Использование технологии модульного обучения в начальной школе на уроках математики
"Скажи
мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Введение ФГОС в образование даёт новые возможности учителю. Современный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации качественного процесса обучения, в результате которого ученик начальной школы должен научиться самостоятельно и максимально продуктивно работать с информацией. Такую возможность предоставляет технология модульного обучения.
Термин «модуль» в переводе с латинского modulus — «маленькая мера». В педагогике под этим термином мы можем обозначить разделы учебного предмета.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, организацию работы учащихся с логически завершёнными учебными блоками (модулями). Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения, задания).
Технология модульного обучения – это педагогическая технология, позволяющая ученику полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигать конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Учащиеся работают с предложенным учебным материалом, который состоит из отдельных обучающих модулей, включающих в себя план занятий, объединённых одной дидактической целью, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных учебно-познавательных целей.
Обучающий модуль — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включает в себя учебную деятельность, в результате которой происходит усвоение новых знаний. Оно должно завершаться контролем знаний, умений и навыков.
Целью модульного обучения является развитие самостоятельности учащихся путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактических целей к индивидуальным потребностям личности.
Достоинства модульного обучения:
1) Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2) Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить её блоками.
3) Активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.
4) 3адаётся индивидуальный темп учебной деятельности. Это обусловлено скоростью чтения и пониманием прочитанного.
5) Поэтапный контроль знаний и практических умений даёт определённую гарантию эффективности обучения.
6) Возможность рейтингового контроля.
Для осуществления на практике модульной технологии учитель должен
обладать следующими умениями:
* чётко определять тему и задачи урока;
* формулировать дидактические задачи каждого этапа модуля-урока;
* умело отбирать содержание учебного материала;
* уметь определять зону актуального и ближайшего развития ученика;
* составлять развивающие и обучающие модульные карточки;
* знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие,
осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.
Я тоже решила опробовать данную технологию на уроках. О своём опыте и первых результатах мне и хотелось бы вам рассказать. Я апробировала модульную технологию на учебной дисциплине «Математика» в 4-м классе.
В моём классе обучаются дети с разными учебными возможностями. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика.
Я поняла, что для успешного выполнения поставленных задач наиболее приемлема технология модульного обучения. Прежде всего, меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.
Ученик работает с учебной программой, которая основывается на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в 3-х уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Поскольку модульное обучение в качестве одной из целей преследует формирование у школьника навыков самообразования, весь процесс я стараюсь построить на основе осознанного выбора цели. И эффективность обучения будет много выше, если ребёнок сможет овладевать знаниями сам, а учитель будет управлять этим процессом – мотивировать, организовывать, консультировать и контролировать.
На модульных уроках ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища.
Особое внимание я обращаю на то, чтобы каждый ученик обязательно уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание.
Мы, учителя, освобождаемся от чисто информационных функций. Наша роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы мы имеем возможность общаться практически с каждым учеником, помогать «слабым» и консультировать «сильных» учеников.
Проводить модульные уроки, а главное – готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но, как говорится, цель оправдывает средства. На уроке всегда чётко определены результаты изучения темы. Учебная информация структурирована по учебным элементам. Это повторение, изучение нового материала, закрепление изученного и контроль. В каждом учебном элементе даны методические рекомендации с определением цели элемента и соответствующими заданиями, а также указано время работы и количество баллов за правильно выполненное задание.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, а занятость каждого ученика исключает нарушение дисциплины.
При выполнении заданий ребёнок может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем.
Кроме этого, модульное обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях.
Модульная технология даёт возможность усовершенствовать образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по адаптированной индивидуальной программе, а учитель мотивирует, организовывает, координирует, контролирует его деятельность.
На практике модульная технология дала мне возможность осуществлять адаптированное индивидуальное обучение в соответствии с поставленной целью для каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей; изменить форму общения с учениками, где каждый ученик работает большую часть времени самостоятельно.
Такая дифференциация учебной деятельности обеспечивает возможность дальнейшего самообразования учеников с разным уровнем знаний. Урок с элементами модульного обучения эффективен. Такое учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки, при этом создаются такие условия, которые позволяют ученикам перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому. Задачей педагога является не только дать ученикам прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для его воспитания и развития, научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.