«Использование технологии «Эйдетика» для развития и коррекции психических процессов в работе учителя – дефектолога».
«Все виды искусств
служат величайшему из искусств —
искусству жить на земле». Б. Брехт.
Притча о памяти.
Старенький дедушка сидит на пороге своего дома и играет на дудочке. Рядом
его маленький внучек. Он танцует грузинский танец, а после задаёт вопрос: -
Дедушка, а когда ты умрёшь? - Внучек, я умру вместе с тобой, - отвечает старик.
Его невестка, мать маленького мальчика, слышит ответ старого человека и
начинает возмущаться: - Отец, я думала вы пожилой, а значит и мудрый, но вижу,
что ошибалась! Как можно желать смерти собственному внуку!?
- Дочка, - говорит дедушка в раздумье, - ничего ты не понимаешь. Мой внук самый
маленький из всех, кто меня знает, он проживёт дольше всех вас, и всё это время
будет меня помнить. А с его смертью окончательно исчезнет память обо мне, вот
тогда я и умру.
Слайд № 2
Память - это основа в обучении и воспитании, в приобретении знаний, личного опыта и развитии навыков и умений. Опираясь на собственный опыт, ребенок действует, включая память во все виды и уровни своей деятельности. Память занимает особое место в схеме познавательных процессов, объединяет восприятие, мышление и воображение, внимание в одну единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Бытует мнение – хорошая память либо есть, либо ее нет. Но это не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать.
Поэтому, именно проблема развития памяти у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, была выбрана мною для самообразования.
Цель моей темы самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в обучении и развитии обучающихся.
Задачи:
ü Изучить приёмы и методы технологии «эйдетика» для развития памяти у детей.
ü Выбрать методы «эйдетика» приемлемые для детей с ОВЗ.
ü Применить для детей с интеллектуальными нарушениями для развития памяти и улучшения образовательного процесса.
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы так важны в жизни детей.
Как же помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?
На эти вопросы отвечает и помогает методика запоминания «эйдетика», которая изменяет весь подход к запоминанию информации.
Система эйдетики – память без границ. «Эйдос» в переводе с греческого – «образ», фотографическая память. Эйдетизм – это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.
Слайд № 3
Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.
В СССР проблемами эйдетики в 20–30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. П. Кононова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Фейнман. Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее методику и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов.
В 1989 году вернулись к данной теме, открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами.
Слайд № 4
Методы «Эйдетики».
Методами эйдетики являются: мнемотехника (вербально-логическое мышление) и эйдотехника (конкретно-образное мышление). Метод «эйдетики» построен на простом принципе: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Слайд № 5
Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.
Слайд № 6
ü Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
Слайд № 7
ü Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
Слайд № 8
ü Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.
ü Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.
ü Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.
ü Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.
ü Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Слайд № 9 - 11
Все дело в том, что наша память зависит от нашего образного и ассоциативного мышления. Ассоциативно мы на интуитивном уровне справляемся с запоминанием, а вот что происходит с нашим образным мышлением? Образное мышление позволяет нам представлять информацию в виде образов и картинок. Когда мы читаем интересную книгу, образы в нашей голове появляются автоматически, и мы легко потом воспроизводим и припоминаем прочитанное. Как заставить нашу память запоминать то, что необходимо? Да и вообще, что значит «запомнить»? Этот термин мы слышим с самого детства: в садике, в школе, дома, «запомни! запомни! запомни!» … А как?
Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления.
Существует несколько факторов, влияющих на процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста. Все они зависят от человека, тренирующего свою память.
· Прежде всего, это фактор желания, который побуждает узнавать новое.
· Вторым, не менее важным является фактор осознания. Для того чтобы запомнить тот или иной материал, детям должна быть понятна цель, для чего он это делает.
· Третьим фактором являются яркие впечатления. Также, как и ассоциации, впечатления служат детям школьного возраста для запоминания новых данных. В виду этого, важной задачей учителя является трансформирование сложной и тяжелой информации в более комфортную для детского восприятия.
· Четвертый фактор – внимание. Без данного атрибута запоминание превращает в трудный процесс. Важно своевременно начать учить ребенка сосредотачиваться на конкретной задаче.
Приёмы и техники «эйдетики».
Методы активизации эйдетического мышления, памяти, воображения, восприятия.
Приёмы активного творчества
ü Развитие воображения через рисунок.
Неалгоритмические методы стимулирования творчества.
ü Метод ошибок и проб.
