«Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках музыки»
Оценка 4.8

«Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках музыки»

Оценка 4.8
docx
16.11.2021
«Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках музыки»
+ Образовательные технологии ).docx

учитель музыки МБОУ СШ № 75

Куландина Н.А

Доклад на тему:

 «Использование современных технологий в рамках ФГОС ОО на уроках музыки»

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…
Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица). 
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны универсальные учебные действия. Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость,  умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
В предлагаемом выступлении я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки и во внеурочной деятельности педагогических технологиях.
В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:
1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )
2. Здоровьесберегающая технология  (Слушание музыки, исполнение песен участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся)
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении. 
Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания..Слушание лучших образцов музыкального искусства, игра на музыкальных инструментах, занятия музыкально-театральным и вокальным искусством  оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на детей, снимая нервнопсихическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуют общему оздоровлению. 
Чередование на уроке разных видов деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) также способствует снятию усталости. 
Смена расположения рабочих мест – один из способов создания комфортной обстановки для обучения. 
3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект) Как известно, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. 
Игровая деятельность на уроке выполняет следующие функции:
развлекательную (это основная функция игры - доставить удовольствие, пробудить интерес);
коммуникативную;
самореализации в игре;
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений).
4. ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При групповой работе класс делится на группы для совместного решения определенных учебных задач.
Пример групповой работы, примененной нами на итоговых уроках 1-го триместра в 4-7 классах в текущем учебном году:
Каждой группе в начале работы раздать кусочек ватмана (или альбомный лист), нарезки («лапшу») с именами композиторов и их произведениями, с которыми обучающиеся познакомились в 1 триместре, клей-карандаш, фломастер.
Каждой группе дается задание: приклеить на листок ватмана имена композиторов, а напротив каждого имени – название музыкального произведения данного композитора (получается 5-7 пар). Ученики обсуждают задачу, намечают пути ее решения. Далее – реализовывают задачу на практике. (6-9 минут).
Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты на каждую команду).
Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. За каждый найденный неправильный ответ – 1 балл (1-2 минута).
Далее каждой команде возвращается листок с выполненной ею  работой. Учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, с которыми обучающиеся познакомились в течение 1-го триместра. Задача детей – проставить цифрами рядом с названием музыкального произведения, каким по счету оно прозвучало (7-10 минут).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты).
Далее можно дать задание  каждой группе спеть по 1 разученному в триместре произведению. Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость (3-4 минуты).
Подсчет очков и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде).
Таким способом можно в игровой форме в течение одного урока вспомнить и закрепить пройденный за триместр материал.
Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся в группе, коммуникацию, общение, взаимопонимание и др. К групповым технологиям обучения относятся также групповые проекты.
5. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
Большое значение на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности в настоящее время приобретают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Информационно-коммуникационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Применение ИКТ активирует познавательную и творческую деятельность школьников. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы,  ресурсы сети Интернет, возможности электромузыкальных инструментов и др.
 Учебный процесс значительно активируется при использовании на уроке ярких и содержательных презентаций. Оценить степень усвоения детьми пройденной темы, а ученику – закрепить в игровой форме полученные на уроке знания помогают интерактивные контрольные работы (тесты). Значительно расширить и обогатить песенный репертуар на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использование качественных «минусовок». Однако необходимо помнить, что применение ИКТ на уроке музыки не должно заменять живого общения ученика с учителем, живого звучания музыкальных инструментов и детских голосов.
Следует отметить, что задачу учителя входит  не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на владение навыками работы с различными источниками: самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, умение выделять в огромном количестве информации главное, развитие критического отношения к информации, распространяемой по каналам СМИ.6.ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов, итд)
2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)
3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)
4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений итд)
5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)
6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток)
Но для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения.

 

 

 

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

5. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.

6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

 

 

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В педагогике обучения и воспитания есть много сложных актуальных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема активизации познавательной деятельности и  положительной мотивации учения. То есть того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения, как заинтересовать и привлечь его в процесс обучения. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.

В числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация влияет на характер деятельности учащихся, отношение ребенка к учению, на становление ученика как личности. Изучение и формирование мотивации учения должно иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной форме к личности ученика – с другой. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.

