«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»
Оценка 4.8

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
чтение
08.01.2020
«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работаю в этом направлении: знакомлюсь с опытом коллег, читаю разные методические пособия, экспериментирую.
Аулова С.И. выступление.docx

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

Учитель начальных классов Аулова С.И. МБОУ «Гимназия №12» г.Белгород

 

Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работаю в этом направлении: знакомлюсь с опытом коллег, читаю разные методические пособия, экспериментирую.

 

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

 

Литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, тёплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.

 

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до регулярного чтения, у многих детей пропадает желание сидеть за книгой. Поэтому необходимо сделать так, чтобы это желание не пропадало.

 

Создание игровых ситуаций.

 

1. Чтение строчек наоборот по словам: написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Ели и сосны высокие растут лесу дремучем в.

 

2. Чтение строчек наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке.

Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.

окосыВ в ебен титевс еокря ецнлос.

 

3. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Над йобмулк порхают еывисарк бабочки.

 

4 .Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

 

Люди всегда __________ узнать мир. Они строили _____________ и уплывали на них _________. Моряки были ___________ люди и не ____________ бурь и штормов. Они уходили в кругосветные ___________ . Так были __________ Африка и Америка.

 

5. Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов.

Детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

На ветке сидела ворона.

 

6.  Тексты с «хвостами» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Яша поймал

Он пустил щуку в

Учуял добычу

Хотел кот

Только у щуки                                                                   

Щука цапнула                                                                     

Долго помнил кот                                           

таз с водой.

поймать щуку.

большую щуку.                                                                      

зубы острые.

кот Пират.     

эту встречу!

кота за лапу.

 

7. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней: чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

 

8.Поиск в тексте заданных слов.

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.

Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

 

9. Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

 

10.Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.

 

11.Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

 

12.Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст  вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

 

Данные упражнения превращают процесс чтения в необычное, веселое, интересное занятие, благодаря чему у ребенка формируется положительное эмоциональное отношение к нему.  Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения.

 

Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

 

Технология продуктивного чтения состоит из трёх этапов.

 

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достичь понимания текста на уровне содержания.

- Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

- Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

- Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

- Беседа по содержанию текста.

- Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

- Выразительное чтение.

 

Чтение с пометками

« + »  -  уже знал

« – » -  не знал

«?» -    не понял, есть вопрос

 

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»). Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 

Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.

 

 «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему»,

«Объясни»,

«Назови»,

«Предложи»,

«Придумай»,

«Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем.

К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явление

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на  соответствие вывода имеющимся данным.

 

«Синквейн». 

При составлении следует соблюдать форму написания:
1 строка – тема, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным;
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;
4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.
Этот приём позволяет учителю решить сразу несколько задач:
- сменить атмосферу в классе, сделать её творческой, ведь дети любят творить;
- проверить, как ученики запомнили важные понятия темы;
- развивать творческие способности, мышление.
Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста, изучения определённой темы.

 

Заяц.

Трусливый, нерешительный.

Боится, мёрзнет, плачет.

Петух выгнал лису по справедливости.

Хозяин.


«Солнышко».

В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приём можно
- после прослушивания сведений о творчестве писателя, 
- указывая черты характера литературного героя, 
- анализируя деятельность автора, литературного героя и т. д..

 

 

«Какография». 

(Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы.
Например, ученикам предлагаются задания:

Исправьте ошибки в утверждениях:
Сказка «Лиса, заяц и петух» - авторская сказка.

У лисы была избушка лубяная, а у зайчика – ледяная.

Медведь выгнал лису из дома зайца.

Найдите ошибку:
Заяц, собаки, медведь, петух, лиса, волк.

 

Лэпбук (lapbook)

В дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.   

 

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы.  Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

 

Лэпбук  обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

        В нашей маленькой книжке –раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание  ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

 

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»

«Использование техники активно – продуктивного чтения как средства повышения мыслительной деятельности младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020