Хужиахметов Ильмир Харисович.
МБОУ «СОШ№8», г.Октябрьский Республика Башкортостан Использование современных ИТ на уроках родных языков
Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и русского языка. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более15—20 минут урока.
Учителя родных языков работают по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point,) - работа с ресурсами Интернет.
Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для уроков педагоги печатают тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
Все учителя используют в своей работе компьютерные презентации. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Поэтому мы создаем свои документальные фильмы.
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным
Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Можно предложить следующие задания:
Упражнение 1:
Выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)
Упражнение 2:
Предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые удареием;2) непроверяемые гласные — сл...зать с крыши, б...гут по дороге) Упражнение 3:
Направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.
Фонохрестоматию можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться, может даваться как иллюстрация или в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров
Кроме традиционных фонохрестоматий, используются аудиозаписи, созданные самостоятельно. Как правило, это делается на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.
Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в нашей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.
В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для
• оформления результатов групповой работы
• выпуска газеты, информационного листка
Применение интерактивной доски в процессе обучения
Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал.
Используемые формы работы с интерактивной доской: работа с текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил;
коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий; коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
коллективная работа с электронными образовательными ресурсами; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для
занятий; демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; демонстрация презентаций, созданных учащимися; использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
ЦОР, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества
Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурноисторическим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV__- XX веков". Экскурс по произведениям от силлабической поэзии XV__ в. до разнообразных поэтических школ и направлений первой половины XX в. позволяет учащимся комплексно работать с текстом, в том числе маркировать, комментировать, создавать закладки в тексте.
Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Берем из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ЕГЭ используем электронные пособия издательства "Дрофа".
В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.
Активно используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, педагоги вносят свои предложения по опыту их использования на уроках русского языка и литературы.
Работа с ресурсами Интернет
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета.
Здесь вариантов работы может быть много:
1. Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя).
2. Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.
Основные специализированные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных:
1. Портал Федерации Интернет Образования - http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю».
2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru предлагает статьи по различным проблемам образования и обучения.
3. Портал «Российское образование» - www.edu.ru - позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе.
4. Помимо образовательных порталов стоит посетить справочноинформационный портал Грамота.руhttp://www.gramota.ru. Он не имеет прямого отношения к образованию, но содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой. Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами.
5. Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика.
Таким образом, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам русского языка и литературы и приводит к целому ряду положительных следствий:
1) обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
2) психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
3) возбуждает живой интерес к предмету познания;
4) расширяет общий кругозор детей;
5) возрастает уровень использования наглядности на уроке;
6) повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.