Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Ракитянский Дом детского творчества»
Методические рекомендации
«Использование технологий проектной деятельности при реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Составитель: методист МАУ ДО «Ракитянский
Дом детского творчества»
Незнамова Н.Н.
п. Ракитное, 2024 г.
Оглавление
1. Аннотация…………………………………………………………….............
2. Пояснительная записка ………………………………………
3.Проектная деятельность в системе современного образования ………
3.1. Основные понятия в системе проектной деятельности …………………...
3.2.Технологии проектной деятельности ……………………………....
3.3. Типы проектов ………………………………………………………
3.4. Идеи, подходы и принципы проектной деятельности ……………………
3.5. Эффективность применения технологий проектной деятельности …….
4. Список рекомендуемой литературы ….………………………………
Приложение №1…………………………………………………………………..
Приложение №2 …………………………………………………………………
Приложение №3 …………………………………………………………………
Аннотация
В методических рекомендациях раскрыта актуальность проблемы использования технологий проектной деятельности по организации взаимодействия педагогов при работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрены: основные понятия в системе проектной деятельности, технологии проектной деятельности основные ее составляющие; принципы и условия проектной деятельности, типы проектов и этапы; описаны критерии оценки эффективности проекта и оценки результатов проектной деятельности.
Данный материал будет полезен не только педагогам, но и учителям, воспитателям – всем, кто занимается работой с такой категорией детей. Они могут стать для них основой их работы.
Пояснительная записка
Проект есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью.
Килпатрик
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в дополнительном образовании есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности педагогов и учащихся - проектной деятельности.
Проектные образовательные технологии сегодня - наиболее актуальные и эффективные современные педагогические технологии в работе педагогов. Основываясь на индивидуальном, дифференцированном, личностно-ориентированном и других инновационных подходах к обучению и воспитанию, проектная деятельность помогает не только развивать познавательный интерес, но и решать целый комплекс различных образовательных, воспитательных, развивающих, коррекционных и других задач. Метод проектов актуален и очень эффективен, поскольку он позволяет педагогам комплексно взаимодействовать при работе с детьми, а детям с ОВЗ дает возможность не просто приобретать необходимые знания, но и развивать познавательные, коммуникативные и другие умения и навыки, а значит, более успешно адаптироваться к обучению.
Актуальность данных рекомендаций обусловлена необходимостью использования проектной деятельности по организации взаимодействия педагогов образовательных учреждений при работе с детьми с ОВЗ, в частности, имеющими тяжелые нарушения психического и физического развития, с одной стороны, и недостаточной готовностью некоторых педагогов образовательных учреждений, с другой.
Целью написания методических рекомендаций является обобщение опыта его разработки с целью дальнейшего использования в педагогической (обучающей, воспитательной, методической) деятельности, но и учителям, воспитателям – всем, кто занимается работой с такой категорией детей, которые могут стать для них основой их работы.
Новизна методических рекомендаций, определяется:
- показом актуальности проблемы проектной деятельности в работе современного педагога;
- детальным описанием технологии как алгоритма (этапов) разработки и реализации данного проекта;
- анализом условий и критериев его эффективности.
Практическая значимость представленных рекомендаций заключается в том, что данный материал может быть полезен педагогам не только при разработке и реализации различных проектов, но и при освоении и внедрении ими проектной деятельности в учебный процесс. Поскольку рекомендации являются достаточно универсальными и потому приемлемы в работе для других педагогов.
3.1 Основные понятия в системе проектной деятельности
Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, метод проектов, структура проекта, проектирование, проектная технология, технология проектной деятельности, проектная педагогическая технология, технология проектирования прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование, планирование; рефлексия; процедуры оценки эффективности проекта и др.
Метод проектов — это комплексный метод, дающий возможность всем участникам проявить самостоятельность в планировании, организации и т.п.;
- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом;
- это совокупность приёмов, действий в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – совокупность организационных, познавательных, методических и других приемов, позволяющих решить конкретную проблему в результате самостоятельных действий его участников с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение учащимися какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, совокупность дидактических средств, условий, этапов деятельности, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты, то есть является педагогической технологией.
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Проект (от лат. рrojectus) — «камень, брошенный вперёд» - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа или специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, имеющий социально значимый результат, завершающийся созданием творческих работ. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, что открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности учащихся, педагога и родителей.
Структура проекта — совокупность взаимосвязанных компонентов и процессов проекта.
