Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения качества образовательного процесса
Оценка 4.8

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средства повышения качества образовательного процесса

Оценка 4.8
docx
29.01.2020
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средства  повышения качества образовательного процесса
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Свердловской области

«Слободотуринский аграрно-экономический техникум»

СЛОБОДОТУРИНСКИЙ 
АГРАРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
 ТЕХНИКУМ

 

________________________________________________________________________________________________________________

Россия, 623930, Свердловская область, с. Туринская - Слобода, ул. Советская 96.

 тел./факс 8 (343) 61 21585, pu_slb@mail.ru

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам профессиональной практической деятельности за межаттестационный период

на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средства  повышения качества образовательного процесса»

 

 

Устюгова Ирина Николаевна,

 преподаватель общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ  СО «СТАЭТ»

 

 

 

 

с.Туринская Слобода, 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3

II

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

III

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7

IV

УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

17

V

ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

28

VI

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Я, Устюгова Ирина Николаевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Слободотуринский аграрно-экономический техникум».

В профессиональной деятельности я реализую УД «Русский язык и литература. Русский язык», «Русский язык и литература. Литература».

Общий стаж работы – 26 лет, педагогический стаж – 26 лет, стаж работы в данном образовательном учреждении – 9 лет.

Имею высшую квалификационную категорию, аттестуюсь 5 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.               ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе развития общество предъявляет определённые требования и к системе филологических знаний.

Главная задача современного образования — не просто дать обучающемуся фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Однако, каждый преподаватель  постоянно сталкивается с индивидуальными особенностями обучающихся, от которых зависит успех в познавательной, учебной деятельности:

·                   темп усвоения материала;

·                   работоспособность;

·                   сосредоточенность;

·                   переключаемость.

Обучающиеся  существенно различаются по таким характеристикам, как быстрота реакции, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.д.

Возникает противоречие между едиными требованиями Государственного Образовательного Стандарта к знаниям выпускников по русскому языку и литературе и различным уровнем способностей, мотивации, обучаемости, индивидуальных особенностей, а в результате -        с различной подготовкой по предметам.

Эти противоречия можно устранить при определенных условиях.

Во-первых, необходимо подобрать адекватные педагогические технологии, которые помогут обучающимся полнее реализовать себя.

Во-вторых, необходима систематическая и целенаправленная работа самого преподавателя по реализации этих технологий.

В-третьих, необходимо постоянно корректировать конкретные задачи, приемы и методы работы педагога с учетом меняющейся социально – экономической обстановки в стране.

Проведенное мною исследование в межаттестационный период посвящено проблеме подготовки выпускников к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы

Актуальность ее обусловлена тем, что в настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит, профессиональному образованию.

В своей педагогической деятельности основываюсь на следующих нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» 2012г. № 273;
  • ФГОС среднего общего образования;
  • ФГОС СПО;
  • Государственная программа «Развитие образования на 2013 – 2020 годы».
  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрено на заседании Правительства РФ 09.12.2004г)
  • Устав ОУ.
  • Конвенция о правах ребенка.

Цель работы в аттестационный период - достижение высокой эффективности учебного процесса через внедрение технологии проблемного обучения.

Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи: 

1.     Формировать ключевые компетенции учащихся

2.     Повышать уровень познавательной активности и учебной мотивации обучающихся.

3.     Повышать качество знаний по русскому языку и литературе.

Обучающийся в процессе общения должен обрести уверенность в себе, научиться ориентироваться в подлежащем усвоению материале, трудиться самостоятельно. Его активная деятельность занимает важнейшее место          в процессе обучения. Разрешение проблемы эффективности учебного процесса обучающихся для меня связано с использованием технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Поэтому несколько лет работаю над темой: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средства  повышения качества образовательного процесса».

В данном отчете анализируется проблема выбора тех методов                 и технологий, в рамках которых можно прогнозировать ожидаемые результаты.

Объект аналитической деятельности – качество обучения русскому языку и литературе.

Предмет аналитической деятельности: процесс обучения русскому языку и литературе с использованием технологии проблемного обучения

Гипотеза аналитической деятельности – если в системе обучения русскому языку и литературе опираться на применение технологии проблемного обучения, то такая система может стать фактором повышения качества обучения по данной УД.

Цель - анализ эффективности применения новых технологий                  в повышении качества образования по русскому языку и литературе                 в условиях реформирования образования.

Задачи аналитической деятельности:

1.                 Описать применяемую технологию проблемного обучения

2.                 Описать возможности технологии в процессе обучения русскому языку и литературе.

3.                 Проанализировать влияние применяемой  технологии на эффективность обучения.

4.                 Выявить новые профессиональные проблемы и спроектировать направление дальнейшей деятельности.

Актуальность применения технологии проблемного обучения  обусловлена, прежде всего, направлением государственной образовательной политики на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; умение продуктивно общаться в процессе совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.           РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. 

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952).

Выбор мною данной технологи не случаен. «Новый» студент техникума значительно отличается от того студента, каким мы его видели раньше, и главное отличие состоит в том, что меняется роль преподавателя    и студента, меняется стиль их взаимодействия.  Студент – активный, творческий, мыслящий,  ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Преподаватель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором студент может развивать  все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения, необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых  является формирование УУД (универсальных учебных действий) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию УУД, выступающая как инвариантная основа  образовательного процесса и обеспечивающей студентам умение учиться, способность              к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Итак, особенности Стандарта в современном учебном процессе – это:

·         Ориентация на результат

·         Системно – деятельностный подход к процессу обучения

·         Формирование у обучающихся учебной деятельности (умение думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать, делать выводы)

·         Самостоятельность студента при решении учебных и жизненных задач как показатель сформированности учебной деятельности

·         Активность познавательной деятельности как условие развития интеллектуальных способностей студента.

Из всего выше сказанного понятно, что при переходе к стандартам нового поколения преподавателю необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностую парадигму образования. Деятельность студента рассматривается как обязательный компонент содержания образования. Что и определяет новизну и современность (иновационность) образования.

