Современная информационная революция дала нам новое поколение средств передачи, хранения и обработки информации, в результате чего на основе информационных и коммуникационных технологий сформировалась информационная среда человека.
Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания.
Технология интеллект-карт – одна из новых технологий, которая уже достаточно широко используется учителями на уроках.
Интеллект-карта – это некая схема, позволяющая структурировать материал в определенном порядке. Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзен, автор метода и самого термина в своей книге «Супермышление» приводит несколько примеров, когда ребенок, считавшийся необучаемым, используя интеллект-карты показал достаточно высокий уровень мышления. Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого.
Суть метода интеллект-карт заключается в том, чтобы выделив центральное понятие, построить радиантные ассоциации. Бьюзен так и называет этот процесс — радиантное мышление. Бывает, что интеллекткарты путают со структурными схемами. Но это не одно и то же. Структурные схемы, так же как и любой другой деловой или научный текст рано или поздно наводят скуку и отторжение восприятия. Интеллект-карты же, напротив, должны способствовать увлеченному поиску ассоциаций. Для того чтобы лучше запомнить, понять, разобраться в глубинных, иногда скрытых и не видимых на поверхности знаниях.
Каждое ассоциативное понятие, в свою очередь, может стать центральным понятием для новой интеллект-карты. Процесс можно продолжать бесконечно… Важно, чтобы ассоциации рождались быстро, легко. Желательно максимально использовать изображения. Если нужно все же выразить ассоциацию словами, то записывать в ИК только ключевое понятие. Одно слово или устойчивое словосочетание, например, научный термин. Если вдруг возник так называемый ступор и ассоциации не приходят в голову, ничего страшного, нужно оставить пустые лучи. Таким образом мы провоцируем мозг на поиск новых вопросов для изучения или проблем для исследования.
В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:
ü стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;
ü скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления); картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;
ü мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;
ü мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты.
Выделяют следующие свойства интеллект-карт:
ü Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
ü Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
ü Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
ü Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
ü Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
ü Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
ü изучение нового материала
ü закрепление материала
ü обобщение материала
ü написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
ü подготовка проекта, презентации
ü конспектирование
Данный метод дает возможность учителю:
ü повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
ü развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
ü активизировать деятельность
ü изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
ü корректировать знания
Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:
ü выявлять слабые места в знании учебного предмета;
ü научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;
ü развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.
Эффективность данного метода заключается в том, что он:
ü отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития;
ü позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
ü приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
ü практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы .
ü С помощью интеллект-карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты.
На своих уроках я начала использовать интеллект-карты совсем недавно, но уже ощутила преимущества. Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Интеллект-карты на уроках создаем с помощью программы Edraw Mind Map.
Edraw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для
рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора:
ü в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;
ü много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);
ü большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;
ü можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;
ü любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;
ü если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.
Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:
1. «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллекткарт, правила и инструкции по их созданию.
2. «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.
3. «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.
Алгоритм построения интеллект-карт:
1. Начните в центре чистой страницы.
2. Используйте в качестве центральной идеи изображение.
3. Используйте разные цвета.
4. Подсоединяйте к центральному образу ответвления, соединяйте ветви второго и третьего уровня с первым.
5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми.
6. Пишите по одному слову на строке.
7. Повсюду используйте образы и изображения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
1. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – 2-е изд. – Минск:
Попурри, 2003. – 304 с.
1. Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках
[электронный ресурс].- Режим доступа:
https://temocenter.ru/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf
(дата обращения 05.12.2020)
2. Интеллект-карты [электронный ресурс].- Режим доступа:
http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm (дата обращения 05.12.2020)
3. Интеллект-карты. Об интеллект-картах [электронный ресурс].-
Режим доступа: http://www.mind-map.ru/ (дата обращения 05.12.2020)
Приложение 1
Примеры интеллект-карт созданные в программе Edraw Mind Map
Страница
Страница Страница
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.