Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка
Оценка 4.6

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Оценка 4.6
doc
19.01.2020
Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка
Использование современных технологий на уроках английского языка.doc

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

 

Изменения в общественных отношениях современного мира, использование новых информационных технологий требуют ориентации образования на развитие личности школьника, владеющей набором теоретических знаний и умеющей использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов повышает коммуникативные компетенции школьников, что позволит стать выпускникам успешными членами российского общества.

Именно компетентностный подход позволяет обеспечить воспитание «умеющей» личности, при котором учитель создает условия, например, для обобщения материала, развивает умения работать коллективно и самостоятельно, создает ситуации общения, осуществляет совместное целеполагание, выстраивает различные таблицы вместе с детьми.

 

Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования всех ключевых компетенций.

 На уроке английского языка учитель способствует

- пониманию окружающего мира и своего места в нем (ценностно-смысловая компетенция);

- познанию национальной и общечеловеческой культуры (общекультурная компетенция)

-  формирует  навыки учебной деятельности (учебно – познавательная компетенция)

 - получению интересующей  информации из различных источников (информационная компетенция),

- формирует способность осуществлять речевую деятельность средствами изучаемого языка и правильно выбирать коммуникативное поведение (коммуникативная компетенция)

- создает ситуации, при которых учащиеся овладевают различными социальными ролями (социально-трудовая компетенция),

- формирует стремление к самопознанию (рефлексия) (компетенция личностного самосовершенствования)

 

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции реализуется в совокупности всех ее составляющих:

языковой компетенции: систематизации ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

    речевой компетенции, при которой совершенствуются коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); формируется умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

социокультурной компетенции: увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторной компетенции: дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательной компетенции: развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания, овладеть процессами синтеза и анализа, оценкой и самооценкой.

 

Для формирования самостоятельной личности, умеющей оперировать полученной информацией, в ходе каждого урока необходимо обеспечивать возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. При этом учебный материал  организовывается таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, для снятия эмоционального напряжения, в связи с боязнью ошибиться.

Чтобы учащиеся умели работать самостоятельно, их нужно этому научить. Существуют современные педагогические технологии, которые способны формировать навыки самостоятельной работы.

Модульное обучение  позволяет организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Метод обучения в сотрудничестве - парную и групповую формы самостоятельной работы.

 Модульное обучение  Например, для повторения и систематизации грамматического материала перед контрольной работой отводится один урок (выполнение одного модуля по теме). Учащиеся работают самостоятельно. Выполнив каждое упражнение, они проверяют правильность выполнения по листку контроля, выставляют себе баллы. Если и после проверки остаются вопросы, учащиеся консультируются с учителем. Каждый работает в своем режиме и в конце работы видит свой результат и понимает, что конкретно ему нужно повторить. Таким образом, увеличивается мыслительная и познавательная активность, увеличивается время работы каждого учащегося в отличие от традиционной фронтальной работы и появляется возможность больше внимания уделять слабым ученикам, объясняя им еще раз пройденный материал.

          Метод обучения в сотрудничестве. Главная его идея – работать вместе. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы, увеличивается «плотность» общения. Учащиеся делятся на гетерогенные группы, т.е. с разным уровнем обученности. Создав соответствующие условия, можно отслеживать степень продвижения каждого ученика.

Использую прием «Синтез идей» - выполнение группами поэтапно всех видов заданий: 1 группа выполняет первое задание, 2 группа - второе и т.д. Каждая группа передает выполненное задание для доработки другим группам. Лист возвращается «хозяевам» и представляется презентация исследования с учетом дополнений.

Парная и групповая формы работы позволяют решать следующие задачи:

- активизировать включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

- повысить познавательную мотивацию;

- обучить навыкам успешного общения: умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание,

- умения работать с командой и в команде,

- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

 

     Известный зарубежный методист Пол Ур разработал стратегию «обязательное плюс факультативное», которая широко используется в последних поколениях учебников и также открывает большие возможности для самообразования учащихся. Класс получает некоторое количество учебных материалов и заданий, часть из которых является обязательной и должна быть выполнена всеми учащимися. Другая часть является факультативной и выполняется учащимися в том объеме и на том уровне трудности, которые они сами для себя определят. Основная часть заданий должна быть доступна всем школьникам, включая самых слабо подготовленных. Выполняются все обязательные и некоторое количество факультативных заданий по выбору.

