Использование театральной деятельности при автоматизации и дифференциации звуков
Оценка 4.6

Использование театральной деятельности при автоматизации и дифференциации звуков

Оценка 4.6
docx
21.02.2022
Использование театральной деятельности при автоматизации и дифференциации звуков
Творческий проект.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

 Луганской Народной Республики «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза И.В. Туркенича»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование театральной деятельности при автоматизации и дифференциации звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект

учителя-логопеда логопедического пункта при ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 24 имени Героя Советского Союза

И.В. Туркенича»

Доманиной Тамары Сергеевны

 

 

 

 

 

 

 

Любые нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое нарушение речи или общее недоразвитие речи, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения, и это сказывается на формировании всей психической жизни ребенка. К сожалению, в последние годы вместе с бурным развитием технологий отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Работая в школе, анализируя различные формы коррекционной работы, и, желая разнообразить классно-урочную систему занятий, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств особенно на этапе автоматизации звуков.

Театр является синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.

Участие в театральной деятельности развивает многие стороны личности школьника. Это психофизические особенности (мимика, пантомима), психические процессы (память, восприятие, воображение, внимание, мышление), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать), способы ребенка общаться со сверстниками, пробудить интерес к книге.

Цель: автоматизация поставленных звуков, совершенствование монологической и диалогической форм речи средствами театрализованных игр и представлений.

Задачи:

1.     Развитие и закрепление поставленных звуков.

2.     Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса.

3.     Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, воображения.

4.     Совершенствование моторики, координации, плавности.

5.     Развитие анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

6.     Развитие эмоционально-волевой сферы.

7.     Развитие чувства коллективизма, коммуникативных навыков.

Актуальность: решение вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционной работы с учащимися начальной школы, развитие творческих и речевых способностей ребенка через театрализованные постановки.

Направленность: познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

I.                   Пояснительная записка.

1.     Цель проекта

2.     Задачи проекта

3.     Актуальность

4.     Направленность

5.     Этапы театрализованной деятельности

6.     Вид проекта

II.                Программа работы с учащимися логопедической группы по преодолению речевых нарушений посредством театральной деятельности.

1.     Речевое развитие

2.     Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

3.     Развитие связной речи и речевого общения.

4.     Развитие общей моторики.

5.     Театрализованная деятельность.

III.             Инсценировка по стихам Э.Фарджен и Г.Кружкова «Все таланты, все поэты».

IV.            Заключение

V.               Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

         Этапы театрализованной деятельности: этап подготовки сценарного материала, репетиционный этап, подготовка предметно-развивающей среды, постановка спектакля.

         Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Программа работы с учащимися логопедической группы по преодолению речевых нарушений посредством театральной деятельности.

Речевое развитие:

- расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

- обогащать речь сложными словами, словами антонимами и словами-синонимами;

- расширять представления о переносном значении и многозначности слов.

2. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

- продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи;

- совершенствовать автоматизацию поставленных звуков в предложениях, небольших текстах, в игровой театрализованной деятельности;

- учить произвольно менять силу голоса;

- продолжать работу по развитию речевого дыхания и плавности речи.

3. Развитие связной речи и речевого общения:

- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

- совершенствовать навык ведения диалога.

4. Развитие общей моторики:

- через элементы пантомимы.

5. Театрализованная деятельность:

- совершенствовать умения творчески выполнять роли в театрализованных представлениях по сказкам, стихам, рассказам.

         Данная инсценировка может быть использована в занятиях по частям. Здесь она объединена в поэтический спектакль. Подобное театральное представление особенно эффективно на заключительных этапах автоматизации и дифференциации звуков. Инсценировка рассчитана на учащихся младших классов (с 1 по 4 класс).

Инсценировка по стихам Э.Ферджен Г. Кружкова «все таланты, все поэты»

автоматизация Р'и Р'; Ли Л;· Дифференциация р-л

Действующие лица:

Звучит песенка сл. Ю.Михайлова, муз. А. Рыбникова «Если долго-долго-долго» Вылетают два какаду, кружатся, затем выходит лев и «Рычит»

Лев : Вышел лев из-за горы

И, подумав, молвил: -Рры !