ü Мозговой шторм – один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы.
ü Метод контрольных вопросов.
ü Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка основанный на применении аналогий (превращение незнакомого в знакомое, неизвестного в известное).
ü Морфологический ящик, метод морфологического анализа - один из методов РТВ (развитие творческого воображения). Слайд № 12
Ассоциативные методы.
ü Бином фантазии в педагогике используется в двух сферах развития воображения: - для генерирования идей нового объекта или преобразования имеющегося объекта; - для получения идей написания сказочных или фантастических рассказов (речетворчество).
ü Метод фокальных объектов («фокальный» - объект находится в фокусе вашего внимания) – эвристический метод решения задач, который помогает развить творческое мышление и навыки изобретательства.
Слайд № 13
Алгоритмические методы стимулирования творчества.
ü Метод Робинзона Крузо – учит обнаружению и использованию скрытых свойств объекта.
ü Метод числовой оси – идея уменьшения или увеличения объекта.
ü Метод маленьких человечков –дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях.
ü Метод снежного кома – данный метод направлен на формирование у обучающихся навыков принятия проблем, обобщения и систематизации мнений, знаний.
ü Метод золотой рыбки (обобщения) – суть метода заключается в последовательном разделении какой – то необъяснимой ситуации на две части – реальную и фантастическую. Реальную часть отбрасываем как исполнимую, и получаем новую ситуацию. Эту новую ситуацию рассматриваем как новую задачу и снова выделяем реальную и фантастическую части. И так далее до неразрешимого (необъяснимого) остатка. Слайд № 14
Развитие образно-ассоциативного и эйдетического мышления.
Методы запоминания информации.
ü Пиктограммы – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, явления, предмета, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
ü Метод Цицерона, «Римская комната» – способ запоминать объёмные речи для выступлений.
ü Метод картин (открыток).
ü Цепочки ассоциаций.
ü Методы ассоциативного рассказа (с помощью свободных и привязанных ассоциаций).
ü Метод фонетических ассоциаций – суть метода состоит в подборе созвучных слов.
ü Метод логических ассоциаций (соединение) – ассоциативный образ обязательно должен быть связан каким – то общим признаком.
ü Метод трансформации – преобразование, превращение, видоизменение.
ü Мыслительные карты Тони Бьюзена. Слайд № 15
Игры и упражнения на нахождения и построение ассоциаций.
ü Метод эмпатии (осознанное понимание внутреннего мира и состояния человека, способность сопереживать и сочувствовать) - способствует развитию когнитивной сферы, в частности (познавательной), способствует развитию творчества у обучающихся.
ü Метод жестов.
ü Метод крючков.
ü Друдлы – это загадка – головоломка, рисунок о котором невозможно чётко сказать, что это такое.
ü Буриме – приём – «рифмованные концы», «игра в чепуху». Слайд № 16
Результаты мониторинга по развитию психических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями до и после применения технологии «эйдетика» (памяти, внимания, мышления).
Всего |
15 обучающихся |
||||||||
|
2019-2020 |
2020-2021 |
2021 -2022 |
||||||
|
н. с |
ср. |
в. ср. |
н. с |
ср. |
в. ср. |
н. с |
ср. |
в. ср. |
Память |
10 |
2 |
3 |
9 |
3 |
3 |
8 |
4 |
3 |
Внимание |
10 |
2 |
3 |
9 |
3 |
3 |
8 |
4 |
3 |
Мышление |
10 |
2 |
3 |
9 |
3 |
3 |
8 |
4 |
3 |
Слайд № 17
В настоящее время существует 27 методов эйдетики и мнемотехники для запоминания информации. Из них для запоминания текстов — 21, для цифр — 18, для словарных слов — 4, для иностранных языков — 10, для запоминания лиц, имен, фамилий- 10 методов. Нужно приложить лишь немного усилий, освоить эти методы и применять в различных сферах вашей жизни.
Главное правило эйдетики. Нельзя говорить ребёнку – «Запомни!». Это изначально блокирующая установка. Если мы хотим, чтобы ребёнок запомнил, то говорим: «Представь себе». И здесь у ребёнка включается образное мышление, картинки. Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения. Использование приемов эйдетики позволяет поддерживать то, что дано ребенку природой, но при этом важно понимать, что если мы чем-то не пользуемся, то мы достаточно быстро это утрачиваем. Эйдетика направлена, на развитие всех видов памяти в единстве с творческим мышлением и воображением. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетика задействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими.
Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.