   Технология проблемного обучения позволяет сделать студента активным участником учебного процесса. Методом, представляющим собой основу технологии проблемного обучения, является деятельностный метод.

Технология деятельностного метода обучения заключается в том, что  студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению                       А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого обучающегося».

Мой опыт работы не содержит принципиальных открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленную и практически осуществленную (и осуществляемую) систему использования данной технологии.

Полученный результат

Результатом моей педагогической деятельности,  считаю тот факт, что у обучающихся имеются стабильные результаты освоения образовательных программ по русскому языку и литературе. Качество знаний по русскому языку увеличилось с 41 до 53%  при успеваемости 87-96%.

МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УД «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

По литературе успеваемость в целом возросла с 89 до 97%, качество – с 46 до 58%.

МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО УД "ЛИТЕРАТУРА"

 

Развивая интерес обучающихся к русскому языку и литературе, добилась увеличения среднего балла знаний, умений и навыков   с 3,56 до 3,9. Все эти результаты подтверждаются итогами промежуточной аттестации и мониторингом.

Считаю, что одним из условий достижения результата является использование технологии проблемного обучения.

В своей работе я использую элементы разных технологий, но все они направлены на повышение успеваемости и качества образования. К таким технологиям я отношу:

·        Личностно-ориентированное обучение (это обеспечение права каждого обучающегося  на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психическому статусу (возможностям, склонностям, интересам)

·        Дифференцированный подход в обучении

·        Здоровьесберегающие технологии

·        Информационные технологии

Внедрение разных технологий реализую через УМК, разработанный, прошедший экспертизу через смотр учебных кабинетов и рекомендованный комиссией  к использованию.

         Хочется отметить, что мои обучающиеся являются активными участниками внеучебной деятельности:

призёры предметных и окружных олимпиад по русскому языку и литературе

В 2016 году – участники Второй Областной олимпиады по дисциплинам общеобразовательного цикла «Эстафета знаний», Екатеринбургский железнодорожный техникум

В 2017 году победитель Третьей Областной олимпиады по дисциплинам общеобразовательного цикла «Эстафета знаний», Екатеринбургский железнодорожный техникум (3м.)

В 2018 году участники Областной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам (Русский язык и культура речи)

С 2016 года обучающиеся участвуют во Всероссийском конкурсе сочинений.

Ежеквартально обучающиеся являются участниками дистанционных олимпиад различного уровня:

·        Олимпиада «СТАРТ» по русскому языку и литературе (1м., 2м., 3м.)

·        Олимпиада ФГОС-ТЕСТ по русскому языку и литературе (1м., 2м., 3м.)

·        Межрегиональная дистанционная олимпиада по предметам общеобразовательного цикла среди студентов УСПО (г. Камышлов)

Уровень

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

 (1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Всероссийские

4

2

8

1

 

Региональные

4

3

6

2

 

Уровень ОУ

14

4

16

6

21

8

 

 

 Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: обучающихся и преподавателей. Это особенно важно в настоящее время, когда так возрастает спрос на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов.

Активные участники в научно-исследовательской работе:

Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью обучающимися создаются свои оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и советских писателей ХIХ–ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики.

Таким образом, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения обучающихся. Значительно расширяется кругозор  в предметной области “Филология”. Технология учебного исследования вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.    Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту преподавателя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать обучающихся, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

Ежегодное  участие в научно-практических конференциях  на уровне образовательного учреждения.

Ежегодно я участвую в подготовке обучающихся к различным литературным конкурсам и фестивалям. Ребята с удовольствием участвуют и занимают призовые места.

 

 

 

 

 

 

Уровень

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Региональные

Окружной конкурс чтецов

«Всю душу выплесну в слова», посвящённого 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Всероссийский конкурс «Сочинений, эссе» «Здесь Родины моей начало»

XII Областной конкурс поэтического творчества «Человек – это звучит гордо!»

XIII Областной конкурс студенческого поэтического творчества

«Широка страна моя родная»

Муниципальные

Всероссийский конкурс сочинений ВКС-2016

Всероссийский конкурс сочинений ВКС-2017

Всероссийский конкурс сочинений ВКС-2018

 

Уровень ОУ

Литературный час по творчеству Ю. Бондарева «А зори здесь тихие»

 

Участие в муниципальных, окружных конкурсах позволяет ребятам реализовать свои возможности, таланты.

Считаю, что за межаттестационный период значительно повысился уровень моей профессиональной компетентности. Подтверждением этому являются следующие показатели:

Внедрила в образовательный процесс современные образовательные технологии, в частности, метод дифференцированного обучения, метод минимизации учебного материала, направленный  на создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании, стимулирование  творчества и самостоятельности. С 2015 по 2019 год мною проведено пять открытых уроков для преподавателей и администрации техникума. Все учебные занятия получили высокий балл. 

Делилась опытом по использованию технологии проблемного обучения в рамках Единого методического дня. Представляла свой опыт в конкурсе «Фестиваль педагогических идей» на уровне образовательного учреждения в секции: «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Считаю своим личным вкладом в развитие и повышение качества образования транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной. Тому подтверждение участие в конкурсах и конференциях различного уровня.

Участвовала  в конкурсе методических разработок в 2010-2011 учебном году на уровне образовательного учреждения.

В 2015 учебном году участвовала:

В конкурсе учебно-методической продукции в номинации «Методические рекомендации и пособия по организации самостоятельных работ»

В семинаре «Этнопсихологические аспекты современной образовательной деятельности»

В III Региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в профессиональных образовательных организациях в условиях введения ФГОС в номинации «Моя педагогическая позиция»

В 2017 году:

В конкурсе «Лучшая разработка урока»

В областном Фестивале среди педагогических работников «Профессиональный потенциал»

В Областной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования»

В XV научно-практической конференции «Теория и практика инклюзивного образования»

В 2018 году:

В XIII межрегиональной научно-практической конференции «Современная система образования: опыт и перспективы»

В конкурсе «Педагогический поиск» в номинации «Лучшая методическая разработка урока»

В конкурсе «Фестиваль педагогических идей», секция «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

В 2019 году:

В конференции «Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации»

С 2012 года являюсь председателем предметно-цикловой комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин, занимаюсь методическим сопровождением.