I какаду: Подлетели какаду: ( подлетают ко льву)

- Что имели вы ввиду

Рразорву и ррастерзаю?

Рразнесу и рразметаю?

Распугаю всех подряд?

Лев сказал: Я просто ррррад! (пожимает руки какаду)

(выходят 3 верблюда), идут раскачиваясь, средний начинает говорить нараспев

1-й В краю, где не встретишь ни рек, ни ручьев,

Под небом палящей лазури,

Где ветер над морем сыпучих песков

Проносит песчаные бури

(второй вступает)

2-й Где коршун опустится, не долетев,

        Где волк упадет и завоет,

        Где желтый измученный жаждою лев

        Глаза безнадежно закроет

3-й В пустыне, где век не бывает дождя,

Где меркнет пейзаж в отдаленье,

Шагает верблюд, как заклятье твердя:

Терпенье, терпенье, терпенье (говорят хором)

       (уходят)

(Звучит свист вьюги, выходят два ученика-реквизитора, расстилают белую ткань, ставят ширму из полиэтилена и стулья), выходит 1 участник, садится на стулья, начинает удить рыбу, 2-й участник садится за ширму.

2-й участник: Вот выходит на пруд школьник Вова,

                          Вова - мастер подледного лова,

Он пешней твердый лед прорубает,                                      

Манной кашей крючок наживляет

Прямо в лунку наживку бросает,

Вот так ловко!

Вот так Вовка!

1-й участник: Но живет в том пруду окунь Лева,

Лева – мастер подводного клева,

Тихо-тихо к крючку подплывает,

Кашу манную всю объедает,

Но на удочку не попадает,

Вот так ловко!

Вот так Левка!

2-й участник: Вот сидит себе Вова на ящике,

Снег притаптывает мерзлым валенком,

И мечтает хотя б о подлещике ,

О плотвенке хотя б самом маленьком

1-й участник: Подо льдом окунь Лева Похаживает,

Плавниками живот свой поглаживает,

Да посмеивается над Вовою,

Да поет свою песнь окуневую!

Звучит песня, выходят мальчик и девочка

Мальчик (строго): Ребенок должен скромным быть

Девочка (мальчику): И не орать!

Мальчик (девочке): И не вопить !

Девочка:      В гостях не забывать о «здрасьте»

Мальчик :    И слушаться , хотя б отчасти !

(расходятся в разные стороны)

(выходят 4 мальчика в спортивной одежде), звучит песенка «Закаляйся»

сл. В.Лебедева-Кумача, муз. В. Соловьева-Седого.

1-й Кросс - это самый трудный бег,

Такая проба сил,

Где сразу виден человек:

Могуч он или хил

2-й Ты парнем выглядишь лихим,

На старте ты хорош

3-й Но поглядим еще каким

Ты к финишу придешь!

4-й И вот уж голоса слышны,

И майки белые видны,

И показались бегуны,

Мелькая средь берез…

1-й Ура! Я первый прибежал!

2-й А я ежа в лесу видал!

3-й А я.. я тапку потерял!

4-й А я ее принес!

(обнимают друг друга за плечи и уходят под музыку).

Выходят две девочки в фартушках

1-я А вы не забыли

Про тряпку для пыли?

2-я Пожалуйста, не забывайте,

Но каждый день

Отбросив лень,

Нахальную пыль вытирайте!

1-я Она словно гость,

Расселась на стуле -

Пока со стула ее не смахнули

2-я На кресло садится важно,

Но тряпки боится влажной!

1-я Особенно с книг

Особенно с книг

Почаще стирай ее, ученик,

2-я Чтоб было твердое знание,

А не сплошное чихание!

1-я Имей в виду пример Луны

Где при отсутствии ветра

Слой пыли - в среднем

Достиг толщины

(хором) В двадцать два сантиметра!

(хватаются за голову и убегают)

Звучит песенка «Дружба» муз. М. Пляцковского, сл. Б. Савельева  (выходят два друга и в зал говорят).