Необходимо создание в классе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется продуктивным общением. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики. Главным в начале активной деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще стимулы преподавателя, чтобы активизировать деятельность учащихся. От эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.

Основным источником интереса к учебной деятельности является её содержание.

Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания произведения к реальным событиям и образам. Задача учителя - направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, воспитывать убеждение в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в том обыденном, мимо чего мы проходили каждый день, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны.

Взаимодействие ребенка и преподавателя, ребенка и его сверстников также способствует формированию учебной мотивации. Только та информация, которая как-то созвучна потребностям учащегося, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому преподавателю очень важно знать потребности его учащихся, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.

Предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности. На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение индивида.

Музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей. Урок музыки - прежде всего урок общения с  искусством. Музыка - это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. У ребенка  появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно, опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности. Зерном являются познавательные потребности «Я хочу это знать, мне интересно это узнать, я стремлюсь это узнать». Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива самих учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

     Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствуетприменение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки – игры. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждогонучащегося.
     Игра значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания.    

 

Основные     достоинства     игрового     метода     заключаются     в  следующем:

- обеспечивается    комплексность    формирования    знаний,    умений,    навыков;

-процесс      приобретения     знаний     получает     деятельностный     характер;

-учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;

-развитие желания и способности действовать самостоятельно.

 

Игра всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.  Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность.

Чтобы сформировать положительные мотивы к учебной деятельности, необходимо использовать не один из методов организации и осуществления учебной деятельности, а совокупность методов, например, словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной работы под руководством педагога. Также в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением.

Одним из действенных методов стимулирования интереса к учению являетсясоздание в учебном процессе ситуаций успеха. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи. Вот почему надо так подбирать для учащихся произведения, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложного задания.

Одним из методов эмоционального стимулирования можно назвать метод стимулирования занимательностью – введение в образовательный процесс занимательных примеров.   В роли методов, стимулирующих интерес к учению, выступает и метод занимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданием эффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта, все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи преподавателя. Создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радость узнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемого произведения. Эмоции должны вводить учащегося в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочного характера.

Помимо стимулирования учащихся внедрение современных технологий обучения также способствует повышению мотивации к учению, помогают формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции. Использование ИКТ на уроке музыки помогает выработать у учащихся умение ориентироваться в пространстве музыкальной культуры, сформировать самостоятельные взгляды и оценки по отношению к музыке, стать активным участником процесса обучения. Уроки становятся яркими и интересными. ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию творческих способностей детей, активизации познавательной деятельности. Уроки, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря  мультимедийным  пособиям, учащиеся отличаются высокой активностью на уроках  (высказывают своё мнение,  размышляют, рассуждают).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией.

Использование  мультимедийных  презентаций, разработанных к изучаемым темам,  использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер; информация, представленная  на компьютерных дисках, позволяющая   проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве как средство создания ситуации занимательности, повышения интереса учащихся к учебной деятельности  и новому качеству образования.

Важным средством обучения являются  нестандартные уроки. Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.

            На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Главные отличительные признаки нестандартных заданий: - их связь с творческой деятельностью, наличие элементов нового, изменение внешних рамок;
-кроме программного, используется и внепрограммный материал;
организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании с индивидуальной; занятие проводится в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления; -в процессе занятия используется музыка, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, ролевая игра, кроссворд, викторина, интервью, репортаж, рецензия, пресс-конференция, бенефис, дискуссия, телепередача, телемост, диалог, сказка, спектакль.

Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.

Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения. В связи с этим основным направлением педагогической деятельности идет развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста. 
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности. 

Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются: 
- самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства;  
-открытиебнеизвестного,нового. 
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента:

- потребность в поисковой деятельности;

- неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

-доступность в выполнении проблемного музыкального задания.  Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. 
Для реализации целей и задач данной технологии в педагогической практике используются различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененныхюусловиях. 
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий. Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. Задача педагога – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

 

Выводы

Применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

- личностному развитию учащихся;

- повышению интереса школьников к учебным занятиям;

- росту познавательной активности учащихся в процессе обучения, изменению самооценки учащихся;

- воспитанию активности и самостоятельности;

- формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни, развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

-овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

- созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности;

- наиболее продуктивными можно считать технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении; - использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению; - при применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление;

- учащийся становится более активным, заинтересованным, равноправным участником обучения; отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению; такая работа на уроке имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

 



 

 

 

 



 

 

 

 

«Применение игровых технологий на уроках музыки»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

 

Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.

Урок музыки - это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.

Творчество - это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету музыка.

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Существует большое количество игровых методов обучения.

Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках:

1.    В обучении детей пению я использую игровую методику.

Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни. В среднем звене - это сочинение вокального подголоска, пение по «цепочке», как бы передавая «эстафету» другому человеку, вокальная импровизация. В учебниках для первого класса уже включены тексты народных песенок – попевок, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всем классом.

 

1

2Вокальные игры – ритмодекламации.

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.

3. Музыкально-дидактические игры - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластичное движение, пластические этюды дают возможность ученику выразить свое восприятие музыки, не объясняя свое душевное состояние, и помогают педагогу направить духовное внимание в глубину поэтичного мира произведения, не нарушая таинства личного общения с музыкой. Пластическое интонирование- один из игровых приёмов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания. Здесь можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что-то такое, что дает почувствовать интонационно-образный смысл музыки.

Особенно интересен метод под названием «Зеркало» - «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Я своими руками начинаю рассказывать без слов детям о музыке. Ребята начинают повторять за мной, причём с удовольствием работают все, воплощая звучащую музыку в жестах.

К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование», который тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

4. Игровой метод - Инструментальное музицирование.

Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки.

2

Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов- и ложки, и трещётки, и колокольчики, и бубны, и самодельные погремушки. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.

5. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д. Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению. Игры - путешествия совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.

6Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я - композитор», «Я - сочинитель».

Это игры на знание средств музыкальной выразительности. Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру «Художники — декораторы». В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.

Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров. Поэтому «Психологу» даётся задание нарисовать словесный портрет героя музыкального произведения. Можно другой вариант - через прослушивание одного или ряда произведений одного из композиторов рассказать о нём — человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

Назову ещё несколько игровых приёмов, развивающих творческие способности детей и способствующих развитию мышления - «Найди пропущенное слово» и, наоборот, «Найди ненужное слово». Эти задания ребята выполняют как устно, так и письменно.

«Логические цепочки» и «Ассоциативные сети»

Эти игры использую, начиная с 5 класса. Ребята учатся совершать логический переход от одного понятия к другому в три - четыре промежуточных слова (например: в 7 классе в теме «Что значит современность в музыке» нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от слова «современность» к слову «музыка» - ( современность — жизнь; жизнь — красота; красота — музыка.) Учащиеся учатся узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям.

 

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

3

Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.

 

Предлагаю вашему вниманию несколько игровых приемов и дидактических игр, применение которых поможет учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки в начальной школе. 

 

«Играем в оркестр» 
Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них. 
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М. И. Глинки, 40-я симфония В. А. Моцарт (1 часть). 
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра. 
Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры. 
Как располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте. 
Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра. 
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку. 
«Угадай инструмент»

Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы. 
«Загадочный инструмент» 
Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка) 
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента. 
Деревянная основа, имеет струны, средних размеров, играть с помощью смычка, имеет певучие звучание.  Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.

«А+Б» 
Класс делиться на команды. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скри….(пка); ро…(яль); ма…(ракасы). Затем вторая команда предлагает своё название.