Проектирование - теоретическое построение (замысел) и практическое воплощение того, что возможно, или того, что должно быть.
Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, отражающего решение той или иной проблемы - представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Проектная технология - система средств, условий (объективных и субъективных) и этапов проектирования, позволяющая получать гарантированные запланированные результаты проекта.
Технология проектирования – это алгоритм поэтапной проектной деятельности; алгоритмизированная (поэтапная) деятельность, направленная на разработку и описание различных проектов.
Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта.
Отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
- направленность на достижение конкретных целей;
- координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимость и уникальность.
Отличие проектирования от исследования и планирования.
Проектирование связано с прогнозированием (предвидением, исследованием перспектив, определением путей), конструированием (детализацией, установлением связей типовых систем), моделированием (образным представлением и преобразованием объектов).
Проектирование отличается от исследования тем, что исследование предназначено для получения нового знания, а проект - для внесения изменений деятельностного характера в устоявшуюся практику.
Проектирование нередко отождествляется с другим понятием – планированием, которое имеет несколько значений: заранее намеченный порядок, последовательность осуществления каких-либо мероприятий; замысел какой-либо работы; способ, подходы и т.д.
3.2. Технологии проектной деятельности
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на занятиях в образовательных организациях:
1. Технология разноуровневого обучения.
2. Коррекционно-развивающие технологии.
3. Технология проблемного обучения.
4. Метод проектов.
5. Игровые технологии.
6. Информационно-коммуникационные технологии.
7. Нравственная технология.
8. Здоровьесберегающие технологии.
Предназначение образовательной области «Технология» – это воспитание целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Данная цель особенно актуальна в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Типы проектов
Для классификации типов проектов выделяются следующие типологические признаки:
По количеству, составу участников: индивидуальные, парные, групповые, межгрупповые.
По характеру контактов:
- внутренние (внутри группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри образовательного учреждения, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
- международные (участники проекта - представители разных стран).
По типу участников: детские, взрослые, детско-взрослые.
По содержанию: монопроекты (одна образовательная область); интегративные (две и более образовательные области).
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);
- ролево-игровые - это проект с элементами творческих игр, когда учащиеся входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные: учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
3.4. Идеи, подходы и принципы проектной деятельности
Идеи проектной технологии:
- идеи опережения («проект» - бросок в будущее);
- идеи «разности потенциалов» (актуальное состояние и желаемое);
- идеи этапности (пошаговости);
- идеи кооперации и «разветвляющейся активности» участников;
- идеи объединения ресурсов и т.д.
Подходы в системе проектной деятельности:
Системно-деятельностный – подход, направленный на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: применение интерактивных форм познания (наблюдение, игры, опыты, учебный диалог и пр.); создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Деятельностный подход - это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Инновационные подходы: технологический, оптимизационный, эргономический, дифференцированный, личностно-ориентированный, развивающий, диалогический, диагностический и др.
Принципы проектной технологии:
Проектная деятельность опирается на следующие основные принципы:
1. Принцип этапности (пошаговости) проектной деятельности.
2. Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
3. Принцип сотрудничества ученика и педагога при решении разнообразных проблем.
4. Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.
5. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении учащихся в деятельность.
6. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ученика.
7. Принцип прогностичности и управляемости.
8. Принцип продуктивности.
9. Принцип саморазвития учащихся и педагогов.
10. Принцип обратной связи и др.
В технологии проектной деятельности выделяют и триединый принцип проектирования:
1. Многообразие, открытость, прозрачность возможностей.
2. Отчетливость, ясность, определенность границ.
3. Свобода самоопределения и ответственность выбора.
3.5. Эффективность применения технологий проектной деятельности
Эффективность применения проектного метода при работе по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе обусловлена:
- технологичностью (при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от «простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат);
- достаточно высокой эффективностью занятий, учащиеся и педагог видят результат труда, некий «продукт», как отмечают педагоги;
- развитием речевых навыков учащихся (каждый член группы должен уметь выражать свое мнение, слышать мнение других, соглашаться, возражать, вступать в дискуссию);
- развитием и поддержанием интереса к предмету, о чём свидетельствуют отзывы детей и уровень обученности по предмету;
- практическим применением приобретённых знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
- развитием коммуникативных навыков учащихся;
- созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии педагога и учащихся (способность интегрировать активность каждого и коллегиальность принимаемых решений группой; рейтинговая система оценивания - оценка проектанта, оценка слушателей, оценка педагога; исключает стрессовую нагрузку, т. к. позволяет избежать педагогического субъективизма). А ещё можно сказать она имеет важный элемент – рефлексию, способствующую осмыслению полученных умений и навыков.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению познавательного интереса к предмету, что подтверждается результатами мониторинга.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно на занятиях, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У учащихся формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
На различных этапах организации проектной деятельности учащихся с ОВЗ обязательно планируется достижение конкретных целей:
- Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, изготовить подарок и т.д.
