Использование технологии интеллект-карт на уроках
Оценка 5

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Оценка 5
pdf
01.04.2021
Использование технологии интеллект-карт на уроках
Вербицкая ЕА_метод интеллект-карт.pdf

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Современная информационная революция дала нам новое поколение средств передачи, хранения и обработки информации, в результате чего на основе информационных и коммуникационных технологий сформировалась информационная среда человека.

Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. 

Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. 

Технология интеллект-карт – одна из новых технологий, которая уже достаточно широко используется учителями на уроках.

Интеллект-карта – это некая схема, позволяющая структурировать материал в определенном порядке. Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзен, автор метода и самого термина в своей книге «Супермышление» приводит несколько примеров, когда ребенок, считавшийся необучаемым, используя интеллект-карты показал достаточно высокий уровень мышления. Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого.

Суть метода интеллект-карт заключается в том, чтобы выделив центральное понятие, построить радиантные ассоциации. Бьюзен так и называет этот процесс — радиантное мышление. Бывает, что интеллекткарты путают со структурными схемами. Но это не одно и то же. Структурные схемы, так же как и любой другой деловой или научный текст рано или поздно наводят скуку и отторжение восприятия. Интеллект-карты же, напротив, должны способствовать увлеченному поиску ассоциаций. Для того чтобы лучше запомнить, понять, разобраться в глубинных, иногда скрытых и не видимых на поверхности знаниях.

Каждое ассоциативное понятие, в свою очередь, может стать центральным понятием для новой интеллект-карты. Процесс можно продолжать бесконечно… Важно, чтобы ассоциации рождались быстро, легко. Желательно максимально использовать изображения. Если нужно все же выразить ассоциацию словами, то записывать в ИК только ключевое понятие. Одно слово или устойчивое словосочетание, например, научный термин. Если вдруг возник так называемый ступор и ассоциации не приходят в голову, ничего страшного, нужно оставить пустые лучи. Таким образом мы провоцируем мозг на поиск новых вопросов для изучения или проблем для исследования.

Виды интеллект-карт

В зависимости от объема или применения Тони Бьюзен различает следующие виды интеллект-карт:

ü  стандартные карты (standard maps) ― это множество классических интеллект-карт, служащих для усвоения знаний, записи идей и раскрытия собственной индивидуальности;

ü  скоростные карты, или карты-молнии (speed maps) ― данный вид интеллект-карты стимулирует умственные процессы (что я знаю по этой теме; что я скажу в процессе выступления);  картой может стать краткий одноцветный конспект, сделанный перед выступлением или ответом;

ü  мастер-карты (master maps) ― это весьма объемные карты к целой области знаний, например, по материалам одного раздела или темы; они часто составляются непрерывно и предназначены для общего обзора темы;

ü  мегакарты (mega maps) ― связанные друг с другом карты, где центральная карта с относительно малым количеством уровней связана с последующими картами, в которых представлены детали или дополнительные аспекты. 

Выделяют следующие свойства интеллект-карт:

ü  Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

ü  Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

ü  Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

ü  Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

ü  Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

ü  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: 

ü  изучение нового материала

ü  закрепление материала

ü  обобщение материала 

ü  написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы

ü  подготовка проекта, презентации 

ü  конспектирование

Данный метод дает возможность учителю:

ü  повышать   мотивации,          качество     знаний,       конкурентоспособность обучающихся

ü  развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности 

ü  активизировать деятельность

ü  изучать личность обучающихся, выявлять  причины их когнитивных затруднений

ü  корректировать знания

Составление       собственных       интеллект-карт дает обучающимся возможность:  

ü  выявлять слабые места в знании учебного предмета; 

ü  научиться   самостоятельной работе        с        учебным     и       справочным материалами; 

ü  развивать   личностные         качества,    интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность. 

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

ü  отвечает     реальным   запросам    обучающихся      и       соответствует возрастному уровню их развития;

ü  позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ЕГЭ в системе, используя          крупноблочный   метод         закрепления        знаний, сэкономить время;

ü  приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

ü  практический материал можно использовать как образец для создания собственных интеллект-карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы .

ü  С помощью интеллект-карт можно развивать такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию, сжимать, кодировать в форме интеллект-карты.

На своих уроках я начала использовать интеллект-карты совсем недавно, но уже ощутила преимущества. Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником. 

Интеллект-карты на уроках создаем с помощью программы Edraw Mind Map. 

 Edraw Mind Map (Free Version) — бесплатная программа для

рисования ментальных карт, отличается от своих аналогов тем, что построена на векторной графике. Построение ментальных карт в данной программе напоминает сборку конструктора: 

ü  в любую часть рабочего пространства можно добавить картинку, стрелку, топик;

ü  много вариантов дизайна графических элементов (стрелки, топики, линии, фон);

ü  большой простор для творчества, т.к. элементы можно добавлять в любую часть рабочего пространства;

ü  можно при помощи «карандаша» рисовать линии любой формы и размера и подписывать их;

ü  любой векторный редактор отличается от привычной работы с растровыми изображениями;

ü  если нет опыта работы с векторной графикой, какое-то время нужно будет потратить на то, чтобы привыкнуть.

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

1.     «Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллекткарт, правила и инструкции по их созданию.

2.     «Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

3.     «Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Алгоритм построения интеллект-карт:

1.     Начните в центре чистой страницы.

2.     Используйте в качестве центральной идеи изображение.

3.     Используйте разные цвета.

4.     Подсоединяйте к центральному образу ответвления, соединяйте ветви второго и третьего уровня с первым.

5.     Ответвления делайте искривленными, а не прямыми.

6.     Пишите по одному слову на строке.

7.     Повсюду используйте образы и изображения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

 

Список литературы

1. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – 2-е изд. – Минск:

Попурри, 2003. – 304 с.

Список использованных Интернет-источников

1.                      Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках

[электронный                     ресурс].-                     Режим                    доступа:

https://temocenter.ru/images/pages/projects/pedmasterskaya/3/intelekt_kart.pdf

(дата обращения 05.12.2020)

2.                      Интеллект-карты        [электронный      ресурс].-     Режим       доступа:

http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm (дата обращения 05.12.2020)

3.                      Интеллект-карты. Об интеллект-картах [электронный ресурс].-

Режим доступа: http://www.mind-map.ru/ (дата обращения 05.12.2020)

             


Приложение 1 

Примеры интеллект-карт созданные в программе Edraw Mind Map

 

 

 

 

 

 

Страница

Страница Страница

 

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого

Этот инструмент позволил ему максимально использовать свой мозг и достичь, казалось бы, недостижимого

Выделяют следующие свойства интеллект-карт: ü

Выделяют следующие свойства интеллект-карт: ü

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

Эффективность данного метода заключается в том, что он: ü отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; ü позволяет в интерактивном режиме вести…

Эффективность данного метода заключается в том, что он: ü отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует возрастному уровню их развития; ü позволяет в интерактивном режиме вести…

Интеллект-карты на уроках создаем с помощью программы

Интеллект-карты на уроках создаем с помощью программы

Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки

Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки

Интеллект-карты [электронный ресурс]

Интеллект-карты [электронный ресурс]

Приложение 1 Примеры интеллект-карт созданные в программе

Приложение 1 Примеры интеллект-карт созданные в программе

Страница

Страница

Страница

Страница

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Страница

Страница

Использование технологии интеллект-карт на уроках

Использование технологии интеллект-карт на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2021