ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока |
«Правление князя Владимира. Крещение Руси» |
||
Тип урока |
Комбинированный |
||
Цель урока |
Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении. |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России 6 класс» в 2-х частях, Н. М. Арсентьев, М.: Просвещение 2016 г., презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания |
||
План урока |
. Правление князя Владимира 2. Причины принятия христианства 3. Крещение Руси 4. Значение принятия христианства.
|
||
Личностнозначимая проблема |
Какие перемены в жизни древнерусского государства произошли после принятия христианства? |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:
|
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих |
Садятся на свои места, настраиваются на работу |
2. |
Актуализация знаний
|
Прежде чем мы с вами дальше отправимся листать страницы нашей истории, давайте вспомним некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках. Скажите, пожалуйста, что такое религия?
Какие верования существовали у славян? Дайте определение понятию язычество. Отличались ли славяне от германских племен?
Какую религию исповедовали германцы?
Как называется такое явление? Мы сказали, что славяне исповедовали язычество, скажите, предпринимались ли попытки принять новую религию?
Каким образом религия влияет на государства? |
Ответ учащихся Религия – вера в сверхъестественные силы и существа
Язычество Язычество – вера во множество богов
Славянские племена от германских не отличались Германцы исповедовали христианство, но частично сохранились языческие обряды Двоеверие Да. Княгине Ольга приняла христианство в 957 г. и пыталась склонить к этому сына Святослава, но попытка не увенчалась успехом. Святослав остался язычником Религия способствует укреплению государства и объединению народа |
3. |
Мотивация учебной деятельности Целеполагание
|
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока. Исходя из вышесказанного материала, скажите, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке. Давайте постараемся сформулировать тему урока Молодцы! (Слайд 1) Открываем тетради и записываем тему урока «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Давайте теперь постараемся сформулировать план, позволяющий раскрыть содержание данной темы
Молодцы! Давайте запишем план к себе в тетрадь (Слайд 2) 1. Правление князя Владимира 2. Причины принятия христианства 3. Крещение Руси 4. Значение принятия христианства. |
О князе Владимире и крещении Руси
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Записывают тему урока
Предполагаемый ответ 1. Правление Владимира 2. Причины принятия новой религии 3. процесс и значение крещения Руси Запись в тетради 1. Правление князя Владимира 2. Причины принятия христианства 3. Крещение Руси 4. Значение принятия христианства. |
4.
|
Изучение нового материала
Работа с учебником и картой «Русь в X – XI вв».
Работа с документом в учебнике на стр. 55
Физкультминутка
Просмотр видеофрагмента «Крещение Руси»
|
Скажите, в каком году погибает Святослав Игоревич? Молодцы! У Святослава было трое сыновей: Ярополк, Олег и Владимир. После его смерти между сыновьями начались усобицы за власть. Скажите, что такое усобицы? Давайте запишем это определение в тетрадь
В результате борьбы власть одерживает Владимир. Таким образом, мы переходим к рассмотрению первого пункта нашего плана: Правление князя Владимира (980-1015) (Слайд 3). Владимир был сыном Святослава и ключницы Малушки. Воспитанием мальчика занимался дядя по материнской линии – Добрыня. Свое княжение Владимир начинает с наведения порядка в государстве. Прочитайте первый пункт учебника на стр. 49 и скажите, куда совершал завоевательные походы Владимир. Покажите данные походы на карте «Русь в X – XI вв» (Слайд 4). Молодцы! Для охраны своих территорий от печенегов, Владимир строил оборонительные рубежи, состоящие из цепочки крепостей, что приводит к снижению набегов. Важным событием в княжение Владимира стало принятие христианство. Как известно, среди киевских дружинников христианство встречалось с середины X в. Скажите сколько богов в христианстве? Как называется главный христианский праздник? Первоначально Владимир провел языческую реформу в 980 году, объединив в единый пантеон Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокошь (Слайд 5). Однако добиться единства так и не удалось. Тогда Владимир принимает решение принять новую религию. Откройте учебник на стр. 55, найдите документ из «Повести временных лет» и прочитайте его. Скажите, какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром (Слайд 6)? Что вы знаете про ислам? Что такое иудейство?