В период с 2015 по 2019 учебный год имею благодарственные письма за подготовку участников окружных и Всероссийских олимпиад. За подготовку и проведение научно-практической конференции «Путь к успеху».

Являюсь пользователем и активным участником Всероссийского сайта  школьного портала «Про-школу», где выставляю свои работы, получаю комментарии, делюсь опытом с коллегами.

В 2018 году создала собственный сайт на платформе WIX.

Считаю, что и участие в разных видах конференциях, и обобщение своего опыта помогает мне развиваться, искать какие-то инновации и воплощать их в работу.

В 2016 году прошла краткосрочное обучение в ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж-МЦК» по дополнительной профессиональной программе «Нормативное и организационно-методическое сопровождение реализации адаптированных образовательных программ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях»

В 2017 году прошла краткосрочное обучение в ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж-МЦК» по дополнительной профессиональной программе «Проектирование профессионально-ориентированных задач в общеобразовательных дисциплинах в соответствии с требованиями ТОП-50»

В 2017 году прошла краткосрочное обучение в ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж-МЦК» по дополнительной профессиональной программе «Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Качество образования в основном зависит от квалификации преподавателя, от его эрудиции, умения найти контакт со студентами или учениками, желания интересно преподнести материал. Но основное, конечно же, это уровень знаний по специальности и доступность их донесения. Чтобы информация, которой владеет преподаватель, всегда была актуальна, необходимо прохождение курсов повышения квалификации преподавателей. Для таких курсов подбираются креативные иинтересные преподаватели, которым есть чему научить даже учителей со стажем. На таких курсах преподаватель может познакомиться с новыми интересными методиками преподавания, подходами к обучению. Новые знания позволяют развить себя как грамотного и творческого педагога и получать максимум удовольствия от педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.            УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         Итак, следует рассмотреть условия, позволившие мне достичь результатов. К ним я отношу:

·        Использование инновационных педагогических технологий

·        Методическое обеспечение учебной дисциплины

·        Материально-техническую базу учебного кабинета

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что одна отдельно взятая методика или педагогическая технология не даст желаемого результата. Для меня условием получения ожидаемых результатов стало

·        использование технологии группового обучения  с учетом учебных стилей дает возможность определять дальнейшую стратегию работы с группой, ориентируясь на собственный стиль преподавания и индивидуальные стили обучающихся. 

·           применение технологии лекционно-семинарских занятий,  позволяющей излагать материал крупными порциями, что высвобождает время для практических занятий, семинаров, зачетов, консультаций, дает возможность включить каждого обучающегося в активную деятельность.

·          применение  тестовой технологии как современного средства повышения качества обучения, которая  позволяет  развивать у обучающихся самостоятельность и способность к самоорганизации;

 формировать готовность к сотрудничеству, непрерывному самосовершенствованию и самообразованию; 

развивать способности к созидательной, творческой  деятельности. Задания с выбором ответа ценны тем, что каждому обучающемуся дается возможность четко представить объем требований к овладению знаний по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной работы. 

·        Информационные технологии.  Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

·        Применение языковой графики на уроках русского языка

·        использование на уроках технологии проблемного обучения,    что позволяет вызывать у обучающихся активную поисковую деятельность в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. В качестве  проблемного задания служат учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.

Подробнее рассмотрю внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс.

Умственный поиск – это сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если преподаватель дает задание студентам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением  в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности обучающегося и развития его творческих способностей.

При традиционном обучении преподаватель передаёт студентам готовые выводы науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности обучающегося, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации,  и организует (проблемные ситуации)  учебно-познавательную деятельность студентов, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения.

В результате у студентов  вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание – это деятельность преподавателя  по созданию системы проблемных ситуаций.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний путём решения проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация ® решение проблемы.® поиск способов ее решения ® проблема

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Мыслительная деятельность обучающихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос  должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Правила постановки учебной проблемы

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Преподаватель зная уровень подготовленности своих обучающихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из-за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес обучающихся к предмету, убеждает их в том, что практически преодолимы все учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся группой проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми обучающимися для самостоятельного решения.

Система методов проблемного обучения

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

1.   Объяснительно иллюстративный;

2.   Репродуктивный;

3.   Проблемное изложение;

4.   Частично-поисковый;

5.   Исследовательский метод.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

Метод монологического изложения

При монологическом методе преподаватель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения

Создав проблемную ситуацию, преподаватель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Метод диалогического изложения

Представляет диалог преподавателя с группой. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается самими обучающимися под руководством и с помощью преподавателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий

Организуется преподавателем путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий.. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, проекта.

Структура проблемного урока

Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.

Структурными элементами проблемного урока являются:

1.   актуализация прежних знаний обучающихся;

2.   усвоение новых знаний и способов действия;

3.   формирование умений и навыков.

Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации современного урока. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока.

Структура проблемного урока создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Постоянная постановка перед обучающимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

 

         Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Методическое обеспечение включает Рабочие программы, разработанные по всем УД, контрольно-измерительные материалы для проведения ПА и, конечно же, качественно разработанный УМК по УД «Русский язык» и «Литература».

УМК дисциплины  в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным способом планирования и организации познавательной деятельности обучающихся.

Учебно-методические комплексы (УМК), используемые для обеспечения учебного процесса, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины (УД), а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых.

Структура УМК

1.Нормативно-правовая документация (стандарты, программы).

2.Учебно-информационные материалы (учебные пособия, курс лекций, учебники и др.)

