Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях ФГОС
Оценка 4.9

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях ФГОС

Оценка 4.9
docx
07.11.2022
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях ФГОС
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях ФГОС.docx

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях ФГОС

Быкадорова Л.В.

учитель обществознания МКОУ СШ № 4,

г. Котельниково

Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска обучающихся. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) позволяет создать условия для успешного формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.

Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

·                     владение навыками поиска;

·                     систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации;

·                     участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и т. д. сведений для её аргументации;

·                     умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации.

В своей работе применяю информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы.

Сеть Интернет предоставляет широкие возможности учителю и обучающимся при изучении материала на уроках истории и обществознания. Цифровые образовательные ресурсы использую в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. При помощи ЦОРов можно организовать виртуальные экскурсии. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям, как «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России», «Википедия».

Использование ИКТ на уроках  обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников.

Например, с помощью мультимедиа-учебников обучающиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к предмету. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» обучающиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.

Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться  среди сверстников. Многие обучающиеся  имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.

Самое главное, что обучающиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае  – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:

§  Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.
2)Уроки, на которых обучающиеся представляют свои проекты в форме презентаций (это могут быть уроки изучения нового материала, семинары, практикумы, обобщающие уроки).

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт.

Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).

Кроме того, что данный вид учебной деятельности  формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление. Однообразные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как  умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Итак, при создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

– критическое осмысление информации,

– выделение главного в информационном сообщении,

– систематизирование и обобщение материала,

– грамотное представление имеющейся информации

3)Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

4)Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика и др).

Это уроки, где работают совместно два учителя, это уроки прикладного характера, в ходе которых, в буквальном смысле, ученики генерируют и обрабатывают информацию. Уроки продуктивные, т.к. результатом часто являются мини-проекты, а порой  из таких мини-проектов создаются впоследствии научно-исследовательские работы. На таких занятиях с помощью учителя информатики более широко используются ИКТ-технологии, идет работа с разными приложениями (Microsoft Word,  Power  Point, Exel).

Такой тип урока очень интересен всем ребятам. Обучающиеся с удовольствием идут на подобные уроки, т.к. знают, что их ждет смена видов деятельности, совместное творчество, создание проектов. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, большой информативной емкостью материала.

Закономерности интегрированного урока заключаются в следующем:

–    урок подчинен авторскому замыслу;

–    этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

–  связанность структуры урока достигается последовательностью, но не исключена и параллельная связь (в первом случае достигается очередность действий, во втором – выполняются сопутствующие задания, отвечающие логически выстроенной цели).

5)Уроки с использованием Интернет-ресурсов.

Интернет можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.  На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например,  с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).

6)Уроки компьютерного тестирования.

Такие занятия позволяют  быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме.

Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий Кроме этого, можно найти тестовые задания по разным предметам, в том числе по обществознанию, на сайтах образовательных материалов (например, www.school-collection.ru ).

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения  обучающиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным  составляет основу информационной компетентности учащегося.

Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках обществознания в условиях

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений

При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений

В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни

В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни

Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий

Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2022