       Для подготовки к письменным работам используется метод проверки заданий, широко распространенный за рубежом. Основная его цель – это дать возможность самим учащимся исправить ошибки, выделенные учителем. Ошибки выделяются, зеленой, синей или черной пастой, но не красной, и не исправляются. Например:

T

Tense временные формы глагола

P

Punctuation

WO

Word order

Prep

Preposition

WW

Wrong word

Gr

Grammar

Y

Word missing 

S

Spelling

 

 

                  Dear Kate,

                                                 Prep                                  Gr    

   How are you? I’m well. I came in London two weeks ago for to study at a language school. I

                     P                                                                            Gr         Gr

want Y learn  english becauseY is a very important language. I’m stay with a English family.

    

        Этот метод  можно использовать не только для создания условий и возможности самообразования,  но и для самоконтроля учащихся.

Самоконтроль - неотъемлемая часть развития ученика, заставляющая ребенка думать о своих успехах и проблемах и не зависеть только от оценки учителя.  Такое умение ученика помогает сделать процесс обучения более сознательным и развивает мотивацию к учению. Если учащиеся понимают стоящие перед ним задачи, то включается не только самоконтроль но и самокоррекция, что является важнейшим завершающим контролем, умением ученика исправить совершенную и осознанную ошибку.

    Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. Это парная  работа учащихся, которые  одновременно  тренируют и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопросы другому, затем они меняются ролями. Такая форма  опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается  интерес к овладению языка.

   Есть много практических приемов самоконтроля и взаимоконтроля:

v выбор всех возможных сочетаний с заданным словом;

Which adjectives in the box go with the nationalities?

v подбор синонимов и антонимов;

Match a verb in A with its opposite in B

v исключение из списка слов, не соответствующих теме;

Which of the surrounding words cannot go with the noun?

v создание кроссвордов по теме.

 

Детей нужно приучать к самоконтролю, учету своих знаний еще с начальной школы.

В этом эффективную помощь  оказывает  использование карт самоконтроля, которые дети создают сами. Например, Rainbow flower (Цветик-семицветик). Он состоит из 7 разноцветных лепестков, соответствующих разным аспектам речевой деятельности, знанию лексики, грамматики и прилежанию(attitude). Оценка за прилежание выставляется за оформление проекта, сотрудничество в классе и т.д. Ученик заносит полученные оценки в нужный лепесток. В конце четверти он сам выставляет себе общую оценку в середине цветка. Такая карта самоконтроля заставляет ученика думать о своих успехах и проблемах.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки.

Самооценка это оценка личностью самой себя, своих возможностей,  качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. Именно поэтому на учебных занятиях большое внимание необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

На одном из этапов урока предложим учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения.

Say what you have just done and how you’ve done it.

I  have just

·        read an extract from the fairy-tale “…”;

·        acted out the dialogue;

·        practiced grammar;

·        asked and answered different questions;

·        played a game;

·        written a test;

·        retold the story…;

·        reviewed the words.

·         

В конце урока я подвожу итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик).

Finish the sentences:

We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.

mhtml:file://C:\Users\111\Desktop\прочитай\семинар\Развитие%20рефлексивных%20способностей%20учащихся%20на%20уроках…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival.1september.ru/articles/513431/img2.jpg

 

        mhtml:file://C:\Users\111\Desktop\прочитай\семинар\Развитие%20рефлексивных%20способностей%20учащихся%20на%20уроках…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival.1september.ru/articles/513431/img3.jpg

Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, на начальном этапе обучения иностранному языку используем самый простой вариант– учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению:

 Choose the drawing that reflects your spirits: mhtml:file://C:\Users\111\Desktop\прочитай\семинар\Развитие%20рефлексивных%20способностей%20учащихся%20на%20уроках…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival.1september.ru/articles/513431/img4.jpg(можно предложить и подбор других рисунков). Данный вид рефлексии  использую в начале и в конце урока одновременно, чтобы можно было судить, как меняется настроение учащихся.

Эффективен приём “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

В среднем звене и на старшей ступени можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно находятся на их столах.

 

What emotions do you feel?

                                 I  feel

mhtml:file://C:\Users\111\Desktop\прочитай\семинар\Развитие%20рефлексивных%20способностей%20учащихся%20на%20уроках…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival.1september.ru/articles/513431/img5.jpg

         Таким образом, учитывая возможности и интересы каждого ученика, стимулируя его познавательные способности, учитель поможет не только усвоить ребенком те или иные знания, но и познать самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, т.е. не только проявлять, но строить себя как личность.

 

 

 

 

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка

Использование современных технологий для реализации компетентностного подхода на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020