Обобщение педагогического опыта
«Роль эксперимента в интеграции с другими инновационными педагогическими технологиями при реализации ФГОС по предмету физика»
Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги и гости. Тема моего выступления «Роль эксперимента в интеграции с другими инновационными педагогическими технологиями при реализации ФГОС по предмету физика».
1. Условия возникновения, становления опыта.
В настоящее время в мире происходит четвертая технологическая революция: стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются и запросы общества, интересы личности.
В отдалённом будущем появятся новые профессии. Специалистам будущего требуются всесторонняя подготовка и знания из самых разных образовательных областей естественных наук, а также современных образовательных компетенций.
Повышаются требования к уровню преподавания различных учебных дисциплин и к физике, в частности.
2. Актуальность. Перспективность.
Слайд. («Проводники, непроводники и полупроводники электричества»).
Применение физического эксперименты в интеграции с другими современными технологиями в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании приобретает все большую актуальность. Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой реальности.
3. Гипотеза.
Слайд. Внедрение практико-ориентированного подхода, в частности физического эксперимента, в сочетании с другими современными технологиями в области физики позволит:
1. рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
2. построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
3. использовать специфические свойства физического эксперимента, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
4. изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных физических процессов на основе использования средств моделирования и компьютерной графики;
5. представлять в удобном для изучения масштабе различные физические процессы;
6. конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.
4. Теоретическое обоснование.
Слайд (Портреты философов и педагогов).
В моем педагогическом опыте нашли свое отражение положения американского философа и педагога Джона Дьюи в частности метод проектов, известный так же как метод проблем, а также взгляды выдающегося педагога 18 века Иоганна Генриха Песталоцци чьей заслугой является принцип наглядности как основа всякого познания. Хотя в современной историко-педагогической науке приоритет в этом отношении признается за Ян Амос Коменским.
5. Новизна.
Слайд (традиционные эксперименты).
Традиционные приемы изучения физики во многих случаях излишне формалистичны и ненаглядны. Среди учащихся общеобразовательных школ наблюдается снижение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин, в связи с использованием довольно старых наглядных материалов, однообразным применением учебников, таблиц, схем.
Современные условия жизни предъявляют новые требования к школьному курсу физики и возможностей его построения. Одной из таких перспектив развития является применение физического эксперимента. С помощью него можно моделировать сложные физические процессы, делая их более доступными для понимания и более легкими для запоминания.
6. Ведущая педагогическая идея. Технология опыта.
Слайд. Цель моей работы: Создать условия для развития, воспитания и образования активной свободной личности, имеющей полноценные знания в области физики, умеющей думать, самостоятельно принимать решения, делать собственные открытия, самостоятельно добывать знания и в том числе с помощью физического эксперимента.
Слайд Задачи: Задачи представлены на слайде.
· воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор, ответственную за него;
· учить самостоятельно делать научные открытия, мыслить творчески;
· воспитывать интерес учащихся к изучению физики;
· показывать все разнообразие применения изучаемой теории к практике;
· развивать у учащихся информационную культуру;
· воспитывать бережное отношение к природе, окружающему миру.
· учить обучающихся видеть связь с другими науками.
Рассмотрим, как решаются поставленные задачи в практической деятельности.
Слайд воспитывать свободную личность, имеющую право на свободный выбор, ответственную за него.
Проведение физического эксперимента предоставляет возможность:
· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика;
· значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
В отличие от традиционных средств обучения эксперимент позволяет не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, и их умение самостоятельно приобретать новые знания.
На уроках физики предоставляется большая возможность учащимся на свободу выбора. Выбор степени усвоения материала (стандарт или более глубокие знания), право на ошибку, выбор способа контроля знаний. Для некоторых учащихся физика – это увлекательная наука, где можно проявить свои способности, таким учащимся недостаточно знаний, которые рассматриваются на уроке, поэтому им я предлагаю индивидуальные занятия, направленные на подготовку к олимпиаде, пропедевтические, элективные и факультативные курсы.
Слайд (индивидуальные занятия).
Слайд формировать навыки и умения исследовательской культуры учащихся, научить самостоятельно делать научные открытия, мыслить творчески.
Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями.
Применение физического эксперимента открывает широкие перспективы для осуществления личностно-ориентированной технологии обучения через внедрение в практику деятельностного и компетентностного подходов.
Слайд (Видео «Закон сохранения энергии»).
Все это повышает интерес к физике, показывает практическое применение знаний этого предмета.
Использую технологию проектного обучения.
Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно - деятельностный подход в обучении. На уроках физики во всех классах есть такие темы, по которым ребята что-то создают. Например, проект исследовательской работы учеников 11 класса Слайд «Исследование возможностей трансформатора Тесла».
Оригинальность мышления, творчество и одарённость учащихся наиболее ярко проявляется и развивается в разнообразной деятельности, при использовании технологии проблемного обучения.
Слайд («Проблемное обучении»)
На каждом уроке я пытаюсь не просто давать материал в готовом виде, а ставлю перед ребятами проблему, задаю проблемные вопросы, сообщаю парадоксальные факты, выдвигаем вместе с ними гипотезы, предположения.
Слайд («Проблемное обучении1»)
Важно, чтобы учащиеся воспринимали физическую науку не только как систему уже открытых фактов и сформированных теорий, но и как процесс реального научного поиска.
Слайд («Исследовательская деятельность»)
Исследовательской деятельностью увлекаются многие ученики под впечатлением прочитанного и в целях удовлетворения своего познавательного интереса. Учителю отводится роль первого научного руководителя, способного поддержать и развить их интерес в области физических знаний.
Слайд («Исследовательская деятельность1»)
На уроках физики исследовательскую деятельность организую в процессе выполнения школьниками лабораторных работ по изучению различных объектов.
«Технологии»
Систематически использую такие формы, как самостоятельная работа с дополнительной литературой (сообщения по теме), написание и защита рефератов, ролевые игры, проведение недели предметов естественно-научного цикла, во время которой организую мероприятия с учащимися разных классов.
Формирование умений и навыков исследовательской культуры учащихся осуществляется также и во внеурочное время, например, на пропедевтических занятиях, элективных курсах, факультативах.
Формируя у учащихся, умение планировать этапы своей деятельности, применяю в начале изучения новой темы, раздела целеполагание. Основной задачей этого является создание условий принятия учащимися целей учебной деятельности.
Подведением итога любой работы является рефлексия: осмысление собственных результатов учащимися и учителем.
7. Воспитывать интерес учащихся к предмету.
Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний. Поэтому так важно постоянно воспитывать интерес к физике.
Какими методами я пользуюсь для достижения поставленной задачи?
· формирую готовность восприятия учебного материала – даю заранее задание, направленное на подготовку учащихся к изучению следующей темы урока, например, спросить у родителей мнение о …, составить ребус и т.д.;
Слайд («Архимед»)
· сообщаю интересные, занимательные факты, известные в физической науке, использую метод стимулирования занимательным содержанием.
Слайд («Электродвигатель»)
· создаю наглядный материал с помощью физического эксперимента.
Слайд («Ребусы»)
· привлекаю учащихся к выполнению творческих работ. Например, учащимся 8 класса предлагаю составить ребусы на компьютере;
Слайд («Моделирование»)
· предоставляю в удобном для изучения виде явления и процессы, внутри сложных физических систем на основе использования средств моделирования и компьютерной графики.
Показывать применение изучаемой теории на практике.
Практическая направленность играет важную роль в осознании ребенком важности и значимости изучаемого материала, поэтому на своих уроках этому вопросу я уделяю особое внимание. Изучая темы курса физики, я перед ребятами ставлю вопросы: «А зачем нам это знать, где это в жизни может пригодиться?
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, родной речи — задача первостепенной важности. Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – ее прошлому и настоящему.
Учить обучающихся видеть связь с другими науками (интеграция предметов, межпредметные связи)
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках.
При преподавании школьных предметов имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе. Например, моделирование физической задачи на компьютере.
8. Результативность.
Говоря о результативности можно отметить следующие факты:
На 48% возросло количество учащихся выбравших физико-математический профиль для изучения на уровне среднего общего образования. Повысилось число призеров и победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. Работа выпускника 10 класса «Исследование возможностей трансформатора Тесла» стала победителем научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию».
Мои выпускники покоряют свои вершины в Тюменском индустриальном университете (факультет «Технология машиностроения»), Ульяновском институте гражданской авиации («Эксплуатация и безопасность полетов»), Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций («Инфокоммуникационные сети и системы»). Санкт-Петербургской военной академии связи («Система радиосвязи специального назначения») … Хочется верить, что ребята придут к своему Олимпу.
Конечно это заслуга не только одного меня, всего педагогического коллектива нашей школы.
10. Адресная направленность.
Данный опыт рассчитан на применение широким кругом педагогов.
11. Трудоемкость.
Использование физического эксперимента в интеграции с другими современными технологиями требует специальной подготовки и прочных практических знаний со стороны педагога, внедряющего данный опыт в свою профессиональную деятельность.
Спасибо за внимание и предоставленную возможность выступить перед вами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.