ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

  • docx
  • 11.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЕН Павлова ВШДА.docx

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Павлова Е.Н.,

учитель-логопед

СП ОГБУ «БРЦ ПМСС»

МЦ ПППД Ракитянского и

Краснояружского районов

 

Ключевые слова: младший школьник, развитие связной речи, коррекция тяжелых нарушений речи, технология развивающего обучения, сторителлинг, наглядность, мнемотаблица, абстрактные символы, творческое самостоятельное высказывание.

 

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. Овладение связной устной речью важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе [3]. Т. А. Ткаченко считает, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах – наглядности, при которой происходит речевой акт [5].

Для решения поставленных задач оптимальным и эффективным обучающим «инструментом», позволяющим объединить игровую форму и наглядность для развития связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, является использование технологии «сторителлинг» и мнемотаблиц.

Сторителлинг это искусство увлекательных историй с определенной структурой и героем. Данная технология направлена на разрешение вопросов развития, воспитания и обучения.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы используются как визуальный алгоритм для ребенка, как путь, как структура для составления истории [4].

Актуальность применения технологии «сторителлинг» в развитии связной речи у младших школьников заключается в расширении возможности развития и обогащения речи, в том числе просодики, воображения, включая его виды (творческое и воссоздающее), коммуникативных качеств и интеллектуальных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

Используя данную технологию в практике с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи, ставим следующие задачи:

1)       В части формирования связной речи:

-         развитие связной речи детей и расширение словарного запаса;

-         закрепление навыков   правильного  произношения  поставленных звуков в самостоятельной речи детей.

2)       В части формирования просодики речи:

-         формирование ритмико-интонационной выразительности речи;

-         развитие умения придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску.

3)       В части развития мыслительных операций:

-         развитие воображения (воссоздающего и творческого);

-         развитие творческого мышления.

Структура истории, рассказанной по технологии «сторителлинга» имеет определенный алгоритм, которому придерживается педагог и ребенок в ходе придумывания историй:

-         главный герой, его окружение и характер (история невозможна без главного героя, это может быть человек или предмет);

-         цель, которую преследует главный герой;

-         трудности, своеобразный конфликт между реальностью и мечтой главного героя;

-         интрига;

-         шаги, которые предпринимает главный герой, чтобы реализовать мечту;

-         перемены ситуации;

-         итоги, иногда – мораль – здесь необходимо поразмыслить и сделать выводы.

Перед началом обучения по технологии «сторителлинг» проводим с детьми (индивидуально, в паре, малой подгруппе) предварительную работу: для        начала  пополняем   активный  и   пассивный  словарный  запас,  учим правильно   согласовывать   имена   существительные   с    прилагательными, глаголами и употреблять их, учим словообразованию и словоизменению в падежах, роде, числе. Затем обучаем ребенка самостоятельно составлять предложения   с    опорой   на   наглядность       все   выше   перечисленное осуществляем в первый год обучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи. После того как в словаре появилось больше новых слов, появились навыки        словообразования       и     словоизменения,      что необходимо         для самовыражения, переходим к составлению рассказа по заданному сюжету: педагог задает сюжет с помощью сюжетной картинки или серии сюжетных

картинок, ребенок описывает события, используя алгоритм.

Так же знакомим с наглядностью, которую применяем при составлении историй по технологии «сторителлинг», – с мнемотаблицей.

Мнемотаблица – схема, которая служит своеобразным планом для создания историй. Схема одна и имеет однородную структуру, то есть применима для любой истории.

В своей работе используем простейшую форму мнемотаблиц – зарисовываем самостоятельно в виде мнемоквадратов, расставляем в неизменной последовательности на доске в виде ряда.

При первом знакомстве ребенка с таблицей проводим игру «Угадай, что нарисовано», знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате, каким символом обозначен каждый этап создания истории. Ребёнок узнает, с чего он должен начать, чем свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные этапы раскрытия истории.

Далее переходим непосредственно к рассказыванию истории по мнемотаблице.

Рассмотрим последовательность составления рассказа по мнемотаблице. 1 этап – работа с таблицей, определение того, что на ней изображено.

Например, «Посмотри на этот символ. Как ты думаешь, о чем он может

«говорить»? Таким образом, у ребенка постепенно формируется логическая связь знака с тем контекстом, который может к нему «подходить».

Например, в первой колонке таблице мы видим веселый смайлик ассоциация с главным героем.

Рассматривая следующий символ подводим ребенка к тому, что у героя есть определенная цель.

Третий смайлик указывает на неразрешённый конфликт, или проблему, которую главный герой должен решить.

Четвертый задумчивый смайлик это интрига, загадка как будут разворачиваться события дальше.

Пятый символ мы видит следы, что говорит, о шагах, которые приведут главного героя к решению ситуации.

Шестой символ стрелочки в разном направлении, это перемена ситуации, как в хорошую, так в плохую сторону.

Седьмой символ – итог истории и выводы которые мы можем сделать этап – осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов слов в образы.

Например, «Посмотри на веселый смайлик, кого или что ты представляешь?».

2    этап – после перекодирования осуществляется рассказ с опорой на символы.

Например, «Расскажи о главном герое, какой он?».

Составление самостоятельных рассказов и историй с применением технологии «сторителлинг» и мнемотаблиц проводим во втором полугодии второго года обучения детей с тяжелыми нарушениям речи.

Истории на основе «сторителлинга» создаются на основе реальных событий, происходящих в жизни ребенка, развитие событий в рассказе происходят с опорой на жизненный опыт ребенка, создаются проблемные ситуации,   которые   необходимо   решить.   Опора   на   жизненный   опыт необходима ребенку с тяжелыми нарушениям речи, так как это особая категория детей, у которых страдает мышление, воображение, логика и через события, которые ребенок, когда-то пережив, учится воссоздавать истории [2]. Герой должен быть известен ребенку это может быть любимый сказочный герой, любимая игрушка, предмет или сам ребенок. Ситуация должна быть знакома, так как ребенку с тяжелыми нарушениями речи

неоткуда черпать фантазии.

Технологию «сторителлинг» мы применяем как на индивидуальных занятиях, где ребенок самостоятельно составляет историю (рассказ), так и на подгрупповых занятиях – дети придумывают одну историю на всех, каждый участник к уже сформированному до него сюжету добавляет свою часть, задавая последующие события, происходящие в рассказе.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н. Г. Андреева. – Москва : Владос, 2020. – 302 с.

2.   Гузенков,  С.  А.  Сторителлинг  :  пособие  для  начинающих  / С. А. Гузенков. – Москва : ООО «Издательские решения», 2021. – 48 с.

3.   Кошелева, Н. В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями : практическое пособие / Н. В. Кошелева, Е. Е. Каценбоген. – Москва : Владос, 2023. – 95 с.

4.   Омельченко, Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники / Л. В. Омельченко. – Волгоград : Учитель, 2022. – 45 с.

5.   Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие описательной речи у дошкольников / Т. А. Ткаченко. – Москва : Феникс, 2020. – 71 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru