Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск - г. Мурманск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат
премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Рассматриваемая педагогическая технология проблемно-модульного обучения, как комбинированная дидактическая система, может применяться в различных педагогических направлениях, где в учебно-познавательном и воспитательном процессе реализуются требования индивидуализации и повышения самостоятельности обучения, а обучающимся предоставляются действенные, логически, проблемно и модульно выстроенные знания, на основе которых формируются, развиваются умения и навыки.
Но особое место технология проблемно-модульного обучения занимает в подготовке и развитии специалистов в гуманитарных высших учебных заведениях. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки решить следующие проблемы:
1) коренным образом улучшить формирование и развитие у будущих специалистов действенной практико-ориентированной системы фундаментальных и научно-профессиональных знаний;
2) ориентировать педагогический процесс на формирование, развитие умений и навыков предстоящей профессиональной деятельности (на основе приобретённой научно-методологической системы знаний), создать возможность избирательного овладения содержанием обучения по конкретному направлению профессиональной деятельности;
3) в процессе обучения сформировать и развивать такие качества будущего специалиста, как активность, самостоятельность, творческое отношение к деятельности;
4) сформировать и развивать навыки стремления к саморазвитию, самовоспитанию и самоконтролю.
Комплексно решить отмеченные задачи позволит введение в гуманитарных вузах педагогической технологии проблемно-модульного обучения, посредством которой можно реализовать целостную подготовку многосторонне развитых специалистов высшей квалификации, включая их фундаментальную и научно-профессиональную подготовку, а также обеспечить высокую степень самостоятельности в педагогическом процессе и целостный индивидуализированный подход к обучающимся.
В основе комплексного решения вопросов подготовки специалистов квалификации должны лежать созданные проблемно-модульные учебно-познавательные программы, в структуру которых входили бы проблемно-модульные учебно-познавательные курсы гуманитарного, познавательного (для фундаментальной подготовки) и операционного (для профессиональной подготовки) типа. К созданию подобных проблемно-модульных курсов необходимо подходить с системных позиций, требующих определения связей и противоречий между отдельными подсистемами, их ориентации на практику профессиональной деятельности, выявления возможностей обеспечения преемственности и непрерывности протекания данных процессов. При рассмотрении профессионально-квалификационной подготовки, становления и развития специалиста, как процесса непрерывного образования, возникают проблемы преемственности между обучением в средней школе, вузе и системе последипломного образования. Это необходимо учитывать при разработке проблемно-модульных программ и курсов.
Особое значение в профессиональной подготовке специалистов имеет завершающий этап, так как именно от него в большей степени зависит преемственность между системами высшей школы и последипломного образования, что является обязательным для достижения непрерывности образования. Для решения отмеченных вопросов требуются неординарные подходы, обеспечить которые обычными формами и методами обучения вряд ли возможно. Только разработанные проблемно-модульные учебно-познавательные курсы смогут учитывать опыт, знания и навыки специалистов, занявшихся не только обучением студентов, но и повышением квалификации специалистов. Практика показывает, что многие, будучи студентами, не представляют, какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать. Для них важно понимать, что они должны знать, к чему готовиться. При переподготовке специалисты уже знают, что им необходимо. Это следует учитывать, и в этом залог действенности технологии проблемно- модульного обучения.
Реальное положение дел и наш опыт говорят о неспособности молодых специалистов-гуманитариев, в начальный период их деятельности, применять знания на практике, и более всего — по педагогике и психологии (49,6 %); по экономике - 15,5%; по иностранному языку — 7,7 %.
