«Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Оценка 4.8

«Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Оценка 4.8
doc
28.04.2023
«Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
статья Иновационные технологии.doc

 «Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Большое внимание уделяется проблеме организации развития и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Главная причина - это колоссальное увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособления к жизни. В работе с детьми с ТНР недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, поэтому педагогам приходить искать новые подходы, технологии и приёмы.

Инновационные технологии – это внедрённые новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Можно выделить основные критерии необходимости внедрения инновационных технологий:

• повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения;

• скорейшее достижение максимально возможных успехов;

• оптимизация процесса коррекции;

• создание насыщенного, оздоровительного, гармонично-образовательного пространства для полноценного и общего развития.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, и нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

На сегодняшний день инновационных технологий воздействия известно много-это:

1. Арт-терапевтические технологии.

2. Современные технологии сенсорного воспитания.

3. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

4. Криотерапия, телесно-ориентированные техники.

5. Информационные техники.

6. Су-Джок терапия.

Подробно изучая новинки методической литературы, мы решили использовать инновационные методы, которые на наш взгляд, наиболее подходят в коррекционной работе с детьми с ТНР, такие как:

I. Телесноориентированные техники:

1. Растяжки.

2. Упражнения для релаксации.

3.Дыхательные упражнения.

На логопедических занятиях можно использовать тематические упражнения по формированию речевого дыхания, упражнения, совмещенные с отработкой правильного произношения изолированных звуков.

4. Биоэнергопластика – содружественные движения руки и языка.

Каждое артикуляционное упражнение сочетается с определенным положением кисти руки. Например, упражнение «Лопаточка» - расслабленный широкий язык лежит на нижней губе, кисть руки принимает горизонтальное положение.

Данная технология применяется не только учителем-логопедом, но и учителями, работающие с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в период обучения грамоте. При изучении буквы учитель соотносит ее с соответствующим звуком, рассматривает артикуляционный профиль, где уделяется большое внимание положению губ, языка; далее за этим звуком закрепляется определенное положение руки. Обучающиеся произносят данный звук с опорой на позу руки. Например, звук Ш: губы трубочкой, язык- чашечка (кисть руки переворачивается и с сомкнутыми пальцами тоже образует форму чашечки).

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

5. Нейроигры– это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия, что приводит к гармонизации баланса жизненной энергии, оздоровлению и дает антистрессовый эффект.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.

Логопедическое занятие начинается с организационного момента. На данном этапе можно использовать карточки для нейрозарядки, нейродорожки.

Для воспитания правильного звукопроизношения необходимо подготовить артикуляционный аппарат посредством проведения артикуляционной гимнастики. Для того, чтобы эти упражнения были более увлекательными, учитель-логопед использует одновременно разнообразные нейроигры.

Например, сочетание Упражнений «Часики» и «Лезгинка»

Перед выполнением данного упражнения необходимо проверить знания детей правой и левой стороны: ребенку предлагается правой рукой дотронуться до левого уха, а левой рукой до кончика носа. Если необходима коррекция, то она выполняется и приступаем к упражнению.

Описание: рот широко раскрыть, язык медленно горизонтально передвигается из стороны в сторону, тянем язычок к уголкам рта.

Далее добавляем нейроупражнение «Лезгинка»: правая рука в кулаке, кулак развернут пальцами к себе, большой палец отставлен в сторону, левая прямая ладонь в горизонтальном положение и прикасается к мизинцу правой руки. Меняем положение. Работаем под счет. Добавляем упражнение артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Ладошки»

Описание: перед ребенком кладем карточку с изображением правой и левой руки (ладошкой вверх или тыльной стороной). Над каждым пальчиком нарисован кружок разного цвета. Далее учитель-логопед одновременно двумя руками показывает ребенку две карточки, на которых нарисованы кружочки разного цвета и графическое изображение упражнения артикуляционной гимнастики. Ребенку необходимо соотнести цвет кружочка на карточке с цветом кружочка на пальчиках. Одновременно поднять нужный пальчик на каждой руке и выполнить упражнения артикуляционной гимнастики.

На этапе автоматизации звуков применяются следующие нейроигры:

Игра «Найди предмет двумя руками»

Описание: перед ребенком кладем лист с заданием и просим одновременно двумя руками находить названные учителем-логопедом картинки, далее ребенок должен их назвать, правильно артикулирую нужный звук.

«Назови и покажи»

Описание: перед ребенком кладем лист с заданием и просим одновременно называть картинки и выполнять соответствующие действия рукой.

«Нейродорожки»

Описание: ребенку предлагается пройти по нейродорожке и назвать картинки на определенные звуки.

В 1 классе при прохождении программы по обучению грамоте в целях качественного изучения букв используется упражнение для отработки навыка чтения.

Описание: ребенок по заданию учителя находит необходимую строчку и начинает читать букву (расположены в первом ряду) и поднимать руку, которая обозначена во втором ряду.

Данное задание выполняется на материале букв, слогов, слов.

На логопедических занятиях активно используются кинезеологические упражнения, направленные на межполушарное развитие.