1-й Когда воевать вам придется друг с другом -

 2-й кидаться снежками, сражаться подушкой, -

1-й На случай припомните мудрую речь:

2-й Лупите не в полную силу-

1-й Противника надо предельно беречь,

2-й Чтоб значит надолго хватило!

Звучит песенка «Из чего же ?» поэт Я. Халямский, комп. Ю. Чичков

Выходят под куплет о мальчиках 4-5 мальчиков

Девочки выходят, когда звучит куплет о девочках

Девочки (хором)    Как славно девочек зовут!

Мальчики (хором) Как славно мальчиков зовут!

Девочки (хором)    Как славно девочек зовут!

Мальчики, показывая  жестами ладони вперед: хорошо, хорошо,

Девочки продолжают:

1-я девочка: Вот Шейла - шелковый лоскут!

2-я девочка: И Сильвия - листва лесная

3-я девочка: И Стелла- звездочка ночная·

4-я девочка: И Флора - щедрая весна

5-я девочка: И Лола - плавная волна

1-я девочка: И Линда-Белл - звонок у двери –

                  Дин-дон - «кто там?»

Мальчики хором: И просто Мэри!

Как славно мальчиков зовут!

1-й     Вот Барри - пушечный салют

2-й     И Пагрик - парус средь. простора,

3-й     И Роберт - ровный рев мотора,

4-й     Том- стук копыт издалека,

5-й     И Питер - пенье пастушка

1-й     И Чарли - чистой речки звон

По камушкам ...

Девочки хором: и просто Джон!

Звучит песенка, все разбегаются. Финал.

Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно. В результате возникающего интереса к таким" видам деятельности поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, четкой, повышается эмоциональная заинтересованность ученика.

Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально ­игровую деятельность, и ведет к единой цели - ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и овладения школьными навыками и умениями.

Список литературы

1.      Артемова Л.В. театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова - Москва. Просвещение, 1991-127 с.

2.     Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М., 1991

3.     Давыдов В.Г. от детских игр к творческим играм и драматизациям/ «театр и образование: сб.научных трудов -М.,1992»

4.     Игры-драматизации «Эмоциональное развитие дошкольника» под ред. А.Д.Кошелевой - М., 1983.

5.     Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов , врачей и специалистов, работающих с детьми . СПб : речь, 2007

6.     Некрасов Л.М. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников HTТP//www.art-education.ru № 1 2007

7.     Штанъко И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: методическое пособие: ТЦ Сфера 2007.

 


 

Государственное общеобразовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

Любые нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое нарушение речи или общее недоразвитие речи, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения, и это сказывается на формировании…

Любые нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое нарушение речи или общее недоразвитие речи, рассматривается, прежде всего, как нарушение общения, и это сказывается на формировании…

Развитие чувства коллективизма, коммуникативных навыков

Развитие чувства коллективизма, коммуникативных навыков

План I.

План I.

Этапы театрализованной деятельности: этап подготовки сценарного материала, репетиционный этап, подготовка предметно-развивающей среды, постановка спектакля

Этапы театрализованной деятельности: этап подготовки сценарного материала, репетиционный этап, подготовка предметно-развивающей среды, постановка спектакля

Инсценировка рассчитана на учащихся младших классов (с 1 по 4 класс)

Инсценировка рассчитана на учащихся младших классов (с 1 по 4 класс)

Звучит свист вьюги, выходят два ученика-реквизитора, расстилают белую ткань, ставят ширму из полиэтилена и стулья), выходит 1 участник, садится на стулья, начинает удить рыбу, 2-й…

Звучит свист вьюги, выходят два ученика-реквизитора, расстилают белую ткань, ставят ширму из полиэтилена и стулья), выходит 1 участник, садится на стулья, начинает удить рыбу, 2-й…

Девочка: В гостях не забывать о «здрасьте»

Девочка: В гостях не забывать о «здрасьте»

Расселась на стуле - Пока со стула ее не смахнули 2-я

Расселась на стуле - Пока со стула ее не смахнули 2-я

Девочки продолжают: 1-я девочка:

Девочки продолжают: 1-я девочка:

Артемова Л.В. театрализованные игры дошкольников/

Артемова Л.В. театрализованные игры дошкольников/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2022