3.Учебно-методические материалы (методические рекомендации  по изучению дисциплины для обучающихся, методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихсяи т.д.).

4.Контрольно-оценочные средства (задания для самопроверки, тесты, критерии оценивания и т.д.)

В связи с введением новых ФГОС вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным.

Разработанные  учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе, создают принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы обучающихся как неотъемлемой части учебного процесса. Преимуществом учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.

УМК существует в двух видах: печатный и электронный.

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации обучающимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.

Предоставление материала в презентационной форме даст возможность стимулировать предметно-образную память у студентов, познавательную и творческую их активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.

Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

постановку познавательной задачи;

предъявление содержания учебного материала;

организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний);

обратную связь, контроль деятельности обучаемых;

организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задания ориентированы на развитие самообразования, на умение работать с  дополнительной литературой). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность.

Мне достаточно легко работать с УМК, так как весь материал структурирован по папкам, используются гиперссылки, поэтому просто открыть любой документ.

Достоинства ЭУМК:

1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся.которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации

5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности обучающихся

Однако, несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют проблемы, которые возникают как при подготовке к урокам с их применением, так и во время их проведения:

1. Сложности в интеграции ИКТ в поурочную структуру занятий.

2. Недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку и т.п.

3. Низкий уровень навыков владения ПК у студентов.

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК. Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft, PowerPoint.Тесты, включаемые в ЭУМК, предполагающие выбор правильного или неправильного ответа из нескольких представленных могут быть полезными для определения исходного уровня знаний и заключительных тестов после изучения отдельных тем.

Электронный учебно-методический комплекс я предоставляю студентам на внешнем носителе и свободно распространяю по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, постоянно обновляю и пополняю.

В перспективе планирую создание библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов, которые будут  являться важнейшей стратегической задачей и должны быть направлены на повышение эффективности образовательной и научно-исследовательской деятельности техникума за счет оперативного использования электронных информационных ресурсов.

Одним из условий получения результатов считаю и

материально-техническую  базу – это кабинет русского языка и литературы, в котором имеется мультимедийный проектор, компьютер и выход в Интернет. Современная мебель.

Для проведения уроков русского языка и литературы разработаны

·        Папки конкретно по отдельным писателям и поэтам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), 

·        Папки с информационным и дидактическим материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 2),

·        карточки по разделам  (ПРИЛОЖЕНИЕ 3),

·        разработаны измерители выполнения образовательного стандарта (КОС) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4),

·         имеются разработки открытых уроков (ПРИЛОЖЕНИЕ 5),

·         различная документация для ведения образовательного процесса (Рабочие программы, УМК, должностные инструкции преподавателя) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Проанализировав собственные результаты и условия их достижения в межаттестационный период, я выявила много положительного в собственной деятельности, отметила безусловный рост своего профессионализма, верный выбор   создаваемых мною условий в образовательном процессе.

Ориентируясь на Стандарты нового поколения, в процессе анализа педагогической деятельности выделяю следующие проблемы:

1.                 на уровне личностного результата обучающегося (недостаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения);

2.                 на уровне метапредметного результата обучающегося (недостаточный уровень сформированности умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией);

3.                 на уровне предметного результата обучающегося (недостаточный уровень освоения базовых понятий лингвистики и ее основных разделов).

Причины этих недостатков кроются в проблемном поле:

- на уровне моей личной компетенции (недостаточность профессионально-информационной культуры в области системы оценки образовательных результатов);

- на уровне организации образовательного процесса (непроработанность диагностических материалов, критериального оценивания, нацеленного на формирование системы оценки образовательных достижений обучающихся).

Практика показала, что освоение содержания требований ФГОС эффективнее начинать с изучения системы оценивания образовательных результатов. Именно система оценивания образовательных результатов определяет направление деятельности преподавателя. А для обучающегося правильно организованная и понятная система оценивания результатов становится основой для формирования самостоятельности. Процесс оценивания можно назвать главным инструментом управления качеством образования.

Мониторинг сформированности УУД, где система оценки является составляющей регулятивных УУД, показал, что 57% обучающихся затрудняются осуществлять контроль по результату и по способу действия; контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Возникает противоречие:

1. Между  необходимостью  внедрения современной системы оценивания  и  несовершенством  имеющихся  диагностических  материалов.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему:

 – поиск путей реализации профессионализма педагога в части совершенствования проектных умений для разработки системы  оценки  образовательных   достижений  обучающихся.

Для того, чтобы указанная выше проблема была решена, необходимо в следующий межаттестационный период с 2019 года по 2023 год реализовать следующую цель: создание условий для повышения качества образования на основе внедрения современной системы   оценки достижений обучающихся.

Поэтому планирую осуществить разработку и внедрение современной системы   оценки достижений обучающихся.

Реализации цели   поможет решение следующих задач:

1.                 разработать программу собственной педагогической деятельности, направленную на    овладение технологиями оценки образовательных   достижений обучающихся;  

2.                 определить условия эффективности внедрения системы оценки образовательных результатов;

3.                 спроектировать единую структуру диагностических материалов для проверки уровня сформированности предметных и метапредметных результатов освоения каждой темы;

4.                  разработать критериальную   систему оценивания образовательных достижений обучающихся;

5.                  внедрить в собственную педагогическую деятельность новый пакет измерительных материалов для оценки достижений обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательной деятельностью.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

·         стартовую диагностику,

·         текущую и тематическую оценку,

·         портфолио,

·         мониторинг образовательных достижений,

·         промежуточную аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

·                     государственная итоговая аттестация

Основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты – личностные, метапредметные и предметные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит профессиональному образованию. Считаю, что данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного обучающегося.

В своей педагогической деятельности использовала деятельностный подход как метод технологии проблемного обучения, позволяющий  развивать познавательную активность и мыслительную деятельность обучающихся, умение ориентироваться и перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе.

