Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания
Оценка 4.6

Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
история +1
Взрослым
06.01.2022
Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания
Тема актуальна тем, что педагог в современном постиндустриальном обществе должен давать не только готовые знания обучающимся, но и научить добывать эти знания самим учащимся и использовать в дальнейшей жизни. Таким образом, мы, педагоги должны, прежде всего, научить детей учиться. Формирование компетенций позволяет обучающимся самостоятельно определять цели урока, принимать решения и действовать как в обычных, так и в нестандартных ситуациях. Меня привлекла эта тема тем, что большинство обучающихся вовлечены в активную деятельность, которая им интересна. Она способствует их дальнейшему развитию и социализации. В ходе проведения таких уроков я выступаю не в роли учителя, а в роли тьютора, который направляет деятельность учащихся.
Использование современных технологий истории и обществознания.doc

 

     

Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания

Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№11» г. Биробиджан. Колягина Л.В.

     

 В современной школе большое внимание уделяется различным формам обучения с целью развития познавательных, личностных, коммуникативных, информационных компетентностей обучающихся. А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

       Тема актуальна тем, что педагог в современном постиндустриальном обществе должен давать не только готовые знания обучающимся, но и научить добывать эти знания самим учащимся и использовать в дальнейшей жизни. Таким образом, мы, педагоги должны, прежде всего, научить детей учиться. Формирование компетенций позволяет обучающимся самостоятельно определять цели урока, принимать решения и действовать как в обычных, так и в нестандартных ситуациях. Меня привлекла эта тема тем, что большинство обучающихся вовлечены в активную деятельность, которая им интересна. Она способствует их дальнейшему развитию и социализации. В ходе проведения таких уроков я выступаю не в роли учителя, а в роли тьютора, который направляет деятельность учащихся.

    В своей работе с учащимися я использую различные технологии:

  1. Технологию развивающего обучения
  2. Технологию проблемного обучения
  3. Игровые технологии
  4. Технологию уровневой дифференциации
  5. Технологию коллективного способа обучения
  6. Современные информационные технологии
  7. Проектную деятельность

 Данные технологии реализуются на различных моих уроках: уроках-семинарах, уроках-исследованиях, уроках с элементами игры, работах в группе, уроках-дискуссиях, проектной деятельности. Подобные уроки помогают выявить уровень знаний учащихся, повысить интерес к предмету, способствуют развитию познавательных способностей, формируют умения мыслительной деятельности (анализа, обобщения, выявления главной мысли), способствуют развитию информационной компетенции. Свои уроки провожу с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Широко использую дифференцированное обучение.

Очень часто использую интегрированные формы уроков.

Остановлюсь в данной работе на технологии развивающего обучения, игровых технологиях, групповой и исследовательской деятельности.

1.Технология развивающего обучения

Элементы данной технологии используются мною практически на каждом уроке. Существует множество заданий на соотнесение событий, дат, понятий. Например, задание для 6 класса:

Соотнесите даты и события:

1) Жакерия                                                                     а)1302                                                    

2) Созыв Генеральных штатов во Франции              б)1337-1453

3) Гуситские войны                                                      в)1358

4) Столетняя война                                                       г)1389

5) Битва на Косовом поле                                            д)1419-1434                                 

 

Учащиеся составляют кроссворды, шифрограммы, схемы и таблицы. Например, по теме: «Реформаторская деятельность М.Сперанского» 8 класс, учащиеся составили схему управления государством по проекту М.Сперанского и сравнили ее с существующей схемой правления при Александре I. Данная работа была продолжена при составлении схемы по проекту Н. Новосильцева по теме: «Внутренняя политика Александра I»

В своей работе я использую рабочие тетради по предмету, где много развивающих творческих заданий.

Учащиеся 5 класса составляли рассказы об одном дне египетского крестьянина, вельможи и ремесленника.

В 5 классе также сравнивали природные условия Египта и Греции.

Писали рассказ от имени участника Олимпийских игр.

В 10 классе выполняют задание по истории на выявление общих и различных черт в каком-то явлении или событии в рамках подготовки к ЕГЭ.

Например, сравнить взгляды Никона и Аввакума: общее и различное.

Церковный раскол

Общее:

1.      Признание необходимости церковных реформ.

2.      Признание унификации церковных обрядов.

3.      Признание борьбы за исправление нравов духовенства, за ее авторитет

Различие:

Никон

Аввакум

1.Исправление церковных книг провести по греческим образцам

1. Исправление церковных книг провести по древнерусским образцам

2. Ввести единый обряд богослужения по греческим образцам

2.Обряд богослужения по древнерусским образцам

3.Утверждение духовной власти над светской

3. Царь – единый защитник православия

4.Расширение международных связей

4.Отказ от расширения международных связей

Данное задание является одним из сложных при подготовке к ЕГЭ.

 

 

 В 7 классе по теме: «Политическое развитие учащиеся составляют схему правления при первых Романовых.

 Михаил и Алексей Михайлович.

Царь

 

Патриарх

 

Церковный собор

Земский собор

Боярская дума

Приказы

 

Местная власть

воеводы

На уроке использую учебник, т.к. он является основным учебным пособием для учащихся. Моя задача: научить их работать с текстом и самостоятельно извлекать информацию. Уметь выделять главную мысль, сравнивать и сопоставлять события и явления. Учу составлять сначала простой, а затем развернутый план.

Одной из учебных задач является составление плана по документу в 9 классе и составление развернутого плана на заданную тему в 11 классе. Например, составить план по теме: «Роль выборов в демократическом обществе».

Большое внимание уделяю в своей работе заданиям с картой, документами и иллюстрациями.

Совместно с учителем МХК составили задания ЕГЭ для 11 класса, в которых есть иллюстрации памятников архитектуры, живописи.

 

2.Игра на уроке истории и обществознания

Одним из ведущих методов работы в основной школе является игра. Ведь только в игре проявляются положительные и отрицательные качества характера учащегося, позитивно сказываются на формировании интереса к предмету. Урок с элементами игры всегда положительно воспринимается учениками. Такие уроки эмоционально насыщены, дают возможность погружения в изучаемую среду.

В 6 классе на повторительно-обобщающем уроке провожу игру «Из варяг в греки». В ходе игры дети совершают воображаемое путешествие в Древнюю Русь.

 Урок игра состоит из ряда этапов:

1. Подготовительный этап

2. Основной этап игры

3.Заключительный этап

На подготовительном этапе игры учащиеся распределяются на группы, при формировании которых я обычно учитываю не только личные симпатии учащихся, но и уровень их знаний. Продумываю методы активизации деятельности обучающихся, которые не обладают глубокими знаниями и имеют низкий статус в классе.

2.                   В ходе урока обучающиеся получают по очереди несколько заданий. Например, учащиеся должны из составных частей составить путь «из варяг в греки». Данное задание вызывает большой интерес.  Вспоминают основные политические события, персоналии, даты, понятия темы.  Они повторяют и закрепляют материал о культуре, быте.

Используются также элементы драматизации, персонификации

Учащиеся выполняют задания на соотнесение событий и дат.

3. На заключительном этапе совместно с учащимися подводим итог игры и отмечаем наиболее активных учеников.

Рефлексией будут рисунки, мини-сочинения с последующей презентацией.