Как показывает практика, развивающийся научно-технический прогресс позволяет выявлять элементы стандартной деятельности, в том числе и в гуманитарных науках, что приводит к автоматизации процесса профессионализма и не ведет к ограничению творчества в работе. Более того, без выделения стандартных элементов деятельности (задач и способов их решения) современному сложному производству или социально-экономической сфере не обойтись. А опасаться за творческое начало в деятельности не стоит хотя бы потому, что жизнь всегда обеспечит нас еще не решенными проблемами. Кроме того, предписание некоторых стандартов не является помехой для творчества. Напротив, становясь опорой опыта, они высвобождают время, необходимое для создания нового в решении поставленных жизнью проблем. Применение технологии проблемно-модульного обучения в вузе гуманитарного профиля позволяет надеяться на то, что этот процесс будет более продуктивным и эффективным, так как обучающийся пойдет не путем случайных проб и ошибок, а воспользуется намеченными в проблемно-модульных курсах стандартными элементами профессиональной деятельности, которые приведут его к выявлению социально-экономических вопросов и к самостоятельному творческому их решению. В целях стимулирования творческой деятельности будущих специалистов особое внимание уделяется проблемному построению дидактического материала в учебных элементах, а также предоставлению обучающимся возможности проверять, оценивать, корректировать свою учебную и научную работу.
Эффективность технологии проблемно-модульного обучения особенно актуальна при формировании и развитии самостоятельности у обучающихся. Так, для сравнительного анализа формирования и развития обученности были исследованы обобщённые умения и навыки студентов, приобретаемые на базе действенной системы знаний. Для этого были проведены исследования научного творчества будущих специалистов, в которое входят гностические, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения.
Обобщенные умения исследовались по следующим критериям:
Гностические — умения: выделять главное в социально-экономической ситуации организации, региона и государства из получаемой информации; приводить свои знания в систему; анализировать и выделять главное в рассматриваемых явлениях, процессах.
Конструктивные — умения: самостоятельно готовить тезисы деловых выступлений по профилю профессиональной подготовки; готовить отчет о проделанной работе, делать выводы с использованием получаемой социально-экономической и специальной информации; самостоятельно принимать необходимые профессиональные решения.
Организаторские — умения: эффективно организовывать свое научное творчество, избегание пустой траты рабочего времени; организовывать свою деятельность так, чтобы приобрести дополнительные знания, навыки и умения для повышения уровня профессиональной деятельности; передавать опыт коллегам.
Коммуникативные — навыки обмениваться имеющейся информацией; умение высказывать собственное отношение к усвоенной информации, фактам, данным, явлениям, аргументированно вести диалог; умения формулировать вопросы к оппоненту или руководителю творческого коллектива.
Обобщенные умения обучающихся определялись методом рейтинга с использованием десятибалльной шкалы оценки. Расчёт различия между изменением умений у студентов экспериментальных и контрольных групп показал несомненную эффективность педагогического эксперимента, так как в ходе работы над дипломным проектом умения студентов экспериментальных групп развивались значительно активнее, чем у студентов контрольных групп. А поскольку обобщённые умения развиваются на основе действенной системы знаний, отсутствие которой было обнаружено у студентов перед дипломной работой, можно утверждать, что технология проблемно-модульного обучения способствует развитию не только обобщённых умений, но и системы знаний в целом.
На завершающем этапе обучения, готовя дипломную работу, студент выполняет следующие функции: анализ работы (постановка проблемы), контроль работы, контроль качества, решение выдвинутых проблем, внесение изменений, коммуникации. При анализе функций деятельности специалиста-гуманитария обнаруживается некоторая их адекватность функциям, выполняемым студентом в процессе написания дипломной работы. Следовательно, существует реальная возможность создания проблемно-модульной учебно-познавательной программы, банк информации которой обеспечивал бы преемственность между педагогическими системами вуза и последипломного образования и тем самым между познавательной деятельностью обучающегося и его профессиональной деятельностью в качестве молодого специалиста. Несомненно, что для более глубокого развития необходимо осуществить более глубокие исследования.
Из отмеченного следует, что введение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в педагогический процесс гуманитарного вуза позволит значительно повысить качество подготовки специалистов в плане формирования у них действенной системы знаний и умений, обеспечения целостного индивидуализированного подхода к формированию и развитию личности обучающихся, создания условий для их саморазвития и самоконтроля в процессе обучения и т. д.
