«Использование цифровых технологий в начальной школе»

  • doc
  • 01.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публикация.doc

 «Использование цифровых технологий

в начальной школе»

 

Иванова Е.П.

учитель начальных классов МБОУСОШ №44

 

Доска и мел - наши главные инструменты,

но хочется чего-то большего...

 

 

Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий.

ФГОС вносит радикальные изменения в начальное образование: меняются его цели,  содержание,  технологии,  формы контроля знаний ученика.  

Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, приводит к переосмыслению методов обучения и преподавания. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому важно обучать детей использовать цифровые технологии в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

     Реформирование системы образования глубоко затронуло школьное образование, поэтому задачей всех, кто работает в этой области, является нахождение путей вхождения в складывающуюся систему образования без качественных потерь. Такую возможность мы видим в том числе, в широком использовании новых информационных образовательных технологий. Сегодня в России в рамках проекта «Информатизация системы образования», который реализуется Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники, создается Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://school-collection.edu.ru/.

    Все эти работы направлены на то, чтобы предоставить школьному учителю дополнительные ресурсы для его повседневной работы, сделать учебный процесс интересным, увлекательным и современным.

Что же представляют собою цифровые образовательные ресурсы? Для кого они предназначены? Как их можно получить и где эффективно применить?

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР)продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.

   ЦОР представляет собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:
• символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики);
• образные объекты (фото, рисунки);
• аудиоинформация (устные тексты, диалоги, музыка);
• видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты);
• объекты "виртуальной реальности" (тренажёры, интерактивные модели, конструкторы).

        Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю:
• излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
• находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса;
• экономить время для речевой практики;
• организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
• заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.

   Электронные учебные пособия помогают ученикам:
• развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
• осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска   информации и её грамотного использования;
• самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
• приобрести навыки работы с компьютером;
• основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Формы работы с ЦОР:
• фронтальная;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная.

    Задания можно использовать на уроке в обычном классе при наличии компьютера и проектора для проведения фронтального опроса, когда ученики поочередно выполняют задания у компьютера, а класс следит за происходящим на экране. При использовании такой формы тренинга все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремятся попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также здесь присутствует  необычное внимание к ответу товарища: весь класс превращался в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета.

    Использование парного обучения при коллективном способе позволяет снизить дефицит речевой деятельности учащихся при групповой и парной работе.   ЦОР позволяет быстрее выполнить задание и оставшееся время  посвятить развитию диалогических и монологических навыков (например, обсуждение темы после выполнения задания ЦОР).

   Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, актуализации знаний, его закреплении,  контроле и оценке  знаний, умений и навыков, подготовки домашнего задания. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.

   А сейчас подробнее ознакомимся с методами работы с Единой коллекцией ЦОР и ее содержанием. Для этого достаточно набрать в браузере адрес Коллекции http://school-collection.edu.ru/

   Выбрав в разделе «Каталог» любой предмет, мы можем увидеть имеющиеся ресурсы в рубрике «Учебные и методические материалы».

   Справа даются ссылки к учебно-методическим комплексам. УМК  рассчитаны как на учителя, так и ученика. Отличие состоит в том, что учителю предлагаются еще разделы поурочного планирования и Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов учителем. Наличие этих разделов особенно важно для молодых учителей. В Методических рекомендациях обосновывается необходимость того или иного ресурса для каждого урока.

    Заглянув в оглавление учебника, делаем следующий шаг: выбираем интересующую нас тему  и находим содержание учебника по этой теме.

    Цифровые образовательные ресурсы доступны в Коллекции в различных форматах: анимации, тексты с гиперссылками, изображения, трехмерные модели, видеофрагменты, тестовые задания.

    Необходимо помнить, что для просмотра ресурсов на компьютере должны быть установлены соответствующие программы. В разделе «Инструменты» (верхнее меню на страницах Единой коллекции) вы можете найти инструменты организации учебного процесса и программы просмотра ресурсов.

Среди инструментов организации учебного процесса предлагаются 2 программы: «1C: ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер». С их описанием вы можете познакомиться в соответствующем разделе.

    Вторая часть раздела «Инструменты» содержит программы, необходимые для просмотра ресурсов, расположенных в Единой коллекции.