Выделяют несколько причин принятия христианства 1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство; 2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти; 3. Прочные культурные связи с Византией; 4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской; 5. Православие было более терпимым к местным традициям.
988 г. произошло крещение Руси (Слайд 8). Давайте посмотрим видеофрагмент крещения. Скажите, как воспринял народ новую религию, согласно видеофрагменту? Как вы думаете, все люди восприняли новую религию положительно? Чтобы сгладить, противоречия, Владимир оставляет несколько языческих праздников. Скажите, сохранились эти праздники в современное время, какие это праздники? В видеофрагменте, было сказано, что христианство способствовало развитию культуры. Давай на основе имеющихся у вас знаний постараемся выделить значение крещения Руси. После принятия христианства, что изменяется в государстве? Молодцы! Давайте запишем значение принятия христианства (Слайд 9) 1. Политические – укрепление государства и авторитета князя; 2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета; 3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом; 4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта. |
972 г.
Запись в тетрадь Усобица - внутренняя вражда между лидерами или группами за власть
Запись в тетрадь Правление князя Владимира (980-1015)
Работы с учебником на стр. 49. Владимир подчинил Киев и Половецкое княжество, разгромил радимичей. Совершил поход в Волжскую Булгарию. Первые столкновения с Польшей и присоединение Червеня и Перемышля.
В христианстве один бог – Иисус Христос Пасха Запись в тетради 980 г. – первая религиозная реформа. Объединение богов в единый пантеон.
Читают документ на стр. 55
В исламе запрет на употребление свинины и питье. Иудеи, не имевшие постоянной церкви считались отвергнутыми Богом. Христианство понравилась красотой церквей и обрядов. Ислам самая молодая религия. Главная книга мусульман – Коран. Запрещается есть свинину и употреблять спиртные напитки. Разрешается многоженство. Религия евреев. Во главе бог – Яхва. Запись в тетради 1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство; 2. Женитьба на сестре византийского императора Анне и укрепление власти; 3. Прочные культурные связи с Византией; 4. Бабушка Владимира, княгиня Ольга, была христианской; 5. Православие было более терпимым к местным традициям.
988 г. – крещение Руси Просмотр фрагмента «Крещение Руси». Положительно, радостно. Считая, что если князь крестился, значит, религия хорошая. Нет, многие считали ее враждебной и продолжали верить в своего бога.
Сохранились. Масленица, день Ивана Купалы.
Строительство церквей, появление религиозных книг, развитие образования.
Запись в тетрадь Значение принятия христианства 1. Политические – укрепление государства и авторитета князя; 2. Международные – увеличение торговых оборотов с христианскими государствами и укрепление международного авторитета; 3. Нравственные – замена многочисленных богов, единым богом; 4. Духовные – приход письменности, образования, зодчества, искусства, изменение быта. |
5. |
Первичное закрепление знаний |
А сейчас для закрепления изученного материала, немного поиграем. На правильный ответ вы хлопайте (Слайд 10). 1. Владимир был единственным сынов Святослава; 2. Правление Владимира 980-1015 гг. 3. Первая религиозная реформа состоялась в 980 г. 5. Основной верой славян до 988 года был ислам. 6. Крещение Руси произошло в 988 г. 7. Принятие христианства способствовало укреплению власти князей и авторитету Руси. 8. Начинает подъем культуры, искусства. Молодцы! Давайте себе теперь похлопаем. |
Тишина Хлопок
Хлопок
Тишина Хлопок
Хлопок
Хлопок |
6. |
Рефлексия |
Сейчас вам необходимо будет закончить предложения Я узнал (а) …… Мне было особенно интересно изучать ….. Мне понравилось /не понравилось на уроке ….. |
|
7. |
Домашнее задание |
1. § 6, подготовить проект на тему «Изменения в быту в результате принятия христианства» (Слайд 11). |
|
Самоанализ урока
Учитель: Ляпустина Анна Викторовна
Дата проведения урока: 31.01.2018
Класс: 6
Предмет: История
Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.