Создание единого банка проблемно-модульных учебно-познавательных курсов и введение предлагаемой технологии в педагогический процесс гуманитарного вуза освобождают преподавателя от непродуктивной, рутинной работы и позволяют ему больше заниматься научной деятельностью или индивидуальной работой с каждым обучающимся. Более того, научная работа преподавателей гуманитарного вуза является необходимым условием, позволяющим им вести подготовку специалистов с прогностической ориентацией на развитие, осуществлять постоянное пополнение банка проблемно-модульных учебно-познавательных курсов и обновление их отдельных элементов.
Исходя из этого можно утверждать, что введение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в гуманитарном вузе для подготовки специалистов позволило бы не только студентам, но и преподавателям перейти на другой режим работы, характеризуемый, в основном, паритетным взаимодействием между педагогом и обучающимися в процессе их творческой учебно-научной деятельности.
Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что применение технологии проблемно-модульного обучения в педагогических системах гуманитарных вузов, подготовки специалистов, способствует формированию и развитию мотивации к учению у студентов, получающих свою определённую квалификацию, создает условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность процесса обучения в целом.
Список использованной литературы
1. Абрамова Н. Т. Ценность и управление. — М.: Наука, 1974. — 248 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2002. — 414 с.
3. Асмолов А. Г. Культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл, 2007. — 526 с.
4. Анохин П. К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. № 1. С. 19–54.
5. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование. — М.: Логос, 2003. — 76 с.
6. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 500 с.
7. Арстранов М. Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М. Ж. Арстранов, М. Г. Гарунов, Ш. С. Хайдаров. — Алма-Ата: Мектеп, 1979. — 79 с.
8. Арендачук И. В. Психология профессионализма в научно-педагогической деятельности. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2006. — 124 с.
9. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
10. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. — Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. — 160 с.
11. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.-80 с.
12. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект.- М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
13. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
14. Барабанщиков А. В. Проблемное обучение: итоги подведены — проблемы остаются // Вестн. высш. шк. 1985. Вып. 11. С. 16–33.
15. Беспалько В. П. Основы теорий педагогических систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 204 с.
16. Беспалько В. П. Программированное обучение: дидактические основы. — М.: Высш. шк., 1970. — 300 с.
17. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. — 336 с.
18. Белинский В. Г. Собр. соч.: в 3 т. — М., 1948. Т. 1. С. 126.
19. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Изв. АПН РСФСР. 1951. № 36. С. 3–28.
20. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Изд-во НОРИНТ, 2000. С. 1322.
21. Блохин Н. В. Технология модульного открытого обучения в системе модернизации образования // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: материалы междунар. симпозиума. — М.; Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Ч. 1.
22. Брунер Д. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
23. Бугаев А. И., Сорокин Н. Г., Сущенко С. С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике // Физика в школе. 1979. № 6. С. 27–30.
24. Булаев В. А. Дидактические особенности управления качеством подготовки специалистов в высшей школе США. — М., 1982. — 208 с.
25. Бургин М. С. Введение в современную точную методологию науки. — М.: Аспект-Пресс, 1994. — 304 с.
26. Васильева Т. В. Модули самообразования // Вестн. высш. шк. 1988.
№ 6. С. 86–87.
27. Володин Б. В. Проблемные ситуационные задачи и задания тестового типа / Новые методы и средства обучения. — М.: Знание, 1989. № 1 (9). — 128 с.
28. Гальперин П. Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. № 6. С. 58–59.
29. Гальперин П. Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе / П. Я. Гальперин, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина. — М.: Изд-во МГУ, 1966. — 39 с.
30. Гольдбек Р. А., Бригс Л. Д. Анализ влияния способов ответа и факторов обратной связи в программированном обучении // Программированное обучение за рубежом. — М.: Высш. шк., 1968. — 275 с.
31. Гареев В. М., Куликов С. И., Дудко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 1987. № 8. С. 30–33.
