«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»
Оценка 4.7

«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»

Оценка 4.7
Лекции +1
doc
физика
Взрослым
09.11.2021
«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»
«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»
доклад.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гремячевская школа № 1

               

 

 

 

 

 

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ

«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»

 

 

 

Составитель: Поплова Ю.П.

Учитель физики

 

 

 

р.п. Гремячево

2019 г.

 Использование современных образовательных технологий на уроках физики

      Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю: 
1) отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 
2)развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 
3)воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 
      Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 

Проблемное обучение.
      Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

     На уроках физики ставлю проблемную ситуацию перед учениками, чтобы они могли предложить варианты решения, особенно в решении качественных задач. Несколько примеров:

1) в 9 классе при рассмотрении тем в поле силы тяжести (движение тела, брошенного вертикально, горизонтально и под углом к горизонту) в разделе “кинематика”, что дает целостную картину восприятия основных уравнений кинематики;

2) в 10 классе при решении задач по закону независимости действия сил, как один из основных законов динамики, позволяет более осмысленно решать задачи по механике;

3) в 9 и 10 классах - применение законов сохранения энергии и импульса к упругим и неупругим взаимодействиям, что подчеркивает всеобщность данных законов, их фундаментальность и практическое применение.

При подборе задач необходимо руководствовались принципами

1.    При решении задач основное внимание уделяется физической стороне вопроса, то есть выявлению процессов, имеющих место в данном случае, определению физического закона, которому подчиняется процесс. Из нескольких законов выбирается тот, который обеспечивает рациональное решение.

2.    Более простые задачи предшествуют более сложным, так называемые нетрадиционные (нестандартные) задачи.

3.    В пределах каждого раздела использовать взаимосвязанные задачи.

4.    Использовать графический метод решения задач.

 


Разноуровневое обучение.
   У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 
   На уроках физики использую задания на выбор уровней сложности (это касается самостоятельных, контрольных заданий). Все ученики работают в одинаковых условиях. Ребята учатся делать выбор заданий сами в пределах своих возможностей.

   Таким образом развивается самостоятельность и самоконтроль, ученики сами прогнозируют результат выполнения проверочной работы, уходит тревожность, боязнь плохой отметки. Такая деятельность, при которой можно выполнить задание на выбор, доступное в зоне ближайшего развития, захватывает всю личность, развивает стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства - удовлетворение от сделанной работы, повышается мотивация к учебе.

   Представленный урок поводится в форме интенсивного практикума по решению задач.

С 7 по 10 класс я предлагала учащимся для решения не четыре – шесть задач, а восемь – двенадцать – двадцать, но без вычислений, без подробной записи данных, заостряла внимание и усилия школьников на анализе явлений, процессов, на логике поиска решений в течение всего урока. При определенной организации различных этапов занятия (усиленная наглядность материала, доступность изложения, постепенная нарастающая сложность задач, предварительная подготовка по изучению или повторению законов, определений и основных понятий и так далее) получается своеобразный эффект “погружения” в физику.

Регулярное решение разноуровневых задач способствует развитию учеников в индивидуальном темпе: кто-то спокойно решает начальный и средний уровень, кто-то, по своему желанию преодолевая большую степень сложности задач, достигает правильного выполнения высокого уровня заданий.

Проектные методы обучения.
   Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 

   На примере изучения учащихся 10 класса, по разделам Механика, Динамика, Статика, учащиеся создавали презентации разделов на выбор: в виде коллажа на формате А-1 с устной презентацией, в виде презентации на компьютере, в виде мини-лаборатории или демонстрации небольших экспериментов по одному из разделов, в виде ребусов, кроссвордов в рисунках, сочинения по темам в виде сказок, стихов, эссе. Такого рода работа ученикам интересна, они не только проявляют свои познания в данном выбранном разделе, но и могут гораздо глубже и шире раскрыть свой творческий подход в закреплении данной темы.

Исследовательские методы в обучении. 
   Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 

   Так например, ученики 7 класса создали презентацию на тему «Польза и вред микроорганизмов при чистке воды», тем самым у них в работе прослеживается межпредметная связь, они проводили соц.опрос среди школьников, что они знают о микроорганизмах и способах очистки воды. В 8 классе проводились не раз игры по закреплению определенных тем, в которых ученики в своих группах изучали проблему темы и пути ее решения. Проводили исследования по теме «Строение атома», выходя за рамки программы, изучая что такое кварки, квазоны, мезоны, адроны и прочее.

Лекционно-семинарско-зачетная система.
   Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. 

   Лекционную часть я практикую среди 9 и 10 классов. Ученики записывают определения по теме урока в разных вариациях, составляют блок-схемы, таблицы, рисунки, краткие опорные конспекты, историю создания закона, эксперимента, опыта, исследования, знакомясь с учеными физиками. Тем самым, можно проследить межпредметную связь с другими науками: химия, история, география, литература, медицина, астрономия,  геология, геодезия, анатомия, социология. Я заметила, что на семинарах в виде зачетной системы, к примеру, учащиеся не только рассказывают о фактах жизни и работы ученых, но учатся выступать перед аудиторией, отвечать на заданные вопросы аудиторией, самоорганизуются по предварительной подготовке выбранной темы.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. 
   Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. 