«Кубики»

Описание: перед ребенком кладем лист бумаги с проставленными точками с двух сторон. Ведущий кидает кубик, на котором изображены разные дорожки. Какая дорожка выпала, тот рисунок ребенок выполняет. Задание выполняются двумя руками одновременно.

«Геометрические фигуры»

Описание: перед ребенком лежит лист бумаги, на котором нарисованы рядом друг с другом две точки. Ведущий кидает два кубика, на котором нарисованы разные геометрические фигуры. Какие фигуры выпадают, такие ребенок и должен нарисовать одновременно двумя руками, начиная с обозначенных точек.

«Заштрихованные геометрические фигуры»

Описание: перед ребенком лежит лист бумаги, на котором нарисованы рядом друг с другом две точки. Ведущий кидает два кубика, на котором нарисованы разные геометрические фигуры. Какие фигуры выпадают, такие ребенок и должен нарисовать одновременно двумя руками, начиная с обозначенных точек. Далее ребенок должен заштриховать фигуры в соответствии со штриховкой фигур на кубиках.

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Описание: перед ребенком кладем карточку с заданием, на котором изображены: прямоугольник – рука тыльной стороной, круг-кулачок, повернутый в сторону, овал – кулачок, опущенный вниз, листик- ребро.

«Нейроупражнение»

Описание: перед ребенком кладется карточка, разделенная на две половины вертикальной линией: правая рука и левая рука. Два квадрата – два пальчика на каждый квадрат, один прямоугольник- пальчики все вместе.

II. Моделирование

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционного развивающего обучения с детьми, имеющими ТНР, является использование моделирования.

Моделирование – это современная образовательная технология, которая даёт возможность разнообразить формы и методы обучения, повысить активность обучающихся на уроке, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для возникновения положительной мотивации. преодолеть механическое усвоение знаний.

Применить знаково- символическую деятельность и наглядное моделирование можно на всех общешкольных предметах (окр.мира, математики, чтения, технологии), и тем самым сформировать метапредметные умения у обучающихся с ТНР.

При этом учителю необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся младших классов с ТНР, методически грамотно организовывать работу, использовать различные виды моделей на разных этапах урока.

Привлечение зрительной опоры в виде системы знаков-символов помогает задействовать все каналы восприятия, активизировать речемыслительную активность к языковым явлениям, активизации словарного запаса и развитию детей, развивать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, самоконтроля, повышает мотивацию детей.

На уроках математики при решении задач, наглядное представление словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте.

Для построения модели любой сюжетной задачи необходимо выделить в задаче цель, данные величины, зафиксировать все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий составить план и искать оптимальные пути решения.

Данные модели являются эффективным средством поиска решения задач. Они позволяют сформировать у каждого ученика умение решать задачи не за счёт «натаскивания» на основе решения большого числа задач определённого вида, а за счёт разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

Ребёнок должен научиться:

1) по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины и обозначать связи между ними;

2) по схеме составлять математическое выражение или уравнение;

3) устно в словесной форме дать ответ на вопрос, записывая выражение или его числовое значение.

Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать текстовые задачи при помощи графов позволяет добиваться хороших результатов в обучении.

Моделирование на уроках русского языка

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, т.к. с ней связано приобретение орфографического навыка.

Эту задачу поможет решить прием моделирования орфографического понятия. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. На своих уроках использую работу со схемами начиная с первого класса.

В период обучения грамоте на уроках мы выбираем предложения и делим их на слова. Обычно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2-3 слов. Дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа. Схемы использую с целью включения каждого ученика в активную деятельность.

Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждый прямоугольник обозначает слово. Кроме того, дети, видя интервалы между фигурами и убеждаются в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Моделирование на уроках литературного чтения посредством мнемотехники

Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения.

Таким образом, использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с обучающимися с ТНР является эффективным инструментом в работе с детьми данной категории благодаря своей увлекательности и простоте, а регулярное их применение оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения в целом (развитие речи, интеллекта и улучшения эмоционального состояния детей с ТНР).


Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Использование современных инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Дыхательные упражнения. На логопедических занятиях можно использовать тематические упражнения по формированию речевого дыхания, упражнения, совмещенные с отработкой правильного произношения изолированных звуков

Дыхательные упражнения. На логопедических занятиях можно использовать тематические упражнения по формированию речевого дыхания, упражнения, совмещенные с отработкой правильного произношения изолированных звуков

Перед выполнением данного упражнения необходимо проверить знания детей правой и левой стороны: ребенку предлагается правой рукой дотронуться до левого уха, а левой рукой до кончика…

Перед выполнением данного упражнения необходимо проверить знания детей правой и левой стороны: ребенку предлагается правой рукой дотронуться до левого уха, а левой рукой до кончика…

На логопедических занятиях активно используются кинезеологические упражнения, направленные на межполушарное развитие

На логопедических занятиях активно используются кинезеологические упражнения, направленные на межполушарное развитие

При этом учителю необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся младших классов с

При этом учителю необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся младших классов с

На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к…

На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2023