Считаю, что данная система работы позволила мне повысить продуктивность своей педагогической деятельности, о чем свидетельствует аналитический отчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологи. М.. 1998
3. Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы: Учебно-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы. - Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче. – М.; Просвещение, 1984.
5. Матвеева Т.В. Практикум для учащихся старших классов общеобразовательных школ.- Екатеринбург., Издательство «Сократ», 2005.
6. Литературное творчество учащихся в школе/сб. статей. М., 1986
7. Львова Ю.Н. Лаборатория учителя.М.,1982
8. Газеты «Первое сентября», «Русский язык», «Литература»

9. Интернет-сайты:

http://www.fipi.ru/view-   Федеральный институт педагогических измерений

http://festival.1september.ru/-  Фестиваль «Открытый урок»

http://www.gramota.ru/img/logo-gramota.gif- Справочно-информационный портал «Русский язык для всех»

http://www.uchportal.ru/-  Учительский портал

http://www.zavuch.info/- Завуч-инфо

http://www.school.edu.ru/-  Российский общеобразовательный портал

http://www.fplib.ru/-  Русская литература

http://1september.ru/-  Издательский дом «Первое сентября»

http://interneturok.ru/ru- Интернет-урок

http://www.proshkolu.ru/- Бесплатный школьный портал

http://centrtalant.ru/Default.aspx- Центр поддержки талантливой молодёжи


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПАПКИ

ЛИТЕРАТУРА

СОДЕРЖАНИЕ

1.

В. Маяковский и футуризм

·         Конспект урока

·         Раздаточный материал

·         Съёмный материал

Биография

Сочинения:

·         Сатирические произведения Маяковского

·         Юмор и сатира в произведениях

Сообщение:

·         Навеки любовью ранен

2.

М.Ю. Лермонтов

Конспекты уроков:

·         «Анализ стихотворений «Молитва», «Ангел»

·         Жизнь и творчество

·         Философская лирика

·         Живописное наследие

·         Лирика

Контрольный тест

Биография

Сообщения:

·         Благородное негодование и грусть в лирике

·         Историческая тема в лирике

·         Тема Родины в лирике

Статья «Образ Лермонтова»

3.

А.Н. Островский

Конспекты уроков:

·         Островский – создатель русского национального театра

·         Образ Катерины, её душевная трагедия

·         Драма «Гроза» в русской критике

·         Островский. Жизнь и творчество

Вопросы на знание текста

Контрольная работа

4.

М. Горький

Конспекты уроков:

·         Система персонажей и параллельных сюжетных линий в пьесе «На дне»

·         Что лучше: жалость или истина, или спор о мечте?

·         Сатин и Лука – антиподы или родственные души?

Тест по творчеству Горького

Дифференцированные карточки

Биография

Сообщения:

·         Реализм и романтизм в ранних произведениях Горького

·         Женские образы в пьесе «На дне»

·         Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений

Сочинения:

·         Пьеса «На дне»

·         Человек – вот правда…

5.

И.А.Гончаров

Конспекты уроков:

·         Урок –знакомство с романом «Обломов»

·         Полнота и сложность характера Обломова (анализ первой части романа)

·         Халат как символ лености и свободы в русской литературе 19 века

·         Система уроков по роману

·         Откуда ты, Обломов? Мифологическая история обломовщины

·         Художественное мастерство в романе «Обломов»

·         Роман «Обломов» и наша современность

·         Знакомство с героем. Обломов и его бытовое окружение

·         Утро Обломова. Знакомство с героем романа

Сообщения:

·         Человеческие типы в романе

·         Женские образы в романе

Внеклассное мероприятие «Своя игра»

Тестовая работа

 6.

И.А. Бунин

Конспекты уроков:

·         Последний русский классик

·         Композиция рассказа «Антоновские яблоки»

·         Памяти Бунина

·         Любовь в творчестве Бунина

·         Автор и герой рассказа «Господин из Сан-Франциско»

·         Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена

·         Мифопоэтическая символика образа главной героини в рассказе «Чистый понедельник»

·         Урок-практикум по рассказу «Антоновские яблоки»

Сообщения:

·         Из истории создания рассказа «Господин из Сан-Франциско»

·         Краткий пересказ содержания рассказа «Господин из Сан-Франциско»

·         Анализ рассказа «Антоновские яблоки»

Интеллектуальная игра по творчеству Бунина

Тест по рассказу  «Господин из Сан-Франциско»

7.

М.И. Цветаева

Конспекты уроков:

·         Но душу Бог мне иную дал

·         Если душа родилась крылатой…

Биография

Рефераты:

·         Образ России в поэзии

·         Любви старинные туманы

·         Основные мотивы лирики

·         Россия – Родина моя

8.

А.А.Фет

Конспекты уроков:

·         Особенности лирики Фета

9.

А.А.Ахматова

Конспекты уроков:

·         Творческая хроника эпохи в поэме «Реквием»

Тестовая работа

Портрет

Биография

Сочинения:

·         Поэт и Родина

·         Великая земная любовь

·         Тема Родины и гражданского мужества

Сообщения:

·         Реквием

10.

С.А.Есенин

Конспекты уроков:

·         Любовная лирика

Биография

Сообщения:

·         Мир природы в лирике

·         Лирический герой поэзии

·          

11.

И.С. Тургенев

Конспекты уроков:

·         Тематика уроков по изучению творчества Тургенева

·         Обзор творчества

·         Базаров – нигилист

Вопросы на знание текста

Тестовая работа

12

А.С. Пушкин

Конспекты уроков:

·         Вступление к поэме «Медный всадник»

·         Анализ поэмы «Медный всадник»

Контрольный тест

13

Введение в литературу первой половины 19 века

Конспект урока

Памятки

Проверочная работа

14.

