Совершенствование качества образования учащихся в соответствии с требованиями обновленных ФГОС
Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов – качество образования – нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования.
В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение учащимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.
Первостепенная задача школы - достижение нового, современного качества образования.
Качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
- качество условий (квалификации педагогических работников);
- качество организации образовательного процесса;
- качество образовательных результатов.
Качество образования в школе– это соотношение цели и результата, при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне.
Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целью.
Цель современного образования – помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться работать, научиться жить в ладу с самим собою.
Выделяют основные целевые направления:
- совершенствование организации образовательной деятельности и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение образовательной деятельности на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
- обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
- формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие образовательной деятельности;
- организация взаимодействия учителей, педагога-психолога, родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей учащихся.
Составляющими качества образования являются:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
ФГОС призван обеспечить переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.
Новые подходы в организации связаны с расширением индивидуальных и групповых форм работы в урочной системе, введением обязательной для всех проектной и исследовательской деятельности, созданием связки урочной и внеурочной форм, а также целенаправленной социализации и воспитания. Последние две позиции определены и сформулированы на уровне требований к образовательной программе.
Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.
Для включения учащегося в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Важно развивать рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.
Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет учащегося как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать учащимся, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Особая роль в управлении качеством отводится классному руководителю, так как она является главным связующим звеном цепочки: учителя-предметники – учащиеся – родители выпускников.
Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Для этого в школе должна проводится направленная методическая работа:
- Следование традициям и внедрение новаций.
- Совершенствование видов форм диагностики и контроля информационного обеспечения.
- Внедрение в практику инновационных и компьютерных технологий.
- Повышение профессиональной компетентности учителей школы, формирование нового представления о качестве общего образования, системе его мониторинга и оценки..
- Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей.
- Реализация системно - деятельностного подхода в образовательной деятельности.
- Определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция.
- Накопление и фиксирование индивидуальных достижений учащихся путем оформления портфеля достижений.
- Организация проектной и исследовательской деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
- Выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и учителя как участники образовательной деятельности. Чтобы повысить качество образования следует улучшать процессы преподавания и обучения, использовать разнообразные методики и технологии, применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.
Повышению качества обучения способствуют:
- Личностно-ориентированный подход
- Создание ситуации успеха
- Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся
- Создание для учащегося возможности дальнейшего роста
- Постановка конкретных целей и задач как для учителя, так и для учащегося
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность
- Использование открытых текстов работ, заданий на опережение
- Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.
- Обучение через диалог
- Обучение через интерес
- Психологическое единство с классом
- Определение более четких критериев оценивания
- Мотивация познавательной деятельности
- Дифференциация заданий
- Разнообразие форм организации образовательной деятельности
- Использование психолого-педагогических характеристик учащихся
Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Качество образования не сводится исключительно к качеству обучения. Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого, мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.
Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования.
Качество образования, выступает обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы. Качество образования — важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе школы. Т.о. качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.