Использование товарных знаков для защиты программного продукта

  • doc
  • 29.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 45. Практическая работа по теме Использование товарных знаков для защиты программного продукта.doc

Практическая работа № 3

Использование товарных знаков для защиты программного продукта

Время выполнения работы: 2 часа

Цель: Закрепление полученных теоретических знаний по теме; развитие аналитических, сравнительных способностей у будущих специалистов; выработка профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность.

Задачи:

-  определить роль и значение правового института Авторское право, Патентное право;

ответить на поставленные вопросы, используя материал  «СПС КонсультантПлюс

Теоретический материал:

            Удачное название компьютерной программы или базы данных, оригинальная заставка, звуковое сопровождение, красиво выполненная упаковка программной продукции – все это в значительной мере способствует сбыту программ для ЭВМ и БД и может повысить конкурентоспособность изделия, а также позволяет идентифицировать производителя программного обеспечения. Соответственно возникает вопрос о правовой защите названий компьютерных программ и БД, изображений на экране, звукового сопровождения и оформления упаковки. Наиболее подходящим способом правовой защиты для перечисленных объектов является защита с помощью норм законодательства о товарных знаках.

Как уже отмечалось выше, товарный знак выполняет следующие основные функции:

  • используется для индивидуализации продукции, выступая как отличительный символ;
  • гарантирует качество товара, способствуя формированию прочного круга потребителей данного товара;
  • выполняет функцию рекламирования товара, позволяя выработать путем рекламы по радио, телевидению, в печати и т.п. у потребителя прочные ассоциативные связи между товарным знаком и маркированной им продукцией.

Совокупность указанных функций определяет экономическое значение товарного знака для производителей продукции и услуг, его роль на рынке, в частности, на рынке компьютерных программных продуктов.

Далее рассмотрим некоторые аспекты применения товарных знаков при защите компьютерных программных продуктов.

Виды товарных знаков и их использование для защиты прав на компьютерные программные продукты

Согласно закону в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Под другими обозначениями понимаются звуковые, световые, обонятельные, а также те обозначения, тип которых в настоящее время трудно себе представить.

Словесные товарные знаки представляют собой наиболее распространенные обозначения, что связано с большой смыслоотличительной силой, заключенной в слове, с легкой запоминаемостью такого знака и возможностью его использования в устной рекламе. К словесным обозначениям относятся слова (на любом языке), сочетания букв, образующие «вымышленное» слово (так называемое «фантазийное слово»), сочетания слов, предложения (часто лозунги), а также их сочетания. Название программы для ЭВМ или БД, если оно удовлетворяет требованиям закона, может быть зарегистрировано как словесный товарный знак.

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки любого характера – животные, птицы, растения, предметы, геометрические фигуры, композиции линий, пятен, фигур на плоскости, орнаменты, виньетки и т.п., не сопровождаемые текстом. Отличительными чертами такого знака служат графические элементы, а также цветовое решение рисунка в целом. В качестве изобразительного знака может быть зарегистрирована заставка, появляющаяся на экране компьютера при каждом запуске программы для ЭВМ или БД.

Объемный товарный знак представляет собой трехмерное обозначение. К подобным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и их комбинации. Такое обозначение может относиться к упаковке программного обеспечения.

Комбинированный товарный знак представляет собой комбинацию описанных выше обозначений. Такие знаки обладают большой различительной способностью за счет объединения смыслового значения слова и наглядности рисунка или выразительности формы.

Другие товарные знаки – звуковые, световые, обонятельные и т.п. Звуковой товарный знак – это звуковой сигнал, представляющий собой музыкальные звуки, различные шумы и т.п. Он может быть использован для маркировки программного обеспечения; например, когда начало программы, особенно игровой, сопровождается определенным звуковым сигналом. Световой знак представляет собой световые эффекты, а обонятельный товарный знак – запах, присущий товару или его упаковке. Применение двух последних знаков для маркировки программной продукции кажется проблематичным.

Обеспечение охраноспособности изображения, заявляемого в качестве товарного знака

При регистрации обозначения в качестве товарного знака необходимо, чтобы оно удовлетворяло требованиям, предъявляемым к нему ГК РФ. Данные требования выражены в законе в негативной форме, то есть приводится список обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Таким образом, закон устанавливает основания, по которым обозначению должно быть отказано в регистрации(ст. 1483 ГК РФ).