   Аналогичные уроки с элементами игрового содержания провожу в 5 классе на повторительно-обобщающих уроках, на неделе истории по темам: «Древняя Греция», «Все дороги ведут в Рим», в  6 классе  по теме: «Развитое Средневековье»  в форме уроков-путешествий «На ярмарку в Шампань», «Штурм средневекового замка» и другие уроки, а также внеклассные мероприятия.

В 7 классе, изучая курс «История России» на уроке «Смутное время», использую элементы соревнования с целью углубления знаний. Тема содержит большой теоретический, хронологический материал.

 Предлагаю различные виды заданий для учащихся:

1. На соотнесение событий и дат

2. Характеристики участников событий

3 Знание понятий и терминов

4. Знание фактического материала (например, текст с ошибками)

5. Знание исторических личностей (портреты деятелей Смуты) и другие задания

6 Составление кроссворда и ребуса до урока

7 Вопросы соперникам по игре

Подобная форма проведения урока помогает мне повторить и закрепить большой фактический материал, который способствует патриотическому воспитанию учащихся. В ходе урока обучающиеся сравнивают, анализируют и оценивают персоналии, факты и события того времени, сопереживают одним и осуждают других исторических деятелей, которые оказали влияние на ход истории в «Смутное время».

3. Уроки-дискуссии и дебаты.

В старших классах я использую дебаты, как форму активизации учащихся.  Большинство современных педагогов считает, что технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

По моему мнению, дебаты обучают общению, являются одним из способов организации воспитательной работы, позволяющей тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

 В ходе дискуссии осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Кроме того, ценность дебатов определяется и тем, что они могут использоваться в работе с учащимися среднего звена, старшеклассниками.

 Уроки-дискуссии и внеклассной работы помогают развивать, как уже отмечено ранее, коммуникативные навыки учащихся, стимулирует познание, развивают монологическую и диалогическую речь, способствуют социализации учащихся.  Например, в рамках недели истории  (2014-2015 учебный год, февраль) было проведено внеклассное мероприятие  в форме дебатов по теме: «Современная демократия в России» в 11 классах.

Цель: повторение и закрепление темы «Демократия»; формирование умения аргументировать свое мнение, формирование умения публичного высказывания.

    На подготовительном этапе создаются 2 команды по 6 человек.

Каждой команде дается предварительное задание: «Подготовить   по 3 аргумента «за» и «против» современной демократии, используя статистику, фактический и иной материал для доказательства своей точки зрения.

    Вводное слово преподавателя о нужности данной темы:

    «Молодежь должна понимать проблемы политической жизни современной России, чтобы иметь активную жизненную позицию. Гражданская ответственность молодого поколения за судьбу страны, демократии способствует ее социализации. Ведь именно молодежь дальше будет реализовывать планы развития страны, которые сейчас поставлены жизнью.

На сегодняшних дебатах мы попробуем понять какие-то проблемы современной демократии в России».

1.       Задание для учащихся. Конкурс импровизационной речи.

Один из команды должен выбрать одно из предложенных высказываний выдающихся людей. Им будет предложено 3 варианта.

Высказывания для команды:

 

  1. «Демократия – ужасная форма правления, если не считать остальных»

У.Черчилль, английский премьер-министр

  1. «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят «худшие»

(И.Ильин)

      3.  «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные» Аристотель.

2.Задание

Выбираются позиции «за» и «против» современной демократии (по жребию).

З высказывания участников по 5 минут каждый. Раунд перекрестных вопросов между позициями для снижения позиции оппонентов. Время ограничено 5 минутами.

3.Задание 

Ответы на вопросы ведущего.

А) Являются ли современные парламентарии «слугами» народа?

Б) Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Один считает, что демократия – это ничем не ограниченная свобода личности, возможность делать все, что пожелаешь. Другой утверждает, что свобода, хотя и является одним из ведущих признаков демократии, тем не менее, не означает вседозволенность, а предполагает ограничения (меру). Свой ответ аргументируйте.

В) Политическая партия, получившая на выборах поддержку большинства избирателей, проводит через парламент закон о запрете деятельности партии, которая оказалась в меньшинстве. Оцените деятельность данной партии. Свой ответ аргументируйте.

Г) Авраам Линкольн считал, что «демократия - правление народа, избранное народом и для народа».

 Согласны ли вы с мнением А.Линкольна применительно к современной демократии в России?

Д) Современную политическую систему в России критикуют в иностранных СМИ за недостаточный демократизм. Согласны ли вы с мнением иностранных СМИ?

 В конце мероприятия были подведены итоги и награждена команда-победитель.

Обучающиеся двух классов отстаивали свою точку зрения на современную демократию в России. Смогли отметить сильные и слабые ее стороны.  Это внеклассное мероприятие способствовало формированию гражданской позиции и помогло разобраться старшеклассникам в современной политической ситуации в России

4.Уроки-исследования

      Уроки - исследования – эффективный и универсальный метод получения новых знаний, формирования навыков и воспитания личностных качеств учеников. Кроме уроков широко использую исследовательскую технологию во внеурочной деятельности. Учащиеся участвуют в научно-практической конференции. Например, темы докладов моих учащихся: «Ленд-лиз», «Русская Америка», «Швейная фабрика в Биробиджане», «Нравственное воспитание подростков» и другие.

       Передо мной всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы процедура учебного исследования усваивалась ими вместе с тем содержанием, на котором оно осуществляется. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.

Из опыта работы по проведению уроков с элементами исследования.

В 11 классе по теме: «Реформа П.Столыпина: «тихая революция» организую этап урока с элементами исследования.

    Учащиеся заранее делятся на три группы: «бедняки», «середняки», «кулаки». Опережающие задания для учащихся: изучение документов о реформе, воспоминания о Столыпине, изучение положения крестьян до реформы.

     В ходе урока каждая из групп отстаивает позицию крестьян, которых она представляет о проведении аграрной реформы. Учащиеся приводят аргументы «за» и «против» реформы, отвечают на вопросы представителей других групп, аргументируя свою позицию.

Используют документы, воспоминания выдающихся людей того времени. Учитывается в ходе дискуссии позиция императора, «верхов» общества, революционеров и других слоев населения по содержанию, значимости, оценке реформы.

На уроке в 11 классе по теме: «Занятость и безработица» учащиеся получили задания по группам. Например, задания первой и второй группы:

Сообщение первой группы

1.      Дать определение понятию «занятость»

2.      Назвать черты рынка труда (спрос, предложение, цена)

3.      Что такое заработная плата?

4.      Какой бывает заработная плата? (Повременная и сдельная)

5.      Используя данные Интернета, проанализировать заработную плату в стране и в ЕАО.

6.      МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и прожиточный минимум

Сообщение второй группы

 Факторы, которые влияют на спрос на рынке труда

1.      Факторы, которые влияют на предложение на рынке труда

2.      Используя данные Центра занятости ЕАО, отметить, какие профессии на данный момент более востребованы.

3.      Использовать данные по стране (о профессиях)

Учащиеся составили презентации и доклады.