Русская литература и русская история 19 века

Конспект урока

Технологическая карта урока

Съёмный материал

 

15.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Биография писателя

Сообщения:

·         Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

·         Проблематика и идейная направленность сказок

·         Проблематика и поэтика сатиры

·         Таблица-характеристика правителей города Глупова («История одного города»)

·         Фантастика и гротеск как художественный приём в произведениях Салтыкова-Щедрина

16

М.А. Булгаков

Сообщения:

Биография писателя

История создания романа «Мастер и Маргарита»

Булгаков-писатель-сатирик

17.

В.В. Набоков

 

Сообщения:

·         Русский писатель

В.Г. Распутин

Уроки доброты по рассказу Распутина «Уроки французского»

Нравственная проблематика в повести «Последний срок»

Тема природы в творчестве Распутина

А.И. Куприн

Куприн-прозаик

Талант любви (по повести «Гранатовый браслет»)

Одиночество любви (по повести «Гранатовый браслет»)

Тема любви в прозе Куприна

Особенности творчества Куприна

Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»

Образ героини в произведениях Куприна о любви

Нравственный идеал Куприна

В.М. Шукшин

Своеобразие героев деревенской прозы Шукшина

18.

А.Т. Твардовский

Биография

Размышления о человеке в лирике

Основные идеи и темы лирики

19.

А.И. Солженицын

Биография

Страна «Архипелаг ГУЛАГ» в изображении Солженицына

Способ изображения истории

20.

О.Э. Мандельштам

Биография

Сообщения:

·         Эпоха «серебряного века» и О. Мандельштам

·         Человек и эпоха в лирике

21.

А.А. Блок

Биография

Сообщения:

·         Поэма «Двенадцать»

·         Лирический герой в поэзии

·         Это всё о России

·         Мечты и действительность в лирике

·         Лирический герой в поэзии

·         Женские образы в творчестве

·         Путь Блока-драматурга

·          

22

Серебряный век русской поэзии

Сообщения:

·         Писатели 19 века, создавшие золотой век русской литературы

·         Золотой век русской литературы 19 века

·         Деятели литературы и искусства на защите Отечества

·         Тема войны и подвига в прозе

23

Поэзия. Анализ лирических произведений

В. Высоцкий. Судьба и песни

 

24.

А.П. Чехов

Биография

Сообщения:

·         «Вишнёвый сад» - драма, комедия или трагедия?

·         Новаторство пьесы «Вишнёвый сад»

·         Изображение русской провинции

·         Изображение характера героя

·         Человек и среда или в чём смысл финала рассказа «Ионыч»?

Портрет писателя

Вопросы на знание текста

 

25.

Л.Н. Толстой

Биография

Сообщения:

·         «Война и мир» как роман-эпопея

·         Герои романа «Война и мир» настоящие и вымышленные

·         Женские образы в романе

·         Характеристика Наташи Ростовой

·         Роль антитезы в романе

·         Психологизм романа

·         Семья Болконских

·         Кульминация романа-эпопеи и его структура

·         Военное событие в романе

·         Характеристика образа Кутузова

·         Духовные искания героев Толстого

·         Характеристики Кутузова и Наполеона

·         История работы над романом

·         План-конспект романа

·         Романы Толстого

·         Идейно-композиционное значение сцены в салоне А.П. Шерер

·         Мысль семейная

Рефераты:

·         Толстой о смысле жизни и назначении человека

Сочинения:

·         Противопоставление истинного и ложного патриотизма

Конспекты уроков:

·         По страницам великой жизни

·         Урок-презентация Толстой. Жизненный и творческий путь

·         Целостный анализ текста романа

·         Отечественная война 1812 года в истории и на станицах романа

·         «Война и мир» как роман-эпопея. История создания

·         «Война и мир» как психологический роман

·         Салон Анны Павловны Шерер

·         Великосветское общество в романе

·         Мысль семейная в романе

·         Семья Ростовых и Болконских

·         Семейная идея в романе

·         Поиски смысла жизни главными героями романа

·         Нравственные пути искания князя Андрея Болконского

·         Путь исканий Пьера Безухова

·         Тема народа в романе

·         Кутузов и Наполеон

·         Бородинское сражение – кульминация романа

·         Анализ эпизода «Пожар в Смоленске»

·          Роль личности и народа в Отечественной войне 1812 года

·         Истинное и ложное в романе

·         Красота и горечь любви

·         Сущность её жизни – любовь

·         Художественные особенности романа

Интегрированный урок «Счастливый случай»

Тестовые задания

Дифференцированные карточки

26.

Н.А. Некрасов

Конспекты уроков:

·         История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Сообщение:

·         Образ крестьянки в поэме

Тестовая работа

Вопросы на знание текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЭЛЕКТРОННЫЙ УМК

НАИМЕНОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Фразеология

Фразеологические обороты:

·         Аршин проглотил

·         Ахиллесова пята

·         Остаться на бобах

·         Если гора не идёт к Магомеду…

·         Лезть на рожон

·         Семи пядей во лбу

·         Заморить червячка

·         У чёрта на куличках

·         Собаку съел

·         Как с гуся вода

·         Кот в мешке

·         Дело в шляпе

·         Нос, ухо

2.

Речь

Речевые ошибки

Грамматические ошибки

Лексические ошибки

3.

Нормы литературного языка

Типы норм

Образование форм числительных

Общая характеристика социодиалектов в русском языке

Культура речи

Морфологические нормы

Создание текстов разных стилей

Сочинения

Роль русского языка в жизни общества

Основные нормы современного литературного произношения

О качествах хорошей речи

Особенности правописания слов-паронимов

Орфографические принципы в русском языке

Лексикография

4.

Комплексный анализ текста

 

5.

Сообщения

Арготизмы

Речевая культура человека-зеркало её духовной культуры

О качествах хорошей речи

Происхождение фразеологизмов

6.

Язык и речь

Статьи:

·         Понятие о современном русском литературном языке

·         Языковая норма

·         Культура речи

·         Возникновение и развитие культуры речи

7.