А противоположная команда должна дружно досказать слово. 
Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок. 
«Кто быстрей?» 
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов. 
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». 
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового. 
«Свой оркестр» 
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом. 
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку. Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться. 
«Эхо» (развиваем слух)
Учитель громко, отчетливо поет отдельные ноты и соединения, а ученики тихо повторяют данные звуки, как отголосок эха. Можно игру проводить несколько иначе. Учитель поёт звук громко. Ученики 1-го ряда повторяют этот же звук не очень громко. За ними ребята 2-го ряда повторяют этот звук не очень тихо. А ученики с 3-го ряда повторяют очень тихо. Таким образом, ребята одновременно знакомятся с оттенками, знакомятся с их условными обозначениями. 
«Лисичка, птичка, медведь» 
Это несколько условное название. На самом деле можно придумать множество вариантов этой игры.  1-й вариант: учитель играет на инструменте вразброс звуки. Учащиеся записывают ответы с помощью условных обозначений. Низкий звук сравниваем с образом медведя, поэтому обозначаем, условно М. Средний звук сравниваем с озорным легким бегом зайчишки, обозначаем буквой З. А высокие звуки - это, конечно же, звонкое щебетание птичек, обозначаем П. Вот так легко ребята могут ознакомиться с темой «Высота звуков». 
2-й вариант больше похож на творческую работу. Учитель играет различные комбинации нот в разном темпе. Ученики пытаются оживить музыку. Они думают, какому животному подойдет эта мелодия. Быстрая, легкая музыка - может быть это пробежал ёжик? Лукавая, острая музыка схожа с проказами хитрой лисы. 
Тема: «Музыка и движение» 1 класс. Послушайте, что я вам сыграю, и угадайте, куда мы с вами бежим по лестнице вверх или вниз? Вот змея ползет, на горку или с горки? 
Послушайте, как чирикают две птички. У какой из них голос более высокий - у первой или у второй? Какая из них меньше?

Тема: «Ритм»

«Фотограф» 
Цель игры - развитие музыкальной памяти и внимания младших школьников. 
Дидактический материал: карточки с ритмом. 
Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика - «фотографа». «Фотовспышка» - «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должны запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» - решает «фотограф». Другой вариант учитель отхлопывает простейший ритм, ребенок повторяет и добавляет 1свой элемент и т.д. 
«Музыкальный поезд» 
Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель - машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда - 3 вагончика. 
Помощник хлопает ритм «вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске. Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик - ряд, который допустит меньше ошибок.
«Цветик – семицветик»

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха. 
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. 

Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились в классе. 
«Клоуны» Д.Б.Кабалевский. 
«Болезнь куклы» П.И.Чайковский. 
«Шествие гномов» Э.Григ. 
«Дед Мороз» Р.Шуман и т.д. 
Ход игры:  Дети сидят полукругом. Приходит садовник (учитель) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Учитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения. 
«Громко и тихо» 
Цель: Закреплять умение различать динамические оттенки музыки: тихо (р), громко (f), не слишком громко (mf). Выбрать цвета, которые будут соответствовать динамическим оттенкам. Прослушиваем музыку 2 раза, затем рисуем, как она изменялась (то же самое по изменению лада, темпа). 
«Сами композиторы» 
Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зима и т.д.). Метод сочинения сочиненного. Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов. Не обязательно специально придумывать рифму. Можно использовать известные детские стихотворения, например:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик… 
«Инсценировка» 
Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки? 
Прекрасные примеры для инсценировки - песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль. 

Ассоциативные игры на уроках музыки 
Основные задачи ассоциативных игр: 
— развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать

неординарные идеи и образы; 
— развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений

красок; 
— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира; 
— дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления; 
— учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.


«Партитура чувств»

- выразить мимикой, жестами эмоциональное состояние музыки после ее прослушивания 
«Представь и услышишь». Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные».  Детям предлагается: 
а) описать или нарисовать свои любимые звуки; 
б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака; 
в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.; 
г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой

и маленькой лужи.

«Эмоции»

Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное. 

«Цвет»

Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы.

Учитель просит участников игры: 
а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат; 
б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой; 
в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов».


Литература

1.    Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М., 2005.

2.    Асафьев, Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Редакция и вступ. статья Е.М. Орловой. / Б. Асафьев. – Л., 1973.

3.    Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М., 2002.

4.    Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М., 1989.

5.    Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка/ Н.А. Ветлугина. – М., 1968.

6.    Горюнова, Л.В., Маслова, Л.П. Урок музыки – урок искусства: Книга для учителя / Л.В. Горюнова, Л.П. Маслова. – М., 1989.

7.    Ермолинская, Е.А. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие под ред. Е.П. Кабковой / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др. – М., 2009.