 

Уроки с элементами исследования позволяют формировать умения: работать с источниками, анализировать и обобщать, прослеживать причинно-следственные связи, самостоятельно выделять главное и второстепенное в изучаемых событиях

 

5.Уроки-семинары

Одной из форм активизации учащихся являются семинарские занятия. Семинары способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельной работы с источниками. Способствуют развитию речи и памяти. На предварительном этапе вопросы к семинару и список литературы я обычно сообщаю заранее. Подготовка обычно занимает 2-3 недели. На семинар отвожу 2 часа. Для того, чтобы семинар был успешным, требуется ряд условий:

  1. Минимум знаний учащихся по данной теме
  2. Материал к семинару должен быть посильным, интересным
  3. Доступность информации
  4. От умения учащихся составлять конспект, делать выписки, пользоваться научной и популярной литературой
  5. Семинаров должно быть не больше 4-х, так как увеличение их количества будет способствовать перенапряжению учащихся и снизит их эффективность.

Существует несколько форм проведения семинаров

Современные педагоги отмечают, что семинары отличаются друг от друга по ряду признаков:

  1. По роли в формировании знаний учащихся. Одни из них обобщают материал по отдельным (иногда сквозным) вопросам уже изученных учащимися. Другие сочетают обобщение с изучением нового материала непосредственно в ходе семинара. Третьи целиком посвящены изучению нового материала, заменяя уроки с изложением учителя.
  2. По источникам, над которыми работают учащиеся (главным образом дома). Можно различать занятия, основанные на изучении: А) исторических документов; мемуаров, научной литературы; Б) музейного материала; В) материала краеведения, современности.

А.В. Клименко  в своей статье «Лекции и семинары в преподавании истории и права» дает следующую классификацию семинаров по организационной форме:

1.Семинар – развернутое сообщение

2Семинар – обсуждение рефератов и докладов (каждому выступающему дается оппонент из одноклассников)

3.Семинар – диспут

4.Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся. Семинар можно условно разделить на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов работы на семинаре. Обучающиеся положительно оценивают семинары.

6.Из опыта работы

Проведение уроков-семинаров

(9-11 классы)

       За две недели была сообщена учащимся тема семинара «Развитие парламентаризма в России».

Цели и задачи семинара:

1.Познакомить учащихся 11 класса с историей развития современной представительной демократии в России.  Урок провести по инициативе Государственной Думы РФ совместно с Министерством образования и науки.

2.Помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого гражданина;

3.Содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции.

Форма проведения урока: творческие работы учащихся по группам, распределенных до урока

Оборудование урока: компьютер, проектор,

презентации по теме: «Первый съезд народных депутатов», «Я – избиратель» ,творческие работы учащихся, портретный ряд. Высказывания известных политических деятелей. Данный семинар был рассчитан на 2 часа.

На предварительном этапе семинара была подобрана литература и другая информация, доступная для учащихся.

Учащиеся были распределены на творческие группы по 4-5 человек.

План семинара

1.       Начало парламентаризма в России Государственная Дума в 1906-1917 гг

2.       История советского парламентаризма

3.       I Съезд народных депутатов, формирование. Многопартийность в СССР 1989

4.       Конституция 1993г Выборы в Государственную Думу. Современный парламентаризм

5.       «Я – избиратель»

Рефлексия

В дальнейшем учащиеся отметили, что детальное изучение темы очень помогло готовиться к экзаменам по истории и обществознанию, так как на уроке был обобщен большой фактический исторический и обществоведческий материал. Каждая группа исследовала свой раздел темы.

Ежегодно в 9-11 классах провожу семинар по теме: «Великая Отечественная война». Цель семинара - дальнейшая работа по углублению знаний по данной теме и воспитание патриотизма, развитие умений самостоятельной, исследовательской работы, дальнейшая работа по формированию навыков составления конспектов, презентаций, умения работать с мемуарами, документами, статистикой и т.д.

В ходе подготовки семинара по данной теме учащиеся изучают большой фактический материал, используют статистику, учатся составлять конспекты, анализируют причины победы и поражения наших войск. Изучают спорные вопросы по данной теме (например, причины неудач нашей армии в начале войны). Сравнивают исторических деятелей данного времени, оценивают их роль в победе над врагом.

В 10 классе я провожу семинар по теме: «Реформы Петра I». Семинар провожу в форме дебатов. Участники семинара делятся на две группы: «за» и «против». Каждая из групп отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, статистику, документы, воспоминания.

  В ходе подготовки и проведения семинара, обучающиеся должны осмыслить значение петровских преобразований, их причины, проведение и последствия. Необходимо, чтобы ученики проследили связь прошлого и настоящего. Вопросы семинара касаются экономики, управления, вооруженных сил, социальных отношений, культуры.

По данной теме много дополнительной литературы, которая интересна большинству детей. По очереди даю слово докладчикам и их оппонентам, которые высказываются «за» или «против» реформ. Обучающиеся приводят свои аргументы, высказывания сторонников и противников реформ (В.Ключевского, Е.Анисимова, С.Бушуева) Подводится итог семинара, где отмечается неоднозначность петровских преобразований

На данном уроке практически все ученики стараются высказываться, и большинство получают хорошие оценки.

 

7. Проектная деятельность

В своей работе использую и такую работу, как создание проектов учащимися.

Опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышает мотивацию и эффективность учебной деятельности. Учащиеся могут выбрать нестандартное решение проблемы, разрабатывать несколько вариантов решений, могут искать лучший вариант поставленной проблемы.

В ходе проектной деятельности учащиеся учатся оперировать гипотезами, вникать в суть проблемы, критически относиться к изучаемым явлениям, использовать исторический, социальный и личный жизненный опыт. Осваивают систему научных понятий, развивают теоретическое научное мышление. Учащиеся составляли проекты по теме: «Человек и природа». 7 класс, обществознание. Была поставлена проблема: как помочь природе противостоять активной деятельности человека. Учащиеся не только отмечали экологические проблемы, но и предлагали свое решение данных проблем.

В среднем звене я провожу уроки обществознания с элементами дискуссии и проектной деятельности. Например, урок по теме: «Роль рекламы» в 7 классе.

Обучающиеся получили опережающее задание: подготовить проект своей рекламы и должны были ответить на вопрос: «Какая реклама не нравится и почему?»

В ходе урока были представлены проекты, презентации рекламы и их защита. Обучающиеся дали оценку рекламе в СМИ

На уроке бурно обсуждался вопрос в группах: «Какая реклама нужна нашему городу и всей стране?». В ходе дискуссии о рекламе выявились и противоположные точки зрения. Урок показал, что учащимися усвоена роль рекламы, ее значение.

Интерактивные формы обучения я часто использую в комплексе. Например, игра с элементами дискуссии, уроки исследования с проектной деятельностью и т.д.

Таким образом, данные формы обучения способствуют развитию и воспитанию учащихся, прививают интерес к предмету.

 

Используемая литература

 

1. Одаренный ребенок: особенности обучения: Пособие для учителя / Наталья Борисовна Шумакова, Наталья Игоревна Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. -М.: Просвещение,2006.-239с.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под. Ред. В.Д. Шадрикова.- М., 2003.

3.Нестандартные уроки в школе. История (8-11 классы) Н.С.Кочетов. Волгоград 2003 год

4.100 игр по истории. М. 1983 Кулагина Г.А.

5. Примерная программа по истории и обществознанию. Основная школа. ФГОС 2008

 

 

 

Приложение №1

Предпринимательская деятельность

8 класс

Обществознание

Цель: формирование представления о сущности предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

Образовательные задачи: раскрыть основные отличительные признаки, функции и формы предпринимательства, виды фирм, показать роль малого предпринимательства.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать и обобщать полученную информацию, продолжать формировать умение сравнивать.