В соответствии с законом основаниями для отказа в регистрации являются: отсутствие у обозначения различительной способности, наличие ложных элементов или тех, которые способны ввести потребителя в заблуждение относительно товара и/или его изготовителя, а также противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Различительная способность товарного знака – это важное условие его охраноспособности; ее отсутствие является основанием для отказа в регистрации. Для того чтобы товар был индивидуализирован и в сознании потребителя закрепилась однозначная связь между данным товаром и его производителем, необходимо, чтобы знак имел отличительные черты. Такие черты могут заключаться в форме или содержании знака, они должны делать его запоминающимся, привлекающим внимание, создающим впечатление оригинальности.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, Административный регламент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам исполнения государственной функции по организации приема заявок на товарные знаки и знаки обслуживания, их регистрации и экспертизы, выдачи в установленном порядке свидетельств РФ на товарный знак, знак обслуживания, общеизвестный в РФ товарный знак (далее – Регламент на товарные знаки), относит следующие

Обозначения, которые представляют собой отдельные буквы или цифры, не имеющие характерного графического исполнения; сочетания букв, не обладающие словесным характером, линии, простые геометрические фигуры и их сочетания, не образующие композиций, которые дают качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.

  • Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.
  • Трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением.
  • Общепринятые наименования, которые представляют собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров.
  • Общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (например, БОС, СКВ, ПАО, ООО и т.п.).
  • Обозначения, имеющие описательный характер, которые указывают на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. Например, для программы для ЭВМ, предназначенной для расчета налогов, обозначение «Расчет налогов» является неохрано­способным. Это следует учитывать при выборе названия программы, если оно будет использоваться в качестве товарного знака. Вопрос об описательном характере знака достаточно сложен. Это объясняется тем, что товарный знак выполняет, кроме различительной, рекламную функцию, а следовательно, в него стремятся вложить информацию о положительных свойствах товара. Сделать это можно, только используя аналогии. С данной целью применяются вымышленные слова и изображения, прямой смысл которых может быть далек от предназначения изделия, но которые в определенной степени отражают его важные свойства и передают основную идею товара.
  • Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для указания на товары определенного вида, то есть обозначения, которые в результате длительного использования различными производителями по отношению к определенным товарам превратились в видовые понятия (нейлон, рубероид, капрон и т.п.).
  • Обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами. Общепринятыми символами бывают, как правило, обозначения, символизирующие отрасли хозяйства или области деятельности. К ним относятся содержащиеся в перечне товары, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака (например, зеленый крест символизирует аптеку, шестерня – машиностроение и т.п.), а также условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники (такие, как ампер, вольт и т.п.).

Кроме перечисленных оснований для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака ГК РФ (ст. 1483) выдвигает и другие требования. Не могут быть предметом регистрации ложные знаки, то есть те, которые содержат сведения, не соответствующие действительности и тем самым способные ввести потребителя в заблуждение (например, «Иван Федоров» для программы бухгалтерского учета).

Основаниями для отказа в регистрации являются также отсутствие у обозначения новизны и наличие исключительных (имущественных) прав на подобные обозначения у третьих лиц.

К главным критериям охраноспособности наряду с различительными способностями знака относится его новизна, что связано с основным назначением знака — индивидуализировать товар и выделять его из массы подобных, производимых другими лицами. Новизна товарного знака обладает рядом особенностей по сравнению с новизной изобретений и полезных моделей. Новизна знака означает, что среди обозначений, известных на дату установления приоритета, отсутствуют не только идентичные, тождественные, полностью совпадающие с ним, но также и подобные, сходные обозначения, то есть совпадающие с ним лишь частично, но способные вызвать у потребителя путаницу с заявляемым обозначением.

Наличие в торговом обороте полностью совпадающего обозначения исключает новизну знака и является безусловным препятствием для признания его охраноспособным. Намного труднее поддается оценке новизна, если в обороте имеется лишь сходное обозначение, не совпадающее полностью с заявляемым. Основным принципом, из которого исходят законодательство и практика, служит недопустимость смешения знаков и введение тем самым в заблуждение потребителей.

Согласно п.8.3.9.3 Регламента на товарные знаки, сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).

Словесные обозначения сравниваются:

- со словесными обозначениями;

- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

а) Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:

- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;

- близость звуков, составляющих обозначения;

- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;

- наличие совпадающих слогов и их расположение;

- число слогов в обозначениях;

- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;

- близость состава гласных;

- близость состава согласных;

- характер совпадающих частей обозначений;

- вхождение одного обозначения в другое;

- ударение.

б) Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:

- общее зрительное впечатление;

- вид шрифта;

- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);

- расположение букв по отношению друг к другу;

- алфавит, буквами которого написано слово;

- цвет или цветовое сочетание.

в) Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков:

- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках);

- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;

- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

На основании п.8.3.9.4 Регламента по товарным знакам изобразительные и объемные обозначения сравниваются:

- с изобразительными обозначениями;

- с объемными обозначениями;

- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:

- внешняя форма;

- наличие или отсутствие симметрии;

- смысловое значение;

- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизован-ное, карикатурное и т.д.);

- сочетание цветов и тонов.

Комбинированные обозначения сравниваются:

- с комбинированными обозначениями;

- с теми видами обозначений, которые входят в состав проверя-емого комбинированного обозначения как элементы.

Поскольку товарный знак – обозначение, с помощью которого маркируют определенный товар, то новизна знака существенно связана с видом этого товара. Новизна определяется только по отношению к определенному виду товаров и является, таким образом, ограниченной. В этой связи при сопоставлении знаков с целью выявления новизны учитывают лишь те из них, которые относятся к аналогичным товарам. В общем случае знаки, тождественные или сходные до степени смешения с рассматриваемыми, но используемые для маркировки товаров другого вида, не влияют на его новизну.

Понятие однородности товаров и услуг в ГК РФ не определено, однако оно дается в п. 8.3.9.6 Регламента по товарным знакам, согласно которому при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

Для установления однородности товаров и услуг могут приниматься во внимание такие обстоятельства, как род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров. Вывод об однородности товаров и услуг делается по результатам анализа по перечисленным критериям в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (п. 8.3.9.6 Регламента по товарным знакам).

Принятая классификация товаров и услуг в соответствии с Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг (МКТУ) не влияет на оценку однородности товаров и услуг. В МКТУ выделены 42 класса, первые 34 из которых относятся к товарам, а остальные 8 – к услугам. Основой МКТУ являются признаки однородности товаров и услуг, однако принадлежность товаров к одному классу не может служить основанием для признания товаров однородными. К одному и тому же классу порой относятся неоднородные товары (например, класс 9: программы для ЭВМ и огнетушители), и наоборот, однородные товары могут быть разнесены по разным классам (например, мебель специальная лабораторная – кл.9, мебель для медицинских целей – кл.10). Однородными между собой могут быть признаны товары и услуги (например, программы для ЭВМ (кл.9 МКТУ) и составление программ для ЭВМ (кл.42 МКТУ)).

Особенности реализации права на товарный знак

Как отмечалось, право на товарный знак включает в себя право пользоваться и распоряжаться этим знаком, а также право запрещать другим лицам применение тождественного знака для маркировки однородных товаров и/или услуг.

Использование товарного знака

Использование товарного знака включает в себя:

  • маркировку товаров и услуг;
  • введение маркированных товаров в хозяйственный оборот;
  • применение знака в документации;
  • применение знака в рекламных целях.

Маркировка товаров осуществляется путем проставления товарного знака на самом изделии либо его упаковке. Программа для ЭВМ считается маркированной, если ее название, зарегистрированное в качестве товарного знака, высвечивается на экране компьютера при ее запуске либо указано на дискете или СD-диске, на которых записана программа, или их упаковке. Маркировка услуг означает применение обозначения в виде значков и эмблем на одежде обслуживающего персонала, на вывесках и т.п.

Введение в хозяйственный оборот маркированных изделий подразумевает различные способы коммерческой реализации продукции, а именно: изготовление маркированной продукции, предложение к продаже, продажу, хранение с целью после­дующей продажи, ввоз на территорию страны регистрации с коммерческой целью. При использовании знака в отношении услуг введение в оборот означает оказание услуг, сопровождаемых охраняемым обозначением. Предложение к продаже предполагает осуществление действий, направленных на информирование потребителей о возможности приобретения данной продукции (представление маркированных изделий на выставках, размещение информации о продукции с указанием товарного знака в каталогах и т.п.). При хранении маркированных изделий правовые последствия наступают только в том случае, если доказано, что находящаяся на хранении маркированная продукция предназначена для продажи. Ввоз маркированной продукции означает введение в хозяйственный оборот продукции, изготовленной за границей и маркированной обозначением, охраняемым в стране ввоза.