Задачи урока:
Образовательная:
· сформировать у учащихся представление одеятельности князя Владимира,
· охарактеризовать языческую реформу князя Владимира и значение принятия христианства.
Развивающая:
· продолжить работу по формированию умения работать с историческими источниками.
Воспитательная:
способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Формируемые УУД:
Личностные:
Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Предметные:
Овладеть целостным представлением об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.
Метапредметные:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в парах; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: Учебник, мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
Место данного урока в теме: 9 урок, до этого изучалась тема:Становление Древнерусского государства. Данная тема рассчитана на час.
Форма урока: урок-исследование
Методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и с раздаточным материалом, , комментированное чтение, заполнение таблицы.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны - формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологи и системно-деятельностный подход.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. На уроке была использована технология интегрированного обучения.
1. Характеристика класса. ( 4 обучающихся)
Межличностные отношения в классе носят обоюдный характер, вид-приятельские отношения.
На проведенном уроке учебники и тетради были у всех учащихся. Уровень обученности класса-средний.
Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологическихоснов процесса усвоения новых знаний. Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.
Характеристика замысла урока (план).
Изучение новой темы базируется на умениях обучающихся работать с картой и учебником, выполнять задания разной сложности
Усвоение нового материала запланировано через практическую (проектную) работу, так как класс способен логически мыслить, анализировать.
Закрепление спланировано через фронтальную, индивидуальную и групповую работу Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из этапов:
I. Актуализация знаний:На данном этапе учащимся предлагалось ответить на вопросы учителя по пройденной теме.
II. Мотивационный этап:На данном этапе учащиеся отвечали на наводящие вопросы учителя. Формулировали тему урока, цели и задачи.
III. Изучение нового материала: На данном этапе учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на поставленные вопросы, заполняют таблицу, работают с картой и документами. Также просмотр видеоролика о крещение Руси
IV. Первичное закрепление и осмысление полученных знаний: данный этап предполагает проверку знаний с помощью игры в хлопки. На правильное высказывание учителя ученики хлопают в ладоши.
Итоги урока и рефлексия: Подведение итогов урока, с помощью наводящих вопросов.
Ученики с помощью незаконченных предложений:
Я узнал (а) ……
Мне было особенно интересно изучать …..
Мне понравилось /не понравилось на уроке …..
Оценивают свою работу на уроке, а также эмоциональное состояние.
V. Домашнее задание:подготовить проект на тему «Изменения в быту в результате принятия христианства» (Слайд 11). Комментирование д\з.
Структурный аспект самоанализа.
Структурно урок выдержан. Структура урока построена с использованием технологии критического мышления: «вызов - осмысление - рефлексия» и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, задание творческого характера.
Все задания были направлены на достижение конечного результата: Способствовать формированию представлений о правлении князя Владимира, о принятии христианства и его значении.
Базовая модель этой технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенное его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление), фаза рефлексии (размышление)
Первая фаза - вызов; активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). Ребенок ставит перед собой вопрос :"Что я знаю?" по данной теме, формируется представление, чего он знает: "Что хочу я узнать? " На этой стадии использованы были опорные слова на доске. (- изучить, - познакомиться, - научиться), приём «Корзина идей» (о чем на ваш взгляд пойдет разговор на уроке?)
Главными задачами второй фазы является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приемы: заполнение таблицы .Третья фаза (рефлексия ) - размышление, направлена на суммирование и систематизацию новой информации
Функциональный аспект самоанализа.
Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим.
Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников
Аспект оценки КРУ (конечный результат урока)
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.(личностно-ориентированное обучение)
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками.
Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу на уроке, цели достигнуты.
Подпись методиста______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.