Воспитательные задачи: формировать уважительное отношение к людям, которые занимаются предпринимательством.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: предпринимательство, фирма, индивидуальная трудовая деятельность, фирма, товарищество, акционерное общество, акция, индивидуальная частная деятельность.

Методы урока: частично-поисковый, практический, исследовательский, иллюстративно-объяснительный.

Формы урока: фронтальный, индивидуальный (опережающие и проверочные задания), групповой.

Структура урока

1.      Организационный момент.

Создание условий в классе для успешной деятельности.  Проверить подготовку к уроку. Подготовка учащихся к восприятию материала

2.      Повторение домашнего задания

Учитель: Какие сферы экономики вы знаете?

Какая сфера является основной? Почему? Какие основные вопросы решает производитель? Ответ: производство.

У доски задания учащимся:

1)      Начертить схему факторов производства и придумать несколько примеров по каждому из них.

2)      Распределить в две колонки средства производства и средства потребления. Примеры: машиностроение, растениеводство, атомная промышленность, рыбная промышленность и т.д.

5 Тестовые задания по теме: «Экономика» (5-6 человек)

6.Устный ответ у доски: «Специализация и разделение труда». Какую роль играет специализация? Как можно увеличить производительность труда.

3. Создание мотивации к изучению нового материала

Учитель: Кто является производителем? Государство, предприятия, граждане.

Кому могут принадлежать предприятия? (о формах собственности).

Учитель дает определение предпринимательству.

4.Предпринимательство

Предпринимательство - самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Учитель приводит текст Конституции РФ ст.34

Учитель Кто имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность в Р.Ф.

Граждане, достигшие 18 лет

Какое главное условие для предпринимательства? Экономическая свобода

Все ли можно производить?

Задание для учащихся: на стр. 124-125 учебника выделить основные отличительные признаки и функции предпринимательства и записать в тетрадь:

Экономическая свобода

Инициатива

Поиск

Риск

Хозяйское новаторство

Угроза потерь.

Функции предпринимательства:

-привлечение денег в различные сферы;

-создание новых рабочих мест;

-предприниматели являются крупными налогоплательщиками.

Последствия: развитие благосостояния страны и раскрытие творческих способностей.

Учитель:

Какими чертами, по вашему мнению, должен обладать предприниматель? Все ли желающие могут стать предпринимателями?

Учитель подводит итог ответов учащихся.

Предприниматель должен обладать следующими качествами:

- знаниями в той области, которую он выбрал для занятия ею;

-смелостью и решительностью;

- идти на риск и др.

- способностями к организаторской деятельности.

Человек может сам заняться предпринимательством без привлечения наемной силы. Если предприниматель использует наемных рабочих, то индивидуальная трудовая деятельность превращается в индивидуальное частное предприятие, в фирму.

 Эвристическая беседа учителя с классом

Что такое фирма? Какие фирмы вы знаете? Учитель дает определение с учетом ответов учащихся.

5.Фирма – это коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли (главная цель - прибыль)

Можно использовать дополнительный материал из приложения №1

Учитель: рассмотрим организационные виды фирм:

1)      Индивидуальное частное предприятие

2)      Товарищество

3)      Акционерное общество

Задание учащимся: используйте текст учебника на стр.127 и изучите виды фирм.

Учащиеся разделены на 3 группы. После прочтения, представители от групп дают ответы. Члены группы, при необходимости добавляют и уточняют ответ своего одноклассника.

 

6.Малое предпринимательство

Эвристическая беседа учителя с классом

Все ли фирмы одинаковы по размеру производимой продукции?

Учащиеся

 Существуют предприятия маленькие по размеру с любой формой собственности и с небольшим количеством работников.

Учитель дает полное определение малому предпринимательству

 Малое предпринимательство - предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объемом выпускаемой продукции.

Задание учащимся: выделить преимущества малого предпринимательства, используя стр. 130 учебника.

Ответ учащихся

 Преимущества малого предпринимательства:

-не требует больших денежных затрат;

- не боится риска;

-быстро реагирует на изменение спроса;

-имеет незначительные расходы на аппарат управления;

- имеет возможность быстрой окупаемости;

-обладает самостоятельностью в принятии решений.

 Учитель

Пользуясь текстом со статистическими данными на стр. 130 ответьте на вопрос: «Какова роль малого предпринимательства в России?»

Рефлексия

Беседа учителя с классом

Чем предпринимательство отличается от других видов деятельности? Что я узнал нового о предпринимательстве? Какие существуют организационные формы фирм? Всегда ли законно предпринимательство?

Д/З §16, подготовить сообщение о предпринимателе нашего города

 

 

Приложение к уроку «Предпринимательская деятельность» №1

СТАТЬЯ 34, конституция РФ

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

      Приложение к уроку «Предпринимательская деятельность» №2

И.А. Сасова. Учебник «Технология». 8 класс.

Виды предпринимательской деятельности

В мировой практике различают следующие самостоятельные виды предпринимательства:

1. Производственное предпринимательство. В его основе находятся производство и потребление товаров и услуг.

2.  Коммерческое предпринимательство – в его основе находятся обмен, распределение и потребление. Для коммерческого предпринимательства принципиальной технологией является аналогичное производство, только заменяется собственность материальных ресурсов на собственность товаров и собственность основных фондов или средств на собственность магазинов, складов, баз.
3.  Финансовое предпринимательство – в его основе лежит обращение и обмен стоимостей; этот вид деятельности является высшим классом производства, то есть товаром служат деньги.
4. Посредническое предпринимательство – объединение разных видов деятельности в единый процесс.
5.  Консультативное предпринимательство – оказание различного рода консультационных услуг: юрист, инженер по сбыту, инженер по производству.

Предпринимательство – основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности

Основными принципами предпринимательской деятельности являются:

Принципы

Содержание

1. Свобода деятельности, ее направленность и методы

Никто не поручает предпринимателю заниматься его делом, не ставит перед ним цели и задачи, чем и как заниматься, что и как производить, – это личная его инициатива

2. Самостоятельность в принятии решения

Открывать, расширять или свертывать производство, обновлять ассортимент или оставить тот же, повысить или снизить цены, менять технологию или нет и т. д. – это требует принятия множества решений, предприниматель принимает их сам, никто его не заставляет

3. Личный риск и ответственность

Предпринимателю никто не гарантирует успех дела, а в случае банкротства или неуспеха, или непредвиденных потерь он отвечает личным имуществом

4. Ориентация на прибыль и личный доход

Стратегическая цель предпринимателя – получить прибыль, а тактическая – получить хотя бы что-то, чтобы не быть в убытке

5. Постоянный поиск предпринимательских ресурсов

Поиск денег, валюты, клиентов, материалов, транспорта, помещений, контрактов и т. д., то есть всего того, что обеспечит его успех (этому подчинено все), деятельность предпринимателя

6. Особый стиль экономического поведения

Выигрывает тот, кто начинает первым. У компетентного, порядочного, ответственного, уважающего законы и расчетливого предпринимателя шансы на успех намного выше

Стратегия и технология предпринимательской деятельности

Начиная свою деятельность, предприниматель, с точки зрения стратегии, должен решать следующие вопросы:

1.  Что производить – те товары и услуги, которые пользуются спросом у населения.
2.  Сколько производить – столько, сколько можно прибыльно реализовать.
3. Где производить – там, где будут наименьшие издержки, выбирается наиболее экономичный вариант.
4.  Как производить – по такой технологии, которая обеспечивает наибольшую прибыль с наименьшими затратами.
5. Кто потребитель – тот, кто имеет желание и средства на приобретение произведенных товаров.
6.  Какая будет доходность бизнеса (окупаемость затрат, прибыльность) – основными способами решения этой задачи должны быть: инвестиции, инновации, менеджмент и маркетинг.