8.    Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. В сб.: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1– 8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского. – М., 2007.

9.    Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.,1989.

10.  Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии / Г.Ю. Ксензова. – М., 2001.

11.  Радомская, О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий: дис…канд. пед. наук: 13.00.08 – М., 2004.

12.  Рябушкин, Б.С. Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе: автореф. дис…докт. пед. наук:13.00.08 / Рябушкин Борис Сергеевич – М., 2000.

13.  Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2002.

14.  Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом / Г.К. Селевко. – М., 2005.

15.  Сергеева, Г.П. Педагогические технологии в преподавании предмета «Музыка» в условиях экспериментальной деятельности. В сб.: Учебник на уроке искусства: Метод. рекомендации для учителей музыки и изобразительного искусства. Вып. 1. / Под научн. ред. С.К. Семениной. / Г.П. Сергеева. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педсовете на тему:
«
Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе».

 «Игра - это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности..."

В.А. Сухомлинский

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

 

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

o    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

o    как элемент более общей технологии;

o    в качестве урока или его части; (введение, контроль);

o    как технология внеклассной работы.

 

Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического их использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. При помощи умело построенной игры учитель может добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся.

Предлагаю вашему вниманию несколько игровых приемов и дидактических игр, применение которых поможет учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки.

«Играем в оркестр»

Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них. 
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть). 
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-

исполнителей. Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры. 
Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра. 
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку. 
«Угадай инструмент»

Цель:. Научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы.

Игра « Кто быстрей».

Выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов. 
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша». 
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового. 

Ритмодекламация « Барабан» - учить выразительно, метрично декламировать стихотворение, разучить его с различными вариантами звучащих жестов, добавить аккомпанемент из ударных инструментов /барабана, палочек, коробочек/; учить исполнять стихотворение в различной динамике, регистре /низком, высоком, фальцетном/, в различном темпе.

Ритмодекламация « Кап-кап» - учить выразительно ритмично декламировать текст; развивать звуковысотный слух, показывая рукой движение мелодии сверху вниз; исполнять попевку, распределив между собою «нотки – капли» и пропевая их по-очереди под управлением «дирижера»; учить исполнять попевку, подыгрывая себе на 3х пластинках металлофона и колокольчиках разной высоты звучания. Кап – кап – кап. Кто там?

Кап- кап – кап. Что там?

Ты ответь прямо,

Не стучи в раму.

Ритмодекламация « Сорока» - учить ритмично выразительно исполнять попевку; учить выделять нисходящий звук в попевке каким – либо движением – топнуть ногой, хлопнуть по коленям, присесть, спеть про себя, моргнуть глазами, изобразить приподнятый хвост сороки одной рукой, которая при переходе на звук «ля» будет опускать хвост. Учить исполнять попевку, подыгрывая себе на металлофоне. Сорока – сорока,

Где была? Далеко!

Кашку варила,

Детушек кормила

 

 

 

Игра с именами « давай поиграем» - развивать творческое воображение, по-новому представляя свое имя в жесте, мимике, движении, интонации; развивать умение точно повторять задание, придуманное предыдущим участником игры; развивать сотрудничество в группе, уверенность в себе.

 

Игра с именами « Повтори мое имя» - учить отбивать на бубне или барабане 2х дольный ритм с четким выделением долей, воспроизвести этот ритм в движении – шаг вправо – приставить левую ногу; шаг влево – приставить правую ногу, сохраняя заданный ритм; учить четко произносить свое имя. При повторе его проговаривает вся группа.

 

Элементарное музицирование « Деревянные истории» - познакомить детей с детскими деревянными инструментами / ложками, коробочками, палочками/, и приемами игры на них. Привлечь внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными инструментами. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение. Учить выразительно использовать деревянные звуки, соотносить образ и исполнительский прием.

 

Музыкальные импровизации « музыкальный ежик»- развивать чувство ритма, прохлопывая разученный текст; учить сопровождать текст звучащими жестами; добавлять использование разных инструментов; учить играть ансамблем придуманный детьми ритмический вариант; учить придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру.

Музыкальные импровизации « Сочини колыбельную для куклы» - предложить детям послушать колыбельную на текст.