QuickTime позволяет воспроизвести на Вашем рабочем компьютере видео-файлы

Macromedia Shockwave Player

    Установленный на компьютер Shockwave Player позволит поработать с интерактивным цифровым образовательным ресурсом. С его помощью можно просматривать веб-контент в формате Shockwave, в том числе тесты, игры, обучающие программы, демонстрации продуктов и анимацию, используемые на большом количестве web-сайтов.

Acrobat Reader поможет просмотреть журнальные статьи в формате .pdf

DjVu Plug-in для просмотра DjVu файлов

Flash Player для просмотра различных тренажеров, моделей в формате .swf

Полезные адреса

Узнать больше о QuickTime
http://www.apple.ru/quicktech/technologies/

Виртуальные экскурсии по Лувру с помощью QuickTime
http://www.louvre.fr/llv/musee/visite_virtuelle.jsp?bmLocale=en (выбрать в любом зале More ->View)

Узнать больше о DjVu
http://djvu.utilita.info/

Flash версия сайта «Президент России - гражданам школьного возраста»
http://www.uznay-prezidenta.ru/

    Установив эти бесплатно распространяемые программы на свой компьютер, Вы сможете полноценно работать со всем многообразием ресурсов Единой коллекции.

В настоящее время меня также  заинтересовали возможности ресурсов  интернета, а именно, образовательные проекты, программы, призванные помогать учителю в планировании урока и экономии времени,  для индивидуализации учебного процесса, внеурочных занятий очной и дистанционной форм обучения.

Проекты разработаны профессиональными методистами и специалистами. Эти уроки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме по индивидуальной образовательной траектории. Более 30 000 заданий в игровой форме.

Разработаны предметные курсы по следующим курсам…

Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Последовательное прохождение школьной программы в комфортном темпе для каждого ученика, участие в олимпиадах, обсуждение заданий.

Проект UCHi.RU одобрен к сопровождению экспертами Агентства стратегических инициатив.  Даны заключения экспертов об эффективности использования обр.платформы. Учи.ру — интерактивная индивидуальная образовательная траектория. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Ключевые преимущества Учи.ру:

•        Повышение образовательных результатов

•        Усвоение материала без пробелов

•        Рост интереса к обучению

•        Доступность для детей с особыми образовательными потребностями

•        Статистика в реальном времени

 

 

Коллекции видеоуроков по школьной программе вы найдёте на образовательных порталах Инфоурок, InternetUrok.ru, «Российская электронная школа».

Видеоуроки по предметам являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Они содержат оптимальное количество графической и анимационной информации для сосредоточения внимания и удержания интереса ребят без отвлечения от сути занятия. Каждый видеоурок озвучен четким и приятным для восприятия голосом. Ученики ценят оригинальность подачи материала, его можно смотреть много раз. То есть могут задавать, пожалуй, самый главный вопрос: «Не могли бы вы повторить еще раз?». Родители довольны заинтересованностью детей. К созданию видеоуроков привлекаются лучшие учителя Санкт-Петербурга и Москвы.

Инфоурок – это новости образования, видеолекции и тестирование  для учителей – возможность пополнить достижения, проверить профессиональные компетенции, публикация. Уроки и лекции представлены по разделам…

 «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс. «Российская электронная школа» создается в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г.

Уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок

Понравилось, что тренировочные задания, варианты ответов со звуковым сопровождением. Подсказка на страничке - что нужно вспомнить для успешного выполнения.

InternetUrok.ru. — полностью частная инициатива. Сайт интересен не только видеоуроками, но и конспектами, тестами для самопроверки, интерактивными тренажерами; есть возможность задать вопрос учителю. Все материалы сайта свободны от рекламы и находятся в открытом доступе. С маленькой оговоркой. Просмотр урока,  тесты для самопроверки, тренажёры по математике, рус.языку – большая часть по абонементу. Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам. Над каждым уроком работает группа специалистов — от учителей и редакторов до художников и режиссеров. Приглашают учителей снять пробный урок.

         Последнее приобретение в моей методической копилке. Якласс – цифровой образовательный ресурс для школ. Якласс адаптирован для работы с проектором, мультимедийной доской или широким экраном компьютера. Помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. При необходимости система автоматически их проверит и оценит работу каждого ученика.

Для ученика это — база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. ЯКласс автоматически собирает информацию о том, что решили учащиеся в разделе «Предметы», и отображает её учителю в «Портфолио класса». Динамичные рейтинги лидеров класса добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis — тем самым, решена проблема списывания. Миссия – улучшать качество обучения, делать его интересным для учеников, возвращать учителям радость творчества.