Решая эти вопросы, предприниматель в своей деятельности использует следующие основные факторы производства: земля, труд, капитал, информация, время. При решении стратегических вопросов принципиальная технология предпринимательской деятельности состоит из следующих четко выраженных стадий:

  • Постановка цели, формирование задач, выбор сферы деятельности;
  • Поиск идей и их оценка (отзывы потребителей, мнения торговых работников, публикация в различных изданиях и т. д.);
  • Определение возможностей реализации идей (наличие помещения, оборудования, материалов);
  • Бизнес-обоснование идеи (описание бизнеса, описание предприятия, план производства, план маркетинга, финансовый план, организационный план, расчет эффективности);
  • Поиск необходимых ресурсов (оценка собственных имеющихся ресурсов, определение недостающих ресурсов, определение поставщиков);
  • Разработка товара или услуги (конструкция и дизайн проработанного изделия, выбор технологического процесса, изготовление опытного образца, пробный маркетинг);
  • Создание предприятия и управление им (выбор типа предприятия, разработка стиля управления, система контроля, организационная процедура и определение фактора успеха).

 

Приложение №2

Тема: Реформы Н.С.Хрущева. «Оттепель» (1953-1964)

11 класс

Время проведения: 2 часа

Цель: повторение и закрепление знаний о развитии СССР в 1953 -1964 г.г.  в годы «Оттепели»

Задачи: 

1. Образовательные:      а) систематизировать и углубить знания учащихся по данному периоду истории; создать целостную картину периода; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; б) изучить исторические источники данного периода; в) развивать умение работать с историческими источниками. 

2. Развивающие:      а) развитие умения занимать свою позицию по отношению к факту истории, способность к самоопределению по отношению к правлению Н. С. Хрущёва; 
       б) развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента; 
       в) формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала; развивать умение работать с историческими источниками. 
       г) умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям 
3. Воспитательные 
       а) развитие культуры ведения спора, диспута, дискуссии (развитие умения слушать и слышать); 
       б) способствовать психологическому погружению учащихся в изучаемую эпоху; 
       в) воспитание гражданина своей страны, знающего свою историю и имеющего о ней своё собственное мнение.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Вид урока: урок-семинар

Формы работы: индивидуальные опережающие задания, групповые, фронтальные.

  Методы работы: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование урока: компьютер и проектор, презентация, иллюстрации данного периода, портреты Н.С.Хрущева, Л.Берия, Г.Жукова, Г.Маленкова, тестовые задания. Карта «Восстановление и развитие народного хозяйства в 40-х-50-хг»

План семинара:

1. Приход Н.С.Хрущева к власти. Политическое развитие в  1953-1964 г.

2.Экономическое развитие СССР в 1953-1964 г

3.Социальные процессы в 1953-1964 г

4.Внешняя политика в 1953-1964

5.«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

6.Итоги деятельности Н.С.Хрущева

1.Предварительный этап

За две недели до семинара были сообщены вопросы и список литературы. Учащиеся разделены на группы по количеству вопросов. Каждая группа готовит 3-4 вопроса оппонентам.

2.Организационный момент

Проверяется готовность класса к семинару.

Активизация познавательной деятельности через эвристическую беседу с классом

Личность в истории играет огромную роль. Сегодня мы будем говорить о Н.Хрущеве. С его именем связан целый период в истории – «Оттепель». Еще живы «шестидесятники».

 Что такое оттепель, как природное явление?  Дайте определение «оттепели», как периоду в жизни страны. Кто такие «шестидесятники»?

Учитель дает определение «оттепели» и «шестидесятникам» 

   Под «оттепелью» подразумевалось особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны. Позднее появится термин «шестидесятники» - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни.

3.Приход Н.С.Хрущева к власти. Политическое развитие в  1953-1964 г-

Сообщения учащегося о жизни Н.Хрущева

Учитель

Какие черты характера Хрущева проявились на данном этапе его жизни (до 1953г.)?

 Учащиеся отмечают, что для Хрущева на данном этапе была характерна абсолютная преданность Сталину, покорность вождю, во всем угодить, угадать желание вождя.  Хрущев - верный слуга Сталина. Находясь в первом эшелоне власти, он старался сохранить свою жизнь.  Результатом такой деятельности в Украине, стало полное доверие Сталина. Хрущев становится приближенным вождя.

Учитель

Какие черты характера Хрущева проявились в 1953 г. после смерти Сталина? Что стало мотивом его поступка?

Учащиеся отмечают, что Хрущев был решительным и смелым. Им двигало желание освободиться от страха самому и освободить от него людей. После ХХ съезда началась массовая реабилитация. Однако, как и все его инициативы, она носила ограниченный характер.

Вопросы классу: Каковы причины победы в борьбе за власть Н.Хрущева? Хрущев пришел к власти случайно или нет? Какие точки зрения существуют на этот счет?

Учащиеся отмечают в своих ответах причины победы в борьбе за власть Н.Хрущева, начало десталинизации и реабилитации жертв массовых репрессий. Обращают внимание на тот факт, что критиковались личные качества Сталина, а не система, его породившая. Отмечают важные решения 20 съезда партии, как поворотного этапа в истории страны.

4.Экономическое развитие СССР

Учитель

 

Какие были самые известные мероприятия Н.Хрущева в области с\х?

В своих ответах учащиеся отмечают, что при Хрущеве - это было освоение целины,

«кукурузная эпопея», «догнать и перегнать Америку за 3-4 года». Планировалось увеличить производство зерна, способствовать подъему пищевой промышленности.  Итогом этих мер стал упадок подсобного хозяйства, кукуруза прижилась только в южных районах, значительно сократилось поголовье скота, начался импорт зерна.

   «Догнать и перегнать Америку» за 3-4 года - это еще один фантастический проект Н.С.Хрущева.

Учитель

Какие были самые известные мероприятия Н.Хрущева в области промышленности?

Учащиеся отмечают, что реформы в промышленности носили противоречивый характер т.к. несмотря на развитие машиностроения, ВПК, освоение космической программы и т.д., развитие шло экстенсивным путем, не принимались новые направления в науке, в целом, отмечалось снижение темпов экономического роста.

Учащиеся приходят к выводу, что наряду с наукой и техникой Хрущев видел не менее важным направлением в своей экономической политике административные реорганизации. Были созданы совнархозы. Сама экономика не стала от этого более эффективна, темпы ее развития неуклонно снижались.

5.Социальные процессы в 1953-1964 г

Учитель

Какие социальные реформы были проведены?

 Учащиеся в своих ответах отмечают, что ряд реформ в социальной сфере были проведены быстро и решительно: рост окладов, пенсий; снижение пенсионного возраста; отмена всех видов платы за обучение; сокращение продолжительности рабочей недели; отмена принудительных займов; укрепление материальной базы науки, здравоохранения; культуры; массовое жилищное строительство; радиовещание охватило всю страну. Снижение тарифных расценок на заводах и повышение цен на продукты повседневного спроса привело к выступлению людей и его подавлению войсками в г.Новочеркасске.