«Баю – баю, спят цветы,

Баю – баю – спи и ты»

Показать, как можно по-новому спеть мелодию, меняя 2-3 раза мелодическую окраску песни.

Музыкальные игры « Тихо-громко » - познакомить детей с правилами игры. Учить играть на инструментах /колокольчиках, ложках/, слушая динамические изменения в музыке /громко – тихо/.



Библиографический список:

1.       Н.Г.Куприна «Игры с именами». 1/ 2003 г. «Музыкальная палитра».

2.       Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками». 2003 г. ООО Редакция журнала «музыкальная палитра».

3.       Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/ 1999 г. «Дошкольное воспитание».

4.       Т.М.Орлова, С.И.Бекина «Учите детей петь». 1988 г. «Просвещение».

5.       В.С.Юркевич «Одаренные дети». 4/ 2009 г. «Обруч». ОАО «Кострома».

6.       Т.Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/ 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на ШМО на тему:

«Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки»


В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся? (Презентация 1)

Современной психолого-педагогической наукой выделяются следующие ключевые установки и действия формирования учебной мотивации:

  • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • создание ситуации успеха;
  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
  • нестандартные формы проведения урока;
  • гибкая система поощрения и порицания;
  • использование информационных технологий;
  • использование игровых технологий.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.

Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • «мозговой штурм» (поиск идей, путей решения творческой задачи);
  • метод размышления о музыке;
  • метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
  • метод музыкальных обобщений;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод проблемного изложения материала;
  • метод интонирования;
  • метод моделирования художественного процесса;
  • метод интонационно – стилевого анализа;
  • метод импровизации;
  • метод творческих заданий.

Формирование познавательной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности:

  • слушание музыки (осознанное её восприятие);
  • хоровое, ансамблевое, сольное пение;
  • музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, дирижирование; 
  • импровизация (речевая, вокальная, ритмическая); 
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • инсценировка песен;
  • музыкальные игры.

Игровая деятельность

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Об обучающей функции игры уже давно известно. Используя игры как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали, что они содержат большие потенциальные возможности. Игровые формы работы способствуют созданию благоприятного психологического климата и активизируют деятельность обучающихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Она посильна всем, даже слабо подготовленным ребятам. Более того, слабо подготовленный ребёнок может проявить находчивость и сообразительность. Чувство «равноправия», атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт ребятам благоприятную психологическую атмосферу. Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем обучающимся независимо от их индивидуальных особенностей.
Во время игры происходит свободное общение обучающихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. 
Для обучающихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор.

Использование ИКТ

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Урок с использованием ИКТ всегда наглядный, красочный, информативный, экономит время учителя и ученика. 
На помощь учителю приходят цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это объекты, предназначенные для образовательных целей, представленные в цифровом (электронном) виде, доступные для использования. 
Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю сама или пользуюсь специальными сайтами (например: 
http://school-collection.edu.ru/). 
В своей работе я использую:

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.);

Звуковые фонограммы песен («плюсовки» и «минусовки»);

Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения).

Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Использование интерактивной доски также является средством, способствующим повышению мотивации к обучению у школьников. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами. С использованием интерактивной доски  уроки стали интереснее, дети внимательнее и поэтому лучше понимают и быстрее запоминают материал.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках музыки способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости обучающихся, умению самостоятельного поиска информации.
Стоит заметить, что процесс подготовки урока учителем стал трудоемким. Но все же это того стоит.

Также на своих уроках я использую такие методы и приемы активизации творческих проявлений, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях проблемной ситуации:

  • Написание мини-сочинения, размышления о музыке;
  • Выполнение докладов, рефератов;
  • Описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения.
  • Написание тестов, кроссвордов по творчеству композиторов.
  • «Рисуем музыку» – изображение музыкального образа, наглядности к песням.
  • Составление ребусов по творчеству композиторов, на знание нотной грамоты.
  • Проведение музыкальной викторины по пройденным произведениям.
  • Проведение музыкально-дидактических игр.
  • Инсценирование песен, театрализация.
  • Сочинение инструментального сопровождения к песням на детских музыкальных инструментах.
  •  Занимательная музыка – задания, способствующие развитию творческой фантазии (стихи, сказки, игры).
  •  Ритмопластика (придумать движения, соответствующие характеру музыки, персонажа).
  •  Загадко-творчество (отгадать, сочинить).
  • Проектная деятельность.