LECTA - образовательная платформа для педагогов, учеников и родителей, которая содержит электронные формы учебников с  мультимедийными, интерактивными ресурсами, тренажерами с автоматической проверкой. Вроде бы все хорошо, но учитель, т. к. он является творческой личностью, не имеет возможности дополнить урок своими собственными материалами. У него нет возможности на уроке провести проверку заданий, выполненных на тренажере. Это цифровой инструмент, который требует больших материальных затрат на закупку планшетов.

      Сервис LECTA «Классная работа» предлагает дополнительные бесплатные презентации, тренажеры, видео- и аудиоматериалы, 3d-модели и конспекты уроков с этими интерактивными составляющими. Есть возможность дополнять презентации собственными материалами. Но качество работы зависит от скорости интернета и на платформе представлены не все предметы и классы.

 

LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр. Задание проверяется автоматически. Здесь можно найти много разнообразных шаблонов, есть библиотека готовых материалов. Но некоторые из них не соответствуют программе и содержат ошибки.

«ЯКласс» - платформа для создания тренировочных работ и домашних заданий. Есть обширный банк готовых упражнений и возможность создания собственных заданий.

Kahoot! и Quizizz  - сервисы, позволяющие преобразовать обучение в игровой процесс. Здесь можно создавать как викторины и опросы, так и образовательные квесты. Регистрация учеников в системе не требуется. Тесты можно выполнять вне класса. Но все элементы управления на английском языке, мало шаблонов для создания заданий и есть сложности с идентификацией учащихся.

Google Forms - это инструмент для создания тестов, опросов, голосования, викторин, онлайн-квестов. Тесты имеют автоматическую проверку. Задания можно создавать на основе иллюстраций и видео. В тестах используются варианты с разными типами ответов. Учитель получает подробную информацию о выполнении заданий школьниками. Но учителю и ученику нужны собственные аккаунты Google (gmail). Нет готовых материалов.

Google Classroom  - система управления виртуальным классом. Здесь можно выдавать задания и проводить контроль, создавать полноценные онлайн-курсы. Но необходимо подготовить школьников к работе с учебными материалами в режиме онлайн.

         Cайт «Страна Мастеров» объединяет учителей и обучающихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический. Официально внесен в новую версию учебников по технологии, согласно новым стандартам. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.  Цель: развитие творческих способностей.

            Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. УМК содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом в компьютерном классе, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Содержание уроков имеет богатый иллюстрированный материал, сопровождаемый видеоизображениями, анимированными интерактивными игровыми упражнениями.

            Мультимедийные материалы по программе Занкова "Проверь себя". В этом разделе сайта размещаются электронные материалы для текущего и тематического контроля по разным курсам начальной школы. Материалы представляют собой компьютерную программу и предназначены для скачивания и установки на персональный компьютер для использования ребенком дома и в школе. Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение заданий возможно в тренировочном и проверочном режимах, направленных на закрепление изученного на уроках материала. В тренировочном режиме задания располагаются по уровню сложности, по мере изучения материала в течение года, поэтому их следует выполнять по порядку. В тренировочном режиме ребенок может увидеть «указание на ошибку» и выполнить задание еще раз. Переходить к выполнению заданий в проверочном режиме рекомендуется только после полного освоения темы в тренировочном режиме.

 

Конечно, интернет не может стать полноценной заменой для учителей. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.

 

Подведем итоги:

Чем же полезен учителям ЦОР?   Использование ЦОР позволяет:

- улучшить эффективность и качество образования;

- ориентироваться на современные цели обучения;

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;

- учитывать страноведческий аспект;

- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

- реализовать индивидуальный подход;

- усилить самостоятельность школьников;

- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;

- объективно оценивать знания учащихся;

- повысить качество наглядности;

- облегчить труд учителя.

 

Использование цифровых образовательных ресурсов ( ЦОР)  позволяет:

·     повышать уровень обучения

·     развивать творческую и познавательную активность детей

·     самоутверждаться учащимся - раскрывать свои возможности и способности

·     подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем, развивать навыки  самообразования и самоконтроля

·     создавать благоприятный фон для достижения успеха, что положительно влияет и на учебную деятельность

·     сформировать функционально грамотную личность

·     предоставляют возможность создания условий для вовлечения учащихся в цифровую среду.

 

Эффективное использование новых информационных технологий, современных цифровых образовательных ресурсов, информационных учебно-методических комплексов  в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, вносит изменения в образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе.


Скачано с www.znanio.ru