1.      Внешняя политика в 1953-1964

Учитель

Как вы оцениваете внешнеполитическую деятельность Н.С.Хрущева?

Учащиеся в своих ответах отмечают, что внешняя политика отмечалась либерализацией курса. Нормализовались отношения с рядом стран. В тоже время продолжалась «холодная война».  Создана Организация Варшавского Договора.   Были размещены ядерные ракеты на Кубе, что послужило началом Карибского кризиса 1962 года.  Возведена Берлинская стена. Силой было подавлено восстание в Венгрии (1956). Несмотря на продолжавшееся противостояние, Хрущеву удалось приоткрыть «железный занавес». В мире он был признан человеком года.

2.      «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.

Учитель беседует с классом

Докажите, что в области культуры и науки были наибольшие достижения в период «Оттепели».

Учащиеся делают вывод, что в духовной области, науке и культуре были  наибольшие достижения в период «Оттепели» - это  относительная свобода творчества; издание книг запрещенных авторов; ослабление идеологического давления в музыке, живописи, кинематографии.

     Однако, огромную роль играли личные оценки Н.Хрущева в данной области, который слабо разбирался в культуре. Существовал партийный и государственный контроль над культурой. Учащиеся отмечают значительные достижения советских ученых в космонавтике (запуск первого искусственного спутника, запуск животных и первого космонавта)

     Указывают, что достижения науки использовались как способ достижения военно-стратегического паритета над США. Приоритет был у ПВК.

3.      Итоги деятельности Н.С.Хрущева.

Учитель классу

Можно ли однозначно оценивать деятельность Н.Хрущева?

Почему нарастало недовольство Хрущевым в обществе?

 Урок можно закончить словами М. Ромма о роли Хрущева и воспоминаниями Н.Хрущева:

1. «Пройдет совсем немного времени и забудется и манеж и кукуруза. А люди будут долго жить в его домах, освобожденные им люди. Хрущев та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет, не только добро, но и отчаянное личное мужество»

2. «То, что мои товарищи, правы они или нет, смогли потребовать моей отставки- отставки Первого секретаря и председателя Совмина - главное достижение моей деятельности. Разве могли мы себе представить что-либо подобное во времена Сталина? Да от нас бы и мокрого места не осталось. И если бы я ничего больше не сделал, то ради одного этого стоило жить» (из воспоминаний Н.С.Хрущева).

3.Использовать фото памятника, установленного на могиле Н.С.Хрущева на Новодевичьем кладбище.

 Его автор -  скульптор-модернист Эрнст Неизвестный для его создания выбрал мрамор черного и белого цветов, что символизирует противоречивость личности Н.С.Хрущева.

Д/З: написать историческое сочинение «СССР в 1953-1964г.»

Приложение к уроку  «Реформы Н.С.Хрущева. «Оттепель» (1953-1964)»

Биография Н.С.Хрущева

Справочник

Никита Сергеевич Хрущёв (17 апреля 1894, с. Калиновка Курской губернии - 11 сентября 1971, Москва) - Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, Трижды Герой Социалистического Труда.

Развенчал культ личности Сталина, провёл ряд демократических преобразований аппарата, улучшил отношения СССР с капиталистическими странами, и поссорил СССР c Китаем, реабилитировал часть политических заключённых.

Начал первые программы массового жилищного строительства (хрущёвки) и освоения космического пространства человечеством.
Никита Сергеевич Хрущёв родился в 1894 в селе Калиновка Курской губернии. В 1908 г. семья Хрущёва переезжает в Юзовку. С 12 лет начал работать на заводах и шахтах Донбасса.

В 1918 Хрущёва принимают в партию большевиков. Он участвует в Гражданской войне, а после её окончания находится на хозяйственной и партийной работе.

В 1922 году в Хрущёв возвращается в Юзовку и учится на рабфаке Донтехникума, где становится партсекретарем техникума. В июле 1925 года назначается партийным руководителем Петрово-Марьинского уезда Сталинской губернии.

В 1929 поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома.

С января 1931 - секретарь Бауманского, а затем Краснопресненского райкомов партии, в 1932-1934 годах работал сначала вторым, потом первым секретарём МГК и вторым секретарём МК ВКП(б). В 1938 становится первым секретарем ЦК КП(б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а ещё через год членом Политбюро ЦК ВКП(б).На данных должностях проявил себя как беспощадный борец с "врагами народа".

В годы Великой Отечественной войны Хрущёв был членом военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Являлся одним из виновников катастрофических окружений РККА под Киевом(1941) и под Харьковом (1942) всецело поддерживая сталинскую точку зрения. Закончил войну в звании генерал-лейтенанта именно из-за поддержки всех идей Сталина.

В период с 1944 до 1947 работал Председателем Совета Министров Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарем ЦК КП(б) Украины. С декабря 1949 он - снова первый секретарь Московского областного и секретарь Центрального комитетов партии.

В июне 1953, после смерти Иосифа Сталина, был одним из основных инициаторов смещения со всех постов и ареста Лаврентия Берии. В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран первым секретарем ЦК. С 1958 - Председатель Совета Министров СССР. На этих постах находился до 14 октября 1964. Октябрьский пленум ЦК, организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей "по состоянию здоровья". После этого Никита Хрущёв пребывал под фактическим домашним арестом. Умер Хрущёв 11 сентября 1971.

После отставки Хрущёва его имя более 20 лет было фактически под запретом; в энциклопедиях ему сопутствовала предельно краткая официальная характеристика: В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма. В Перестройку обсуждение деятельности Хрущёва вновь стало возможным; подчёркивалась его роль как "предшественника" перестройки, вместе с тем обращалось внимание и на его собственную роль в репрессиях, и на отрицательные стороны его руководства. Единственным случаем увековечения памяти Хрущёва до сих пор остаётся присвоение его имени площади в Грозном в 1991 году. При жизни Хрущёва его именем кратковременно назывался город строителей Кременчугской ГЭС (Кировоградская область Украины), который после его отставки был переименован в Кремгэс, а затем в Светловодск.

Хрущёвские реформы
В области сельского хозяйства: повышение закупочных цен, уменьшение налогового бремени.
Началась выдача паспортов колхозникам - при Сталине они не имели свободы передвижения.
Создание совнархозов - провалившаяся попытка сменить ведомственный принцип управления экономикой на территориальный.
Началось освоение целины, внедрение в культуру кукурузы. Увлечение кукурузой сопровождалось крайностями, например, её пытались выращивать в Карелии.
Расселение коммунальных квартир - для этого началось массовое строительство "хрущёвок». Хрущёв объявил в 1961 г. на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм - "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" В то время большинство людей социалистического блока (вместе с Китаем более 1 млрд чел.) с воодушевлением восприняло это заявление.
В период правления Хрущёва была начата подготовка "Косыгинских реформ" - попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.
Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы - системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях.
Несмотря на проводимые реформы, благосостояние большинства советских людей оставляло желать лучшего.

Основные политические акции

·                                 Борьба с культом личности Сталина.

·                                 Освобождение из тюрем и лагерей и реабилитация миллионов жертв сталинских репрессий.

·                                 Передача полуострова Крым УССР.

·                                 Полная или частичная реабилитация ряда репрессированных народов, восстановление Чечено-Ингушской АССР в 1957 году.