Синтаксис

Статьи:

·         Простое и сложное предложения

·         ССП по союзам и значению

·         Синтаксический разбор ССП

·         Словосочетание

·         Синтаксис

·         Способы передачи чужой речи

·         СПП

·         Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания

·         Распространённые и нераспространённые предложения

·         Виды предложений по структуре

·         СПП с двумя или несколькими придаточными

·         Знаки препинания в СПП

8.

Языкознание

Конспекты уроков:

·         Языковые особенности функциональных стилей

9.

Лексикология

Статьи:

·         Лексикология

·         Лексика

·         Фразеология

·         Прямое и переносное значение слова

·         Слово в лексической системе языка

·         Основные требования к речи

·         Изобразительно-выразительные средства

·         Однозначность и многозначность слова

·         Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления

·         Омонимы и их употребление

·         Паронимы

·         Антонимы

·         Лексические ошибки

10

Морфология

Статьи:

·         Состав дисциплины

·         Морфологические нормы современного русского языка. Местоимение

·         Имя существительное

·         Имя прилагательное

·         Глагол

·         Наречие

·         Имя числительное

·         Причастие

·         Вводные слова

·         Слова категории состояния

·         Самостоятельные части речи

·         Деепричастие

·         Местоимение

·         Служебные части речи. Предлог

·         Союзы

·         Разряды частиц по значению

·         Междометие

·         Морфологические ошибки

11.

Орфография

Статьи:

·         Безударные гласные

·         Чередование гласных в корнях слов

·         Правописание сложных слов

·         Безударные гласные, звонкие и глухие согласные

·          

12.

Морфемика

Статьи:

·         Способы словообразования знаменательных частей речи

·          

13

Фонетика. Орфоэпия

Статьи:

·         Особенности современного русского произношения и ударения

·         Звуки и буквы

·         Орфоэпические нормы

14.

Текст

Статьи:

·         Текст как произведение речи

·         Функциональные стили речи

·         Публицистический стиль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ УМК, САЙТ:

 

РАЗДЕЛ

1.            Разработки уроков

2.            Электронные таблицы, презентации

3.            Практические занятия

4.            Контрольные работы

5.            Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

6.            Комплекты контрольно-измерительных материалов

1.

Язык и речь

2.

Фонетика. Орфоэпия

3.

Морфемика. Словообразование

4.

Морфология

5.

Лексика. Фразеология

6

Синтаксис. Пунктуация.

7.

Текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ИЗМЕРИТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ФОС

Когда и кем утверждён

2018-2019 учебный год

1.

ФОС для экзамена по русскому языку

ПЦК

2.

ФОС для дифференцированного зачёта по литературе

ПЦК

3.

ФОС для дифференцированного зачёта по УД «Технология организации профессиональных коммуникаций»

ПЦК

2018-2019 учебный год

1.

ФОС  для экзамена по русскому языку (корректировка по новому макету)

ПЦК, протокол №__ от «___»_______2018г

 

2.

ФОС для дифференцированного зачёта по литературе (корректировка по новому макету)

ПЦК, протокол №__ от «___»_______2018г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ

Тема урока

УД

Дата проведения

1.

Комбинированный урок (библиотека)

«Узревший душу языка»

Русский язык, гр 112ТВ

2010г.

Наумова В.И.

Юревич Т.Л.

Бучельникова С.Д.

2.

А.Н. Островский. «Колумб Замоскворечья» - очерк жизни

Литература, гр11

13.10.2010г

Наумова В.И.

3.

Употребление Ь

Русский язык, гр 111ТО

2011г.

Юревич Т.Л.

4.

Интегрированный урок

Творчество А.А.Фета

Литература, библиотека, гр 12

2011г

Бучельникова С.Д.

5.

Русская литература второй половины 19 века

Литература, гр13

01.12.2011г.

Бучельникова С.Д.

6.

Постановка знаков препинания в ССП

Русский язык, гр112Мсх

06.12.2012г

Юревич Т.Л.

Назарова Н.П.

Кайгородцева С.Н.

7.

Футуризм в творчестве В.В. Маяковского

Литература, гр21

21.11.2013г

Попова Н.А.

Юревич Т.Л.

Назарова Н.П.

Кручинина Е.Н.

Зотова Т.В.

Захарова М.В.

Храмцова Е.В.

Кривоногов С.В.

Головенко Т.Л.

Устюгова Н.Г.

8.

Простое предложение

Русский язык, гр113ПК

20.03

В рамках проведения предметной недели

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ДОКУМЕНТАЦИЯ

заведующего кабинетом 2015-2016 учебный год

Наименование документации

Дата утверждения

1.

Рабочая программа по УД «Русский  язык и литература. Русский язык» (гр 16,  115ПК,  115ТО,  115ТПОП)

Протокол № 1 ПЦК от «11» сентября 2015г

2.

Рабочая программа по УД «Русский язык и литература. Литература»    (гр 16,  115ПК,  115ТО,  115ТПОП)

Протокол № 1 ПЦК от «11» сентября 2015г

3.

Рабочая программа по УД «Технология и организация профессиональных коммуникаций» (гр 214ЭК)

Протокол № 1 ПЦК от «11» сентября 2015г

4.

УМК по УД «Русский  язык»:

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения самостоятельных работ.

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения контрольных работ

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения практических работ

2012-2016г

 

5.

УМК по УД «Литература»

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения самостоятельных работ.

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения контрольных работ

·         Разработка методических рекомендаций для выполнения практических работ

2016

6.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

для профессиональных образовательных организаций

Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением

«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования

Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Регистрационный номер рецензии 381

от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

7.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММАОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

для профессиональных образовательных организаций

Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением

«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования

Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.

Регистрационный номер рецензии 381

от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

8.

Стандарт среднего полного общего образования

 

9.

 

РП по УД «Основы саморегуляции и культуры общения» (гр 01)

Протокол № 1 ПЦК от «11» сентября 2015г

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ

заведующего учебным кабинетом 2016-2017 учебный год

Наименование документации

Дата утверждения

1.