Использование метода проектов

В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков обучающихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся  (индивидуальную, парную, групповую). Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, музыкальных игр и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).В ходе выполнения проекта ребенок оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.  Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий.

Участие в конкурсах

Конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей. Конкурсы детского творчества способствуют развитию детского художественного творчества, повышению уровня художественно-эстетического воспитания учащихся, возможности демонстрации учащимися своих творческих результатов. 
На протяжении нескольких лет, я вместе с учащимися участвую в конкурсах детского художественного творчества в номинациях «Вокал» и «Хор», подготовила победителей и призеров различного уровня. 
Участие в конкурсах вызывает у обучающихся положительную мотивацию. У них формируется активная жизненная позиция, повышается интерес к изучению предмета, развивается художественно-творческое мышление, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. 
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Детям очень нравится, когда они видят результаты своей работы и считают свой труд, свои успехи очень значимыми для себя.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ СШ № 75 Куландина Н.А

МБОУ СШ № 75 Куландина Н.А

Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания

Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания

Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты)

Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты)

Следует отметить, что задачу учителя входит не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на…

Следует отметить, что задачу учителя входит не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на…

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

Взаимодействие ребенка и преподавателя, ребенка и его сверстников также способствует формированию учебной мотивации

Взаимодействие ребенка и преподавателя, ребенка и его сверстников также способствует формированию учебной мотивации

Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем: - обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков; -процесс приобретения знаний получает деятельностный характер; -учащиеся получают опыт, делают ошибки…

Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем: - обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков; -процесс приобретения знаний получает деятельностный характер; -учащиеся получают опыт, делают ошибки…

Использование ИКТ на уроке музыки помогает выработать у учащихся умение ориентироваться в пространстве музыкальной культуры, сформировать самостоятельные взгляды и оценки по отношению к музыке, стать…

Использование ИКТ на уроке музыки помогает выработать у учащихся умение ориентироваться в пространстве музыкальной культуры, сформировать самостоятельные взгляды и оценки по отношению к музыке, стать…

Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей…

Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей…

Выводы Применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует: - личностному развитию учащихся; - повышению интереса школьников к учебным занятиям; - росту познавательной активности учащихся…

Выводы Применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует: - личностному развитию учащихся; - повышению интереса школьников к учебным занятиям; - росту познавательной активности учащихся…

Применение игровых технологий на уроках музыки»

Применение игровых технологий на уроках музыки»

Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т

Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу

Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу

Играем в оркестр» Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них

Играем в оркестр» Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята»

Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята»

Клоуны» Д.Б.Кабалевский. «Болезнь куклы»

Клоуны» Д.Б.Кабалевский. «Болезнь куклы»

Описать и нарисовать звучание облака; в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т

Описать и нарисовать звучание облака; в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т

Сергеева, Г.П. Педагогические технологии в преподавании предмета «Музыка» в условиях экспериментальной деятельности

Сергеева, Г.П. Педагогические технологии в преподавании предмета «Музыка» в условиях экспериментальной деятельности

В.А. Сухомлинский Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и…

В.А. Сухомлинский Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и…

Игра « Кто быстрей». Выбирается по одному представителю

Игра « Кто быстрей». Выбирается по одному представителю

Музыкальные импровизации « музыкальный ежик»- развивать чувство ритма, прохлопывая разученный текст; учить сопровождать текст звучащими жестами; добавлять использование разных инструментов; учить играть ансамблем придуманный детьми…

Музыкальные импровизации « музыкальный ежик»- развивать чувство ритма, прохлопывая разученный текст; учить сопровождать текст звучащими жестами; добавлять использование разных инструментов; учить играть ансамблем придуманный детьми…

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки»

Творчество как способ повышения мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках музыки»

Формирование познавательной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование,…

Формирование познавательной мотивации на уроке музыки происходит через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование,…

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки;

Загадко-творчество (отгадать, сочинить)

Загадко-творчество (отгадать, сочинить)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021