 

·                                 Начало космической программы - запуск Спутника № 1 и полёт в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

·                                 Размещение ядерных ракет на Кубе, что послужило началом Карибского кризиса 1962 года.

·                                 Возведение Берлинской стены.

·                                 Силовое подавление восстания в Венгрии (1956).

·                                 Встреча с американским вице-президентом Ричардом Никсоном в Айове.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Вторая война Рима с Карфагеном

Открытый урок для молодых специалистов области

История Древнего мира

5 класс

Цель урока: ознакомление учащихся с историей Второй Пунической войны. Образовательные задачи: раскрыть характер и причины войны; ход военных действий; значение побед Ганнибала и римлян;

Развивающие задачи: развитие у учащихся познавательного интереса к истории; развитие логического и аналитического мышления. Продолжение работы над формированием исторических понятий и терминов; формировать навыки работы с картой, схемой, учебником;

Воспитательные задачи: воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому, учить ценить заслуги ушедших поколений, учить учащихся не повторять их ошибок.

Тип урока: урок новых знаний с элементами ФГОС

Оборудование урока:

1.Карта «Древняя Италия»

2.Портрет Ганнибала

3. Схема боя при Каннах

4. Дополнительная информация из Википедии

5. Иллюстративный материал (карточки с названиями городов Рим и Карфаген, сенат, консул, патриций, плебей, народный трибун и другие)

6. Проектор и презентация

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы проведения: индивидуальные опережающие сообщения (о Ганнибале, о битве при Каннах), фронтальные.

Основные понятия и термины:

Пунические войны, несправедливая, захватническая война. Сенат

План изучения нового материала

1.      Причины войны Рима с Карфагеном

2.      Начало второй Пунической войны

3.      Битва при Каннах

4.      Окончание войны. Итоги и значение Пунических войн

Даты: 218 г.до н.э. – начало Второй войны Рима с Карфагеном

216 г.до н.э. – битва при Каннах

202 г.до н.э. – битва у г. Зама

5.      Личности: Ганнибал, Сципион

Структура урока

1.Организационный момент

Подготовка карточек, рабочих листов

2.Причины войны Рима с Карфагеном

Актуализация знаний учащихся через эвристическую беседу

Подвожу учащихся к основной цели урока

Учитель

О чем будем говорить на уроке? (Учащимся тема сообщается)

 Учащиеся

Причины войны между Римом и Карфагеном, ее ход, итоги войны.

 Учитель обобщает ответы и сообщает цель.

Когда была основана Римская республика?

Учитель учащимся

Показать на карте: где расположена Италия, Рим, Апеннинский полуостров.

Учащиеся показывают на карте Италию, Рим, Апеннинский полуостров.

Учитель

Подчинив Италию, римляне попытались подчинить острова в Средиземном море: Сицилию, Сардинию, Корсику. Учитель показывает на карте. Использует карточки с городами. Отмечает, что этому продвижению Рима воспротивился Карфаген. 

Вопросы и задание учащимся

Кто основал Карфаген? Где он был расположен? Используется карточка с названием города. Задание: запишите даты войны в тетрадь.

 Учащиеся выполняют задание №1 и используют карту учебника стр.217.

Вопросы учащимся:

 Каковы причины войны Рима с Карфагеном? Войны между Римом и Карфагеном были названы Пуническими, т.к. римляне называли жителей Карфагена пунами. Первую войну выиграл Рим. Сицилия подчинилась ему. Можно ли назвать войну Рима с Карфагеном справедливой?

3 Начало войны Полководцем Карфагена стал Ганнибал. Сообщение ученика о Ганнибале. Использовать портрет и дополнительный материал.

Учитель

Какие черты характера отмечает Тит Ливий у Ганнибала? Какие положительные черты были у него? А какие черты отрицательные? (Опережающее задание)

Учащиеся выполняют задание № 2 и отмечают в своих ответах, что Ганнибал пошел в Италию кружным путем через Северную Африку, Испанию, Галлию, горы Альпы (можно отметить путь на доске) Переход через Альпы был труден.

Задание учащимся: использовать рисунок на стр. 217 для доказательства трудностей похода.

Учащиеся выполняют задание № 3 и отвечают на вопросы, делают вывод о том, что галлы ненавидели римлян, т.к. те были завоевателями.  Галлы дали продовольствие Ганнибалу, лошадей и вступили в войско. Сенат, узнав о приближении Ганнибала, приказал консулам остановить его. Однако, это им не удалось. Ганнибал их разбил.

Учитель

Путь на Рим был открыт. Ганнибал не стал захватывать город, а пошел на Юг страны. Почему?

 Задание № 4. Выполняя задание, учащиеся делают вывод, что город был хорошо укреплен. Ганнибал хотел поднять на борьбу против Рима покоренные народы Италии.

Физминутка

 4.Битва при Каннах

Учитель

Самое крупное сражение между Римом и Карфагеном произошло около Канн. Для ответа нам потребуется схема боя (стр. 218). Запишите дату битвы в тетрадь. Консулы заспорили между собой: давать сражение или нет. Кто такой консул? Сенат?

 Выполняя задание №5, учащиеся делают вывод о построении римского войска и соотношении сил перед боем. 40 тысяч пехоты у Ганнибала. У римлян – 80 тысяч. Однако преимущество у Ганнибала было в коннице.

Сообщение ученика о битве.

 Учитель

Римляне проиграли сражение.  Почему?

Потеряли 70 тысяч человек

Учащиеся выполняют задание №6 на сравнение этапов битвы.

5.Окончание войны

Учитель

Война затягивалась. Войско Ганнибала таяло. Народы Италии перестали его поддерживать. Почему? Воины грабили местных жителей. Римский полководец Сципион (показать портрет) высадился вблизи Карфагена. Ганнибал срочно покинул Италию. Ему нужно было защищать родной город. В 202 году первый раз Ганнибал потерпел поражение у г.Зама.

Учащиеся выполняют задания № 7 и №8

Задания 7-8 помогают учащимся выделить причины поражения Ганнибала

Учитель

Предположите, каковы будут требования Рима после победы над Карфагеном?

Учитель обобщает ответы учащихся

По мирному договору Карфаген лишился всех своих владений, выдал свой флот, боевых слонов и заплатил большую сумму денег (контрибуцию).

 

 

Рефлексия

Задание учащимся

Прочитать документ на стр. 219

Чтение и анализ документа на стр.219 поможет закрепить материал параграфа

Учитель

Какое значение имел флот для римлян?

Почему по условиям мира Карфаген был вынужден отдать весь флот?

Учащиеся отвечают на вопросы после №46, стр. 220.

Д/з  § 47, Задание: составить рассказ от имени участника похода Ганнибала

Работа с картой из рабочей тетради, использовать карту учебника на стр.217.

 

 

 

 

Приложение к уроку «Вторая война Рима с Карфагеном» №1

Задание №1

 

  Рассмотрите карту на странице 217. Каковы были владения Карфагена? Какие земли в них входили?

  Карфаген был основан финикийскими мореплавателями и купцами. Он был расположен на перекрестке морских торговых путей и процветал в эту эпоху. Карфаген имел сильнейший военный флот. В военном флоте Карфагена было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско города состояло из наемников: греков, африканцев (например, нумидийской конницы), испанцев и многих других.

  В чем сильные и слабые стороны наемного войска? Вспомните, для чего воюют наемники, что их больше всего интересует?