Рабочая программа по УД «Русский  язык» :

1.      ОП Автомеханик

2.      Товароведение и экспертиза качества потр. товаров

3.      Экономика и бухучёт

4.      Электрификация и автоматизация сх

5.      ПП Маляр

Протокол № 1 ПЦК от «12» сентября 2016г

2.

Рабочая программа по УД «Литература» :

1.      ОП Автомеханик

2.      Товароведение и экспертиза качества потр. товаров

3.      Экономика и бухучёт

4.      Электрификация и автоматизация сх

Протокол № 1 ПЦК от «12» сентября 2016г

3.

Рабочая программа по УД «Основы саморегуляции и культура речи»    (гр 01 Маляр)

Протокол № 1 ПЦК от «12» сентября 2016г

4.

Рабочая программа по УД «Эффективное поведение на рынке труда» , «Современная корпоративная культура коллектива» (гр 314ТВ)

Протокол № 1 ПЦК от «12» сентября 2016г

5.

Рабочая программа по УД «Технология организации профессиональных коммуникаций» (гр 113ЭК)

Протокол № 1 ПЦК от «12» сентября 2016г

6.

УМК по УД «Русский  язык»

2012-2013г

 

7.

УМК по УД «Литература»

 

разрабатывается

8.

Примерная программа УД «Русский язык»

для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования

Москва, 2015

9.

Примерная программа УД «Литература»

для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования

Москва, 2015

10.

Стандарт среднего полного общего образования

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СОДЕРЖАНИЕ I ОБЩИЕ

СОДЕРЖАНИЕ I ОБЩИЕ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

I. ОСНОВНЫЕ

I. ОСНОВНЫЕ

Во-первых, необходимо подобрать адекватные педагогические технологии, которые помогут обучающимся полнее реализовать себя

Во-первых, необходимо подобрать адекватные педагогические технологии, которые помогут обучающимся полнее реализовать себя

Цель работы в аттестационный период - достижение высокой эффективности учебного процесса через внедрение технологии проблемного обучения

Цель работы в аттестационный период - достижение высокой эффективности учебного процесса через внедрение технологии проблемного обучения

Цель - анализ эффективности применения новых технологий в повышении качества образования по русскому языку и литературе в условиях реформирования образования

Цель - анализ эффективности применения новых технологий в повышении качества образования по русскому языку и литературе в условиях реформирования образования

I. РЕЗУЛЬТАТЫ

I. РЕЗУЛЬТАТЫ

Самостоятельность студента при решении учебных и жизненных задач как показатель сформированности учебной деятельности ·

Самостоятельность студента при решении учебных и жизненных задач как показатель сформированности учебной деятельности ·

МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА

МОНИТОРИНГ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА

Развивая интерес обучающихся к русскому языку и литературе, добилась увеличения среднего балла знаний, умений и навыков с 3,56 до 3,9

Развивая интерес обучающихся к русскому языку и литературе, добилась увеличения среднего балла знаний, умений и навыков с 3,56 до 3,9

В 2018 году участники Областной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам (Русский язык и культура речи)

В 2018 году участники Областной олимпиады по общеобразовательным дисциплинам (Русский язык и культура речи)

Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц

Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц

Уровень 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019

Уровень 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019

Считаю своим личным вкладом в развитие и повышение качества образования транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Считаю своим личным вкладом в развитие и повышение качества образования транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

В конкурсе «Фестиваль педагогических идей», секция «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

В конкурсе «Фестиваль педагогических идей», секция «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

В 2017 году прошла краткосрочное обучение в

В 2017 году прошла краткосрочное обучение в

I. УСЛОВИЯ

I. УСЛОВИЯ

Информационные технологии .

Информационные технологии .

При традиционном обучении преподаватель передаёт студентам готовые выводы науки

При традиционном обучении преподаватель передаёт студентам готовые выводы науки

Общие функции проблемного обучения: - усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

Общие функции проблемного обучения: - усвоение обучающимися системы знаний и способов умственной практической деятельности; - развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся;

Система методов проблемного обучения

Система методов проблемного обучения

Метод исследовательских заданий

Метод исследовательских заданий

Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и…

Итак, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и…

Контрольно-оценочные средства (задания для самопроверки, тесты, критерии оценивания и т

Контрольно-оценочные средства (задания для самопроверки, тесты, критерии оценивания и т

При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль…

При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль…

Однако, несмотря на широкие возможности

Однако, несмотря на широкие возможности

Интернет. Современная мебель.

Интернет. Современная мебель.

V . ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ

V . ЗАДАЧИ НА НОВЫЙ МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ

А для обучающегося правильно организованная и понятная система оценивания результатов становится основой для формирования самостоятельности

А для обучающегося правильно организованная и понятная система оценивания результатов становится основой для формирования самостоятельности

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования

Основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты – личностные, метапредметные и предметные

Основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты – личностные, метапредметные и предметные

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной…

VI . ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПАПКИ №

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПАПКИ №

Сочинения: · Пьеса «На дне» ·

Сочинения: · Пьеса «На дне» ·

Образ России в поэзии ·

Образ России в поэзии ·

Фантастика и гротеск как художественный приём в произведениях

Фантастика и гротеск как художественный приём в произведениях

Отечества · Тема войны и подвига в прозе 23Поэзия

Отечества · Тема войны и подвига в прозе 23Поэзия

Л.Н. Толстой Биография

Л.Н. Толстой Биография

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РУССКИЙ ЯЗЫК

Простое и сложное предложения ·

Простое и сложное предложения ·

Морфология Статьи: ·

Морфология Статьи: ·

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ИЗМЕРИТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ИЗМЕРИТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 РАЗРАБОТКИ ОТКРЫТЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДОКУМЕНТАЦИЯ заведующего кабинетом 2015-2016 учебный год №

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДОКУМЕНТАЦИЯ заведующего кабинетом 2015-2016 учебный год №

Стандарт среднего полного общего образования 9

Стандарт среднего полного общего образования 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020