- Развитие умения планировать работу также возможно на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изготовлению изделия ставится вопрос: С чего начать работу? Зачем нужен эскиз? Необходимо подвести учащихся к осознанию о целесообразности начать изготавливать изделия с определённой операции.
- Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, учащиеся устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.
- Развитие тонкой моторики возможно на всех этапах проектной деятельности. Тренирует пальцы рук работа с ножницами при изучении различного вида аппликаций, вышивании, а также работа с бисером, вязание крючком, спицами.
- Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, необходимо побуждать учащихся к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению образцов; о постановке целей проекта; защите готовой работы.
- Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности. Улучшается и общий психологический климат на занятиях. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.
- Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения.
Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого учащегося, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому).
Идеи проектных работ могут успешно находить не только педагоги, но и сами дети. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Поэтому педагог готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий. «Банк проектов» должен сопровождаться темами примерных проектов с оформлением, с соответствующим обеспечением.
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально - технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильным учащимся предлагается больше различных идей, и они выполняют более сложные работы. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны педагога. Такие дети изготавливают несложные изделия. У каждого учащегося свой запланированный конечный результат.
Основными этапами учебного проектирования являются:
1. Поисковый. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.
2. Конструкторский. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с педагогом).
3. Практическое решение поставленной задачи начинается в процессе выполнения технологических операций.
По завершении выполнения проводятся испытания и оценка соответствия работы планируемым характеристикам.
4. Защита проекта - итог работы над проектом.
Совместная разработка проекта, по словам учащихся, позволяет «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет». При разработке проекта 85-90% учащихся одобрительно оценивают результаты своей деятельности и оценивают своё участие в разработке проекта как активное.
Учащиеся отмечают, что они учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Но самое большое достижение – это, конечно, познание своих возможностей, собственных результатов, самого себя.
Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт педагогу возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу учащихся.
Таким образом, обучение проектным методом возможно и необходимо в образовательном учреждении, поскольку развивает социальный аспект личности учащегося за счёт включения его в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед учреждением, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Реализуя компетентностный подход через проектную деятельность, удается успешно решать задачи по созданию коррекционно-развивающей образовательной среды, повышая тем самым качество образования.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
4. Список рекомендуемой литературы
1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. Изд. Дом Федорова, 2006.
3. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования / Е.С. Заир-Бек. – СПб., 1995.
4. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2013.
6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии/Е.Ю. Ривкин.-Волгоград: Учитель, 2013.
7. Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823
8. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие/авт.-сост.: О.В. Плетенева О.В. Тулупова, В.В. Целикова, В.Я., Бармина.-Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.
Приложение №1
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1) Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Консультант(ы) проекта.
4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
9) Заказчик проекта.
10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
11) Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
12) Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
13) Необходимое оборудование.
14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
15) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Приложение №2
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом |
Цели и задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Деятельность родителей |
1. Погружение в проект |
Цель – подготовка учащихся с ОВЗ к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. |
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. |
Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с педагогом. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей. |
2. Планирование деятельности |
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. |
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. |
Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы |
Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. |
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с педагогом (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4. Оформление результатов |
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. |
Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. |
Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. |
Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
5. Презентация результатов |
Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. |
Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. |
Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с педагогом (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности |
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. |
Оценивает усилия учащихся с ОВЗ, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. |
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. |
Консультируют в оформлении отчета. |
Приложение №3
Примерные темы проектов для детей с ОВЗ.
«Добро живёт рядом!» проект, направлен на социализацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья
«Организация взаимодействия педагогов ОУ при работе с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ».
«Школа пешеходных наук» проект по правилам дорожного движения
«Ты не один!» проект по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
«Мир творчества каждому ребенку», «Путешествие по русским народным сказкам», «Разноцветный мир», «Творчество без границ» творческие проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Вместе весело шагать» социальное партнерство в рамках волонтерского движения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.