 

Задание №2

 

 Рассмотрите картину в параграфе, на странице 217 

Кто входил в войско Ганнибала? В чем были трудности этого похода?

 

Задание №3

 

Оказавшись в долине реки По, Ганнибал объявил жившим там галлам, что воюет не с ними, а с Римом за свободу Италии. Галлы ненавидели покоривших их римлян. Они дали Ганнибалу продовольствие и лошадей, стали толпой вступать в его войско.

  Как встретили галлы Ганнибала? Почему?

 Определите по карте на странице 217, где и когда произошла первая битва карфагенского войска с римским?

 

 

Задание №4

 

Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии». Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему?

  Мог ли он взять укрепленный город? Посмотрите на карту. Куда двинулся Ганнибал?

 

 

 

Задание №5

 

Настигнув неприятеля близ города Канны, консулы увидели обширную равнину. «Здесь и дадим сражение, - настаивал консул Эмилий Павел, - у нас в 2 раза больше пехоты, чем у Ганнибала». Другой консул Теренций Варрон возражал: «Вражеская конница сильнее нашей, а равнина – прекрасное место для ее действий. Безопаснее занять оборону на соседних холмах».

А как вы думаете, что лучше: дать бой на равнине или уйти под укрытие холмов?

На странице 218 находится схема битвы при Каннах. Посмотрите на первый рисунок, как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев?

 

 Задание №6

 

Рассмотрите схему на странице 218 Определите, какие предложения относятся к первому, второму и третьему рисунку.

1)   Римское войско оказалось в окружении. Сбитые в кучку легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи попадал в цель. При Каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе и консул, возражавший против битвы.

2)   Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские, галльские и африканские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл вражеской пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили по противнику с боков.

3)      Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне.

 

 

Задание №7

 

Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3 причин)?

     После битвы при Каннах Ганнибал прислал послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не упали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики.

    Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну.

     Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи.

 

 

  Задание №8

 

     После битвы при Каннах римскую армию возглавил молодой полководец Сципион. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии?

 

Приложение к уроку «Вторая война Рима с Карфагеном»

№2

Детская энциклопедия

Биография Ганнибала

Ганнибал (247—183 гг. до н. э.), полководец и политический деятель Карфагена.

Сын Гамилькара Барки, командующего карфагенскими войсками в Испании, претендовавшего на политическую власть в Карфагене (древний город-государство в Северной Африке, в районе современного города Тунис).

В 221 г. до н. э., после смерти своего шурина Гасдрубала, провозглашён войсками командующим. Карфагенские власти вынуждены были признать это назначение, хотя издавна опасались амбиций рода Барки. По легенде, Ганнибал ещё в детстве поклялся отцу быть врагом римлян — главных соперников карфагенян в Западном Средиземноморье.

Считая новую войну с Римом неизбежной, Ганнибал старался спровоцировать её и в 219 г. до н. э. захватил и разорил Сагунт — отдавшийся под защиту римлян испанский город-государство (ныне город Сагунто на востоке Испании). Во время 2-й Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) Ганнибал во главе огромной армии, отягощённой обозом и боевыми слонами, предпринял стремительный переход через Альпы и в 218 г. до н. э. вторгся в Италию. В четырёх сражениях — на реках Тицин, Треббия (218 г. до н. э.), Тразименском озере (217 г. до н. э.), при Каннах (216 г. до н. э.) — Ганнибал практически уничтожил римскую армию. Однако он не решился штурмовать Рим, занявшись закреплением своего владычества в Италии. Постепенно римляне переманили на свою сторону или захватили союзные Ганнибалу города, разбили его полководцев в Италии и Испании.

В 204 г. до н. э. римские войска переправились в Африку. Ганнибал был против воли отозван в Карфаген и в 202 г. до н. э. потерпел единственное в своей жизни поражение при Заме (Северная Африка, около современного города Эль-Кеф в Тунисе) от римского полководца Сципиона.
Римляне навязали Карфагену унизительный мир. Ганнибал стремился сохранить независимость своего государства, предупреждал о гибельности подчинения Риму и в конце концов бежал из Карфагена, опасаясь за свою жизнь. Став советником сирийского царя Антиоха III Великого, он подтолкнул его к войне с Римом (192—188 гг.).

Разгромив Антиоха, римляне потребовали выдать Ганнибала. Ганнибал бежал в Вифинию (царство на северо-западе Малой Азии, на территории современной Турции), а когда царь Прусий собрался выдать его римским посланникам, отравился.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания

Использование современных технологий обучения на уроках истории и обществознания

В 10 классе выполняют задание по истории на выявление общих и различных черт в каком-то явлении или событии в рамках подготовки к

В 10 классе выполняют задание по истории на выявление общих и различных черт в каком-то явлении или событии в рамках подготовки к

Совместно с учителем МХК составили задания

Совместно с учителем МХК составили задания

В ходе дискуссии осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитических…

В ходе дискуссии осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитических…

Г) Авраам Линкольн считал, что «демократия - правление народа, избранное народом и для народа»

Г) Авраам Линкольн считал, что «демократия - правление народа, избранное народом и для народа»

Сообщение второй группы Факторы, которые влияют на спрос на рынке труда 1

Сообщение второй группы Факторы, которые влияют на спрос на рынке труда 1

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентации по теме: «Первый съезд народных депутатов», «Я – избиратель» ,творческие работы учащихся, портретный ряд

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентации по теме: «Первый съезд народных депутатов», «Я – избиратель» ,творческие работы учащихся, портретный ряд

Обучающиеся получили опережающее задание: подготовить проект своей рекламы и должны были ответить на вопрос: «Какая реклама не нравится и почему?»

Обучающиеся получили опережающее задание: подготовить проект своей рекламы и должны были ответить на вопрос: «Какая реклама не нравится и почему?»

У доски задания учащимся: 1)

У доски задания учащимся: 1)

Можно использовать дополнительный материал из приложения №1

Можно использовать дополнительный материал из приложения №1

Приложение к уроку «Предпринимательская деятельность» №2

Приложение к уроку «Предпринимательская деятельность» №2

Стратегия и технология предпринимательской деятельности

Стратегия и технология предпринимательской деятельности

Развивающие : а) развитие умения занимать свою позицию по отношению к факту истории, способность к самоопределению по отношению к правлению

Развивающие : а) развитие умения занимать свою позицию по отношению к факту истории, способность к самоопределению по отношению к правлению

Что такое оттепель, как природное явление?

Что такое оттепель, как природное явление?

Учащиеся приходят к выводу , что наряду с наукой и техникой

Учащиеся приходят к выводу , что наряду с наукой и техникой

Урок можно закончить словами М

Урок можно закончить словами М

Западного направления, Юго-Западного,

Западного направления, Юго-Западного,

Основные политические акции ·

Основные политические акции ·

Вторая война Рима с Карфагеном

Вторая война Рима с Карфагеном

Учитель обобщает ответы и сообщает цель

Учитель обобщает ответы и сообщает цель

Сообщение ученика о битве.

Сообщение ученика о битве.

Задание №2 Рассмотрите картину в параграфе, на странице 217

Задание №2 Рассмотрите картину в параграфе, на странице 217

Задание №7 Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения

Задание №7 Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения

Карфагена, опасаясь за свою жизнь

Карфагена, опасаясь за свою жизнь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022