Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся
Оценка 4.9

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся

Оценка 4.9
docx
15.11.2021
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся
лайд 1.docx

лайд 1 «Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся»

Слайд 2 «Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

(Конфуций)

Слайд 3. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.  Слайд 4. Мой многолетний опыт работы в школе помог увидеть одну из главных проблем обучения: увеличение умственной нагрузки на уроках математики. И эта проблема  заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Какие же практические знания должна давать математика? Слайд 5. Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Слайд 6. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Слайд 7. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире. Слайд 8. На уроках математики необходимо сформировать математический стиль мышленияСлайд 9.

Меня беспокоил вопрос: Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока? Как организовать работу на уроке, чтобы учитель стал организатором познавательной деятельности, а главным действующим лицом был ученик. Учитывая особенность федеральных государственных образовательных стандартов, традиционная форма  уже не соответствует требованиям, предъявляемым к современному уроку. Все это побуждает меня к поиску адекватных этим требованиям педагогических технологий и использованию их в своей практике. Одной из таких технологий, по моему мнению, и является технология развития критического мышления.

Слайд 10. Поставила перед собой цель: исследовать

«Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся»

Слайд 11. Изучив требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, обнаружила еще одну проблему:  формирования  универсальных учебных действий учащихся.

Это побудило меня попытаться исследовать процесс формирования названных УУД обучающихся и развития направленного мышления, найти возможные пути и разрешить круг очерченных проблем.

Слайд 12. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами.  Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Слайд 13. По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.  Слайд 14. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Слайд 15. Ведущей педагогической идеей моего опыта является исследование и эффективное применение различных приемов  ТРКМ  с целью формирования нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, и развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Слайд 16. Для достижения этой цели необходимо решить целый ряд задач.

  1. Изучила и отобрала ведущие пед. технологии
  2. Изучила и проанализировала приемы ТРКМ
  3. Апробировала их применение на уроках математики
  4. Внедрила в опыт своей работы элементы проблемного обучения, информационных и научно-исследовательских  технологий обучения.
  5. Определила систему методов с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
  6. Изучила приёмы, которые используют учителя начальных классов, и разработала приёмы в соответствии с особенностями своих классов

Слайд 17. Планируемые результаты использования технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся:

–  повышение мотивации восприятия предмета «математика», активизация мышления, выработка навыков осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, умение производить оценку достигнутого  результата;

– самовыражение учащихся, проявление себя, своих математических способностей;

– повышение уровня взаимоуважения,  взаимодействия, коммуникативных навыков;

Слайд 18. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий).

Слайд 19. 1 этап Стадия вызова.  Задачами этой стадии является пробуждение интереса к предмету.

Слайд 20. 1) Стратегия «ЗХУ» применяется с использованием таблицы, первые два столбика которой заполняются на стадии вызова, а последняя после получения новых знаний.

Слайд 21. 2)Стратегия «Мозговая атака» (активизация имеющихся знаний: подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме, далее учащиеся обмениваются информацией. Эффективна парная мозговая атака)

Например, при изучении темы «Квадрат»

Слайд 22. 3) «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Помогает вызвать интерес к изучению темы, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме (использовала сегодня на уроке)

Слайд 23. II стадия осмысления (даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель)

Цель:

1.Организация активной работы с информацией.

2.Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Слайд 24. 1) Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения (использовала сегодня на уроке)

 Слайд 25. Например: Урок геометрии 8 класс по теме «Многоугольники».

Слайд 26. 2) Кластер.  Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы. Он может заполняться на протяжении нескольких уроков (применила на сегодняшнем уроке)

Слайд 27. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, так необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. 

Слайд 28. 3)  Приём «Вопросы Блума»

  1. Вопросы на знания: Кто, что, назови, где, когда, перечисли

Используются для проверки знаний.

Не стимулируют развитие навыков   критического мышления, способствуют тренировке памяти.

  1. Вопросы на понимание: Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.

- задаются для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями.

  1. Вопросы на применение: Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

- требуют использования уже известной ученикам информации в новых условиях или ситуациях.

Слайд 29. 4.   Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.

-предусматривают разложение информации на составляющие.

  1. Вопросы на синтез: Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

-связаны с творческим решением проблем на основе оригинального мышления.

  1. Вопросы на оценку: Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

Слайд 30. Третья фаза – фаза рефлексии    направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова.

  • Слайд 31. Прием «Синквейн» – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию творческого, критического мышления у учащихся (применила на урока)

Слайд 32. Например, синквейн на тему «Дроби» можно продолжить словами Л. Н. Толстого «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе...» для создания воспитательного момента.

Слайд 33. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Возможно, синквейны по математике не всегда отличаются изяществом и полным соответствием требованиям французского пятистишия, но их создание поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной активности учащихся.

Большой интерес при изучении данной проблемы, лично для меня, представлял вопрос  использования различных форм работы с учащимися по применению приемов технологии развития критического мышления. Именно различные формы работы позволяют корректировать достижение тех или иных целей и задач. Это я и хотела продемонстрировать сегодня на уроке.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.  

В результате проведенного анализа своей работы по данной проблеме пришла к выводу:

Слайд 34. Технология развития критического мышления  на уроках математики

  • • развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
  • • обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
  • • стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по исследованию данной проблемы, систематизировать и классифицировать имеющийся у меня материал, шире представить его на своем сайте для трансляции опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся.


 

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся»

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики как средство развития мыслительных навыков учащихся»

Слайд 15. Ведущей педагогической идеей моего опыта является исследование и эффективное применение различных приемов

Слайд 15. Ведущей педагогической идеей моего опыта является исследование и эффективное применение различных приемов

Слайд 25. Например: Урок геометрии 8 класс по теме «

Слайд 25. Например: Урок геометрии 8 класс по теме «

Возможно, синквейны по математике не всегда отличаются изяществом и полным соответствием требованиям французского пятистишия, но их создание поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной…

Возможно, синквейны по математике не всегда отличаются изяществом и полным соответствием требованиям французского пятистишия, но их создание поддерживает высокий уровень познавательного интереса и способствует умственной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021