Использование знака в документации означает проставление его на всех документах, сопровождающих товар (руководство пользователя, описание программы и т.п.) или применяемых при осуществлении сделок, связанных с ним (переписка, лицензионные договоры и т.п.). Использование знака в рекламных целях – применение знака отдельно от товара для увеличения его известности среди потребителей. Для этого знак может размещаться в печатных изданиях (журналах, газетах, рекламных проспектах и т.п.), на уличных средствах рекламы (плакатах, стендах, вывесках и т.п.), в объявлениях по телевидению, каналам Интернета, радио и т.п.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, например, дилеры, вправе одновременно с товарным знаком изготовителя товаров использовать свой товарный знак. Такое применение может осуществляться только на основании договора между посредником и изготовителем товара, закон не уста­навливает форму подобного договора, однако его желательно заключать в письменной форме. Обычно даже не требуется специального договора, достаточно в общий договор о посреднической деятельности (дилерский договор) включить условие о том, что производитель товара не возражает против маркировки товара товарным знаком посредника.

Правомочие распоряжения знаком заключается в возможностях перерегистрации знака, передачи прав на него полностью или частично другим лицам, прекращения права на знак.

Передача права на товарный знак

Передача права на товарный знак может осуществляться либо в виде отчуждения исключительного права на товарный знак, либо в рамках лицензии на предоставление права использования товарного знака.

Под отчуждением права на товарный знак понимается передача в полном объеме исключительных прав, в результате которого новый владелец знака получает все правомочия, составляющие право на этот знак. Товарный знак может быть отчужден его владельцем как юридическому, так и физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Отчуждение товарного знака может осуществляться в отношении всех товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, либо только их части.

Однако учреждение знака не допускается, если оно может стать причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. Например, обозначение «Меркурий» для компьютерной программы, предназначенной для проектирования микросхем, должно рассматриваться как вводящее в заблуждение по поводу функционального назначения программы.

Владелец товарного знака может также предоставлять право на использование товарного знака любому другому лицу на основании лицензионного договора (лицензии) о предоставлении права использования товарного знака.

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак и лицензионный договор должны быть заключены в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Регистрация подобных договоров осуществляется в соответствии с Правилами государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 1020.

Заявление о регистрации договора об уступке или лицензионного договора должно относиться к одному договору. К заявлению прилагается договор или выписка из него, а также документ, подтверждающий уплату пошлины за регистрацию договора. Для регистрации договора не требуется каких-либо иных договоров между сторонами, в частности, договоров о передаче прав на имущество.

Роспатент должен рассмотреть заявление о регистрации договора в течение двух месяцев с даты его поступления. При рассмотрении заявления прове­ряется его соответствие требованиям Правил, а также устанавливается соответствие представленного на регистрацию договора действующему законодательству. При этом проверяется:

  • является ли лицо, уступающее товарный знак или предоставляющее лицензию на его использование, владельцем товарного знака, в отношении которого заключен договор;
  • указано ли юридическое или физическое лицо, которому уступается товарный знак или предоставляется лицензия на его применение;
  • предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, номер международной регистрации и т.п.);
  • вид передачи права;
  • объем передаваемых прав по лицензионному договору;
  • условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Изменения лицензионного договора (в частности, при переопределении сторон договора, предмета договора, вида передачи товарного знака, объема передаваемых прав) также подлежат регистрации в Роспатенте в соответствии с указанными Правилами.

Сведения о зарегистрированных договорах и зарегистрированных изменениях в них вносятся Роспатентом в Реестр изменений. Сведения об этом публикуются в официальном бюллетене Роспатента. Зарегистрированные договоры и внесенные в них изменения вступают в силу с даты их регистрации.

Конфликт между авторским правом и правом на товарный знак при охране компьютерных программных продуктов

В случаях тождества или сходства названия программы для ЭВМ или БД с товарным знаком, зарегистрированным для программ для ЭВМ (кл.9 МКТУ), или в отношении услуг, связанных с программированием ЭВМ (кл.42 МКТУ), возникает коллизия некоторых статей ГК РФ.

В соответствии с п.7.ст.1259 ГК РФ название произведения – как часть произведения, если оно представляет собой результат творческого труда и может использоваться самостоятельно – является объектом авторского права. Следовательно, на него распространяются все нормы авторского права, в том числе право запрещать его несанкционированное использование любым третьим лицам, но только до тех пор, пока не доказано, что название не носит творческого характера. Установить наличие или отсутствие творческого характера может только суд.

В соответствии со ст. 1482 ГК РФ название программы для ЭВМ, если оно удовлетворяет соответствующим требованиям, может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. При этом владелец знака приобретает на него исключительные права, в том числе право запрещать его использование в отношении однородных товаров и/или услуг. Статьей 1483 ГК РФ установлено, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы названия известных в РФ произведений литературы. На основании ст. 1259 ГК РФ программы для ЭВМ приравнены к произведениям литературы, следовательно, логично сделать вывод, что в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы и названия известных в РФ программ для ЭВМ или БД. Однако ГК РФ не определяет понятие известности, поэтому достаточно трудно доказать известность программы для ЭВМ, чтобы признать недействительной регистрацию товарного знака, тождественного или сходного с названием программы для ЭВМ. Таким образом, владельцу авторских прав на компьютерную программу скорее всего не удастся добиться признания недействительности регистрации товарного знака по указанному основанию.

