«Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»
Оценка 4.7

«Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»

Оценка 4.7
docx
25.02.2023
«Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»
Опыт работы на тему.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы на тему:

 

 

 

 

«Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»

Предоставлено Чайниковой Г.А. ,

учителем начальных классов МБОУ СОШ №7 г.о. Мытищи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы.  В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека. Изменился образ современного школьника и, как следствие, его запросы на обучение. Если еще совсем недавно актуальными для выпускников были знания и умения, которыми они овладевали на уроках, то сейчас их больше волнует, как получать эти знания самостоятельно. Следовательно, должна меняется направленность обучения: учитель должен не только преподнести информацию в понятной и доступной форме, но и дать в руки ученику тот инструментарий, с помощью которого он сам, без помощи учителя смог бы эти знания добывать. Говоря словами Д. Дьюи, «научить человека мыслить – главная задача системы образования» Следовательно,  встает вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся. Это актуальная проблема современности, которую необходимо решать.

Но, возникает противоречие между потребностями современных школьников в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, неспособностью учителей работать в деятельностной парадигме, отсутствием методологической базы для системной работы, направленной на развитие мыслительной деятельности учащихся. Так же в современной школе обозначились противоре­чия между  традиционными методами и формами обучения, ори­ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащих­ся в процессе предметного образования;

Существенной поддержкой в этом могут быть современные педагогические технологии, направленные на овладение способами передачи и обработки информации.

Одной из них является технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя научить, можно научиться». В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, И. П. Волкова, И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой.

Технология предлагает новые способы работы, дающие отличные от прежних результаты, изменяет сами цели обучения – это не сумма знаний, а потребность в самообразовании.

Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Данная технология может использоваться в условиях обучения учащихся по УМК «Школа России» и соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

-  ученик является активным субъектом учебной деятельности;

- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников,

- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Цель мастер - класса: представление в активной форме опыта применения технологии развития критического мышления в начальной школе.

 

Задачи:

·         создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

·         распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям;

·         создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в

общении.

 

Ход  мастер - класса

         I.            Организационный момент.

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас.  Тема нашей встречи «Применение  технологии развития критического мышления в начальной школе»

      II.            Планирование работы и прогнозирование результативности мастер - класса.

1.      Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Мы все учителя - практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня. Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний». Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге? (Узнать, что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы, которые применяем в начальной школе)

  III.            «Мозговой штурм»

2.      Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

Мы сегодня говорим о технологии развития критического мышления.

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

(На доске- рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами- например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения)

Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».

-                     Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», «Корзина идей»), которые применяются на этапе вызова.

Фаза «Вызов»

По пословице, «доброе начало полдела откачало».

Задачи этой фазы:

·         постановка целей урока;

·         активизация познавательной деятельности учащихся.

Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала.

Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия « вызова» , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.

Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.

В материалах, которые я предлагаю вашему вниманию, я подробно описала и другие приемы стадии вызова (Приложение 1)

 

   IV.            Фаза «Осмысление»(изучение нового материала)

Задачи этой фазы:

·         помочь активно воспринимать изучаемый материал

·         помочь соотнести старые знания с новыми.

На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя».

Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока —«осмысление»; в его ходе происхо­дит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

3.      Прием «ИНСЕРТ»

-                     На этом этапе вам предлагается текст (Приложение 2). Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».

-                     Читать мы будем, используя прием « Чтение с пометами » и следующие условные обозначения:

+ материал знаком V это ново для меня

- думал иначе

? требуется дополнительное разъяснение

Проверим, что получилось.

Что обозначили, как известное? Что выделили неизвестным?

Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что

 

критическое мышление: 

•                     мышление самостоятельное;   

•                     мышление обобщенное;

•                     мышление проблемное и оценочное; 

•                     мышление аргументированное;          

•                     мышление социальное.

Этот прием называется « Инсерт». Он способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

А еще на этапе осмысления можно применять приемы:

 «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» и др. (Приложение 3)

 

      V.            Фаза «Рефлексия»

Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися.

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

4. Прием «СИНКВЕЙН»

Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн». В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».

На этапе рефлексии используются также такие приемы, как ШЕСТЬ ШЛЯП,РОМАШКА ВОПРОСОВ и др.

 

   VI.            Итог мастер-класса

Давайте подведем итог нашей работы.

Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем занятии и о технологии развития критического мышления.

На основе высказываний можно составить КЛАСТЕР

                                                                             

https://fs.znanio.ru/8c0997/1a/1e/89b9ddf7bd87f7e7da5c8c481997cfe2eb.png

Первая стадия - ВЫЗОВ

 «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.

«Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.    

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показвают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.

«Да – нетка». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.

 «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

 «Аквариум». Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.

«Ключевые слова». По опорным словам составить небольшой рассказ.

 «Интервью». Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет

вопросы сам.

 

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями XXI века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.

 

 

Д. Клустер выделяет пять пунктов в         определении, что такое критическое

мышление.

 

1.                  Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

 

2. Информация является отправным, а     отнюдь не      конечным пунктом

критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек

не может мыслить критически.

 

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и         уяснение

проблем, которые нужно решить.

 

4. Критическое мышление стремится к    убедительной аргументации.

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы

и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он         также

сознает, что возможны иные решения той           же проблемы, и старается доказать, что

выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

 

5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль

проверяется и  оттачивается, когда ею      делятся с  другими, — или, как пишет

философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

 

 

 

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ

 

«Зигзаг». Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 « Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде». Опорное  слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

«Кластеры» (гроздьи). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

«Двухчастный дневник».В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Бортовой журнал».Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?        

Что нового я узнал из текста?     

 

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ

 

«Шесть шляп».

 Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

 Учащиеся  могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа:негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания .

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

«Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов»

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

 

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо направлено на развитие работы с информацией, умение не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и развивать способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

     И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

    

Таким образом, можно сделать вывод, что критически мыслить могут все. Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧП.

Литература

1.Болотов В.А., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. - 1995. - № 1. - С. 67-73.

2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Учим детей мыслить критически. С.Пб., 2003. – 191с.

3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm.

4.http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html

http://mozliceum.na.by/mr_proekt_critic.php

5. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

6.Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.

7.И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.

8.Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

10.Громова О.К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму: Мастер-класс Ольги Громовой (электронная презентация)

11.Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

12.Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», 2000.

13.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

14.Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, 2001.

15.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.

16.Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005. – С.112- 116]

17.Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов.

18.Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, 1997.

19.Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

20.Фонтанова А. «Черепаха как модель.Методика работы с научно-познавательным текстом.// БШ № 7 2008 С. 9-10.

21.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000

43

 

 


 

Опыт работы на тему: «Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»

Опыт работы на тему: «Использование технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках в начальных классах»

Актуальность темы. В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека

Актуальность темы. В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека

I. Организационный момент

I. Организационный момент

IV. Фаза «Осмысление » (изучение нового материала)

IV. Фаза «Осмысление » (изучение нового материала)

ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ

ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ

Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием

Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием

Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии»

Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии»

Что мне известно по данной теме?

Что мне известно по данной теме?

Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой

Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой

Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски?

Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2023