятся детям, позволяет ребенку с легкостью освоить предложенный материал. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка, что в настоящее время является огромным преимуществом.
Использование игр-презентаций при организации занятий позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.
При использовании ИКТ повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки.
Игровой метод (игровые технологии)
В процессе организованной образовательной деятельности по обучению грамоте детей в детском саду используют следующие игровые приемы и формы:
- занятия-путешествия, занятия-экскурсии, и другие формы организации детей.
- использование литературных персонажей, которые приносят задания, просят детей о помощи, помогают детям их выполнить, проверяют правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают герою, например, отобрать картинки, в названиях которых есть заданный звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова.
- использование стихотворных текстов.
Например, игра «На что похожа буква»
1.Палочка, рядом две ровные дужки – вот и готовы очки для лягушки. Какая это буква? На что похожа?
2.Перед нами буква Г стоит подобно кочерге. На что похожа буква «г»?
3.Это – Ж, а это – К, целый жук и полжука. На что похожа буква?
- разгадывание ребусов (закрепляет образ букв, развивает мышление, развивает навык синтеза частей в единое целое)
- использование изографов- картинок, на которых слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором пойдёт речь.
- использование дидактических игр и игровых упражнений
Например, игра «Доскажи словечко»; поднимись и спустись по ступенькам, добавляя слоги, чтобы получились слова; хлопни, когда услышишь звук …, «Живые буквы» (детям дают карточки с буквами. Воспитатель называет слог, слово. Дети строятся так, чтобы получился слог или получилось слово из букв, которые они держат.)
- настольно – печатные игры, например, игра «Найди букву» (зашумлённые изображения), лото «Азбука в картинках», игра «Подбери предметы, названия которых начинаются на заданный звук/в названии которых есть заданный звук»
- пальчиковые игры, например, «Изобрази букву»
- символическое изображение букв из подручных средств: пластилина, счетных палочек, пуговиц, фасоли. Затем продолжить игру – «Узнай букву на ощупь».
Проектный метод
В настоящее время в образовательном процессе особое место отводится проектной деятельности. Проектный метод — это педагогическая технология, ориентированная на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
Совместная работа педагога и детей увлекает практически каждого ребенка. Дошкольник старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его. Это позволяет не только развивать умения и навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах.
Например, проекты по подготовке к обучению грамоте, по обучению грамоте могут называться «Звук, который запомнился», «Грамотеи», «Абвгдейка», «Игры со словами» и др.
Систематическое применение различных развивающих технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте позволяет эффективно решать поставленные задачи, строить интересный педагогический процесс.
Успехов!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.