32. Галочкин А. И. и др. Проблемно-модульная технология обучения — путь к новому качеству образования // Квалиметрия человека и образование: сб. науч. тр. IV симпозиума. — М.: Исслед. центр, 1995. — 233 с.
33. Гареев В. М., Куликов С. И., Дудко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 1987. № 8. С. 35–38.
34. Гессен С. И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995. — 400 с.
35. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.- 608 с.
36. Гипецкий В. И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когнитологии. — Л.: Наука, 1989. — 144 с.
37. Годник С. М. Процессы преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. — 200 с.
38. Граф В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов / В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис.- М.: Изд-во МГУ, 1981. - 79 с.
39. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
40. Долженко О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: метод. пособие /О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский.- М.: Высш. шк., 1990.- 91 с.
41. Диалоговые системы. Современное состояние и перспективы развития / А. М. Довгялло, В. И. Брановицкий, К. П. Вершинин и др.; под ред. А. М. Довгялло. — Киев: Наукова думка, 1987. — 245 с.
42. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. — Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1984. — 184 с.
43. Закорюкин В. Б., Панченко В. М., Твердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам // Проблемы вузовского учебника. — Вильнюс: Изд-во ВГУ, 1983. С. 73–75.
44. Загвязинский В. И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе // Интенсификация учебного процесса. — Челябинск, 1982. С. 4–16.
45. Идиатулин В. С. Проблемно-модульный подход к организации и контролю самостоятельной работы студентов по физике // Межрегион. науч.-практ. конф. — Ижевск: Изд-во ИГМИ, 1991. С. 177–178.
46. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
47. Каган В. М. Комплексный подход к обучению с применением конспект - схем / В. М. Каган, В. Я. Ламм. — Иркутск: Изд-во Иркут. политех. ин-та, 1980. - 117 с.
48. Каган В. М., Ламм В. Я. От схемы к знаниям. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн.
изд-во, 1981. — 102 с.
49. Кант И. Соч.: в 6 т. — М., 1964. Т. 2. С. 280–281.
49а. Кант И. Критика чистого разума. — Петроград, 1915. С. 64, 65.
50. Кара-Мурза С. С. Манипуляция сознанием. — Новосибирск: Издат. дом
«Историческое наследие Сибири», 2007. — 176 с.
51. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988. — 193 с.
52. Коваленко Н. П. Модульная технология обучения студентов педагогического колледжа. — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://www.ito.edu.ru (от 18.02.2003).
53. Каменский Я. А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: в 2 т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 1. — 656 с.
54. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / под ред. Л. А. Красновского. — М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
55. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. — 223 с.
56. Копнин П. В. Логические основы науки. — Киев: Наукова думка, 1988. — 283 с.
57. Кудрюмова И. А. О методических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. 1983. № 3. С. 25–30.
58. Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. — М.: Высш. шк., 1986. — 377 с.
59. Лебедев О. Т. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе / О. Т. Лебедев, Ф. Е. Даркевич. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. — 209 с.
60. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
61. Лернер А. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 181 с.
62. Лавреньев Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лавреньев, Н. Б. Лавреньева. — Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1994. — 128 с.
63. Лавреньева Н. Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. — Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 1998. — 252 с.
64. Ленин В. И. Спорные вопросы // Полн. собр. соч. Т. 23. С. 65–90.
64а. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.
65. Ленин В. И. Два приёма споров и борьбы // Полн. собр. соч. Т. 24. С. 166–168.
65а. Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. — 782 с. 65б. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и ошибках Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч. Т. 42.
66. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. — 2-е изд. Т. 20. С. 544; Т. 23. С. 25.
67. Марев И. Методологические основы дидактики. — М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
68. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 368 с.
69. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 4. — 400 с.
70. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 365 с.
71. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. — 551 с.
72. Модульная система обучения в сельскохозяйственных вузах / под ред. О. А. Органова, П. Ф. Кобрушко. — М.: Высш. шк., 1990. — 20 с.