   В 7 и 8 классах применяла неоднократно на своих уроках ролевую игру: проверка знаний по званиям:

1)  «Учитель среды» (проверка домашнего задания – на перемене проверяю домашнюю работу у одного из учеников, который в начале урока проверяет выборочно данные задания и ставит оценку),

2) «Помощники по рядам» (на каждом ряду назначается ответственный, который проверяет каждого на своем ряду ответы на вопросы после параграфа в выбранном им виде проверки: письменная или устная работа, которую он оценивает сам, предварительно подготавливает все ответы сам),

3) «Работа в парах» (каждый выполняет по закреплению темы 1-2  задания и отдает на проверку своему соседу по парте, тем самым, сам проверит работу соседа и сосед проверит его работу),

4) «Самый первый» (вызываю 2-3 ученика одновременно, выполняют одно и то же задание у доски, остальные в классе решают такие же задания и проверяют решения у доски, ставят оценки).

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
   Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

   Ученикам нравится урок-игра по закреплению пройденных тем, работая коллективно, подтягиваются по учебе слабые ученики, легче воспринимать и запоминать упущенные моменты темы, когда тебе расскажут об этом одноклассники. При этом повышается потенциал слабого ученика, он не чувствует себя «незнайкой». В 7-9 классах такая практика идет на ура. В 10 классе, как оказалось, ученики не отличаются от младших классов, играют с удовольствием и с большим «азартом», т.к. вспоминают не только то, что изучили на уроке, но находят в реальном окружающем мире примеры, которые используют на играх.


Информационно-коммуникационные технологии. 
   Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. 

   Учащиеся готовят небольшие доклады, рефераты по определенным темам или предлагают сами темы на размышление о пройденным моментам из тем урока. Ссылаясь на определенные сайты ученики, подтверждают или опровергают то или инок высказывание, исследование, версию определения или события. Выпускают газеты на различные темы, пишут статьи, рассказы (например, 7 класс «Для чего нужны рычаги?», 8 класс «Бывают ли магниты не природного происхождения», 9 класс «Как влияет инерционность на объекты при их движении?», 10 класс «Возможна ли невесомость на Земле?», общее для всех выпуск газет «Экологический вестник»).

   Практика использования ИНТЕРНЕТ в 10 классе по физике, ученики должны были создать рекламу предмета физика, затем создать презентация из одной главы изученного материала – для закрепления темы – используя материал по теме и правильно записать ссылки на сайты, где они использовали материал, подборка иллюстраций.


Здоровье сберегающие технологии. 
   Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. 

   Например, в 7 классе использовала физминутку по теме урока «Межмолекулярное строение вещества» при проведении открытого урока по физике «Агрегатные состояния вещества», в 8 классе «Составь формулу» - необходимо было из карточек составить формулу для решения задачи.


Систему инновационной оценки «портфолио».
   Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. 

   Портфолио каждый ученик составляет самостоятельно, я отслеживала его участие в различных конкурсах, играх, викторинах, олимпиадах различного уровня: школьный этап, районный, городской, региональный, всероссийский, международный.

Личностно-ориентированная образовательная технология

   В условиях появления новых требований к выпускнику, естественным стало применение различных образовательных технологий, в частности личностно-ориентированных. В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого: внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества». Обучение в сотрудничестве предполагает  организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.

    Организацию урока с использованием этой технологии я применила на уроке закрепления  по теме «Атмосферное давление» в 7 классе. Я организовала в классе 6 групп таким  образом: заранее объявила тему урока и названия групп – «географы», «историки», «экспериментаторы», «теоретики», «биологи», «практики». Ученики  распределились по группам, получили задания:

 «экспериментаторы» подбирали опыты, доказывающие существование атмосферного давления и готовились их показать,

«практики» демонстрировали устройства, связанные с использованием атмосферного давления,

«биологи» готовили сообщения о влиянии атмосферного давления на человека, использовании его живыми организмами, отвечали на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т. д.

После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.

Плюсами работы в группах я считаю следующее:

1) при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

2) формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

3) развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

4) во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

5) развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

6) развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

2) учитель является полноправным участником процесса обучения, помощником учеников, и справиться с этой новой ролью непросто (ведь учителя зачастую диктаторы);

3) нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

   После выполнения закрепления темы, предложила ученикам выполнить презентацию по своим группам с использованием ИКТ, на компьютере каждая из групп составляет свой план-отчет о проделанной работе. В презентацию включают фотоснимки , рисунки, графики, свои дневники, прописывают цель, задачи, план работы, результат и вывод о проделанной работе.  Тем самым вырабатывается коллективная работа, взаимопомощь и взаимовыручка, возможность проявить себя во многих аспектах на защите своей работы, т.к. через сотрудничество идет процесс изменения сознания личности.

   Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровье-сберегающую.

   Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. 
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. 
   Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. 


 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Использование современных образовательных технологий на уроках физики

Использование современных образовательных технологий на уроках физики

Разноуровневое обучение.

Разноуровневое обучение.

Так например, ученики 7 класса создали презентацию на тему «Польза и вред микроорганизмов при чистке воды», тем самым у них в работе прослеживается межпредметная связь,…

Так например, ученики 7 класса создали презентацию на тему «Польза и вред микроорганизмов при чистке воды», тем самым у них в работе прослеживается межпредметная связь,…

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Систему инновационной оценки «портфолио»

Систему инновационной оценки «портфолио»

Но есть и трудности: 1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться; 2)…

Но есть и трудности: 1) учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться; 2)…

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому

Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2021