СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности,
развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования
взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве
известные зарубежные и
отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М.
Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у
взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к
уровню сознания и
подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно
для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке
создавать
эффективную ситуацию общения.
Выделяют следующие
коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным
эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных
стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой
1. Использование сказки как
метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые
касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть
обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в
рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом
к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в
категориях: хорошо - плохо.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность
ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и
проиграть эмоции.
5. Использование сказки как
притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения
ситуации.
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание,
работа со сказкой). Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские.
Народные сказки также делятся
на несколько групп: бытовые (например, "Лиса и журавель");
сказки-загадки (истории на
сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь
ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных
ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про
героев); волшебные сказки, сказки с
превращениями ("Гуси-лебеди", "Крошечка-хаврошечка" и
т.д.).
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка
заключается в следующем:
1. Отсутствие в сказках прямых
нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны,
вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие
в мире.
2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих
поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые
переживает в своей жизни
каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь;
борьба добра со злом.
Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы
ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю
героев,
помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок
усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его
внутреннему росту.
3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.
Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя
с героем сказки и стать
участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев -
все это
позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в
сказках.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
предложила систему "сказкотерапевтической психокоррекции", которая
понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка,
расширения
поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из
различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на
равных посредством работы
со сказкой.
Разработанный автором курс
сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые
позволяют
развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость
и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку
можно:
анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок. Цель
- осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией,
конструкцией сюжета, поведением героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку
предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта
сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и
почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что
произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны
в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или
плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется
для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как
развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура
состоит в следующем: ребенку или
группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц,
участвующих или не участвующих
в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или
Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами
Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой
или пенька, на котором сидел Колобок".
3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и
народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то
не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это
- важный диагностический материал.
Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя
необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его
внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций,
который позволяет освободиться
ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл
переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. В
каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развитиясюжета.
Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных
обстоятельствах
покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и
теряет друзей,преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается
домой, достигнув цели. Таким
образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме
рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Волшебные сказки описывают
глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления
страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта
и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных
сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе
проживания определенного кризиса.
События сказки вызывают у человека
эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь,
ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и
моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и
что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить
внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или
сказок "со страшными"
эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир
становится гибким и насыщенным.
Список литературы:
1.ОСИПОВА А.А. ОБЩАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.