73. Модульная образовательная технология как система качественной подготовки специалистов-гуманитариев // Мат. науч.-метод. конф. — Новосибирск: Изд-во НГИ 2009. — 212 с.
74. Минский М. Фреймы для представления знаний. — М.: Энергия, 1979. —150 с.
75. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
76. Новикова О. Н. Проблемно-модульная технология организации самостоятельной работы будущего переводчика в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Курск, 2010.
- 27 с.
77. Организация модульного обучения: метод. рекомендации для учителей малокомплектных школ. — Барнаул: АКИПКПРО, 2000.
78. Петрова И. Н. Педагогические основы межпредметных связей. — М.: Высш. шк., 1985. — 97 с.
79. Павлов И. П. Избранные труды. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
79а. Павлов И. П. Полн. собр. трудов. — М.; Л., 1936. Т. 2.
80. Принципы модульного обучения: метод. разработка для преподавателей / сост. О. Г. Проворова / Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-тa, 2006. — 32 с.
81. Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе // Вест. Сев.-Кавк. техн. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2003. № 2. С. 50–54; [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http//scince.nstu.ru/hs/09
82. Родина В. В. Опыт разработки модульно-блочной системы обучения // Сб. тр. науч.-метод. конф. Ставропол. госсельхоз. акад. — Ставрополь, 1995. С. 58.
83. Рубинштейн С. А. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
84. Рудницкая С. В. Модульное обучение как целостная система: материалы дис. канд. пед. наук. - СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1996. - 213 с.
85. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 123 с.
86. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 504 с.
87. Сигов И. И. Проблемы разработки и конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: науч.-методолог. — Л., 1974.
88. Силкина Н. В. Практико-ориентированное образование: корпоративная подготовка кадров: моногр. / Н. В. Силкина, Е. А. Соколков, Р. С. Силкин. — Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. — 200 с.
89. Соколков Е. А. Навыки по наследству // Экономика и образование сегодня. 2007. № 12. С. 115–116.
90. Соколков Е. А. Дистанционная форма организации процесса обучения психологов / Е. А. Соколков, А. Г. Шибанов // Развивающая психология — основа гуманизации образования: материалы I Всерос. науч.-методол. конф. (19–21 марта 1988 г.) / под ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корни. — М.: РПО, 1998. Т. 2. С. 114.
91. Соколков Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. — Новосибирск, 2004.
92. Соколков Е. А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста в высшей школе: моногр. / Е. А. Соколков, Т. А. Рубанцова. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006.
93. Соколков Е. А. Психология познания: методология и методика преподавания: учеб. пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2007.
94. Соколков Е. А. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина. — М.: Университетская книга; Логос, 2007.
95. Соколков Е. А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественно-научного знания в современном образовании / Е. А. Соколков, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. — М.: Университетская книга; Логос, 2009.
96. Соколков Е. А. Формирование единой естественно-научной и гуманитарной культуры у будущих специалистов // Гуманитарные науки и образование в Сибири: науч.-практ. журн. 2009. № 3. С. 4–11.
97. Соколков Е. А. Профессиональное становление специалиста-гуманитария. — М.: Университетская книга, Логос, 2009. — 480 с.
98. Соколков Е. А. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления: моногр. / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина. — М.: Университетская книга; Логос, 2011. — 232 с.
99. Соколков Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. — Новосибирск, 1999. — 170 с.
100. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе: практико- ориентированная моногр. / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский; под ред. П. И. Тре-тьякова. — М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
101. Талызина Н. Ф. Методика составления обучающих программ. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
102. Талызина Н. Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
103. Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 133 с.
104. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
105. Третьяков П. И. Технология обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский; под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001.
106. Тимофеева Ю. Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера // Высшее образование в России. — 1999. № 4. С. 119–125.
107. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
108. Фролов П. Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. — 217 с.