В связи с этим возникает несколько вопросов. Насколько вправе владелец товарного знака запретить владельцу авторских прав на программу для ЭВМ использовать в качестве ее названия обозначение, схожее или тождественное с его товарным знаком? Следует ли рассматривать такое применение как нарушение права на знак, если программа была обнародована до даты установления приоритета товарного знака? Является ли при этом использование товарного знака нарушением авторских прав на компьютерную программу? Ответы на такие вопросы в каждом конкретном случае должен дать суд. Однако можно избежать конфликта интересов и связанного с ним судебного разбирательства, обеспечив принадлежность одному лицу прав на товарный знак, представляющий собой название программы (при условии, что название программы является охраноспособным обозначением), и авторские права на программу.

Возникающие споры о нарушениях, связанных с товарными знаками, рассматриваются в суде и арбитражном суде. Однако наилучшим вариантом является разрешение подобных споров путем заключения мирового соглашения. Такое урегулирование начинает владелец права на знак, который уведомляет лицо, использующее знак, что подобное применение нарушает права законного владельца знака, и предлагает прекратить его или облечь в законную форму под страхом передачи дела в суд. Обычно к мирному урегулированию прибегают в бесспорных случаях, когда у ответчика нет шансов выиграть дело в суде. При этом лицо, нарушившее право, может приобрести лицензию на использование знака и продолжать его применение уже на законных основаниях, либо выплатить определенную компенсацию, которая будет меньше судебных издержек, либо прекратить использование знака.

На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности  либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак" и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение трех лет.

Заинтересованное лицо, полагающее, что правообладатель не использует товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, направляет такому правообладателю предложение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с заявлением об отказе от права на товарный знак либо заключить с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован (далее - предложение заинтересованного лица). Предложение заинтересованного лица направляется правообладателю, а также по адресу, указанному в Государственном реестре товарных знаков или в соответствующем реестре, предусмотренном международным договором Российской Федерации.

Предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю не ранее чем по истечении трех лет с даты государственной регистрации товарного знака.

Если в течение двух месяцев со дня направления предложения заинтересованного лица правообладатель не подаст заявление об отказе от права на товарный знак и не заключит с заинтересованным лицом договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, заинтересованное лицо в тридцатидневный срок по истечении указанных двух месяцев вправе обратиться в суд с исковым заявлением о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Новое предложение заинтересованного лица может быть направлено правообладателю товарного знака не ранее чем по истечении трехмесячного срока со дня направления предыдущего предложения заинтересованного лица.

Решение о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования принимается судом в случае неиспользования правообладателем товарного знака в отношении соответствующих товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в течение трех лет, непосредственно предшествующих дню направления правообладателю предложения заинтересованного лица.

Правовая охрана товарного знака прекращается с даты вступления в законную силу решения суда.

Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.

При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.

Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.

 

Ход работы:

1. Изучить теоретический материал.

2. Ответить на контрольные вопросы:

1. Назовите основные функции товарного знака, определяющие его экономическое значение на рынке компьютерных программных продуктов.

2. Перечислите основные виды товарных знаков.

3. Каким образом при маркировке компьютерных программных продуктов могут быть использованы:

изобразительные товарные знаки,

объемные товарные знаки,

звуковые товарные знаки?

4. Каким образом осуществляется использование товарного знака при введении маркированных компьютерных программных продуктов в хозяйственный оборот?

5. Каким образом осуществляется применение товарного знака в документации, сопровождающей компьютерный программный продукт?

6. Каким образом осуществляется применение связанного с компьютерным программным продуктом товарного знака в рекламных целях?

7. Каковы способы передачи права на товарный знак?

8. В чем может заключаться конфликт авторского права и права на товарный знак при охране компьютерных программных продуктов?

9. Назовите основные способы разрешения конфликта авторского права и права на товарный знак при охране компьютерных программных продуктов.

10. Нарушения исключительного права на средства индивидуализации.

11. Критерии тождественности и сходности до степени смещения при определении наличия или отсутствия состава правонарушения.

12. Виды ответственности за незаконное использование средств индивидуализации.

13. Гражданско-правовые способы защиты прав на средства индивидуализации.

 


Скачано с www.znanio.ru