109. Халютин В. А. Модульно-блочная система обучения // Сб. тр. науч.-метод. конф. Ставропол. госсельхоз. акад. — Ставрополь, 1995. № 58.
110. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. 1994. № 5. С. 16–18.
111. Шамова Т. И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. — 127 с.
112. Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — М., 1990. — 48 с.
112а. Шаталов В. Ф. Учиться победно // Огонек. 1981. № 28. С. 12–14.
113. Шумакова В. Н. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США / под ред. К. Н. Цейкович. — М., 1995. — 44 с. (Проблемы зарубежной высшей школы: обзор информации НИИВО; вып. № 4)
114. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательной политики. — М., 1993.
115. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. — М., 1996. — 158 с.
116. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 427 с.
117. Юцявичене П. А. Методы модульного обучения. — Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. — 55 с.
118. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас: Швиеса, 1989. — 271 с.
119. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения // Сов. педагогика. 1990. № 1. С. 55–60.
120. Яковлев И. П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 126 с.
121. A Modular curriculum in computer science / UNESCO: IPIP. — P.: UNESCO. 1980. — 104 p.
122. Ваrras R. Study!.: A guide to effective study revision and examination techniques. — L.; N. Y.: Chapman, 1984. — 182 p.
123. Вlуth J. W. Teaching machines and human beings. Teaching machines and programmed learning. Ed. by A. A. Lumsdaine and R. Glaser, NEA, Washington, 1960.
124. Coulson J. E., Silberman H. F. Results of an initiae experiment in automated teaching. Teaching machines and programmed learning. Ed. by A. A. Lumsdaine and
R. Glaser. NEA, Washington, 1960.
125. Сurсh C. Modular Courses in British Higer Education // A Critical Assesment in Higher Education Bulletin. 1975. Vol. 3. P. 65–84.
126. Goldschmid B., Gоldschmid M. L. Modular Instruction in Higher Education // Higher Education. 1972. № 2. P. 15–32.
127. Huсzуnsкi A. Enciclopaedia of Management development Methode. England; Aldershot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983. — 339 p.
128. Modular programme for supervisory development / J. Prokopenko, J. White,
L. Bittel, R. Eckles. — Switzerland, Geneva: Introduction and Trainer Guide, 1981. Vol. 3.
129. Оwens G. The Module in «Universities Quarterly» // Universities Quarterly. Hihger education and society. Vol. 25. № 1. Р. 20–27.
130. Postlethwait S. N. Time for Microcourses? // The Library — College Journal. — 1969. Vol. 2. № 2.
131. Pоst1ethwait S. N., Russell J. D. Minicourses — the style of the Future in
«Modulis» (Comission on Undergraduate Education in the Biological Sciences), 1971.
132. Prоkоpenkо J., Вitte1 L. A Modular Course Format for Supervisory Development // Training and Development Journal, 1981.
133. Russel J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota.: Burgess Publishing Company, 1974. — 164 p.
134. Sime M. The Elements of a Teaching System. Teaching Machines and Programming. — Oxford-London-Edinburgh: Pergammon Press, 1964.
135. Juceviciene P., Lapeika S. Modulinis mokymas // Mokslas ir technika. — 1988. № 77. P. 18.
136. Pedagogika / В. Bitinas, V. Rajeckas, J. Vaitkevicius, Z. Bajoruna. — V.: Mokslas, 1981. — 368 p.
137. Rudnianskis J. Kaip mokytis? 2-asis leid. — K.: Sviesa, 1981. — 230 p.
138. Simaska K. Universitetas, studentas, studijos. — V.: VVU, 1976. – 124 p.
139. Stulpinas T. Didaktikos principai. — V.: LTSR Aukst. ir spec vid. mokslo min- ja. 1979. — 73 p.
140. Tarptautiniu zodziu zodynas. – V.: Vyr. enciklopediju red., 1985. – 528 p.
141. Vaitkevicius J. Mokymo procesas: monografija. — K.: Sviesa, 1985. — 167 p.
142. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.